Примерная тематика эссе (возможна ее вариативность)




1. Образ реальности в контексте достижений Брюссельской школы И. Пригожина.

2. Анализ понятийного аппарата современной синергетики

3. Как понимать предложенные Хакеном «моды»?

4. Роль модальности и коннотаций в современной интеллектуальном поиске.

5. Понятие ситуации и методология «case studies»

6. Тезис о несоизмеримости теорий и стремление к полноте описания мира

7. Как соотносятся истина, доказательство, опровержение и интуиция

8. Соотношение знания и веры в пределах современных интеллектуальных установок

9. Теория сложности

10. Внутридисциплинарные механизмы научных революций.

11. Междисциплинарные взаимодействия и "парадигмальные прививки" как фактор революционных преобразований в науке.

12. Трансформация науки в техногенных цивилизациях.

13. Проблема соотношения закона, причинности и квантовой механики.

14. Философский портрет современного ученого.

15. Научная элита и интеллектуалы.

16. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

17. Научные сообщества и их исторические типы, формирование междисциплинарных сообществ науки XXI столетия.

18. Первые университеты и научные школы в контексте их модернизации.

19. Позитивные и негативные последствия развития науки. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера).

20. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования.

21. Идеалы и нормы исследования

22. О типологии научных революций

23. Компьютеризация науки и ее социальные последствия.

24. Основные научные открытия конца 20 начала 21 веков

25. Наука и экономика. Наука и власть. Ученый и власть.

26. Проблема секретности и закрытости научных исследований.

27. Проблема государственного регулирования науки.

28. Значение субъектности в научных исследованиях

29. Феминистская критика современной науки

30. Развитие ценностного подхода в трудах Манхейма и М. Вебера.

31. Специфика концепции коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса

32. Соотношение мировоззренческого и эмпирического знания

33. О судьбе номотетических и идиографических методов

34. Современной понимание человека в контексте научной картины мира

35. Проблема адаптации человека в техногенной цивилизации.

36. Релятивность норм познавательной деятельности

37. Тематизм в науке.

38. Междисциплинарность и трансдисциплинарность современной науки.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) "Философия науки: история и современность"

а) основная литература:

1. Биоэтика и гуманитарная экспертиза: комплексное изучение человека и виртуалистика. Вып. 3 / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред. Ф.Г. Майленова.– М.: ИФРАН, 2009

2. Гейзенберг В. Закон причинности и квантовая механика// Философия и естествознание. М., 2010.

3. Проблема сборки субъекта в постнеклассической науке. М., ИФРАН, 2010.

4. Зекрист Р.И.Детерминированный хаос- параметр порядка культуры будущего (бивалентность кризиса)//Вестник МГУ. Серия 7 философия. 2011, № 4, с. 81-88.

5. Карнап Р. Устранение метафизики посредством логического анализа языка// Философия и естествознание. М., 2010.

6. Касавин И.Т. Критерии знания: собственно эпистемическое или социальное//Эпистемология: перспективы развития. М., Изд-во Канон, 2012, с.50-61.

7. Коммуникативная рациональность: эпистемологический подход / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред.: И.Т. Касавин, В.Н. Порус.– М.: ИФРАН, 2009.– 215с.

8. Конструктивизм в теории познания / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред. В.А. Лекторский.– М.: ИФРАН, 2008.– 171с

9. Крафт В. Венский кружок. Возникновение неопозитивизма. М., 2003.

10. Лакатос И. Методология исследовательских программ. М., 2003.

11. Лекторский В.А. Трансформация эпистемологии: новая жизнь старых проблем//Эпистемология: перспективы развития. М.,Изд-во Канон, 2012, с. 5-49.

12. Лешкевич Т.Г. Неопределенность в мире и мир неопределенности. Философские размышления о порядке и хаосе.Saarbrucken, Germany, LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH &Co.KG.2011.

13. Лэйси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. М.,2001.

14. Многомерность истины [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Редкол.: А.А. Горелов, М.М. Новосёлов. – М.: ИФРАН, 2008.

15. Мысль и искусство аргументации. М., 2003.

16. Нейрат О. Радикальный физикализм и реальный мир // Философия и естествознание. М., 2010.

17. Пенроуз Р. Новый ум короля. О компьютерах, мышлении и законах физики. М.,2008

18. Полани М. Личностное знание. М.,1985.

19. Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 1983.

20. Пуанкаре А. О науке. М., 1990.

21. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

22. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004

23. Тарароев Я.В. Понятие инфляции, темной энергии, темного вещества в современной космологии//Современная космология. Философские горизонты. М.,Кано, 2011, с. 339-358.

24. Тулмин Ст. Человеческое понимание. М., 1984.

25. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986.

26. Фейерабенд П. Как защитить общество от науки// Эпистемология и философия науки. Т. III, №1, 2005.

27. Фолмер Г. Эволюционная теория познания. М.,1998

28. Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981.

29. Шредингер Э. Наука и гуманизм. М., 2001.

 

б) дополнительная литература

1. Агацци Э. Переосмысление философии науки сегодня// Вопросы философии №1, 2009

2. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М.,1999.

3. Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987.

4. В поисках теории развития науки (Очерки западноевропейских и американских концепций ХХ века). М.,1982.

5. Илларионов С.В. Антропный принцип: содержание и спекуляции. // Илларионов С.В. Теория познания и философия науки. М., 2007.

6. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. СПб.,2005

7. Мамчур Г.А., Овчинников Н.Ф., Огурцов А.П. Отечественная философия науки: Предварительные итоги. М.,1997.

8. Меркулов И.П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). Т.1.СПб, 2003

9. Микешина Л.А. Прорыв в новую эпистемологическую проблематику// Эпистемология и философия науки. М., 2009, Т.ХIХ, № 1,с.76-82.

10. Микешина Л.А. Философия познания: Полемические главы. М.,2002

11. Новая философская энциклопедия: В 4-х т. М., 2000-20001 (статьи по выбору).

12. Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. М.,2002.

13. Причинность и телеономизм в современной естественнонаучной парадигме. М.,2002.

14. Проблема знания в истории науки и культуры. СПб., 2001.

15. Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. СПб, 1999.

16. Рациональность на перепутье: В 2-х т. М.,1999.

17. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление и в науке и искусстве. М.,2002.

18. Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. М.,2001.

19. Томпсон М. Философия науки. М.,2003.

20. Философия науки. Вып. 11: Этос науки на рубеже веков /РАН. Ин-т философии; Отв. ред. Л.П. Киященко. – М.: ИФ РАН, 2005. – 341 с.

21. Философская инноватика и русский космизм. Ростов-на-Дону, Из-во СКАГС, 2011

22. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009 (статьи по выбору)

 

Учебники

1. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Ростов-на-Дону, 2010.

2. Лешкевич Т.Г. Философия науки. М., Инфра-М., 2013.

3. Лешкевич Т.Г. Философия и теория познания М., Инфра-М., 2011.

4. Микешина Л.А.Философия науки. М., 2005.

5. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004

6. Философия и методология науки. Ч. 1-2. М.,1994.

7. Философия и методология науки. М.,1996.

8. Философия науки. Вып. 2006-2010.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы ___________________________

https://www.philos.sfedu.ru/

https://metod.philos.rsu.ru/

https://www.anthropology.ru – веб-кафедра философской антропологии;

https://www.ecsoc.ru - сайт Центра экономической социологии;

https://www. economicus.ru – портал Национального фонда подготовки кадров;

https://www.philosophy.ru – сайт Института философии РАН: материалы по методологии, электронная библиотека: Кун, Поппер, Лакатос и др.

https://www.iph.ras.ru?~cmir/ - сайт Центра методологии междисциплинарных исследований при ИФ РАН: электронная библиотека, информация о конференциях и т.п.

https://www.socionet.ru – сайт «Информационное пространство по общественным наукам»;

https://www.isras.ru – сайт Института социологии РАН: социологические методы и социальная методология;

https://www.sociology.ru – сайт Центра социологического образования: материалы по социологическим методам, социальной методологии и эпистемологии

https://www.hist.msu.ru/labs.ecohist - сайт Центра экономической истории исторического факультета МГУ: программы, конференции, различные ресурсы, адреса других центров

https://www.ptpu.ru – сайт журнала «Проблемы теории и практики управления»;

https://www.stst.mest.ru – сайт Института статистики и эконометрики;

https://www.hse.ru/science/maim_iir.htm - сайт факультета информационного развития Высшей школы экономики;

https://www.isa.ru – сайт Института системных исследований РАН;

https://incampus.ru- цифровой кампус Южного федерального университета;

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Для обеспечения дисциплины "Философия науки: история и современность" используется современная техника демонстрации слайдов, специализированные классы, оборудованные интерактивными техническими средствами обучения (интерактивными досками) и компьютерные классы, позволяющие эффективно контролировать процесс усвоения материала. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 030100 «Философия» уровень магистратура.

 

 

Автор доктор филос. н., профессор Лешкевич Т.Г.

Рецензент доктор филос. н., профессор Бакулов В.Д.

 

Программа одобрена на заседании Учёного совета факультета философии и культурологии ЮФУ.

От ____________ года, протокол № _____

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: