Разработка классного часа «Сталинградская битва»
Аннотация
Методическая разработка классного часа «Сталинградская битва» написана для студентов 1- 4 курса. Цель методической разработки - познакомить обучающихся с историей Великой Отечественной Войны в целом, а конкретно со Сталинградской битвой, воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны. Задачей классного часа является – создать необходимый эмоциональный настрой, побудить студентов к размышлению о долге, памяти. Данная разработка относится к серии занятий по нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию. Данная методическая разработка может применяться как на классном часе, так и на уроках истории.
В рамках подготовки данного мероприятия была проделана такая работа, как:
·изучение литературных источников,
·сравнительный анализ полученной информации,
·отбор информации для работы,
·подобраны песни соответствующей тематики,
·создана презентация.
Классный час «Сталинградская битва»
Выше всех Эверестов - Мамаев курган!
Р. Рождественский
Цели: - расширить представление студентов о Великой Отечественной войне, рассказать о Сталинградской битве;
- сформировать положительную оценку духовного подвига советского народа;
- воспитывать благодарное отношение к подвигу солдат, уважение к людям старшего поколения;
- побуждать к критическому осмыслению различных трактовок военных событий, воспитывать чувство патриотизма, гражданственности.
Задачи: 1. Уточнить и расширить знания учащихся о Сталинградской битве, ее значении в ходе Великой Отечественной войны.
2. Развивать интерес к истории Отечества; наблюдательность, любознательность.
|
3. Воспитывать чувство патриотизма, сплоченности, ответственности.
Оборудование: мультимедийная презентация «2 февраля – Сталинградская битва», стихи о войне, запись «Минута молчания», документальный фильм «Сталинградская битва»
План классного часа:
I. Организационный момент.
II. Информационный блок «Сталинградская высота».
III. Просмотр видео- фильма.
IV. Сталинград, память за собою позови… Демонстрация презентации.
V. Заключительное слово
Ход классного часа
I. Организационный момент.
II. Информационный блок «Сталинградская высота».
Классный руководитель: Сегодня необычный день. Может кто – нибудь из вас знает почему?
— Сегодня 02 февраля 2022года. 79 года тому назад закончилась Сталинградская битва.
«Выше всех эверестов - Мамаев курган», - писал Роберт Рождественский. И это не просто поэтическая метафора. На военно-топографических картах Мамаев курган обозначался как «Высота 102». А после Великой Отечественной его стали называть «главной высотой России».
Как можно объяснить это выражение?
Примерные ответы:
- Эта высота была ключевым звеном в обороне Сталинграда, а со Сталинградской битвы началось поражение Третьего рейха. Взяв эту высоту, СССР победил Германию.
- В Сталинградской битве наши воины показали высоты воинского мастерства, победили воинским умением.
- Сталинградская битва показала высоту духа, высоту подвига нашего народа.
Классный руководитель. Сегодня мы будем говорим о Сталинградской битве и зададим себе вопрос: можем ли мы дотянуться до этой высоты или станем снижать ее до себя?
|
Ведущий 1:
1418 дней и ночей наш народ вел кровопролитную войну. 200 из них - в Сталинградской битве (с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г.). Сталинградская битва - решающее сражение Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу, окружили и ликвидировали 300-тысячную группировку немецко-фашистских войск. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе войны. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза.
Чтец 1.
Февраль, февраль! Лавина черных сил
уничтожала жадно и жестоко,
но на кургане русский водрузил
Победный флаг, что реет так высоко.
Февраль, февраль! Суровый ветер в грудь,
жестокий шквал огня войскам навстречу…
В чем подвига объемлющая суть,
где страх убит штыками и картечью?!
Февраль, Февраль! Торжественный парад
к семидесятой славной годовщине,
идут тридцатьчетверки, Сталинград!
По площади чеканят шаг мужчины!
Февраль! Мы помним славных сыновей,
И боль за них в сердцах не стала тише.
Февраль, февраль! Здесь слезы матерей,
И радостные возгласы мальчишек!
Ведущий 2:
Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла все сражения мировой истории. Она развернулась на территории почти 100 тыс. квадратных километров. В ходе отдельных этапов с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 млн человек, до 2 тыс. танков, более 2 тыс. самолетов, до 26 тыс. орудий. Под Сталинградом фашисты сосредоточили пятую часть пехотных и около трети танковых соединений фашистской Германии. Всего в составе ее войск, действующих на Сталинградском направлении, насчитывалось более 1 млн человек.
|
Ведущий 1:
Сталинград стал величайшим примером стойкости, мужества и отваги советских людей. Такие качества как патриотизм, боевая дружба, товарищеская взаимопомощь были нерушимыми правилами, нормой, кодексом солдатской чести в этой битве. Сталинградская битва продемонстрировала величайший героизм целых воинских подразделений, отдельных солдат, гражданских людей -
Ведущий 2. Сражение за Сталинград принято подразделять на два периода: оборонительный (с 17 июля по 18 ноября 1942 г.) и наступательный (с 19 ноября 1942 г. по 2 февраля 1943 г.).
Чтец 2.
За Сталинград!
Ревели танки и рвались гранаты,
Свистели бомбы в небе голубом,
Акации кивали виновато,
И в городе горел последний дом.
Вели в атаку мужество и воля.
Плечом к плечу, не ведая преград,
Перенося немыслимую долю,
Отчаянно дрались за Сталинград!
Солдаты, офицеры, генералы!
Где вашей кровью полит каждый шаг,
Все в пепел превращалось и сгорало,
И отступил, разбитый вами, враг!
Мы хоронили вас, забыв о боли.
И только злость сверлила нашу плоть.
Сгоревшим хлебом пахло где-то поле…
Какие силы нам давал Господь!
Ведущий 1.
28 июня 1942 г. появляется приказ Сталина № 227. В нем жестко говорилось о крайне угрожающем положении на фронте и провозглашалось требование: «Ни шагу назад!».
Ведущий 2.
Второй этап Сталинградской битвы - окружение и уничтожение немецкой армии. Наступление началось рано утром 19 ноября. И главную роль в нем сыграла наша артиллерия. Все попытки немецких войск прорвать кольцо окружения были безрезультатными.
Ведущий 1.
2 февраля 1943 г. стало началом конца Третьего рейха. Всего за время Сталинградской битвы Германия и ее союзники потеряли на Восточном фронте четверть своих сил. Немцы потеряли убитыми, ранеными, плененными более 800 тыс. солдат и офицеров, а также большое количество боевой техники, оружия и снаряжения Фашисты потерпели поражение, от которого так и не смогли оправиться.
III. Просмотр видео- фильма.
Сталинград, память за собою позови… Демонстрация презентации.
Чтец 3.
Лежат цветы у обелисков,
Горит огонь меж черных плит.
В бессмертье путь такой не близкий,
Он неразрывно с жизнью слит.
Бьют барабаны, плачут трубы,
Идут полки за рядом ряд,
И вдов запекшиеся губы
Молитвы горестно твердят.
Народ и армия - едины,
Пусть будет крепок их союз.
Веками люди-исполины
С мечом в руках хранили Русь!
IV. Заключительное слово
Сталинградская битва — одна из героических страниц в истории нашего народа. В жестоком сражении люди проявили личный и коллективный героизм. Массовый героизм приводил врага в замешательство. Немцам были не понятны его причины, его корни, истоки. Подвиги простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувства страха. Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, удивляешься их самоотверженности, силе, воли, мужеству. Что руководило их поступками? Любовь к Родине, стремление к светлому будущему, чувство долга, пример товарищей, сражавшихся плечом к плечу.
Мы в долгу перед участниками Великой Отечественной войны, отстоявшими своей кровью жизнь на земле.
Мы в долгу перед ними до конца своих дней за сегодняшний наш покой, за наш смех, за радость, за наше будущее! Они защитили не только наши жизни, но и само звание человека.
Список использованной литературы
1. Города-герои Великой Отечественной Войны./Атлас. – Москва, 1975.
2. Иванкин А. Волгоград. Музей-панорама «Сталинградская битва». – М., 1987.
3. Мамаев Курган - https://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Мамаев%20курган/
4. Морозова Н.Т., Монахова Н.Д. Путеводитель по Волгограду. – Волгоград, 1980.
5. Новокрещенов И.В. Страницы Великой Победы: Учебное пособие для учащихся 1-4 классов. – М.: Издательство «Ювента», 2004.
6. Памятник М.Паникахе - https://monument.volgadmin.ru/start.asp?np=3-9
7. Площадь павших борцов - https://www.volfoto.ru/volgograd/pavshih_bortsov/