Глава 2. Анализ формирования и использования финансовых ресурсов общественной организации на примере благотворительной организации «Зелёный мир детства»




Содержание

 

Введение

1. Содержание и значение финансов некоммерческих организаций
1.1.Сущность и функции финансов некоммерческих организаций
1.2.Финансовые ресурсы некоммерческих организаций, их характеристика
1.3.Организационно-правовые основы общественных организаций

2. Анализ формирования и использования финансовых ресурсов общественной
организации на примере благотворительной организации "Зелёный мир детства"
2.1. Оценка источников формирования финансовых ресурсов общественной
организации
2..2 Характеристика направлений использования финансовых ресурсов
общественной организации

3. Совершенствование организации финансов общественной организации

Заключение

Приложения

Введение

На современном этапе развития российского общества общественные организации становятся дополнительной и весьма действенной силой в оказании социальной помощи, поддержки и защиты различным социальным группам. Они проникают в те сферы жизни, которые не затрагиваются или слабо затрагиваются существующими государственными структурами и способствуют вовлечению индивида в социальную деятельность.

Немаловажную роль в работе общественных организаций играют финансы. От умения добиваться финансовой поддержки зависит многое, но далеко не у всех накоплен положительный опыт поиска денег. Кроме того, существующий на сегодняшний день ряд законодательных и налоговых ограничений не способствует развитию собственных производств или предпринимательской деятельности некоммерческих структур. В результате большинству организаций не всегда удаётся в полной мере следовать достижению уставных целей.

Актуальность темы определяется тем, что общественные организации являются необходимым элементом для становления гражданского общества, позволяя участвовать в решении важных общественных вопросов. Это и повлияло на моё решение выбрать данную тему.

Цель данной работы - рассмотреть сущность финансов некоммерческих организаций, проанализировать систему организации финансовых ресурсов общественных организаций, а также определить способы совершенствования системы организации финансов общественной организации на примере благотворительной организации «Зелёный мир детства»

Для достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи:

1. Раскрытие теоретических основ финансов некоммерческих организаций.

2. Исследование процесса формирования и использования финансов общественных организаций.

3. Выявление основных проблем в ходе формирования и использования финансовых ресурсов общественных организаций и определение способов

4. Определение способов оптимизации финансов общественных организаций.

Объектом исследования выступает СПбБОО «Зелёный мир детства»

Предметом исследования являются теоретические и практические подходы к формированию и использованию финансов общественных организаций.

Теоретической и методологической основой работы являются:

1. Действующие нормативно-правовые и законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность общественных организаций

2. Научные труды отечественных авторов по вопросам формирования и использования финансовых ресурсов общественных организаций,

3. Монографическая и учебная литература по изучаемым вопросам.

4. Публикации в специализированных и периодических изданиях по данной тематике.

5. Интернет-источники, касающиеся проблем исследования.

6. Отчётные материалы СПбБОО «Зелёный мир детства»

Глава 1. Содержание и значение финансов некоммерческих организаций

1.1 Сущность и функции финансов некоммерческих организаций

Финансы - экономическая категория, обусловленная наличием товарно-денежных отношений и государства, поскольку существует товарное производство, действуют законы стоимости, спроса и предложения, возникает объективная необходимость распределения совокупного общественного продукта и национального дохода с помощью финансов. Специфика финансов как экономической категории проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают процессы формирования и использования различных фондов денежных средств[1].

Финансы некоммерческих организаций являются важным составным элементом системы финансов государства, так как создается и поддерживается социальное равновесие, формируется ответственное гражданское общество и оказывается широкий спектр социальных услуг.

Финансы некоммерческих организаций – это отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов организаций для достижения целей деятельности, предусмотренных в уставе организации.[2]

Источниками формирования финансовых средств некоммерческих организаций могут служить

· бюджетные средства, выделяемые на основе установленных нормативов;

· денежные средства, получаемые за предоставленные платные услуги;

· выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования;

· добровольные взносы и безвозмездно передаваемые учреждения и организациям материальные ценности;

· прочие денежные поступления.

 

 

Некоммерческая организация может осуществлять несколько видов деятельности. Они не могут противоречить законодательству и должны соответствовать целям, для которых организация была создана.

Некоммерческие организации осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения своих уставных целей и в соответствии с ними. Такой деятельностью признается:

- приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации;

- приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав;

- участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Перечень возможных видов этой деятельности содержится в ст. 24 Федерального закона от 12.01.96 «О некоммерческих организациях». На предпринимательскую деятельность организаций отдельных видов установлены ограничения. В частности, Федеральный закон от 12.01.96 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» допускает участие профсоюзов в создании только банков и некоторых других организаций (ст. 24), Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» запрещает им создание хозяйственных обществ совместно с другими лицами (ст. 12). Споры, возникающие в связи с осуществлением общественными и религиозными объединениями предпринимательской деятельности, подлежат рассмотрению арбитражными судами в соответствии с процессуальным законодательством.

Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности в порядке, установленном для коммерческих организаций. Для некоммерческих организаций, которые ведут бухгалтерский учет с использованием Плана счетов бюджетных учреждений, в рабочих планах счетов должны предусматриваться субсчета для отражения операций, связанных с предпринимательской деятельностью.

Некоммерческая организация отвечает по обязательствам тем имуществом, на которое по законодательству может быть обращено взыскание. Перечень имущества, на которое может быть обращено взыскание (точнее, той его части, на которую взыскание обращено быть не может), определяется гражданско-процессуальным законодательством.

Имущество некоммерческой организации формируется за счет следующих источников:

- регулярных и единовременных поступлений от учредителей (участников, членов);

- добровольных имущественных взносов и пожертвований;

- выручки от реализации товаров (работ, услуг);

- дивидендов (доходов, процентов), получаемых по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

- доходов, получаемых от собственности некоммерческой организации;

- других не запрещенных законодательством поступлений.

Законодательно могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов.

Порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации.

Запрещается распределять между участниками прибыль, полученную некоммерческой организацией.

Финансовым документом, на основании которого некоммерческие организации осуществляют деятельность, является ежегодная смета доходов и расходов.

Данный вопрос широко и разнообразно освещен во многих литературных источниках (Гражданский Кодекс РФ, Макарова О.А. Финансы предприятий; Шиткина И.С. Деятельность некоммерческих организаций).

Актуальность данного вопроса обосновывает выбор темы курсовой работы «Особенности организации и функционирования финансов некоммерческих организаций РФ».

Выделяют 2 фактора, влияющих на источники формирования ресурсов некоммерческих организаций: вид оказываемых услуг и характер их предоставления (платные услуги, бесплатные, смешанные).

 

1.2 Финансовые ресурсы некоммерческих организаций, их характеристика

Финансовые ресурсы некоммерческой организации - это денежные доходы, поступления и накопления, используемые для осуществления и расширения уставной деятельности организации. Организационно-правовая форма и вид деятельности некоммерческой организации будет оказывать влияние на состав источников финансовых ресурсов, а также на механизм их формирования и использования [3]

Законодательство определяет источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций в зависимости от их организационно-правовых форм, причём состав и соотношение источников неодинаково.

Одним из отличий некоммерческих организаций является высокая диверсификация источников финансирования. Некоммерческие цели хозяйствования требуют от них не только разработки собственных доходных направлений деятельности, но и привлечения внешних источников финансирования со стороны государства, населения и частного сектора.

Источники финансирования некоммерческих организаций делятся на три группы: привлеченные, государственные и собственные средства.

К привлеченному финансированию относятся благотворительные и членские взносы, спонсорские средства, заемные средства, гранты фондов и др. Государственное финансирование объединяет прямые и косвенные субсидии государства. Собственные средства включают доходы от основной и предпринимательской деятельности.

В зависимости от

 

Образование некоммерческих организаций в том виде, в котором мы видим их сегодня в России, началось в начале 90-х годов XX века. Общие нормы деятельности некоммерческих организаций были определены Гражданским кодексом Российской Федерации. Законы о некоммерческих и благотворительных организациях, принятые несколько позже расширили виды их организации и развили принципы их деятельности. В налоговом законодательстве стало учитываться появление новой формы организации. В то же самое время, на практике система бухгалтерского учёта в некоммерческих организациях практически не развивалась.

В последнее время стали публиковать, издавать и предлагать огромное количество всевозможных, а порой и взаимоисключающих вариантов по отражению тех или иных хозяйственных операций в финансовом учёте некоммерческих организаций. Однако, в то же время начала становиться необходимой выработка целостной системы финансового учета в некоммерческих организациях, которая бы охватывала все стороны их деятельности от формирования отчетности до определённых хозяйственных операций.

В настоящее время сложилось два различающихся по концепции подхода к построению системы учета в некоммерческих организациях:

# аналогично непроизводственной сфере коммерческих предприятий;

# аналогично бюджетным организациям.

Главнейшим направлением финансового учёта некоммерческой деятельности является, с одной стороны, учёт целевых поступлений и целевых расходов, с другой - отражение в учёте состояния и движения имущества, рассматриваемого как следствие выполнения сметы. При всём этом, целевые поступления должны соответствовать целевым расходам - в некоммерческой деятельности отсутствует понятие прибыли. В действительности вышесказанное вовсе не означает, что все целевые средства в некоммерческой организации по состоянию на конец определённого периода должны быть израсходованы. Напротив, вполне вероятна ситуация расчёта целевых программ на ряд лет. Именно тогда и расходование целевых средств будет осуществляться в течение всего срока реализации программы. Иногда имеет место быть иной вариант: средства, полученные на программу, не реализуют её полностью. В этом случае часть расходов покрывается в течение следующих финансовых периодов.

Невозможно изменение целевого назначения средств без письменного согласия жертвователя. В том случае, когда это согласие не получено, средства подлежат возврату, так как средства, которые используют не по целевому назначению, взыскиваются в доход федерального бюджета. Из этого следует, что основной упор в учёте некоммерческих организаций делается на подтверждение целевого расходования средств, которые получены на выполнение определенных программ. Для таких некоммерческих организаций, как фонды, фондовые биржи, а также наиболее крупные некоммерческие организации, в состав годовой отчетности включается аудит, представляемый в налоговые службы.

Некоммерческая деятельность организации должна соответствовать документам устава организации, а коммерческую деятельность, которая также может входить в сферу деятельности организации, в финансовом учёте необходимо обособить от некоммерческой.

 

1.3 Организационно-правовые основы общественных организаций

Общественное объединение (или организация) является одной из наиболее распространенных форм некоммерческих организаций.

Под общественными объединениями признаются добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественной объединения.[4].

Право граждан России на создание этих объединений закреплено в ст.30 Конституции РФ, которая устанавливает, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо общественное объединение или пребыванию в нем.

Общественные объединения создаются на основе принадлежности людей к одной профессии или социальной группе, общих подходов к решению задач общегражданского, идеологического значении, общих интересов, увлечений и т. д.

Федеральный закон приводит следующие организационно-правовые формы общественных объединений:

· общественная организация;

· общественное движение;

· общественный фонд;

· общественное учреждение;

· орган общественной самодеятельности;

· политическая партия.

По территориальной сфере деятельности общественные объединения подразделяются на: общероссийские, межрегиональные и местные.

Важное значение для создания и деятельности общественного объединения имеет Устав. Устав определяет название, цели и организационно-правовую форму объединения, его структуру, руководящие и контрольно-ревизионные органы, территорию деятельности, условия и порядок приобретения членства, права и обязанности членов общественного объединения, компетенцию и порядок формирования руководящих органов, сроки полномочий и местонахождения, порядок внесения изменений и дополнений в устав, источники формирования денежных средств и иного имущества, порядок реорганизации и ликвидации и т.д.

Важное юридическое последствие имеет факт государственной регистрации общественного объединения. Требуемые для государственной регистрации общественного объединения документы определены в ст. 21 и ст. 25 закона «Об общественных объединениях»

Решение о государственной регистрации общественного объединения принимается органом Федеральной регистрационной службы РФ

Решение об отказе в государственной регистрации общественного объединения может быть принято только согласно предписанным в законе основаниям. Правовая регламентация оснований принятия решения об отказе в регистрации общественного объединения содержится в ст.23 закона «Об общественных объединениях». Согласно ее содержанию основаниями отказа являются следующие ситуации:

1) если устав общественного объединения противоречит Конституции РФ и законодательству РФ;

2) если представлен неполный перечень определенных Федеральным законом "Об общественном объединении" необходимых для государственной регистрации документов либо данные документы оформлены в ненадлежащем порядке или представлены в ненадлежащий орган;

3) если выступившее в качестве учредителя общественного объединения лицо не может быть учредителем;

4) если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же названием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;

5) если установлено, что в представленных учредительных документах содержится недостоверная информация;

6) если название общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Государственная регистрация общероссийского и международного общественных объединений производится Министерством юстиции Российской Федерации; межрегионального - органами юстиции по местонахождению руководящего органа; регионального и местного - органами юстиции соответствующих субъектов Российской Федерации. Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции, но в таком случае оно не приобретет прав юридического лица.

Как правило, в финансово-хозяйственной деятельности общественных организаций сочетаются коммерческий расчет и сметное финансирование, что отражается на структуре их финансовых планов (Табл.1).

 

Таблица 1: Примерная структура финансового плана общественной организации

Доходная часть Расходная часть
Вступительные и членские взносы Затраты, связанные с основной деятельностью
Доходы от деятельности общественной организации Затраты на содержание аппарата
Доходы от проведения платных мероприятий Затраты на управление капитальным строительством и капитальным ремонтом
Специальные денежные отчисления из прибыли Административно-хозяйственные расходы
  Расходы на международные связи

Глава 2. Анализ формирования и использования финансовых ресурсов общественной организации на примере благотворительной организации «Зелёный мир детства»

2.1 Оценка источников формирования финансовых ресурсов общественной организации

 

Учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, оказывают разнообразные услуги, в том числе социального характера, управленческие, по охране общественного порядка и т.д. В советское время почти все расходы этих учреждений финансировались из бюджета, а услуги предоставлялись потребителям бесплатно. В условиях рыночной экономики эти учреждения и организации перешили на новые условия хозяйствования, что привело к значительным изменениям в организации их финансово-хозяйственной деятельности.

Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных федеральным законом №135-ФЗ целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

 

 

Современный этап развития российского общества характеризуется переходом от одно-

полюсности в осуществлении социальной политики и социальной работы по схеме "госу-

дарство - личность" к многополюсности, увеличению количества субъектов социальной ра

боты. Постепенно общественные организации становятся дополнительной и, надо сказать,

весьма действенной силой в оказании социальной помощи, поддержки и защиты различным социальным группам. От других социальных институтов их отличает, во-первых, проникновение в те сферы жизни, которые не затрагиваются или слабо затрагиваются существующими государственными структурами, во-вторых, максимально активный характер деятельности и поведения их членов. Общественные организации способствуют вовлечению индивида в социальную деятельность, результатом этого процесса является превращение нуждающихся из пассивных объектов, которые ждут помощи, в активных самостоятельных субъектов социальной деятельности.

2.2. Характеристика направлений использования финансовых ресурсов общественной организации




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: