Билет 14. Основные направления развития методологии современной юридической науки (Феноменология, правовая антропология и правовой экзистенциализм)




Феноменология

Феноменология — («наука о феноменах») направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт. (Феномен - явление, постигаемое в чувственном опыте).

Ее основоположником признается Э. Гуссерль, последователи — М. Хайдеггер,

Революционный характер феноменологии придает идея неразрывности и в то же время взаимной несводимости (нередуцируемости) сознания и предметного мира (природы, общества и мышления). Феноменология отрицает наличие причинных и функциональных связей между сознанием и предметным миром, оставляя за сознанием лишь функцию смыслообразования (установления смысла предметов). Призыв Э. Гуссерля «назад к самим вещам!» — это призыв к исследованию смыслового поля (поля значений), существующего непосредственно между сознанием и реально сущими предметами. Философия должна заниматься чистым созерцанием феноменов сознания, абстрагируясь от его субъективного опыта. Предмет феноменологии сводится не к осознанию процессов «я воспринимаю», а к исследованию процессов деятельности самого сознания: «что и как воспринимается». Таким образом, в феноменологии предметы имеют идеальную природу, а сознание — материальную, предполагает предмет.

По мнению В.П. Малахова, основу методологии процесса познания сущности права должны составлять вытекающие из концептуального философского знания принципы предзаданности, калейдоскопичности, парадоксальности, безусловности, самодостаточности, самоценности, неуниверсальности и компенсации.

Право как объективную реальность составляют правовые притязания индивидов. Совокупность ценностных установок и ожиданий, в которых притязания предстают как потребности, должное, честь, идеал, образует объективное право. Соответственно новаторство феноменологии в познании права свелось к изучению правового сознания индивидов, или в определении В. П. Малахова «правовых существ», в котором право понималось не только как аспект социальной реальности, но и как формы внутреннего духовного мира человека.

Углубленное исследование проблем правового сознания индивидов представляет собой позитивное явление в российской юридической литературе, благодаря которому были поставлены и рассмотрены такие малоисследованные проблемы правовой природы и формы притязаний, как целеполагание индивидов, феномен собственного и др.

В то же время следует учитывать, что реализация методологических принципов феноменологии и анализ права как самостоятельного, самодостаточного и независимого от конкретно-исторических условий явления возможны только в пределах предмета психологии вообще и правовой психологии в частности. Элементы правосознания в этих науках имеют независимое от других социальных правовых явлений бытие, поскольку научный анализ направлен на изучение психических процессов индивида, связанных с правом, а не на анализ права как самостоятельного компонента социальной реальности.

Однако правовая наука не может ограничиться исследованием лишь феноменов правосознания. Право существует как система общеобязательных норм права, с которыми любое правовое существо обязано соизмерять свои правовые идеалы, чувства и оценки. Сведение права к закону представителями позитивистской теории права В. П. Малахов справедливо признает крайностью, но такой же крайностью является попытка рассматривать право лишь как феномен правового сознания правового существа. Разница между позитивистской и феноменологической доктриной состоит лишь в том, что понимается в качестве права: позитивное право или правовое сознание.

(История и методология юридической науки: Учебник по программам магистерской ступени образования / В.М. Сырых. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. С 435-439).

Правовая антропология

Антропология права (юридическая антропология) — научная и учебная дисциплина, которая путём анализа устных или письменных памятников права, практики общественной жизни исследует процессы юридизации человеческого бытия, свойственные каждому историческому типу цивилизации, и стремится выяснить закономерности, которые лежат в основе социального и правового быта человеческих общностей.

Антропологическая методология обеспечивает изучение всех элементов и проблем теории государства и права в их человеческом измерении, дает самое глубокое понимание права и государства как отчужденных от человека форм его существования. В юридической антропологии, неразрывно связанной с этнологией, этнографией и этологией, заключен импульс развития учения о государственной и правовой жизни как о естественно-исторических процессах. Основатель науки – Генри Мейн, сформировалась во второй половине XIX в. на стыке юриспруденции, антропологии, этнологии, социологии, культурологии, истории, философии. Представители: Х. Коинг

Общая характеристика антропологической методологии:

- в ее рамках предметом выступает право и государство в их первоначальных формах, что является условием понимания природы современного права и государства

- связана с выявлением и исследованием среды права и государства как активной совокупности факторов, условий, процессов социальной и природной реальности, определяющей изменчивость права и государства;

- на ее основе осуществляется исследование происхождения и генезиса права и государства, их правовой "генетики" как основы и существа ментальности этноса;

- направлена на поиски социального в биологическом компоненте человека и этноса и на этой основе - на выявление биосоциальной целостности как человека, так и социума;

- предполагает видение права в его индивидуальной форме, что позволяет раскрывать существо и содержание права как его установки, ориентации, интересы, потребности; антропологическая методология лежит в основе психологической теории права;

- сосредоточена на личных связях, на конкретных взаимоотношениях между индивидами;

- ее использование позволяет изучать право и государство в цивилизационном измерении;

- ее использование позволяет различить в человеке правовые качества как устойчивые характеристики, являющиеся непосредственным выражением его правовой природы.

Наиболее важной антропологическая методология является для теории права человека, поскольку без нее данная теория оказывается только политической идеологией.

Понятийный аппарат образуют: 1) понятия, отражающие определенную совокупность видов права (живое право, моральное право, фольклорное право, индивидуальное право, народное право и т.п.); 2) понятия, отражающие "корневые" характеристики правовой и государственной жизни (архетипы как ментальные условия вхождения в культуру, сокровенное (интимное), сакральное, священное, религиозное и т.п.); 3) понятия, характеризующие базовые с точки зрения происхождения формы организации социальной жизни (миф, табу, ритуал, магия, традиция и привычка и т.п.); 4) понятия, отражающие психологически окрашенные средства организации и поддержания отношений (инициация, мотивация, безопасность, защищенность, доверие, подозрение, расположение и т.д.); 5) понятия, в психологическом аспекте отражающие следствия отчужденности права и государства от человека (патология, агрессия, сублимация и связанные с ними психоаналитические понятия).

К преимуществам антропологической методологии следует отнести: 1) сориентирована на гуманизацию права и государства; 2) опирается на очевидности не духовного и не культурного, а эмпирического характера (право и государство выступают как индивидуально воспринимаемая реальность); 3) помогает принимать оптимальные решения на основе целостного опыта жизни не государства или общества, а социума.

К недостаткам относятся: 1) вытекающая из специфики антропологической методологии практика реконструкции правовой жизни по отдельным элементам, что ведет к дополнению этой реальности мифами; 2) наложение природных закономерностей на социальные вероятности искажает понимание природы закономерностей государственно-правовой жизни; 3) обращение к исходным процессам и свойствам права и государственно организованной жизни как к универсальным оставляет за пределами внимания сущности рассматриваемых феноменов.

(Малахов В.П. Многообразие методологий современной теории государства и права // История государства и права. 2010, N 6)

Правовой экзистенциализм

Экзистенциалистский подход к праву сформировался в XX в. под влиянием экзистенциализма как философии существования. Сами основатели различных направлений философского экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр и др.) специально не занимались юридической проблематикой и не оставили соответствующих концепций экзистенциалистского учения праве и государстве. Однако разработанные ими идеи и положения философского экзистенциализма стали исходной основой для формирования ряда философско-правовых концепций экзистенциалистского профиля. В экзистенциализме подлинное существование человека (экзистенция, «бытие-в-мире») противопоставляется его неподлинному существованию в мире — в сфере сложившейся культуры, общества, государства, закона и т. д. При этом экзистенция трактуется как исходное (дорациональное и дорефлективное) переживание и постижение человеком своего бытия в мире. В экзистенции человек выступает как субъект, как подлинная личность и является самим собой. Вне этого экзистенциального состояния он предстает «как все», как «другой» для себя и для других, оказывается безличным объектом в мире объектированных ценностей, отношений и форм общения. В таком безличном мире человек лишь в ситуациях глубочайшего потрясения постигает существо своей экзистенции, смысл своего бытия в мире. Согласно экзистенциализму, основная задача философии права состоит в понимании и трактовке права как экзистенциального явления в его различении и соотношении с официальным законом. В этом контексте экзистенциальное право выступает как подлинное право, а позитивное право — как нечто неподлинное, отчужденное от человека и противостоящее его экзистенциальной сути. Данная общая идея экзистенциалистского правопонимания по-разному преломляется и реализуется в различных юридических концепциях экзистенциализма.

Различные аспекты экзистенциалистского подхода к праву изложены в работах немецкого юриста В.Майхофера. Бытие человека в мире включает в себя два момента: момент единичности и неповторимости бытия человека и момент влияния на человеческое бытие того мира, в котором осуществляется это бытие. В различных конкретных ситуациях своей экзистенции человек выступает в различных экзистенциально обусловленных социальных ролях (отца или сына, мужа или жены, покупателя или продавца и т. д.).

Задача «естественного права как права экзистенции», по Майхоферу, состоит в том, чтобы дать соответствующий достоинству человека и ценностям человеческой жизни образец существования индивидов и их взаимоотношений. В целом в философско-правовом учении Майхофера под правом (в его различении с законом) имеется в виду экзистенциальное право (право экзистенции), трактуемое как конкретно-ситуационное проявление требований рационалистического естественного права. Соотношение же такого экзистенциального права позитивным правом остается в пределах традиционной модели соотношения естественного и позитивного права.

В духе естественноправовых положений рассматривает экзистенциальное право и другой немецкий юрист Э. Фехнер. Он резко критикует юридический позитивизм, который, признает лишь реальные факты и игнорирует метафизические факторы.

Естественное право, порождаемое экзистенцией, в отличие от позитивного права с его механическими нормами не поддается нормативному охвату и выражению. Экзистенциальное правовое решение индивида, законодателя, правоприменителя — это всегда субъективно-волевое решение, рассчитанное на порождение экзистенцией в «пограничной ситуации» ожидаемого живого, естественного права с адекватным данной правовой ситуации содержанием. Только такое правовое решение может быть подлинным. Но Фехнер признает, что подобное экзистенциальное решение может оказаться неправильным, поскольку оно всегда сопряжено с риском принятия неверного решения. Но без такого риска вообще не может быть подлинного правового решения и подлинного права.

Экзистенциалистское правопонимание, апеллирующее к индивидуальной экзистенции и приуроченное к конкретной ситуации, исходно отвергает ту всеобщность и общезначимость, правового начала (правового принципа, правовой формы, нормы и т. д.), без чего вообще нет права, и по существу подменяет право произвольными правилами индивидуально-ситуационного характера.

(Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений, 2004)

 

Билет 15. Правовые исследования. Структура. Виды. Стадии.

Правовое исследование – это познавательная деятельность, осуществляемая в целях получения новых научно-обоснованных, рационально значимых по предмету или объекту правовой науки.

Правовое исследование представляет собой систему, состоящую из 5 элементов: 1) субъекта; 2) объекта;3) методов познания; 4) технических и иных средств, используемых в процессе познавательной деятельности; 5) результатов познания.

Субъект правового исследования – это личность, высококвалифицированный специалист в одной из отраслей правовой науки: теории государства и права, отраслевых и иных правовых наук. Для успешного ведения правового исследования, решение проблем правовой науки на уровне теоретического знания он должен: 1) иметь глубоки знания в соответствующей отрасли правой науки 2) знать и понимать философские основы правовой науки, а также общие закономерности функционирования и развития права и государства 3) владеть современными методами научного познания 4) обладать фантазией и интуицией.

Благодаря названным свойствам индивид способен осуществлять переход от наличного неполного или неточного знания к новому теоретическому знанию.

Объект правового исследования представляет собой фрагмент конкретной реальности, который в соответствующей области правовой науки отражен неполно или неточно, знания о нем имеют проблематичный характер, тогда как потребность в углубленном научном познании действительно явно осуществляется на научном и (или) практическом уровне.

Правовые исследования, будучи едиными по своему составу осуществляются в различных формах.

Виды правовых исследований:

1. Эмпирические исследования

2. Прикладные исследования

3. Теоретические исследования

4. Метатеоретические исследования

5. Прогностические исследования (особый уровень предсказательных, прогностических научных знаний).

 

Эмпирические исследования – с самого начала ставят своей целью реально существующих явлениях и процессах. На этот результат ориентированы все исследовательские процедуры и конечные результаты. Объект чаще всего – политико-правовые явления и процессы.

Прикладные исследования - это исследования, проводимые в целях применения научных правовых знаний в сфере политико-правовой практики, юридического профессионального образования и информационного обеспечение ученых-правоведов и иных заинтересованных лиц о состоянии правовой науки, а также ее новейших достижениях.

Теоретические исследования – исследования, которые завершаются получением новых теоретических знаний о предмете правовой науки, ее отдельных отраслевых юридических наук.

Метатеоретические исследования – разработка проблем методологии юридической науки.

Предсказательные, прогностические исследования (особый уровень предсказательных, прогностических научных знаний) призваны обгонять реальные процессы и давать обоснованные, хотя и вероятностные выводы.

 

Стадии правового исследования

5 стадий:

1. Целеполагание

2. Подготовительная

3. Эмпирическая

4. Теоретическая

5. Изложение и опубликование результатов исследования.

На стадии целополагания решаются главные стратегические вопросы правового исследования: 1) что подлежит исследованию? 2) какие позитивные результаты можно ожидать по его завершении? 3) с помощью каких методов могут быть получены ожидаемые результаты.

Стадия целополагания завершается определением системы методов исследования.

 

Подготовительная стадия проводится в целях создания необходимых условий для успешного проведения научного исследования и получения ожидаемых познавательных результатов. Для этого требуется решенеи трех взаимосвязанных задач: 1) создание надлежащей научной, методологической и организационно-технической базы исследования 2) составление программы и плана исследования 3) разработка форм исследования.

 

Стадия эмпирического исследования имеет конечным результатом получение полной информации о реальном бытии исследуемых политико-правовых явлений и процессов. При этом ставятся 4 цели: 1) установить реальное состояние изучаемых политико-правовых явлений и процессов 2) получить дополнительные доказательства достоверности имеющихся теоретических знаний 3) выявить новые явления и процессы, которые противоречат теоретическим положениям правовой науки и нуждаются в дальнейшем изучении и объяснении 4) описать историю становления и развития государства и права, ее отдельные фрагменты.

Познавательная деятельность на этой стадии проявляется в пяти формах: 1) наблюдение 2) анализа нормативно-правых актов и иных письменных документов.

3) опроса населения или экспертов 4) социального правового эксперимента 5) критика = исторических источников.

Теоретическая стадия правового исследования завершает процесс познания и в конечном итоге призвана раскрыть предмет правовой науки или ее отдельной отрасли во всей его полноте и всесторонности, т.е. совокупность закономерностей функционирования и развития политико-правовых явлений и процессов.

 

Исследование, результаты которого не стали достоянием широкой юридической общественности, считается незавершенным. Оставаясь неопубликованным, научное знание не может преодолеть свою индивидуальную форму, т.е. не обладает основным признаком подлинно научного знания – общедоступностью для всех желающих не только его познать, но и творчески использовать как в научных исследованиях, так и в предметно-практической деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: