МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Южный федеральный университет факультет философии и культурологии




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Южный федеральный университет факультет философии и культурологии

(Наименование вуза, факультета)

 

УТВЕРЖДАЮ

 

 

_______________________

 

"_____"__________________201__ г.

 

 

Рабочая программа дисциплины (модуля)

"Философия науки: история и современность"

 

Направление подготовки

 

Философия

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

 

Форма обучения

очная

 

 

 

Ростов-на-Дону


1. Цели освоения дисциплины:

Целью освоения курса " Философия науки: история и современность " является выработка знаний о предметной сфере современной философии науки, в контексте ее историко-философского становления, знакомство с оригинальными трудами представителей современной философии науки; выявление мировоззренческого потенциала основных моделей и тенденций развития современной философии науки.

 

 

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина "Философия науки: история и современность" читается магистрам в 1 семестре и строится на знаниях, полученных в цикле ОПД (общие профессиональные дисциплины) бакалавриата по различным направлениям подготовки. Содержательно и логически учебная дисциплина "Философия науки: история и современность" связана с такими дисциплинами базовой и вариативной частей общенаучного и профессионального циклов как «Онтология и теория познания», «Истории зарубежной философии», «Логика», «Концепциям современного естествознания», «Философия и методология науки». Для изучения дисциплины магистрант должен обладать знаниями, полученными при изучении учебных дисциплин ООП бакалавриата. по направления собственной подготовки. Дисциплина способствует эффективному освоению становления моделей развития научного знания, применению методологического инструментария и навыков научно-исследовательского мышления, развитию форм логического мышления, умению аргументированной подаче материала. Освоение дисциплины "Философия науки: история и современность" необходимо для подготовки к экзамену кандидатского минимума по «Истории и философии науки», рекомендованного в качестве основного для представителей всех специальностей, а также для ориентации в широком контексте исторического становления науки, современных философских подходов в зарубежной философии науки, для дальнейшей исследовательской и преподавательской деятельности.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Курс "Философия науки: история и современность" способствует формированию следующих общекультурных и профессиональных компетенций: навыки работы с информацией, знание способов ее получения из различных источников для решения профессиональных и социальных задач, умение пользоваться базами данных (ОК-9); знанием современных проблем философии, умение предлагать и аргументировано обосновывать способы их решения (ПК-1); способностью самостоятельно формулировать конкретные задачи научных исследований и проводить углубленную их разработку (ПК-2); знание истории зарубежной и современной зарубежной философии (ПК-4), умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями, владение методами и приемами логического анализа (ПК-12); знание различных методов философского исследования, умение их использовать в профессиональной деятельности (ПК-11), владение приемами и методами устного и письменного изложения базовых философских знаний (ПК-13); способность реферирования и аннотирования научной литературы (в том числе на иностранном языке), навыки научного редактирования (ПК-14); способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2).

В результате освоения дисциплины "Философия науки: история и современность" магистрант должен:

Знать: имена авторитетных ученых, начиная от античности и до современности, их вклад в науку, быть осведомленным в отношении основных представителей современной философии науки, знать их основополагающие труды и сформированные ими направления, основные концепты в рамках предложенных теоретических моделей развития современной философии науки, четко формулировать и выявлять основные тенденции развития современной философии науки. Представлять отличия философской, естественнонаучной и социально-гуманитарной составляющих современной философии науки.

Уметь: давать определения основным понятиям, рассматриваемым в ходе курса, очерчивать круг проблем той или иной авторской концепции, сравнивать и выявлять преимущества той или иной модели развития современной философии науки, применять достижения, сформулированные в рамках исторического становления философии науки, к анализу современных подходов и состояния науки, уметь применять различные методы в целях эффективного выполнения поставленных целей и задач деятельности.

Владеть достаточным уровнем философско-методологической компетентности в рамках заданного курса, существующим набором основных понятий и терминов (глоссарием), используемых в рамках курса, навыками анализа актуального материала в области развития современной науки, сравнительным анализом авторских моделей и подходов, философско-методологической культурой для оптимального выполнения поставленных целей и задач деятельности, навыками публичного выступления. Демонстрировать способность и готовность обсуждать наиболее острые проблемы современной философии науки и аргументировано анализировать основные тенденции ее развития. Владеть высоким уровнем коммуникативной компетентности независимо от конкретного направления профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины (модуля) подходов "Философия науки: история и современность" Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц 108 часов.

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лекции Семинары СРС Всего
  МОДУЛЬ 1. Предметная сфера и тенденции развития философии науки.   1-5         Собеседование по результатам изучения модуля
  Проблема роста научного знания и ее современные решения             Устный доклад
  Интеллектуальные новации позитивизма, конвенциализма, критического рационализма   2-3         Эссе
11.3 Исследовательские стратегии парадигмального анализа   3-5         презентация
2. МОДУЛЬ 2. Историческое становление науки: философский анализ   5-15         Собеседование по результатам изучения модуля
22.1 Проблема исторического возраста науки и основные представители античной науки   5-6         Устный доклад
22.2 Предпосылки и достижения Новоевропейской науки     6-7         Устный доклад
22.3 Современные тенденции постнеклассической стали развития науки.   8-11         Устный доклад
2.3 МОДУЛЬ 3. Тенденции эволюционизма в современной философии науки   11-15         Презентация  
33.1 Потенциал личностного знания и модель эволюционной эпистемологии   16-18          
33.2 Конкуренция научно-исследовательских программ и проблемы методологического плюрализма.     16-17         Коллоквиум: представление для обсуждения основных концептов
33.3 Глобальный эволюционизм, специфика конструктивизма и анализ современных концептов синергетики     17-18         Коллоквиум: обсуждения рефератов и творческих заданий.
  ВСЕГО ЧАСОВ             экзамен

.

5. Образовательные технологии Образовательные технологии, используемые при чтении курса "Философия науки: история и современность", предусматривают использование в учебном процессе разнообразных форм, стратегий и методов. Во время аудиторных занятий (54 часа) читаются лекции; проводятся семинарские занятия, как в виде традиционной вопросно-ответной формы, так и с учетом активных форм обучения; предполагаются выступления с докладами, составлением опорного конспекта, а также дискуссии, коллоквиумы, работа малыми группами, разбор и анализ конкретных тенденций и авторских подходов, выполнение различных форм самостоятельной работы: тесты, презентации. Самостоятельная работа студентов предусматривает подготовку эссе (творческого задания), подготовку к собеседованию, конспектирование источника, написание реферата и его последующее представление и обсуждение. Данные образовательные технологии сочетаются с внеаудиторной работой, с целью формирования и развития у студентов профессиональных навыков ведения научной и деловой дискуссии, применения методологических приемов в различных сферах деятельности в зависимости от поставленных целей.

 

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

В качестве форм текущего контроля используются «вопросы семинарских занятий», сопровождающие их «тесты», знание основных используемых в темах курса понятий. Также в качестве форм текущего контроля выступают: контрольные работы, эссе, вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, вопросы для проведения собеседования и коллоквиумов.

а) Темы эссе устанавливаются в индивидуальном порядке в соответствии с темами магистерских работ.

Эссе представляет собой творческое «мини-сочинение» по конкретной проблеме. Термин «эссе» переводится как «проба пера, набросок»; эссе предполагает небольшой объем, конкретную тему, выражение собственного мнения и взглядов на данную проблематику с учетом, отраженной в специальной литературе позиции. В эссе в значительной степени преобладает позиция и точка зрения автора, свойственная ему стилистика письма. Тема может трактоваться личностно, иметь свободную композицию и ориентироваться на только на понятийный язык научного сообщества, но и на литературную речь с учетом метафор и ассоциаций. Эссе обладает определенной структурой, последовательностью изложения, выводы присутствуют в тексте, доводы и аргументы носят более произвольный, субъективный и личностный характер. Объем эссе обычно достигает 0,5 авторского листа (авторский лист – 40 тыс.печатных знаков, включая пробелы).

Оформление эссе производится в соответствии с установленными стандартами.

 

б) Контрольные вопросы для проведения собеседований

 

  1. Предметная сфера современной философии науки.
  2. Философия науки и многообразие направлений современной западной философии.
  3. Основные концепции современной философии науки.
  4. Соотношение философии и науки.
  5. Три аспекта бытия науки в контексте современной цивилизации, основные функции науки.
  6. Наука и философия, наука искусство, наука и обыденное знание.
  7. Наука и многообразные формы вненаучного знания.
  8. Научная картина мира. Исторические формы эволюции научной картины мира.
  9. Историческое становление науки (от античности до современности- представители и основные достижения).
  10. Проблема исторического возраста науки
  11. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.
  12. Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни.
  13. Критерии научности.
  14. Теоретические модели и законы. Статистические и динамические закономерности
  15. Роль аналогий в познании, процедура обоснования и контекст открытия.
  16. Проблемные ситуации в науке. Интернализм и экстернализм - понимание механизмов научной деятельности.
  17. Истинность и рациональность. Типы рациональности. Коммуникативная рациональность.
  18. Научные революции и их типология.
  19. Философия как интегральная форма знаний об обществе, культуре, истории и человеке.
  20. Новейшие методы научного познания.
  21. Плюрализм, релятивизм, психологизм, историзм в социально-гуманитарных науках.
  22. Становление развитой научной теории. Классические, неклассические и постнеклассические ее варианты.
  23. Классическая и неклассическая концепция истины в социально-гуманитарном познании. Сциентизм и антисциентизм.
  24. Постнеклассическая наука, ее понятийный аппарат и основные характеристики саморазвивающихся систем.
  25. Синергетика, новые стратегии научного поиска.
  26. Философские представления о глобальном эволюционизме.
  27. Язык и «языковая картина мира».
  28. Вклад российских ученых и деформация института науки
  29. Соотношение философии науки и методологии
  30. Проблема соотношения мышления и действительности. Новые этические проблемы XXI века.
  31. Значение интеллектуальных новации первого позитивизма для развития философии науки
  32. О специфике конвенциализма. (А. Пуанкаре)
  33. Анализ языка науки. Методологическая программа Венского кружка.
  34. Критический рационализм, проблема демаркации и фальсификации.(К. Поппер)
  35. Концепция личностного неявного знания. (М.Полани)
  36. Историко-эволюционистское направление. (Т. Кун)
  37. Структура научно-исследовательской программы. (И. Лакатос)
  38. Плюрализм в эпистемологии. (Пол Фейерабенд).
  39. Эволюционная эпистемология. Концепция Стивена Тулмина.
  40. Тематический анализ науки Дж. Холтона.

в) Проведение коллоквиумов:

· Коллоквиумы предусматривают:

· обсуждение содержательного объема сформулированной темы, выявление ее ключевых концептов и элементов, выработку и формулировку его целей и задач, логики последовательного изложения материала, вычленение структуры научных проблем, на решение которых направлен коллоквиум, формулировку возможных гипотез исследования, обсуждение приемов решения исследовательских задачи, личностной и мировоззренческой значимости обсуждаемой проблемы;

· обсуждение различных дефиниций ключевых понятий, специфики исследовательских позиций, анализ творчества представителей обсуждаемого направления.

· обсуждение и отработка адекватных приемов и способов визуализации данной тематики, подготовку презентаций исследовательских проектов в соответствии с желанием участников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: