Стол — это мебель. Столы бывают обеденные, письменные, журнальные, компьютерные. За обеденным люди едят: завтракают, обедают, ужинают; за письменным — пишут, читают, рисуют, готовят уроки. На журнальном столике обычно лежат журналы, газеты, на компьютерном — всё, что относится к компьютеру. Столы делаются из гладких досок.
Обеденный стол состоит из крышки и четырёх ножек. Крышка бывает прямоугольная, круглая или квадратная, из одной доски или из нескольких (раскладной стол). Так же делаются и журнальные столики, только они меньшего размера.
В письменных и компьютерных столах есть много ящиков и отделений. Если в письменном столе ящики только с одной стороны, то стол называют однотумбовым; если же с двух стороны, то двухтумбовым. В ящики кладут книги, тетради, бумагу и другие канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, линейки, ластики, треугольники, кнопки, скрепки, мелки, кисточки, краски и др. С мебели ежедневно следует стирать пыль.
Примерный словарь
Существительные: кресло, диван-кровать, тахта, шкаф, гардероб, тумбочка, сервант, буфет, ножка (стола, стула), спинка (стула, кровати...), сиденье, ручка; столяр, завод, гарнитур, инструменты, сверло, рубанок, плоскогубцы, чертёж, стол-верстак.
Глаголы: ставить, расставить, вносить, выносить, передвигать, убирать, чистить, мыть, ремонтировать, вытирать (пыль), починить, строгать.
Прилагательные: высокий — низкий, широкий — узкий, круглый, прямоугольный, квадратный, большой — маленький, чистый — грязный, мягкий — твёрдый, деревянный, пластмассовый, железный, удобный, лакированный, блестящий, гладкий — шероховатый.
Наречия: умело, удобно, красиво, впереди, сзади, рядом, мягко, твёрдо, быстро, медленно.
|
Дидактические игры
1. «Расставим мебель». Ведущий называет предметы мебели, и дети распределяют их по комнатам (по назначению): кровать— в спальной комнате, буфет— на кухне.
2. «Какая мебель?» Обучающий называет комнату, а ребёнок перечисляет мебель, которая могла бы там быть.
3. «Для чего это нужно?» Обучающий называет предмет мебели, ребёнок — его назначение: кресло — «В кресло можно сесть и расслабиться, отдохнуть; спинка и сиденье в нём мягкие, для рук есть подлокотники — очень удобно сидеть!» Шкаф (гардероб) — «В шкафу хранится постельное бельё: простыни, пододеяльники, наволочки, нижнее бельё. Всё это лежит на полочках. Верхнюю одежду (платья, кофты, рубашки, брюки, костюмы), чтобы она не мялась, вешают на вешалки в шкафу».
4. «Назови части предмета». Стул — у стула мягкое или твёрдое сиденье, спинка и четыре ножки: шкаф —у шкафа три стенки: задняя и две боковые, верх, дно, дверь (дверки), ножки; внутри шкафа — полочки и вешалки.
5. «Найди общее». Ребёнок сравнивает два предмета мебели: стол и стул — у них по четыре ножки; кресло и стул, стул и табурет, кровать и диван и др.
Найди разницу».
Можно называть те же предметы, что и в предыдущей игре.
Что лишнее?»
Стенка, стол, кровать, стулья, сервант (лишнее — кровать, она стоит в спальне, а всё остальное — в столовой); полка, буфет, тумбочка, кастрюля (лишнее — кастрюля, это не мебель, а посуда).
Чего не хватает?»
Примерные картинки: стул без сиденья, кресло без левого (правого) подлокотника, письменный стол без ящика, шкаф без вешалки...
|
Отремонтируем».
Показываются те же картинки, а дети объясняют, что следует сделать и какие инструменты нужны для ремонта.
Какой предмет?»
Ведущий называет материал, из которого сделан предмет, а ребёнок — какой он (прилагательное). Например: полка сделана из дерева — полка деревянная; ножки у стола из железа — ножки железные; кресло у куклы из пластмассы — кресло пластмассовое.
Следить надо не только за правильным образованием слов, но и за использованием грамматических форм рода, числа.
11. «Сложи правильно».
Ребёнок складывает рисунок из отдельных частей.
12. «Определи целое по части».
Ребёнку показывают отдельные части мебели: сиденье, ножка стула, спинка кровати. Нужно определить предмет и назвать его остальные части.
13. «Опиши предмет».
Дети по устному описанию определяют предмет. Угадавший получает картинку с изображением этого предмета.
14. «Поможем кукле».
Поможем расставить мебель, привести в порядок комнату.
15. «А что у вас?»
Дети рассказывают о мебели, которая есть у них дома.
16. «Магазин».
Ребёнок-«покупатель» получает желаемый предмет мебели (картинку), если ответит на один-два вопроса «продавца».
17. «Лото».
(Описание этой игры давалось ранее.)
Скороговорки и стихи
(Выделенные слова нужно объяснить заранее.)
1.Кресло рассохлось — не починить, а на свалку выбросить жалко.
Буду друзьям и гостям говорить, что это кресло-качалка.
2.Недаром пахнет он сосной.
Пришёл он из глуши лесной.
Сочилась из его ствола прозрачная смола.
Видал он белку, этот стол, она карабкалась на ствол,
|
Царапая кору. Он на ветвях качал галчат
И слышал, как они кричат, проснувшись поутру.
Но вот горячая пила глубоко в ствол его вошла.
Вздохнул он и упал... И в лесопилке нор, рекой
Он стал бревном, он стал доской,
Потом в столярной мастерской четвероногим стал.
На нём чертёж я разложу, когда пора придёт,
Чтобы потом по чертежу построить самолёт.
(С. Маршак)
3.Я учиться не хочу. Сам любого научу.
Я известный мастер по столярной части!
Смастерю я вам буфет, — простоит он сотню лет,
Вытешу из ёлки новенькие полки.
У меня, как в мастерской, всё, что нужно, под рукой:
Плоскогубцы, и пила, и топор, и два сверла,
Молоток, рубанок, долото, фуганок...
Не даётся мне буфет. Сколочу я табурет,
Не хромой, не шаткий, чистенький и гладкий.
Вот и стал я столяром, заработал топором.
Я по этой части знаменитый мастер!
(С. Маршак)
4.Нужные работники — столяры и плотники!
Сработать мебель мудрена сначала мы берём бревно
И пилим доски, длинные и плоские.
Эти доски вот так зажимает стол-верстак.
От работы пила раскалилась добела.
Из-под пилки сыплются опилки.
Рубанок в руки — работа другая:
Сучки, закорюки рубанком строгаем.
Готовим понемножку то ящик, то ножку.
Сделали вот столько стульев и столиков!
(В. Маяковский)
Загадки
1.Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки.
2.Под одной шапкой четыре брата стоят.
3.Хоть у нас четыре ножки, мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки, мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас вы садились много раз.
Отгадки: 1, 2. Стол. 3. Стулья.
Профессия
Ещё в дошкольном возрасте в детском саду дети знакомятся с трудом взрослых. Воспитательница учит детей, няня убирает в группе, накрывает столы к обеду, повар готовит для всех еду плотник ремонтирует столы, стулья, кроватки, чтобы всем было удобно сидеть, спать; продукты для детского сада получает завхоз, привозит их на машине шофёр.
Наблюдая за строительством дома, дети узнают о таких профессиях, как инженер, монтажник, рабочий, сварщик, верхолаз (см. «Дом и его части»).
Экскурсия в иоле, на хлебозавод и последующая беседа о хлебе, овощах дают представление о профессиях хлеборобов и овощеводов.
Приходя в швейный цех, в ателье, дети знакомятся с трудом швей — рукодельниц и портных; в библиотеке наблюдают за работой библиотекаря, в школе с ними беседует учитель. Из бесед они узнают, что врач лечит людей, ставит градусники, чтобы измерить температуру, выписывает рецепты, делает уколы, мажет ранку йодом или зелёнкой. Художник рисует картины кистью и красками; артисты, выступают в театрах.
Постепенно дети начинают интересоваться профессией своих родителей: где и кем они работают, что конкретно делают. Хорошо, когда дома об этом говорят, и ребёнок, считая профессию мамы и папы самой важной, гордится этим.
План рассказа о любой профессии
1.Кем работает человек? 4. Какими инструментами пользуется?
2.Где он работает? 5. Что он создаёт?
3.Что он делает? 6. Какую пользу приносит?
(Демонстрируется картинка.)