Классный руководитель-профессионал в своей работе руководствуется знаниями закономерностей психического и психологического развития ребенка. Эти знания являются базой для определения эффективных диагностических способов выделения групп детей (риска, опережающего развитие и т.д.), причин, порождающих негативное поведение, связанных с их индивидуальными особенностями, выбора оптимальных способов формирования жизненно-важных ценностей [6. стр. 157].
Таким образом, уже сегодня можно сформулировать целый ряд прогрессивных идей, на которых должен быть построен современный процесс воспитания.
1. Ребенок в современной гуманистической парадигме воспитания рассматривается как наивысшая ценность. Он обладает большими потенциальными возможностями саморазвития, условия для которого создаются в процессе воспитания. При этом одним из основных принципов является принцип восприятия и принятия воспитанника таким, каков он есть, с целью стимулирования его дальнейшего позитивного разностороннего развития, принцип А. С. Макаренко «подхода к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться», принцип опоры на положительное в личности воспитанника, мажорного стиля и тона в отношениях с ним.
2. Целью воспитания является разностороннее гармоничное развитие самоактуализирующейся личности воспитанника в условиях коллективной творческой деятельности. На этом основании строится система воспитания.
· Внутренняя свобода педагога и воспитанника выступает как стержень культуры воспитания, основанного на свободном творчестве, действительном (а не мнимом) демократизме и гуманизме взрослого ребенка (подростка).
· «Педагогика свободы» (О.С.Газман) приводит к тому, что ребенок (подросток) в условиях поддержки и заботы начинает проявлять себя не просто в позитивных формах поведения: он вступает в более высокую стадию культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми.
3. Суть воспитания – развитие отношений воспитанника к окружающему миру: Родине, обществу, людям, живой и неживой природе, материальным и духовным ценностям, к себе самому… То есть формирование жизненной позиции – своего места в системе ценностных отношений к миру. При этом отношение – категория избирательная, поэтому в процессе воспитания ребенок (детский коллектив) ставится в ситуацию выбора ценностей – политических, экономических, нравственных, эстетических и т.д., в позицию активного субъекта воспитывающей деятельности и саморазвития.
4. Содержанием воспитания, его основой является обеспечение воспитаннику активной позиции в организуемой педагогом воспитывающей деятельности: познавательной, ценностно-ориентированной, трудовой, художественной, физкультурной, деятельности свободного общения. Все эти виды деятельности пронизывает деятельность игровая, облегчающая процесс передачи социально ценных отношений: делает его эмоциональным, допускает избирательность, имеет высокие нравственные принципы и правила, чаще всего возникает непроизвольно в детской среде, позволяет научиться «проигрывать» сложные жизненные коллизии…
5. Вся система образования (обучения и воспитания) в современной школе ориентирована на личностный подход – «последовательное отношение педагога к воспитаннику как личности, как к самостоятельному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия» [24. стр. 522].
6. Вот почему основой методики воспитания следует считать инструментовку управления воспитанием детей как самопознание и самовоспитание их, организацию деятельности как самодеятельности, управление детским коллективом как самоуправление. И в такой определенности воспитательного процесса позиция педагога иная, чем это имеет место в массовой школьной практике: он становится естественным, принимаемым и желанным соучастником детской жизни [3. стр. 2]..
7. Продуктивное обучение и воспитание строится в режиме диалогового общения педагога и воспитанника. М.М. Бахтин писал: «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогического общения». Вот почему в практику воспитания входят: «диалог культур», диалоговое общение «воспитатель - воспитанник», диалоговые формы отношений в организованной детской (подростковой) среде и т.д.
8. Назначение и позиции воспитателя. Ее очень хорошо выразил учитель-новатор Е.Н. Ильин в пяти определяющих глаголах: «Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать» [10. стр. 15]
Современный ребенок имеет широкую возможность в плане приобретения социального опыта через независимые средства воспитания, печатные материалы, аудио-, видеоносители, компьютерные средства (игры, мультимедиа), средства телекоммуникации по видеоканалам и компьютерным сетям. Информационно-технологические знания и умения классного руководителя позволяет ему участвовать в информационном взаимодействии, получать сведения об окружающем мире, протекающих в нем процессах и их влиянии на рост подрастающего человека, о положении дел в плане социализации личности.
Характерной особенностью профессиональной деятельности классного руководителя является творческий подход к делу.
Творческий характер деятельности классного руководителя определяется тем, что она направлена на воспитание самобытной, творческой индивидуальности, способной самостоятельно принимать решение и нести ответственность за их результаты.
Творческий подход к воспитанию предполагает не противопоставление «старого» и «нового»,традиций и новаторства, а их диалектическую связь, взаимодополняемость. В воспитательном процессе элементы творческой и традиционной деятельности взаимосвязаны и дополняют друг друга как самостоятельные уровни одного целого [6. стр. 159].
На традиционном уровне деятельности классного руководителя осуществляется количественное накопление базовой информации, необходимых данных для предстоящей творческой деятельности.
Соотношение между творческой и давно принятой деятельностью подвижно, изменчиво. Например, педагоги всех времен, культур прошлого были сторонниками свободного воспитания детей с самого младшего возраста и связывали его с самовоспитанием. Выдвигали на первое место культ человека, а воспитание рассматривали не как изучение природы вещей, а как познание самого себя, совершенствование нравственности» [6. стр. 161].
Ж.Ж.Руссо считал, что суть воспитания состоит в том, чтобы «…дать детям более истинной свободы и меньше власти, предоставлять им действовать самим и меньше требовать о других» [25. стр. 157]
«В процессе свободного воспитания человек сам себя творит, а воспитатель-профессионал лишь помогает ему, создает условия, стимулирующие этот процесс, считая естественным состоянием его свободу. Уважать ребенка, учитывать его естественное развитие, предоставляя при этом ему свободу деятельности и самовыражения, помогать находить самому оптимальные способы решения тех или иных проблем, важная задача и современного воспитания» [6. стр. 163].
«В отличие от теории свободного воспитания, некоторые ученые считают приоритетным направлением в воспитании среду. Среди философов, педагогов, обогативших эту идею, выделяется Д.Локк. Отвергая существование врожденных идей, он в педагогике исходил из решающего влияния среды на становление личности, полагая, что душа ребенка подобная чистой доске, поэтому решающую роль в его развитии он отводил воспитателю, а эффективность воспитания связывал с активностью и самодеятельностью детей». [6. стр. 161]
«Ребенок не знает, что три плюс четыре – семь, пока не научиться считать до семи и не получит имени и идеи равенства» [15. стр. 104].
«На основе прогрессивных идей в современных условиях активно разрабатывается в теории и реализуется в практике гуманистическая теория, которая рассматривает ребенка (и взрослого) как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к полному самоосуществлению (самореализации). Сторонники гуманистической теории (Я.Корчак, В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили) выдвинули следующие положения:
· Люди – свободно действующие субъекты, способные предопределять свое личностное становление и развитие. Они испытывают влияние на поведение не только со стороны биологически обусловленных побуждений, неосознаваемых мыслей и эмоций или различных событий в окружающей их среде. У людей есть собственные мотивы, побудительные стимулы к развитию их неповторимого внутреннего мира, к его полной реализации.
· Люди – мыслящие существа и активно «планируют» свое личностное становление и развитие. Мышление позволяет им выбрать те формы поведения, которые им более желательны.
· Никакого «среднего типа» (усредненной модели) среди людей не существует – каждая личность уникальна.
· Главным предметом изучения развития человека (наряду с депрессиями, аномалиями развития, болезнями) должны стать такие положительные качества, как здоровье, доброта, нормальное развитие, совершенство.
Сторонников гуманистической теории интересуют, прежде всего, следующие вопросы: кем способен стать человек? Как могут люди полностью реализовать свой потенциал? Они подходят к человеку как к целостной системе и делают акцент на развитии положительного в человеке, на уникальности каждой личности» [10. стр. 80]
«В концепции гуманистической психологии постепенно оформилась и в современных условиях прочно утвердилась мысль о том, что ребенок, будучи субъектом многообразных отношений, с окружающей действительностью, является и субъектом разносторонней деятельности в воспитательном процессе. И, следовательно, при таком подходе воспитательное воздействие педагога должно рассматриваться как взаимодействие. Это основное условие успешности воспитания» [10. стр. 36]
В.А. Сухомлинский считал, что «…процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников – в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний. Если учитель стал другом ребенка, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло» [26. стр. 15]
Существуют основные положения «педагогики сотрудничества», которая положена в основу гуманистических преобразований, происходящих в современной школе, в теории и методике воспитания:
· Отношение с учениками – на основе сотрудничества.
· Учение без принуждения.
· Идея трудной цели.
· Идея опоры.
· Опорные сигналы В.Ф. Шаталова.
· Оценка работ (а не отметка; позитивная –предпочтительнее).
· Идея свободного выбора (дела и ответственности).
· Идея опережения.
· Идея крупных блоков.
· Идея соответствующей формы.
· Идея самоанализа.
· Интеллектуальный фон класса (цели, ценности).
· Коллективное творческое воспитание (КТД И.П. Иванова).
· Коллективный производительный труд.
· Творческое самоуправление (не управление без взрослых, а в союзе со взрослыми).
· Сотрудничество с родителями.
· Личностный подход (вместо индивидуального).
· Сотрудничество учителей [6. стр. 81].
В.А.Сухомлинский учение, труд, красоту, коллектив и нравственность рассматривал во взаимосвязи: «Труд, люди и красота соединяются в одно целое, и это целое доставляет детям радость и потому, что оно красиво, и потому, что их работа кому-то принесла радость. Так труд, творение красоты, творение добра входят в духовный мир ребенка: только вместе – труд, ум, добро, красота. По отдельности им в душу ребенка не проникнуть» [26. стр. 15].
И действительно, «педагогический эффект каждого средства воздействия на личность зависит от того, насколько продуманы, целенаправленны, эффективны другие средства воздействия [6. стр. 165].
При изучении психолого-педагогических основ работы классного руководителя необходимо отметить, что основная образовательная программа формируется с учётом особенностей развития детей в разные возрастные периоды. «Школьные годы по праву считают самым динамичным, интенсивным периодом развития человека. Если сказать кратко, то это переход от раннего, дошкольного детства к аттестату зрелости, т.е. к фактической взрослости, когда человек способен к материальной и духовной самостоятельности во всех сферах жизни и деятельности » [10. стр. 47]
Таким образом, «развитие человека в школе как личности и субъекта деятельности обязательно включает в себя развитие:
1) интеллекта;
2) эмоциональной сферы;
3) устойчивости к стрессорам;
4) уверенности в себе и приятия себя;
5) позитивного отношения к миру и приятие других;
6) самостоятельности;
7) мотивации самоактуализации, самосовершенствования (сюда входит и мотивация ученика как важнейшего элемента саморазвития).
В сумме эти идеи можно назвать позитивной педагогикой и гуманистической психологией воспитания и обучения » [2. стр. 171]
Кроме возрастных особенностей школьного периода развития любой педагог, в том числе и классный руководитель, должен знать индивидуальные различия детей. К ним относят:
· «истории рождения и развития (медико-психологический анамнез);
· состояние здоровья на данный момент; наличие или отсутствие отставания или избегания вперед в развитии отдельных органов организма; наличие или отсутствие каких-либо болезней;
· среда обитания (материальная и культурная), условия жизни и воспитания; применявшаяся ранее методика воспитательных средств, методов и приемов;
· важнейшие события в жизни ребенка и окружающих его людей;
· особенности протекания важнейших психических процессов;
· направленность личности: потребности, мотивы, интересы, склонности, убеждения, мировоззрение;
· задатки и способности;
· свойства высшей нервной деятельности, темперамент;
· характер как сложная совокупная характеристика личности.
Когда мы хотим оттенить индивидуальность человека, мы говорим именно о характере» [10. стр. 53]
Современному классному руководителю необходимо обратить внимание на «современные реалии детства и их последствия: изменившиеся социальные, политические, экономические, культурологические условия жизни, повлекшие за собой изменения в характеристике современных детей.
Назовем только некоторые:
· большая информативность,
· приобщение к технике,
· свобода и раскованность в поведении и образе жизни,
· независимость от кого бы то ни было,
· повышенная критичность,
· свобода выбора и волеизъявления,
· ориентированность на западноевропейский и американский образ жизни,
· ранее взросление,
· повышенная политизированность одних и равнодушие других,
· переоценка жизненных ценностей,
· большая ориентированность на материальные ценности,
· у некоторых неприкаянность и одиночество [10. стр. 55].
Ш.А. Амонашвили, обобщая изученный опыт коллег-учителей и собственный педагогический опыт, сформулировал «основные установки учителя гуманного педагогического процесса». Он вывел «Законы учителя»: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом ребенка. Руководящие принципы учителя: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважения личности ребенка, терпения в становлении ребенка. Заповеди учителя: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку. Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе. Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность [1. стр. 477].
А.С. Макаренко сформулировал основные положения педагогической логики, т.е. логики организации и развития педагогического процесса: «Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей.
Никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным - всегда полезным либо вредным, действующим всегда точно; отдельное средство может быть и положительным и отрицательным, решающим является действие всей системы средств.
Никакая система воспитательных средств не может быть установлена раз и навсегда, она изменяется в соответствии с развитием ребенка и поступательным движением общества. Всякое средство должно быть педагогически целесообразным, что проверяется опытным путем» [7. стр. 71]
«Макаренко дал характеристику наиболее распространенных ошибок педагогической логики: дедуктивное предсказание (когда делается предположение о полезности того или иного средства, метода, направления, не проверенного наукой и практикой, и на этом основании строится воспитательный процесс); этический фетишизм (например, в первых документах единой трудовой школы запрещались всякие наказания, так как якобы «наказание воспитывает раба».
А безнаказанность воспитывает хулигана, - утверждал А.С.Макаренко. В своей теории обосновал разумную систему поощрений и наказаний. А так же уединенное средство (когда какое-либо средство объявляется «панацеей от всех бед» и на этом основании строится весь процесс воспитания).
В сегодняшней практике воспитания существует немало своеобразных педагогических предрассудков: «свободное воспитание – это и есть гуманистическая педагогика». Или «школа должна быть свободна от воспитательного давления, ее задача – дать современное образование на уровне мировых стандартов», «воспитание реализуется в процессе обучения в школе и в системе дополнительного образования вне ее», «воспитательные задачи решаются через введение специальных гуманитарных предметов.
«Термин «воспитательная работа» себя изжил, он не имеет места в современной теории воспитания», «введение инновационных педагогических технологий - панацея от всех бед современной практики воспитания», «психология (и в частности психологические тренинги и психотерапия) вытесняет, заменяет специально организованную воспитательную работу школ…». Именно они осложняют выстраивание истинной логики целенаправленного воспитательного процесса» [7. стр. 100]
Гуманизация сегодняшней школы предполагает усиление гуманизма в организации жизнедеятельности детей. Гуманизм, как известно, связан с утверждением идеалов добра и человечности в отношениях людей, с признанием самоценности каждого человека, с приоритетом общечеловеческих ценностей. С этими двумя тенденциями связана еще одна – усиление гласности в школе, информированности всех – и детей, и взрослых – обо всем, что в ней происходит. Это еще и открытость в отношениях в школьном коллективе.
1. Воспитательный процесс эффективен, если ребенок в нем воспринимается как целостная личность со всеми достоинствами и недостатками, разнообразными проявлениями в различных сферах жизни и деятельности, со всеми трудностями роста и противоречиями, со всей системой его многообразных отношений к окружающему миру.
Воспитание процесс парадоксальный. Любое педагогическое явление парадоксально, противоречиво и, согласно закону единства и борьбы противоположностей, имеет, как магнит, два полюса – положительный и отрицательный, как бы две грани, два взаимосвязанных и взаимообусловленных ракурса. И педагог должен, хочет он того или нет, признать эту истину, принять ее как должное, уметь распознавать обе грани и использовать в позитивном разрешении любого противоречия» [10. стр. 103].
Важную роль в воспитательной работе классного руководителя играет забота о психическом здоровье.
Цели данной заботы – укрепление нервной системы; поднятие настроения; расслабление в ходе и в конце трудного рабочего дня или тяжелых встреч с неприятными людьми; профилактика нервных срывов, состояний и заболеваний (нервное напряжение, стресс, нервное истощение, депрессия); нейтрализация проявления признаков нервно-психических заболеваний, если имеются (истерия, неврастения, шизофрения); преодоление недоразвитости психики у подростков и т.д.
В программу заботы о психическом здоровье могут входить различные меры:
· «меры избавления от чрезмерных напряжений в повседневной жизни (ограничение работы, чередование ее с отдыхом, нахождение интереса в учебе и внеклассной работе, умение ставить лишь достижимые задачи, не придавать значение житейским мелочам и неудачам, одоление привычки «зацикливаться»);
· Освоение специальных мер снятия эмоционального напряжения и регулярное их употребление: расслабляющая музыка, чтение книг, прогулки на природе, физические упражнения, танцы, смехотерапия, ритмичный режим питания и употребление специальных продуктов;
· Выработка позитивного отношения к негативным жизненным событиям как испытаниям, как к возможности укрепить свою волю, мужество, оптимистичность, как к возможности приобретения жизненного опыта;
· Общение с людьми добрыми, жизнерадостными, оптимистичными, мудрыми…избежание общения со злыми, непорядочными, глупыми и т.д.;
· Выработка тактики выхода из конфликтов; могут быть использованы такие приемы: компромисс, уступка, умение рассмотреть ситуацию глазами «противника» и «войти» в его положение», конструктивный диалог, шутка, специальные фразы для выхода из заведомо неперспективного спора типа: «Вы, может быть и правы, но я не буду спорить с вами сейчас»;
· Окружение себя красотой, радостными мелочами быта.
Выработка для себя системы мер для снятия сиюминутного гнева, раздражения, потрясения: определенные физические упражнения, счет, проговаривание каких-то слов…» [10. стр. 265].