ПРОБЛЕМНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ




 

1. Есть ли у вас свой вклад (депозит) в коммерческом или сберегательном банке? Что происходит с вашими деньгами, когда вы вкладываете их в подобный институт? При объяснении пользуйтесь моделью кругооборота.

2. Какие из приведенных ниже операций приводят к притоку, а какие - к оттоку капитала из экономики США:

а) Компания "Форд Мотор" покупает 100 000 акций шведской корпорации "Вольво";

б) Богатый мексиканский бизнесмен покупает 1000 акров земли в Техасе;

в) Нью-Йоркский банк "Чейз Манхэттэн" дает Правительству России ссуду в 50 млн долл.;

г) Американский розничный магазин занимает в Канадском банке 2500 долл. для оплаты доставки бумаги, которую магазин покупает у канадской компании.

3. Приходилось ли вам напрямую сталкиваться с рационированием? Если да, то опишите ту схему рационирования, с которой вам пришлось столкнуться; рассмотрите преимущества и недостатки этой схемы по сравнению с использованием денег.

4. Федеральное правительство ограничивает количество сберегательных облигаций, которые может приобрести один человек. Разумна ли такая политика?

5. Если бы у вас были некие сбережения, позволяющие вам осуществить инвестиции, то какой тип ценной бумаги вы бы выбрали: казначейские облигации, муниципальные облигации или облигации корпораций? Почему?

6. Кривая дохода правительственных ценных бумаг иногда имеет отрицательный наклон, что противоречит норме. При каких условиях, по вашему мнению, кривая дохода будет иметь отрицательный наклон, а при каких - положительный?

7. Приведите примеры усиления конкурентной борьбы в банковской сфере в США и России в последние годы.

8. Представьте себе, что вы руководите банком и общий объем депозитов вашего банка резко сократился. Что вы сделаете для преодоления этого кризиса?

9. В качестве лица, ответственного за работу служащих банка, занимающихся инкассо чеков и других документов, вы обнаруживаете, что ваши подчиненные выдали очень солидные суммы в результате массового изъятия вкладов? Каким образом вы восполните объемы предложения вашего банка?

10. Предположим, что резервы вашего банка достаточны только для того, чтобы удовлетворять требованиям, предъявляемым к вашим депозитам и согласно закону. В этот момент президент крупной фирмы, расположенной в вашем районе, и ваш крупный вкладчик просит у вас крупную ссуду. Как вы поступите?

11. Вы хотите приобрести подержанный автомобиль последней модели, но для его покупки вам необходимо занять денег. Вы можете занять их у своих родителей, у финансового посредника или у бывшего владельца автомобиля, заплатив часть цены сразу, а часть выплачивая ежемесячными взносами в течение года. Каковы преимущества и недостатки каждого из вариантов?

12. В какой фазе делового цикла находится экономика России в данный момент? Пролистайте последние номера журналов и газет, специализирующихся на предпринимательской тематике, и найдите статьи, посвященные экономическим прогнозам. Как долго, согласно этим прогнозам, будет длиться текущая фаза делового цикла? Упоминает ли кто-нибудь из авторов этих статей проблемы денежного обращения как важный фактор предсказания будущих подъемов или спадов экономики?

13. Начертите кривую совокупного спроса экономической системы, полагая, что количество денег, находящихся в обращении, равно 600 млрд долл., а скорость обращения денег равна 4. Покажите, как сдвинется эта кривая, если количество денег, находящихся в обращении, сократится до 500 млрд долл, тогда как скорость обращения денег остается неизменной.

14. Начертите диаграмму совокупного спроса и предложения, чтобы проиллюстрировать следующий вариант развития экономической системы: начиная с положения стабильного уровня и существования равновесия на долгосрочном ременном интервале, денежная масса сокращается из года в год в течение нескольких лет (что своего рода есть "зеркальное" отображение "галопирующей" инфляции, рассмотренной на рис. 1). Что должно произойти с уровнем цен, чтобы сохранить реальный объем производства ниже его естественного уровня в течение длительного времени?

 
 

 


 

Рис. 1

15. Покажите с помощью диаграммы совокупного спроса и совокупного предложения последствия благоприятного шока предложения, например, понижения цен на импортируемые товары. Что случится с ценами и реальным объемом производства, если количество денег, находящихся в обращении, останется на неизменном уровне? Какая денежно-кредитная политика позволит сохранить уровень цен постоянным? Какая денежно-кредитная политика принесет, по вашему мнению, больше пользы экономической системе на краткосрочных временных интервалах? На долгосрочных временных интервалах?

16. Какие темпы инфляции вы ожидаете в текущем году? До какой степени ваши ожидания обусловлены опытом года предыдущего? Повлияли ли на ваши ожидания темпов будущей инфляции статьи с экономическими прогнозами или политическими обзорами? Обсудите происходящие процессы в рамках теории адаптивных ожиданий и теории рациональных ожиданий?

17. Предположим, что национальный продукт составляет
1000 млрд долл., а фирмы и деловые предприятия выплачивают
700 млрд долл. в виде заработной платы рабочим и служащим,
1500 млрд долл. в виде ренты, 2000 млрд долл. в виде процентов. Может ли при этих условиях существовать равенство национального дохода и национального продукта? Поясните свою мысль.

18. Начертите систему координат с координатными осями
(см. рис. 2). Положим, что автономное потребление составляет
1400 млрд долл., предельная склонность к потреблению равна 0,8, а чистые налоги равны 0. Начертите соответствующую этим условиям функцию потребления, обозначив ее С1. Теперь положим, что автономные чистые налоги составляют 500 млрд долл. Как это изменит график функции потребления? Обозначьте новый график функции потребления С2. И наконец, добавим в рассмотрение подоходный налог с предельной налоговой ставкой 25 %, распространяющийся на все полученные доходы. Постройте график новой функции потребления и обозначьте его С3. Премиальный вопрос: подсчитайте мульти-
пликатор затрат для каждой из построенных функций потребления.

 

Рис. 2

19. Используя графическую интерпретацию экономических процессов, подобно диаграммам на рис. 3, покажите, что точки, лежащие вправо от кривой IS, соответствуют избыточному предложению на рынке товаров, т.е. ситуации, когда плановые затраты на товары и услуги меньше национального продукта. Аналогичным образом покажите, что точки, лежащие слева от кривой IS, соответствуют избыточному спросу на рынках товаров.

 

Рис. 3

20. Используя графическую интерпретацию экономических процессов, подобно диаграммам на рис. 4, покажите, что точки, лежащие ниже кривой LM, соответствуют избыточному спросу на деньги, а точки, находящиеся выше этой кривой, - избыточному предложению денег.

21. В рамках разработанной модели "IS-LM" с фиксированными ценами покажите, как будет реагировать экономическая система в ответ на предпринятую ФРС продажу на открытом рынке ценных бумаг. Объясните, какие изменения произойдут на рынках товаров и рынках денег по мере продвижения экономической системы от одного положения равновесия к другому. При рассуждениях воспользуйтесь упрощенной моделью кейнсианского передаточного механизма.

 

Рис. 4

22. Сторонники монетаристской школы зачастую утверждают, что в ответ на изменения норм процента спрос на деньги реагирует в очень слабой степени, а спрос на инвестиции - в очень сильной. С помощью диаграмм, подобных представленным на рис. 3 и 4, покажите, что такие взаимные связи могут существовать лишь при относительно крутой форме кривой LM и относительно пологой кривой IS. Как изменения углов наклона этих кривых к оси абсцисс будут влиять на эффективность мероприятий фискальной политики в рамках модели "IS-LM"? Усилится или уменьшится в этом случае эффект вытеснения?

23. Используя рис. 5 в качестве базовой модели, покажите, что кривая совокупного спроса приближается к вертикали, по мере того как кривая совокупного предложения приближается к горизонтали. Поясните, почему при включении в рассмотрение эффекта реальных кассовых остатков кривая совокупного спроса приобретает отрицательный наклон даже при горизонтальной кривой предложения денег?

24. На рис. 6 экономическая система в положении Е2 проходит стадию спада темпов экономического роста. В рассматриваемом случае количество денег, находящихся в обращении, растет не так быстро, как естественный уровень реального объема производства. Если рост естественного уровня реального объема производства в длительный периодсоставляет 3 % в год, а денежная масса при этом растет только на 2 %, будет ли экономическая система в течение этого времени постоянно оставаться в стадии спада темпов экономического роста? Какова вероятная корректировка ожиданий хозяйственных агентов на долгосрочных временных интервалах? Представьте рассматриваемый процесс в рамках графической модели совокупного спроса и совокупного предложения.

 

Рис. 5

 

Рис. 6

25. Еще раз проработайте пример, приведенный на рис. 7, в рамках модели "IS-LM" с гибкими ценами. Покажите, что при любой заданной форме кривой LM реальный объем производства на краткосрочных временных интервалах в ответ на смещение кривой IS уменьшается в меньшей степени, нежели это происходит при рассмотрении модели "IS-LM" с фиксированным уровнем цен.

26. Ниже приводятся цитаты из работы Дж. Тобина "Денежно-кредитная политика: ее правила, цели и резкие изменения".

"Свод простых постоянных правил денежно-кредитной политики зачастую находит поддержку и понимание на том основании, что эти правила минимизируют риск. Экономисты и эксперты банковского дела скорее всего обладают далеко не полными знаниями об эффектах денежно-кредитных мероприятий, силе их влияния, временных масштабах воздействия и, более того, их вероятном направлении. Равновероятно, что любые мероприятия принесут как пользу, так и вред экономической системе. Точная настройка экономики способна де-
стабилизировать ситуацию с тем же успехом, что и достичь стабильности... Самое безопасное в данной ситуации - не предпринимать никаких кардинальных шагов... Не ошибается тот, кто ничего не делает...".

 

Рис. 7

"Однако это волшебное "ничегонеделанье" определено весьма нечетко. Сами по себе правила проведения определенной экономической политики подразумевают достижение промежуточных целей денежно-кредитной политики путем приспособления соответствующих инструментов ее претворения в жизнь".

Прокомментируйте приведенное высказывание в свете проблем и вопросов, поднятых в настоящей главе, и дискуссии о центральных эмиссионных банках. Каково, по вашему мнению, наилучшее воплощение идеи "пассивного наблюдения" (Doing nothing) - поддержка на постоянном уровне общих суммарных резервов банковской системы; суммарной денежной базы; параметра Ml; темпов роста параметра Ml; темпов роста номинального объема производства; уровня цен?

27. Классифицируйте каждую из следующих операций, сопровождающуюся притоком или оттоком капитала, с точки зрения американской экономики:

а) Крупный нью-йоркский банк предоставляет правительству Мексики ссуду в 500 000 долл.;

б) Богатый калифорниец приобретает конный завод в Ирландии;

в) Пенсионный фонд Союза британских транспортных рабочих приобретает 10 000 акций американской корпорации;

г) Американский импортер вина организует краткосрочный займ во Французском банке для оплаты приобретаемой им партии французского шампанского.

28. Рассмотрим международную экономическую систему в несколько упрощенном варианте - ее членами состоят только США и Канада. В обеих странах единственной формой денег, находящихся в обращении, являются золотые монеты. И канадский, и американский доллар содержат по 1/20 тройской унции золота. Единственная форма международного торгового обмена - это партии готовой продукции, за которую расплачиваются золотыми монетами. Первоначально обмен по текущему счету внешнеторговых операций находится в равновесии. Затем открытие новых золотых рудников в США вызывает рост количества денег, находящихся в обращении в американской экономической системе, что в свою очередь увеличивает реальный объем производства с одновременным повышением уровня цен в США. По мере расширения и экспансии, отмечаемых в американской экономике, спрос в США на импорт из Канады возрастает. Объясните, как этот процесс повлияет на направление потока золотых монет и количество денег, находящихся в обращении в США и в Канаде. Что произойдет с уровнем цен и уровнем реального объема производства в Канаде и в США? Какие изменения будут наблюдаться в платежных балансах по текущим счетам внешнеторговых операций этих стран?

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ПО КУРСУ "МАКРОЭКОНОМИКА"

 

1. Макроэкономика и ее цели.

2. Система национальных счетов и ее значение. Показатели национальных счетов.

3. ВНП: сущность, особенности. Метод расчета ВНП по доходам. Метод расчета ВНП по расходам.

4. ВНП и цены. Номинальный и реальный ВНП. Дефлятор ВНП. ВНП и общественное благосостояние.

5. Совокупный спрос: понятие, графическое представление. Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос.

6. Совокупное предложение. График. Неценовые факторы, влияющие на совокупное предложение.

7. Проблема соответствия совокупного спроса и совокупного предложения. Изменение в равновесии.

8. Циклические колебания в экономике, их причины. Фазы цикла. Большие, малые и средние волны.

9. Антициклическое регулирование экономики. Кейнсианский и неоклассический подходы. Эффект храповика.

10. Безработица. Изменение и типы. Определение полной занятости. Естественный уровень безработицы.

11. Классическая и кейнсианская теория занятости. Экономические и социальные издержки безработицы.

12. Сущность и виды инфляции.

13. Причины и источники инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.

14. Инфляция спроса и инфляция издержек. Определение фактического уровня инфляции через инфляцию спроса, инфляцию издержек (внешнего ценового шока).

15. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.

16. Инфляция и безработица. Кривая Филлипса.

17. Потребление, структура потребления, функция и график.

18. Сбережения, функция сбережения, график.

19. Функциональное назначение и взаимосвязь потребления и сбережения.

20. Факторы потребления и сбережения, не связанные с доходом.

21. Склонность к потреблению и склонность к сбережению (средняя, предельная).

22. Инвестиции, их роль. График инвестиций. Инвестиции и доход.

23. Теория мультипликатора. Мультипликатор расходов. Графическое представление мультипликатора.

24. Определение равновесного уровня ЧНП. Инфляционный и рецессионный разрыв. Парадокс бережливости.

25. Предложение денег. Денежная масса и ее структура.

26. Равновесие на денежном рынке: классический подход. Равновесие на денежном рынке: кейнсианский подход.

27. Равновесие на товарном рынке. Общее равновесие на товарном и денежном рынке.

28. Государственный бюджет. Дефицит государственного бюджета. Государственный долг.

29. Налоги, их функции и виды. Налоговый мультипликатор. Кривая Лаффера.

30. Фискальная политика и ее типы.

31. Банковская система. Банки, их виды и функции.

32. Процесс создания кредитных денег в банковской системе. Денежный мультипликатор.

33. Денежно-кредитная политика и ее виды.

34. Экономический рост и его типы. Факторы и показатели экономического роста.

35. Международное разделение труда. Мировое хозяйство.

36. Мировая торговля. Принципы абсолютных и сравнительных преимуществ.

37. Торговый и платежный баланс.

38. Валютный рынок. Валюта. Международные валютные системы.

39. Валютный курс и факторы, его определяющие. Режимы валютного курса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: