Примерный рассказ — «Стол»




Стол — это мебель. Столы бывают обеденные, письмен­ные, журнальные, компьютерные. За обеденным люди едят: завтракают, обедают, ужинают; за письменным — пишут, читают, рисуют, готовят уроки. На журнальном столике обычно лежат журналы, газеты, на компью­терном — всё, что относится к компьютеру. Столы дела­ются из гладких досок.

Обеденный стол состоит из крышки и четырёх ножек. Крышка быва­ет прямоугольная, круглая или квадратная, из одной доски или из несколь­ких (раскладной стол). Так же делаются и журнальные столики, только они меньшего размера.

В письменных и компьютерных столах есть много ящиков и отделе­ний. Если в письменном столе ящики только с одной стороны, то стол называют однотумбовым; если же с двух стороны, то двухтумбовым. В ящики кладут книги, тетради, бумагу и другие канцелярские принад­лежности: ручки, карандаши, линейки, ластики, треугольники, кнопки, скрепки, мелки, кисточки, краски и др. С мебели ежедневно следует стирать пыль.

Примерный словарь

Существительные: кресло, диван-кровать, тахта, шкаф, гардероб, тумбочка, сервант, буфет, ножка (стола, стула), спинка (стула, кровати...), сиденье, ручка; столяр, завод, гарнитур, инструменты, сверло, рубанок, плоскогубцы, чертёж, стол-верстак.

Глаголы: ставить, расставить, вносить, выносить, пе­редвигать, убирать, чистить, мыть, ремонтировать, вытирать (пыль), починить, строгать.

Прилагательные: высокий — низкий, широкий — узкий, круглый, прямоуголь­ный, квадратный, большой — маленький, чистый — грязный, мягкий — твёрдый, деревянный, пластмассовый, железный, удобный, лакированный, блес­тящий, гладкий — шероховатый.

Наречия: умело, удобно, красиво, впереди, сзади, рядом, мягко, твёрдо, быстро, медленно.

Дидактические игры

1. «Расставим мебель». Ведущий называет предметы мебели, и дети распределяют их по ком­натам (по назначению): кровать— в спальной комнате, буфет— на кухне.

2. «Какая мебель?» Обучающий называет комнату, а ребёнок перечисляет мебель, кото­рая могла бы там быть.

3. «Для чего это нужно?» Обучающий называет предмет мебели, ребёнок — его назначение: кресло — «В кресло можно сесть и расслабиться, отдохнуть; спинка и си­денье в нём мягкие, для рук есть подлокотники — очень удобно сидеть!» Шкаф (гардероб) — «В шкафу хранится постельное бельё: простыни, подо­деяльники, наволочки, нижнее бельё. Всё это лежит на полочках. Верх­нюю одежду (платья, кофты, рубашки, брюки, костюмы), чтобы она не мя­лась, вешают на вешалки в шкафу».

4. «Назови части предмета». Стул — у стула мягкое или твёрдое сиденье, спинка и четыре ножки: шкаф —у шкафа три стенки: задняя и две боковые, верх, дно, дверь (двер­ки), ножки; внутри шкафа — полочки и вешалки.

5. «Найди общее». Ребёнок сравнивает два предмета мебели: стол и стул — у них по че­тыре ножки; кресло и стул, стул и табурет, кровать и диван и др.

Найди разницу».

Можно называть те же предметы, что и в предыдущей игре.

Что лишнее?»

Стенка, стол, кровать, стулья, сервант (лишнее — кровать, она стоит в спальне, а всё остальное — в столовой); полка, буфет, тумбочка, ка­стрюля (лишнее — кастрюля, это не мебель, а посуда).

Чего не хватает?»

Примерные картинки: стул без сиденья, кресло без левого (правого) подлокотника, письменный стол без ящика, шкаф без вешалки...

Отремонтируем».

Показываются те же картинки, а дети объясняют, что следует сделать и какие инструменты нужны для ремонта.

Какой предмет?»

Ведущий называет материал, из которого сделан предмет, а ребё­нок — какой он (прилагательное). Например: полка сделана из дерева — полка деревянная; ножки у стола из железа — ножки железные; кресло у куклы из пластмассы — кресло пластмассовое.

Следить надо не только за правильным образованием слов, но и за ис­пользованием грамматических форм рода, числа.

11. «Сложи правильно».

Ребёнок складывает рисунок из отдельных частей.

12. «Определи целое по части».

Ребёнку показывают отдельные части мебели: сиденье, ножка стула, спинка кровати. Нужно определить предмет и назвать его ос­тальные части.

13. «Опиши предмет».

Дети по устному описанию определяют предмет. Угадавший получает картинку с изображением этого предмета.

14. «Поможем кукле».

Поможем расставить мебель, привести в порядок комнату.

15. «А что у вас?»

Дети рассказывают о мебели, которая есть у них дома.

16. «Магазин».

Ребёнок-«покупатель» получает желаемый предмет мебели (картинку), если ответит на один-два вопроса «продавца».

17. «Лото».

(Описание этой игры давалось ранее.)

Скороговорки и стихи

(Выделенные слова нужно объяснить заранее.)

1.Кресло рассохлось — не починить, а на свалку выбросить жалко.

Буду друзьям и гостям говорить, что это кресло-качалка.

2.Недаром пахнет он сосной.

Пришёл он из глуши лесной.

Сочилась из его ствола прозрачная смола.

Видал он белку, этот стол, она карабкалась на ствол,

Царапая кору. Он на ветвях качал галчат

И слышал, как они кричат, проснувшись поутру.

Но вот горячая пила глубоко в ствол его вошла.

Вздохнул он и упал... И в лесопилке нор, рекой

Он стал бревном, он стал доской,

Потом в столярной мастерской четвероногим стал.

На нём чертёж я разложу, когда пора придёт,

Чтобы потом по чертежу построить самолёт.

(С. Маршак)

 

3.Я учиться не хочу. Сам любого научу.

Я известный мастер по столярной части!

Смастерю я вам буфет, — простоит он сотню лет,

Вытешу из ёлки новенькие полки.

У меня, как в мастерской, всё, что нужно, под рукой:

Плоскогубцы, и пила, и топор, и два сверла,

Молоток, рубанок, долото, фуганок...

Не даётся мне буфет. Сколочу я табурет,

Не хромой, не шаткий, чистенький и гладкий.

Вот и стал я столяром, заработал топором.

Я по этой части знаменитый мастер!

(С. Маршак)

 

4.Нужные работники — столяры и плотники!

Сработать мебель мудрена сначала мы берём бревно

И пилим доски, длинные и плоские.

Эти доски вот так зажимает стол-верстак.

От работы пила раскалилась добела.

Из-под пилки сыплются опилки.

Рубанок в руки — работа другая:

Сучки, закорюки рубанком строгаем.

Готовим понемножку то ящик, то ножку.

Сделали вот столько стульев и столиков!

(В. Маяковский)

Загадки

1.Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки.

2.Под одной шапкой четыре брата стоят.

3.Хоть у нас четыре ножки, мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки, мы не овцы и не свинки.

Мы не кони, хоть на нас вы садились много раз.

Отгадки: 1, 2. Стол. 3. Стулья.

Профессия

Ещё в дошкольном возрасте в детском саду дети знакомятся с трудом взрослых. Воспитательница учит детей, няня убирает в группе, накрывает столы к обеду, повар готовит для всех еду плотник ремонтирует столы, стулья, кроватки, чтобы всем было удобно сидеть, спать; продукты для детского сада получает завхоз, привозит их на машине шофёр.

Наблюдая за строительством дома, дети узнают о таких профессиях, как инженер, монтажник, рабочий, сварщик, верхолаз (см. «Дом и его части»).

Экскурсия в иоле, на хлебозавод и последующая беседа о хлебе, ово­щах дают представление о профессиях хлеборобов и овощеводов.

Приходя в швейный цех, в ателье, дети знакомятся с трудом швей — ру­кодельниц и портных; в библиотеке наблюдают за работой библиотекаря, в школе с ними беседует учитель. Из бесед они узнают, что врач лечит людей, ставит градусники, чтобы измерить температуру, выписывает рецепты, делает уколы, мажет ранку йодом или зелёнкой. Художник рису­ет картины кистью и красками; артисты, выступают в театрах.

Постепенно дети начинают интересоваться профессией своих родителей: где и кем они работают, что конкретно делают. Хорошо, когда дома об этом говорят, и ребёнок, считая профессию мамы и папы самой важной, гордится этим.

План рассказа о любой профессии

1.Кем работает человек? 4. Какими инструментами пользуется?

2.Где он работает? 5. Что он создаёт?

3.Что он делает? 6. Какую пользу приносит?

(Демонстрируется картинка.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: