Введение в тему урока, чтение и анализ произведений. С 218-229 учебника – худ.тексты.




Восьмое мая

Контрольная тестовая работа №2

(по творчеству Ф.Абрамова, Е.Носова, Ю.Казакова, поэтов-авторов стихотворений о природе)

(пишем в тетради или на отдельном листочке, не забыв подписать)

Класс

 

Уровень

 

  1. На какой реке происходит действие рассказа «Кукла»?

а. Волга

б. Дон

в. Сейм

  1. Какой цветок хозяйка считала не цветком, а овощем (по рассказу «Живое пламя» Е.Носова)?

а. Розу

б. Ромашку

в. Мак

 

 

Уровень

 

  1. Что имел в виду Акимыч, говоря, что «всего не закопать» (рассказ Е.Носова «Кукла»)?
  2. О чем плакали лошади в рассказе Ф. Абрамова?
  3. Дайте определение понятию рассказ.

 

 

Уровень

  1. Установите соответствие между названиями произведений и автором.

ПРОИЗВЕДЕНИЯАВТОР

1) «Тихое утро» а) Д.Лихачев

2) «Земля родная» б) С.Есенин

3) «Топи да болота» в) Ю. Казаков

4) «Тихая моя Родина» г) Ф.Абрамов

5) «О чем плачут лошади» д) Н.Рубцов

 

         
         

 

Примечание: в контрольной работе есть тема, которую мы еще не проходили – стихотворения о родной природе. Прежде чем приступить к выполнению, прочитайте, пожалуйста, конспект и стихотворения по учебнику.

Класс

Тема: «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА...». Стихотворения о родной природе. В.Я.Брюсов «Первый снег», Ф.Сологуб «Забелелся туман за рекой…». С.Есенин «Топи да болота…» Н.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…». Н. Рубцов «Тихая моя родина».

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего. Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Цель урока: анализ лирического стихотворения; навыки выразительного чтения; понимание лирического бессюжетного стихотворения.

 

Ход урока:

Оргмомент

Мотивация учебной деятельности

Сообщение темы и целей урока

Введение в тему урока, чтение и анализ произведений. С 218-229 учебника – худ.тексты.

Часто музыка легко может выразить то, чего не передать словами. Поэзия сродни музыке и она не столько рассказывает, сколько пробуждает «чувства добрые».

Поэзия 20 века явилась достойной преемницей «золотого века» русской литературы.

-Ребята, кто из вас любит ходить в лес, собирать, например, грибы и ягоды? Часто ли вы замечаете, как выглядят деревья утром; при заходе солнца, какая река в разное время года, в разное время суток…

-А кто любит слушать и читать стихи? Часто ли вы читаете стихи о природе?

2. Прочитаем стихотворение Брюсова «Первый снег».

-Какие строчки этого стихотворения перекликаются с пушкинскими?

-Что роднит брюсовские строчки с тютчевскими?

-Как относится поэт к тому, о чём пишет? Какие именно слова выражают любовь автора?

-Какие литературные приёмы использует поэт для изображения волшебства мира, одетого первым снегом?

-В каком из значений употреблено в стихотворении слово «проза»?

-Каким чувством проникнуто стихотворение?

3. Ф.Сологуб «Забелелся туман за рекой».

-Вспомним, в чём главное отличие лирического произведения от эпического?

-Какие события составляют внешний сюжет стихотворения? Кратко перескажите в прозе содержание стихотворения.

-Какое настроение передаёт автор с помощью описываемого пейзажа?

-Есть ли в этом стихотворении метафоры, эпитеты, олицетворения?

-За счёт чего достигается поэтическая выразительность в таком случае?

4. С.Есенин. «Топи да болота…»

-Кратко перескажите содержание стихотворения.

-Найдите в стихотворении олицетворения, метафоры.

Для Есенина природа - это вечная красота и вечная гармония мира. Живые, трепетные картины природы в стихах Есенина учат любить и хранить мир земной красоты.

5. Н.Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой».

-Какова главная мысль стихотворения?

-Почему поэт называет природу родного края «суровой»?

-В чём воспитательная сила природы?

-Какие строчки повествуют о полном слиянии души лирического героя с природой?

6. Н.Рубцов. «Тихая моя родина».

-О чём это стихотворение?

-Какое чувство испытывает лирический герой, описывая этот пейзаж?

-Найдите в словаре значения слов «погост», «обитель»?

-Какие картины детства встают перед глазами поэта? Почему так важны слова: «Я ничего не забыл»?

-Какие перемены произошли в родном краю?

-Какое значение имеет настойчивое повторение слова «тихий», «тихо»?

-Какие литературные приёмы использует Рубцов для выражения чувства любви к родному краю?

Стихотворения о родной природе часто выражают чувства любви к своему родному краю, к Родине.

Итог.

Художественный мир Николая Рубцова связан с родным ему северным селом, природой северного края, людьми - тружениками. Это - "тихая родина", царство красоты и первозданной гармонии. Возможно, у вас другой образ родины. Но какой бы мы ее не представляли, чувство привязанности, заботы и любви к своей родине объединяет всех людей.

Рефлексия

Итог урока

7. Домашнее задание: Выучить понравившееся стихотворение (на выбор), подготовиться к контрольной тестовой работе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: