Каждый пятый узник концлагерей был ребёнком. Это - более 1 миллиона детей.




Война и дети

 

Дети и война… Вдумайтесь в эти слова…

Дети – это начало новой жизни, это надежда на счастье и радость, это мирное солнечное небо, это папа и мама, которые всегда рядом, это красивые игрушки, это школа с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками.

А война – это смерть, разруха, уничтожение всего живого и неживого на Земле. Даже слова эти несовместимы, и никогда не должны стоять рядом друг с другом.

По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил.

Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысяч.

Вот имена некоторых из них: Володя Казьмин, Юра Жданко, Леня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Таня Морозова, Витя Коробков, Зина Портнова. Многие из них так воевали, что заслужили боевые ордена и медали, а четверо: Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков, стали Героями Советского Союза. С первых дней оккупации мальчишки и девчонки начали действовать на свой страх и риск, который действительно был смертельным.

Ребята собирали оставшиеся от боёв винтовки, патроны, пулемёты, гранаты, а затем передавали всё это партизанам, конечно, они серьёзно рисковали. Многие школьники, опять же на свой страх и риск, вели разведку, были связными в партизанских отрядах. Спасали раненых красноармейцев, помогали устраивать подпольщикам побеги наших военнопленных из немецких концлагерей. Поджигали немецкие склады с продовольствием, техникой, обмундированием, фуражом, взрывали железнодорожные вагоны и паровозы. На "детском фронте" воевали как мальчики, так и девочки. Особенно массовым он был в Белоруссии.

В основном это были дети, лишившиеся своих родителей, в большинстве случаев убитых или угнанных немцами в Германию. Дети, оставшиеся в разрушенных городах и сёлах, становились беспризорными, обречёнными на голодную смерть. Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории. Детей могли отправить в концлагерь, вывезти на работы в Германию, превратив в рабов, сделать донорами для немецких солдат и т.д.

Кроме этого, немцы в тылу совсем не стеснялись, и со всей жестокостью расправлялись с детьми. "...Часто из-за развлечений группа немцев на отдыхе устраивала себе разрядку: бросали кусок хлеба, дети бежали к нему, а вслед им автоматные очереди. Сколько детей погибло из-за таких забав немцев по всей стране!

Поэтому, проходящие по этим местам части Красной Армии чутко относились к таким ребятам и часто забирали их с собой. Сыны полков – дети военных лет воевали против немецких оккупантов наравне со взрослыми. Маршал Баграмян вспоминал, что смелость, отвага подростков, их изобретательность в выполнении заданий поражали даже старых и опытных солдат.

Федя Самодуров. Феде 14 лет, он воспитанник мотострелковой части, которой командует гвардии капитан А. Чернавин. Подобран был Федя на своей родине, в разрушенном селе Воронежской области. Вместе с частью участвовал в боях за Тернополь, с пулемётным расчётом вышибал немцев из города. Когда почти весь расчёт погиб, подросток вместе с уцелевшим бойцом взялся за пулемёт, долго и упорно отстреливаясь, задержал врага. Федя был награждён медалью «За отвагу».

Ваня Козлов. Ване 13 лет, он остался без родных и уже второй год находится в мотострелковой части. На фронте он доставляет пищу, газеты и письма бойцам в самых сложных условиях.

Петя Зуб. Не менее трудную специальность избрал себе Петя Зуб. Он давно решил стать разведчиком. Родители его убиты, и он знает, как можно рассчитаться с проклятым немцем. Вместе с опытными разведчиками добирается до врага, сообщает по радио его местонахождение, и артиллерия по их указке даёт огонь, сокрушая фашистов". («Аргументы и факты», №25, 2010, с. 42).

Воспитанник 63-й гвардейской танковой бригады Анатолий Якушин за спасение жизни командира бригады получил орден Красной Звезды. Примеров героического поведения детей и подростков на фронте существует достаточно много…

Таких ребят во время войны погибло и пропало без вести очень много. В повести Владимира Богомолова «Иван» (х/ф "Иваново детство") можно прочитать о судьбе юного разведчика. Родом Ваня был из Гомеля. В войну погибли его отец и сестрёнка. Мальчику пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце – в лагере смерти. Массовые расстрелы, жестокое обращение с населением вызывали и у детей огромное желание мстить. Попадая в гестапо, подростки проявляли удивительные мужество и стойкость. Вот как описывает автор гибель героя повести: "...21 декабря сего года в расположении 23-го армейского корпуса, в запретной зоне близ железной дороги, чином вспомогательной полиции Ефимом Титковым был замечен и после двухчасового наблюдения задержан русский, школьник 10 – 12 лет, лежавший в снегу и наблюдавший за движением эшелонов на участке Калинковичи – Клинск. На допросах держался вызывающе: не скрывал своего враждебного отношения к немецкой армии и Германской империи. В соответствии с директивой Верховного командования вооруженными силами от 11 ноября 1942 года расстрелян 25.12.43 г. в 6.55".

Девочки тоже активно участвовали в подпольной и партизанской борьбе на оккупированной территории. Пятнадцатилетняя Зина Портнова приехала из Ленинграда к родственникам в 1941 г. на летние каникулы в деревню Зуй Витебской области. Во время войны стала активным участником Обольской антифашистской подпольную молодёжной организации «Юные мстители». Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила пищу. Участвовала в других диверсиях, распространяла листовки среди населения, по заданию партизанского отряда вела разведку. В декабре 1943 г., возвращаясь с задания, она была арестована в деревне Мостище и опознана предателем. На одном из допросов, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена, зверски замучена и 13 января 1944 г. расстреляна в тюрьме г. Полоцка.

А шестнадцатилетняя школьница Оля Демеш со своей младшей сестрой Лидой на станции Орша в Белоруссии по заданию командира партизанской бригады С. Жулина взрывали с помощью магнитных мин цистерны с горючим. Конечно, девчонки привлекали к себе куда меньше внимания немецкой охраны и полицаев, чем мальчики-подростки или взрослые мужчины. Но ведь девочкам впору в куклы было играть, а они сражались с солдатами вермахта!

Тринадцатилетняя Лида часто брала корзину или сумку и уходила на железнодорожные пути собирать уголь, добывая разведданные о немецких военных эшелонах. Если ее останавливали часовые, она объясняла, что собирает уголь, чтобы отапливать комнату, в которой живут немцы. Маму Оли и младшую сестрёнку Лиду фашисты схватили и расстреляли, а Оля продолжала бесстрашно выполнять задания партизан. За голову юной партизанки Оли Демеш фашисты обещали щедрую награду – землю, корову и 10 тысяч марок. Копии ее фотографии были розданы и разосланы всем патрульным службам, полицаям, старостам и тайным агентам. Захватить и доставить ее живьем – таков был приказ! Но поймать девочку не удалось. Ольга уничтожила 20 немецких солдат и офицеров, пустила под откос 7 вражеских эшелонов, вела разведку, участвовала в «рельсовой войне», в уничтожении немецких карательных подразделений.

С первых дней войны у детей было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. В тылу дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: участвовали в противовоздушной обороне – дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, собирали черный и цветной металлолом, лекарственные растения, участвовали в сборе вещей для Красной Армии, работали на воскресниках.

Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей. В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин.

Ряд объективных причин: уход учителей в армию, эвакуация населения из западных районов в восточные, включение учащихся в трудовую деятельность в связи с уходом на войну кормильцев семьи, передача многих школ под госпитали и др., помешали развёртыванию в СССР во время войны всеобщего семилетного обязательного обучения, начатого в 30-е годы. В оставшихся учебных заведениях обучение велось в две-три, а иногда и четыре смены. При этом дети вынуждены были сами запасать дрова для котельных. Учебников не было, а из-за нехватки бумаги писали на старых газетах между строчками. Тем не менее, открывались и новые школы, создавались дополнительные классы. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты. Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или в сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школы рабочей и сельской молодежи.

 

В летописи Великой Отечественной войны до сих пор остаётся ещё много малоизвестных страниц, например, судьба детских садов. "Оказывается, в декабре 1941-го в осажденной Москве в бомбоубежищах работали детские сады. Когда враг был отброшен, они возобновили свою работу быстрее, чем многие вузы. К осени 1942 года в Москве открылись 258 садиков!

Более пятисот воспитателей и нянь осенью 1941-го рыли окопы на подступах к столице. Сотни работали на лесозаготовках. Воспитательницы, еще вчера водившие с детьми хоровод, сражались в московском ополчении. Под Можайском героически погибла воспитательница детскою сада Бауманского района Наташа Яновская. Воспитатели, оставшиеся с детьми, не совершали подвигов. Они просто спасали малышей, у которых отцы воевали, а матери стояли у станков. Большинство детских садов во время войны стали интернатными, дети находились там днем и ночью. И чтобы накормить детей в полуголодное время, охранить их от холода, дать им хоть капельку уюта, занять их с пользой для ума и души – для такой работы необходимы были огромная любовь к детям, глубокая порядочность и безграничное терпение.

На детские утренники в садики приходили из госпиталей выздоравливающие бойцы. Раненые солдаты долго аплодировали маленьким артистам, улыбаясь сквозь слезы... Тепло детского праздника согревало израненные души фронтовиков, напоминало о доме, помогало вернуться с войны невредимыми. Ребята из детских садов и их воспитательницы тоже писали письма солдатам на фронт, посылали рисунки, подарки.

В связи с гибелью родителей в стране появилось много беспризорных детей. Советское государство, несмотря на тяжелое военное время, все же выполняло свои обязательства перед детьми, оставшимися без родителей. Для борьбы с безнадзорностью была организована и открыта сеть детских приемников и детских домов, организовано трудоустройство подростков. Многие семьи стали брать к себе на воспитание детей-сирот, где они обрели себе новых родителей.

Очень ярко описывают свои детские воспоминания о войне люди, встретившие ее детьми, в книге Светланы Алексиевич “ДЕТИ ВОЙНЫ”:

«Я ВИДЕЛ…»

ЮРА КАРПОВИЧ – 8 ЛЕТ

Я видел, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зеленой травы, расстреливали. Это было весной….

Я видел, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз…

Я видел, как запрягали в брички людей с желтыми кругами на шее вместо хомутов и катались на них. Как их расстреливали с этими же желтыми кругами на шее и кричали: «Юде!..»

Я видел, как у матерей штыками выбивали из рук детей и бросали в огонь…

 

«БУДЕТЕ МОИ ДЕТИ…»

НИНА ШУНТО – 6 ЛЕТ

До войны мы жили с одним папой, мама умерла. Когда папа ушел на фронт, остались с тетей, но вскоре и она умерла от заражения крови. Мы с маленьким братом пошли искать партизан, почему-то мы решили, что там наш папа. Ночевали, где придется. Помню, когда была гроза, мы ночевали в стоге сена, вытянули сено, сделали ямку и ночевали там. Таких детей-сирот, как мы, было много, и все ходили и искали своих родителей.

Мы шли по деревне, и в одной хате было открыто окно. И там, видно, недавно пекли картофельные пироги. И когда мы приблизились, брат от запаха этих пирогов потерял сознание. Я зашла в эту хату. В хате никого не было, я отломила кусочек пирога, и мы остались ждать хозяев, чтобы не подумали, что мы воруем. Пришла хозяйка, она нас не ругала, а пожалела и не отпустила. Она сказала: «Будете мои дети…».

«ДОМИК, НЕ ГОРИ! »

НИНА РАЧИЦКАЯ – 7 ЛЕТ

Помнится отрывками, иногда – очень ярко. Как немцы приехали на мотоциклах… У меня еще было два маленьких братика – четыре и двух лет. Мы с ними спрятались под кровать и весь день просидели там. Офицер в очках, мне было очень странно, что фашист в очках, жил с денщиком в одной половине дома, а мы в другой. Братик, самый маленький простыл и сильно кашлял. Наутро офицер заходит на нашу половину и говорит маме, что если киндер будет плакать, не давать ему спать по ночам, то он его «пуф-пуф» - и показывает на свой пистолет. Ночью, как только брат закашляет или заплачет, мать хватает его в одеяло, бежит на улицу и там качает, пока он не заснет или не успокоится.

Забрали у нас все, мы голодали. На кухню нас не пускали, варили они там только себе. Брат маленький, он услышал запах горохового супа и пополз по полу на этот запах. Через пять минут раздался страшный визг брата,. Его облили кипятком на кухне, облили за то, что он попросил есть.

А он был такой голодный, что подойдет к маме: «Давай сварим моего утенка…». Утенок у него был самой любимой игрушкой, он никому его в руки не давал, а тут говорит: «Сварим утенка, и все будем сытые…»

Отступая, они в последний день подожгли наш дом. Мама стояла, смотрела на огонь, и у нее ни слезинки не было. А мы втроем бегали и кричали: «Домик, не гори! Домик, не гори!». Вынести из дома ничего не успели, я только схватила свой букварь...

Самыми страшными тяготами войны, особенно зимой, были холод и голод. Очень много детей умерло именно от переохлаждения и голода, и особенно в блокадном Ленинграде.

К осени 1941 года план молниеносного захвата СССР провалился. Взять Ленинград силой своей военной мощи фашистам не удавалось, защитники Ленинграда стояли насмерть. Тогда они придумали коварный план: погубить всех защитников и оставшихся жителей города в блокаде. Немецкие войска взяли город в кольцо, заблокировали все подступы к городу. В город нельзя было привезти ни продовольствие, ни медикаменты, выехать из него тоже никто не мог.

В Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Началом блокады считается 8 сентября 1941 года. Город держался на своих запасах продуктов до середины ноября, а с 20 ноября властями Ленинграда был введён жесткий норматив по отпуску хлеба. Других продуктов к этому времени в городе почти не осталось.

Размер продовольственного пайка составлял:

• Рабочим — 250 грамм хлеба в сутки

• Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 грамм

В связи с вводом таких норм, в декабре 1941г. ситуация в городе резко ухудшилась.

Смертность от голода стала массовой, люди шли куда-то по улицам по своим делам, и вдруг падали и мгновенно умирали. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов.

Ещё одним важным фактором роста смертности стал холод. С наступлением зимы в городе практически кончились запасы топлива. Прекратилось централизованное отопление домов, замёрзли или были отключены водопровод и канализация. Остановилась работа практически на всех фабриках и заводах (кроме оборонных).

Хуже всего в блокадном Ленинграде было детям. Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, а еды нет? Почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище? Много детских почему…

Хотя детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.

Сердце плачет, когда читаешь маленькую записную книжку ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести — даты. И за каждой — смерть. Шесть страниц — шесть смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей: "28 декабря 1941 года. Женя умерла... Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 марта—Лека умер, дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая—дядя Леша. мама — 15 мая". А дальше — без даты: “Савичевы умерли.

Умерли все. Осталась одна Таня”.

Она так искренне и сжато поведала людям о войне, принесшей столько горя и страданий ей и ее близким, двенадцатилетняя девочка, что и сегодня перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, останавливаются потрясенные люди разных возрастов и национальностей, вглядываются в простые и страшные слова. Но не удалось спасти и Таню.

Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться. Трагедия этой семьи типична для блокадного Ленинграда: сколько погибло от голода людей, сколько вымерло семей.

Только в январе 1943 года Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда, а в январе 1944 года блокада была полностью снята. Она длилась 872 дня. За годы блокады погибло, по разным данным, от 300 тыс. до 1,5 млн. человек. И среди них было много детей.

Во время второй мировой войны на территории нацисткой Германии, в странах-союзниках Третьего рейха и на оккупированных ими территориях действовало (помимо тюрем, гетто и т.п.) 14000 концентрационных лагерей. Узников нацистов сжигали в печах крематория (порою заживо), травили в газовых камерах, брали кровь для солдат вермахта, на них ставили страшные медицинские эксперименты, испытывали новые препараты, пытали, насиловали, морили голодом и при этом заставляли трудиться до полного изнеможения.

В концлагерях у узников не было имен. Каждому узнику на руку наносился несмываемый номер. Для фашистов узники были не люди, а что-то наподобие скота, подопытного материала, источника получения свежей крови и органов, бесплатной рабочей силой, которая постоянно обновлялась и пополнялась новыми жертвами с захваченных территорий.

Всего, на территориях подконтрольных гитлеровцам, содержалась в концлагерях, лагерях смерти, тюрьмах 18 млн. человек. Из них более 11 млн. были уничтожены. Среди погибших - 5 млн. граждане СССР.

Каждый пятый узник концлагерей был ребёнком. Это - более 1 миллиона детей.

Жизнь в тылу тоже полностью изменилась. Она вся была подчинена патриотическим лозунгам того времени: “Родина в опасности!” и “Всё для фронта – всё для Победы!”

И дети, опаленные войной, порой голодные сироты, вносили свой посильный вклад в дело победы над фашистами. Многие уже с 10-12 лет работали на производстве, собирали винтовки, снаряды и другую оборонную продукцию. Младшие дети в городе посещали раненых в госпиталях, всячески старались помочь им: писали за них письма домой, давали лекарства и кормили, иногда, давали концерты своими скромными силами. Долгими зимними вечерами вязали варежки и носки для бойцов, которые отправляли в посылках на фронт.

На селе дети работали на полях. С начала лета пололи вручную на поле овёс, рожь, пшеницу, осенью помогали молотить хлеб; трудились от зари до глубокой ночи. Они рано познали крестьянский труд, умели и лошадь, и быка запрячь и корову подоить. Полуголодные, полураздетые, хлеба и того не было досыта.

Учиться в школах обычно начинали только в конце октября и учились до ранней весны. Но даже так некоторым долго учиться не пришлось: нужно было помогать матерям, кормить себя и младших братьев, и сестёр. Работать кроме детей и женщин, и инвалидов было некому, поэтому некоторые бросали учебу, и работали наравне со взрослыми. Детям войны с 12-14 лет пришлось становиться взрослыми и своим трудом приближать Победу над врагом.

Дети - герои войны

Нельзя не вспомнить ребят, которые, наравне с взрослыми в годы войны взяли в руки оружие и воевали с фашистами:

Надежда Богданова - была партизанской разведчицей, награждена орденом Боевого Красного Знамени. Имя юной героини-пионерки Нади Богдановой — занесено в Книгу почета Белорусской республиканской пионерской организации имени В. И. Ленина. Трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.

Марат Казей - участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Леня Голиков - ушел к партизанам, когда его родное село захватили фашисты. Он не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года. А 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

Валя Котик - ушел к партизанам, когда ему было только 14 лет. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

Зина Портнова – ленинградка, но война застала ее в деревне Оболь, где она отдыхала на каникулах. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки по заданию партизанского отряда вела разведку. В декабре 1943 года в деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку и зверски замучили, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. Ей посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Костя Кравчук - награжден орденом Красного знамени за то, что спас и сохранил два боевых знамени стрелковых полков в период оккупации города Киева.

Вася Коробко - вместе с партизанами уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.

Зоя Космодемьянская - герой Советского Союза. В октябре 1941 года стала членом разведывательной партизанской части. При операции по избавлению сёл от немецких захватчиков, и поджоге нескольких домов с немцами была схвачена фашистами.

Девушку долго мучили, раздев догола, её пороли ремнями, затем приставленный к ней часовой на протяжении 4 часов водил её босой, в одном белье, по улице на морозе. А утром её повесили с табличкой на груди “Поджигатель”. Имя Зои стало символом борьбы против фашизма.

Достоверно и захватывающе описывает Александр Фадеев действия подпольной молодежной организации в романе “Молодая гвардия”. Сюжет романа основан на реальных фактах. Молодая гвардия — подпольная антифашистская комсомольская организация, действовавшая в годы Великой Отечественной войны, в основном в городе Краснодоне Луганской (Ворошиловградской) области (Украинская ССР).

Командиром организации стал Иван Туркенич. В составе организации были комсомольцы: Виктор Третьякевич. Георгий Арутюнянц, Иван Земнухов, Олег Кошевой, Василий Левашов, Сергей Тюленин, Ульяна Громова и Любовь Шевцова. Подавляющее большинство молодогвардейцев были комсомольцами.

Их имена стали для многих поколений символом отчаянной борьбы комсомольцев против фашистских захватчиков в тылу врага и несокрушимой веры в победу над фашизмом.

Можно привести в пример еще десятки имен ребят, которые взяли в руки оружие, ушли к партизанам, боролись с фашистами до самого последнего своего вздоха, до последней капли крови.

Чувство высокого патриотизма - любви к своей Родине и ненависть к фашистским захватчикам, которые пришли на их родную землю, чтоб захватить ее, а людей обратить в рабство. Именно это толкало этих и других ребят – детей войны на такую отчаянную борьбу с фашизмом, несмотря на свой юный возраст.

 

Дети войны боролись с фашизмом, не щадя себя и своей жизни, чтобы будущие поколения детей, никогда больше не услышали это страшное слово - ВОЙНА!

И победа пришла! Весной 9 мая 1945 года, после четырех лет ожесточенных сражений, вторая мировая война закончилась полным разгромом фашисткой Германии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: