Ур 109. Литература, гр. 91.Дата проведения - 06.05. 2020, время проведения – 1 час. Преподаватель: В.И.Михайлова.
Тема урока: «Рассказ «Макар Чудра. Особенности изображения характеров и обстоятельств»
Цели урока: текстуальное изучение рассказа, выяснение особенностей композиции, проблематики, изображения характеров и обстоятельств, совершенствование навыка характеристики литературных героев.
Задачи урока: знать текст произведения, объективно оценивать поступки героев, давать характеристику литературным героям.
Ход урока.
Запись темы, усвоение цели и задач урока.
Прочитайте и запомните теоретический материал, законспектируйте.
История создания рассказа.
Идея написания рассказа возникла у Горького после длительного путешествия по югу России.. После знакомства с революционером Александром Калюжным Горький прочитал ему рукопись рассказа. Рассказ Калюжному понравился, и он советовал его обязательно напечатать. Это была одна из первых публикаций М.Горького.Рассказ «Макар Чудра» позволяет во всей полноте увидеть внутренний мир Горького еще на заре его литературной деятельности. Именно с этого рассказа началось литературное творчество Горького.
Композиция и конфликт.
Тип композиции – рассказ в рассказе. Молодой путешественник (в нем легко угадать автора) рассказывает о том, что ему поведал рассказчик Макар Чудра. Рассказ в рассказе позволяет воссоздать колоритную атмосферу юга России, насытить рассказ интереснейшим сюжетом и философскими взглядами Макара Чудры,(далее – МЧ)
Главный конфликт – конфликт двух сильных личностей и их приоритетов – свободы и любви. Главные герои – Лойко Зобар и красавица Радда привыкли только брать. Однако любовь потребовала пожертвовать самым дорогим, что было у героев –свободой. Никто не смог ни заглушить чувство,ни уступить другому. Это и привело к трагедии.
Тематика рассказа достаточно обширна.
· Любовь,сильная и смертельно опасная.
· Свобода – высшая ценность.
· Природа – бесконечный и прекрасный простор.
· Быт и нравы кочевых цыган.
Запишите краткую характеристику героев рассказа.
Макар Чудра- старый цыган,равный с окружающим миром,презирающий религию,считающий, что каждый человек сам создает свою судьбу.
Лойко Зобар – молодой красивый цыган, ловкий вор, заработал себе массу врагов, которых презирает, берет от жизни все, что хочет. Великолепно играет на скрипке так,что хочетсясмеяться и плакать.
Радда – красивая молодая цыганка, разбила сердца многим мужчинам, равнодушна к деньгам. Радда обладает бешеным темпераментом, она жестока и эгоистична, одержима властью над мужчинами, что и приводит к её смерти от рук любимого.
Автор – молодой путешественник,хороший и благодарный слушатель, обладающий живым воображением. Автор не судит чужой народ, а пытается понять.
Беседа по тексту. Ответьте на вопросы.
1 Рассказчик Макар Чудра. Охарактеризуйте героя.
2 Опишите внешность Лойко Зобара.
3 Как характеризуют Лойко Зобара слова Макара: «Нужно тебе его сердце, он вырвет из груди свое сердце, лишь бы тебе хорошо было».
4 «Мудр,как старик, сведущ во всём, грамоту русскую и мадьярскую понимал.…А как на скрипке играл! И плакать, и смеяться хотелось в это время!» - что говорят о Лойко Зобаре эти слова?
5 Чем замечательна молодая цыганка Радда?
6 Что ответила Радда на предложение Лойко Зобара стать его женой?
8 Какие события предшествуют тому, что Лойко при всем таборе низко кланяется гордой красавице?
9 Как погиб молодой красавец – цыган Лойко Зобар?
Итоги урока.
Выполните тестовые задания.
В каком году написан рассказ «Макар Чудра»?
А 1894; Б 1904; В 191 4;
Кто не является героем рассказа «Макар Чудра»?
А Данко; Б солдат Данипо; В Лойко Зобар; Г Радда.
Кто рассказывает о роковой цыганской любви?
А Нур; Б Зобар; В Макар Чудра; Г Данило.
Сколько лет Макару Чудре?
А 35; Б 85; В 58; Г 48.
Кто играл на скрипке так, что «плакать и смеяться хотелось одновременно»?
А Радда; Б Макар Чудра; В Нонка; Г Лойко.
Кому принадлежат слова: «Кабы орлица к ворону в гнездо пошла, кем бы она стала?»
А Нонке; Б Радде; В Макару Чудре; Г Лойко Зобару.
При каком условии Радда согласна стать женой Лойко Зобара?
А не было условия; Б если поцелует её при всех в губы; В если поклонится ей при всем таборе; Г если Лойко подарит ей дорогие бусы.
Что было для Радды дороже любви?
А богатство; Б кочевая жизнь; В семья; Г свобода.
Как сложилась судьба Радды?
А её убил Лойко; Б осталась с отцом; В вышла замуж за Лойко; Г внезапно исчезла из табора.
Какова основная идея рассказа «Макар Чудра»?
А преступления причиняют боль и ведут к гибели; Б свобода и счастье совместимы, если один человек покорится другому; В свобода – высшая ценность противостоящая самой любви.