Основным структурным элементом профессиональной деятельности классного руководителя являются психолого-педагогические знания и умения.




Классный руководитель-профессионал в своей работе руководствуется знаниями закономерностей психического и психологического развития ребенка. Эти знания являются базой для определения эффективных диагностических способов выделения групп детей (риска, опережающего развитие и т.д.), причин, порождающих негативное поведение, связанных с их индивидуальными особенностями, выбора оптимальных способов формирования жизненно-важных ценностей [6. стр. 157].

Таким образом, уже сегодня можно сформулировать целый ряд прогрессивных идей, на которых должен быть построен современный процесс воспитания.

1. Ребенок в современной гуманистической парадигме воспитания рассматривается как наивысшая ценность. Он обладает большими потенциальными возможностями саморазвития, условия для которого создаются в процессе воспитания. При этом одним из основных принципов является принцип восприятия и принятия воспитанника таким, каков он есть, с целью стимулирования его дальнейшего позитивного разностороннего развития, принцип А. С. Макаренко «подхода к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться», принцип опоры на положительное в личности воспитанника, мажорного стиля и тона в отношениях с ним.

2. Целью воспитания является разностороннее гармоничное развитие самоактуализирующейся личности воспитанника в условиях коллективной творческой деятельности. На этом основании строится система воспитания.

· Внутренняя свобода педагога и воспитанника выступает как стержень культуры воспитания, основанного на свободном творчестве, действительном (а не мнимом) демократизме и гуманизме взрослого ребенка (подростка).

· «Педагогика свободы» (О.С.Газман) приводит к тому, что ребенок (подросток) в условиях поддержки и заботы начинает проявлять себя не просто в позитивных формах поведения: он вступает в более высокую стадию культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми.

3. Суть воспитания – развитие отношений воспитанника к окружающему миру: Родине, обществу, людям, живой и неживой природе, материальным и духовным ценностям, к себе самому… То есть формирование жизненной позиции – своего места в системе ценностных отношений к миру. При этом отношение – категория избирательная, поэтому в процессе воспитания ребенок (детский коллектив) ставится в ситуацию выбора ценностей – политических, экономических, нравственных, эстетических и т.д., в позицию активного субъекта воспитывающей деятельности и саморазвития.

4. Содержанием воспитания, его основой является обеспечение воспитаннику активной позиции в организуемой педагогом воспитывающей деятельности: познавательной, ценностно-ориентированной, трудовой, художественной, физкультурной, деятельности свободного общения. Все эти виды деятельности пронизывает деятельность игровая, облегчающая процесс передачи социально ценных отношений: делает его эмоциональным, допускает избирательность, имеет высокие нравственные принципы и правила, чаще всего возникает непроизвольно в детской среде, позволяет научиться «проигрывать» сложные жизненные коллизии…

5. Вся система образования (обучения и воспитания) в современной школе ориентирована на личностный подход – «последовательное отношение педагога к воспитаннику как личности, как к самостоятельному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия» [24. стр. 522].

6. Вот почему основой методики воспитания следует считать инструментовку управления воспитанием детей как самопознание и самовоспитание их, организацию деятельности как самодеятельности, управление детским коллективом как самоуправление. И в такой определенности воспитательного процесса позиция педагога иная, чем это имеет место в массовой школьной практике: он становится естественным, принимаемым и желанным соучастником детской жизни [3. стр. 2]..

7. Продуктивное обучение и воспитание строится в режиме диалогового общения педагога и воспитанника. М.М. Бахтин писал: «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогического общения». Вот почему в практику воспитания входят: «диалог культур», диалоговое общение «воспитатель - воспитанник», диалоговые формы отношений в организованной детской (подростковой) среде и т.д.

8. Назначение и позиции воспитателя. Ее очень хорошо выразил учитель-новатор Е.Н. Ильин в пяти определяющих глаголах: «Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать» [10. стр. 15]

Современный ребенок имеет широкую возможность в плане приобретения социального опыта через независимые средства воспитания, печатные материалы, аудио-, видеоносители, компьютерные средства (игры, мультимедиа), средства телекоммуникации по видеоканалам и компьютерным сетям. Информационно-технологические знания и умения классного руководителя позволяет ему участвовать в информационном взаимодействии, получать сведения об окружающем мире, протекающих в нем процессах и их влиянии на рост подрастающего человека, о положении дел в плане социализации личности.

Характерной особенностью профессиональной деятельности классного руководителя является творческий подход к делу.

Творческий характер деятельности классного руководителя определяется тем, что она направлена на воспитание самобытной, творческой индивидуальности, способной самостоятельно принимать решение и нести ответственность за их результаты.

Творческий подход к воспитанию предполагает не противопоставление «старого» и «нового»,традиций и новаторства, а их диалектическую связь, взаимодополняемость. В воспитательном процессе элементы творческой и традиционной деятельности взаимосвязаны и дополняют друг друга как самостоятельные уровни одного целого [6. стр. 159].

На традиционном уровне деятельности классного руководителя осуществляется количественное накопление базовой информации, необходимых данных для предстоящей творческой деятельности.

Соотношение между творческой и давно принятой деятельностью подвижно, изменчиво. Например, педагоги всех времен, культур прошлого были сторонниками свободного воспитания детей с самого младшего возраста и связывали его с самовоспитанием. Выдвигали на первое место культ человека, а воспитание рассматривали не как изучение природы вещей, а как познание самого себя, совершенствование нравственности» [6. стр. 161].

Ж.Ж.Руссо считал, что суть воспитания состоит в том, чтобы «…дать детям более истинной свободы и меньше власти, предоставлять им действовать самим и меньше требовать о других» [25. стр. 157]

«В процессе свободного воспитания человек сам себя творит, а воспитатель-профессионал лишь помогает ему, создает условия, стимулирующие этот процесс, считая естественным состоянием его свободу. Уважать ребенка, учитывать его естественное развитие, предоставляя при этом ему свободу деятельности и самовыражения, помогать находить самому оптимальные способы решения тех или иных проблем, важная задача и современного воспитания» [6. стр. 163].

«В отличие от теории свободного воспитания, некоторые ученые считают приоритетным направлением в воспитании среду. Среди философов, педагогов, обогативших эту идею, выделяется Д.Локк. Отвергая существование врожденных идей, он в педагогике исходил из решающего влияния среды на становление личности, полагая, что душа ребенка подобная чистой доске, поэтому решающую роль в его развитии он отводил воспитателю, а эффективность воспитания связывал с активностью и самодеятельностью детей». [6. стр. 161]

«Ребенок не знает, что три плюс четыре – семь, пока не научиться считать до семи и не получит имени и идеи равенства» [15. стр. 104].

«На основе прогрессивных идей в современных условиях активно разрабатывается в теории и реализуется в практике гуманистическая теория, которая рассматривает ребенка (и взрослого) как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к полному самоосуществлению (самореализации). Сторонники гуманистической теории (Я.Корчак, В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили) выдвинули следующие положения:

· Люди – свободно действующие субъекты, способные предопределять свое личностное становление и развитие. Они испытывают влияние на поведение не только со стороны биологически обусловленных побуждений, неосознаваемых мыслей и эмоций или различных событий в окружающей их среде. У людей есть собственные мотивы, побудительные стимулы к развитию их неповторимого внутреннего мира, к его полной реализации.

· Люди – мыслящие существа и активно «планируют» свое личностное становление и развитие. Мышление позволяет им выбрать те формы поведения, которые им более желательны.

· Никакого «среднего типа» (усредненной модели) среди людей не существует – каждая личность уникальна.

· Главным предметом изучения развития человека (наряду с депрессиями, аномалиями развития, болезнями) должны стать такие положительные качества, как здоровье, доброта, нормальное развитие, совершенство.

Сторонников гуманистической теории интересуют, прежде всего, следующие вопросы: кем способен стать человек? Как могут люди полностью реализовать свой потенциал? Они подходят к человеку как к целостной системе и делают акцент на развитии положительного в человеке, на уникальности каждой личности» [10. стр. 80]

«В концепции гуманистической психологии постепенно оформилась и в современных условиях прочно утвердилась мысль о том, что ребенок, будучи субъектом многообразных отношений, с окружающей действительностью, является и субъектом разносторонней деятельности в воспитательном процессе. И, следовательно, при таком подходе воспитательное воздействие педагога должно рассматриваться как взаимодействие. Это основное условие успешности воспитания» [10. стр. 36]

В.А. Сухомлинский считал, что «…процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников – в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний. Если учитель стал другом ребенка, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло» [26. стр. 15]

Существуют основные положения «педагогики сотрудничества», которая положена в основу гуманистических преобразований, происходящих в современной школе, в теории и методике воспитания:

· Отношение с учениками – на основе сотрудничества.

· Учение без принуждения.

· Идея трудной цели.

· Идея опоры.

· Опорные сигналы В.Ф. Шаталова.

· Оценка работ (а не отметка; позитивная –предпочтительнее).

· Идея свободного выбора (дела и ответственности).

· Идея опережения.

· Идея крупных блоков.

· Идея соответствующей формы.

· Идея самоанализа.

· Интеллектуальный фон класса (цели, ценности).

· Коллективное творческое воспитание (КТД И.П. Иванова).

· Коллективный производительный труд.

· Творческое самоуправление (не управление без взрослых, а в союзе со взрослыми).

· Сотрудничество с родителями.

· Личностный подход (вместо индивидуального).

· Сотрудничество учителей [6. стр. 81].

В.А.Сухомлинский учение, труд, красоту, коллектив и нравственность рассматривал во взаимосвязи: «Труд, люди и красота соединяются в одно целое, и это целое доставляет детям радость и потому, что оно красиво, и потому, что их работа кому-то принесла радость. Так труд, творение красоты, творение добра входят в духовный мир ребенка: только вместе – труд, ум, добро, красота. По отдельности им в душу ребенка не проникнуть» [26. стр. 15].

И действительно, «педагогический эффект каждого средства воздействия на личность зависит от того, насколько продуманы, целенаправленны, эффективны другие средства воздействия [6. стр. 165].

При изучении психолого-педагогических основ работы классного руководителя необходимо отметить, что основная образовательная программа формируется с учётом особенностей развития детей в разные возрастные периоды. «Школьные годы по праву считают самым динамичным, интенсивным периодом развития человека. Если сказать кратко, то это переход от раннего, дошкольного детства к аттестату зрелости, т.е. к фактической взрослости, когда человек способен к материальной и духовной самостоятельности во всех сферах жизни и деятельности » [10. стр. 47]

Таким образом, «развитие человека в школе как личности и субъекта деятельности обязательно включает в себя развитие:

1) интеллекта;

2) эмоциональной сферы;

3) устойчивости к стрессорам;

4) уверенности в себе и приятия себя;

5) позитивного отношения к миру и приятие других;

6) самостоятельности;

7) мотивации самоактуализации, самосовершенствования (сюда входит и мотивация ученика как важнейшего элемента саморазвития).

В сумме эти идеи можно назвать позитивной педагогикой и гуманистической психологией воспитания и обучения » [2. стр. 171]

Кроме возрастных особенностей школьного периода развития любой педагог, в том числе и классный руководитель, должен знать индивидуальные различия детей. К ним относят:

· «истории рождения и развития (медико-психологический анамнез);

· состояние здоровья на данный момент; наличие или отсутствие отставания или избегания вперед в развитии отдельных органов организма; наличие или отсутствие каких-либо болезней;

· среда обитания (материальная и культурная), условия жизни и воспитания; применявшаяся ранее методика воспитательных средств, методов и приемов;

· важнейшие события в жизни ребенка и окружающих его людей;

· особенности протекания важнейших психических процессов;

· направленность личности: потребности, мотивы, интересы, склонности, убеждения, мировоззрение;

· задатки и способности;

· свойства высшей нервной деятельности, темперамент;

· характер как сложная совокупная характеристика личности.

Когда мы хотим оттенить индивидуальность человека, мы говорим именно о характере» [10. стр. 53]

Современному классному руководителю необходимо обратить внимание на «современные реалии детства и их последствия: изменившиеся социальные, политические, экономические, культурологические условия жизни, повлекшие за собой изменения в характеристике современных детей.

Назовем только некоторые:

· большая информативность,

· приобщение к технике,

· свобода и раскованность в поведении и образе жизни,

· независимость от кого бы то ни было,

· повышенная критичность,

· свобода выбора и волеизъявления,

· ориентированность на западноевропейский и американский образ жизни,

· ранее взросление,

· повышенная политизированность одних и равнодушие других,

· переоценка жизненных ценностей,

· большая ориентированность на материальные ценности,

· у некоторых неприкаянность и одиночество [10. стр. 55].

Ш.А. Амонашвили, обобщая изученный опыт коллег-учителей и собственный педагогический опыт, сформулировал «основные установки учителя гуманного педагогического процесса». Он вывел «Законы учителя»: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом ребенка. Руководящие принципы учителя: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважения личности ребенка, терпения в становлении ребенка. Заповеди учителя: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку. Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе. Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность [1. стр. 477].

А.С. Макаренко сформулировал основные положения педагогической логики, т.е. логики организации и развития педагогического процесса: «Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей.

Никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным - всегда полезным либо вредным, действующим всегда точно; отдельное средство может быть и положительным и отрицательным, решающим является действие всей системы средств.

Никакая система воспитательных средств не может быть установлена раз и навсегда, она изменяется в соответствии с развитием ребенка и поступательным движением общества. Всякое средство должно быть педагогически целесообразным, что проверяется опытным путем» [7. стр. 71]

«Макаренко дал характеристику наиболее распространенных ошибок педагогической логики: дедуктивное предсказание (когда делается предположение о полезности того или иного средства, метода, направления, не проверенного наукой и практикой, и на этом основании строится воспитательный процесс); этический фетишизм (например, в первых документах единой трудовой школы запрещались всякие наказания, так как якобы «наказание воспитывает раба».

А безнаказанность воспитывает хулигана, - утверждал А.С.Макаренко. В своей теории обосновал разумную систему поощрений и наказаний. А так же уединенное средство (когда какое-либо средство объявляется «панацеей от всех бед» и на этом основании строится весь процесс воспитания).

В сегодняшней практике воспитания существует немало своеобразных педагогических предрассудков: «свободное воспитание – это и есть гуманистическая педагогика». Или «школа должна быть свободна от воспитательного давления, ее задача – дать современное образование на уровне мировых стандартов», «воспитание реализуется в процессе обучения в школе и в системе дополнительного образования вне ее», «воспитательные задачи решаются через введение специальных гуманитарных предметов.

«Термин «воспитательная работа» себя изжил, он не имеет места в современной теории воспитания», «введение инновационных педагогических технологий - панацея от всех бед современной практики воспитания», «психология (и в частности психологические тренинги и психотерапия) вытесняет, заменяет специально организованную воспитательную работу школ…». Именно они осложняют выстраивание истинной логики целенаправленного воспитательного процесса» [7. стр. 100]

Гуманизация сегодняшней школы предполагает усиление гуманизма в организации жизнедеятельности детей. Гуманизм, как известно, связан с утверждением идеалов добра и человечности в отношениях людей, с признанием самоценности каждого человека, с приоритетом общечеловеческих ценностей. С этими двумя тенденциями связана еще одна – усиление гласности в школе, информированности всех – и детей, и взрослых – обо всем, что в ней происходит. Это еще и открытость в отношениях в школьном коллективе.

1. Воспитательный процесс эффективен, если ребенок в нем воспринимается как целостная личность со всеми достоинствами и недостатками, разнообразными проявлениями в различных сферах жизни и деятельности, со всеми трудностями роста и противоречиями, со всей системой его многообразных отношений к окружающему миру.

Воспитание процесс парадоксальный. Любое педагогическое явление парадоксально, противоречиво и, согласно закону единства и борьбы противоположностей, имеет, как магнит, два полюса – положительный и отрицательный, как бы две грани, два взаимосвязанных и взаимообусловленных ракурса. И педагог должен, хочет он того или нет, признать эту истину, принять ее как должное, уметь распознавать обе грани и использовать в позитивном разрешении любого противоречия» [10. стр. 103].

Важную роль в воспитательной работе классного руководителя играет забота о психическом здоровье.

Цели данной заботы – укрепление нервной системы; поднятие настроения; расслабление в ходе и в конце трудного рабочего дня или тяжелых встреч с неприятными людьми; профилактика нервных срывов, состояний и заболеваний (нервное напряжение, стресс, нервное истощение, депрессия); нейтрализация проявления признаков нервно-психических заболеваний, если имеются (истерия, неврастения, шизофрения); преодоление недоразвитости психики у подростков и т.д.

В программу заботы о психическом здоровье могут входить различные меры:

· «меры избавления от чрезмерных напряжений в повседневной жизни (ограничение работы, чередование ее с отдыхом, нахождение интереса в учебе и внеклассной работе, умение ставить лишь достижимые задачи, не придавать значение житейским мелочам и неудачам, одоление привычки «зацикливаться»);

· Освоение специальных мер снятия эмоционального напряжения и регулярное их употребление: расслабляющая музыка, чтение книг, прогулки на природе, физические упражнения, танцы, смехотерапия, ритмичный режим питания и употребление специальных продуктов;

· Выработка позитивного отношения к негативным жизненным событиям как испытаниям, как к возможности укрепить свою волю, мужество, оптимистичность, как к возможности приобретения жизненного опыта;

· Общение с людьми добрыми, жизнерадостными, оптимистичными, мудрыми…избежание общения со злыми, непорядочными, глупыми и т.д.;

· Выработка тактики выхода из конфликтов; могут быть использованы такие приемы: компромисс, уступка, умение рассмотреть ситуацию глазами «противника» и «войти» в его положение», конструктивный диалог, шутка, специальные фразы для выхода из заведомо неперспективного спора типа: «Вы, может быть и правы, но я не буду спорить с вами сейчас»;

· Окружение себя красотой, радостными мелочами быта.

Выработка для себя системы мер для снятия сиюминутного гнева, раздражения, потрясения: определенные физические упражнения, счет, проговаривание каких-то слов…» [10. стр. 265].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: