Гвоздика — это цветок, растёт в лесу на полянках (люди выращивают гвоздики и в саду, но это другой цветок),
На тонком стебельке появляются длинные тонкие листочки с заострёнными концами; на стебле — зелёные бутоны. Солнышко пригревает, и бутончики превращаются в цветочки-огоньки. На ночь они сворачивают свои лепестки, и огоньки гаснут.
Примерный словарь
Существительные: стебель, лепестки, чашечка, бутон, глазок, нектар, колокольчик, засада, разведчик, жилище, роса, букет.
Глаголы: распускается, свернётся, жжётся, колется, звенит, расцветает, облетает, вянет, засыхает, оживает (цветок, трава).
Прилагательные: зелёный, синий, красный, жёлтый, голубой, белоголовый, синеглазый, лёгкий, воздушный, пушистый, густой, душистый, хрупкий, сиреневый, толстый — тонкий, узкий — широкий.
Дидактические игры
Что растёт в лесу?»
Назови лесные цветы».
Назови части растения».
Какой цветок — разведчик? Почему?»
5. «Какого цвета?» Ландыши — белого цвета, колокольчики — голубого, гвоздики — красного, одуванчики — жёлтого.
6. «Какие цветы?» Голубого цвета — колокольчики, незабудки; белого — ландыши, ромашки; жёлтого — одуванчики, лютики, мать-и-мачеха...
7. «Определи целое по части». Лепесток — это цветок, ствол — это дерево, стебель — растение, цветок...
8. «Опиши цветок». Составить рассказ о цветке по плану; предварительно детей знакомят с этими цветами.
9. «Догадайся по описанию». Белые лепестки с жёлтым глазком — ромашка; круглый, пушистый, дунешь, и нет его — одуванчик...
10. «Где ещё растут цветы?» В поле, на лугу, в садах.
Кто работает в саду?»
12. «Что нужно для работы садовнику?» Лопата, лейка...
|
Какая польза от трав и цветов?»
Скороговорки и стихи
1.Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок...
Если мы сорвём цветы, то окажутся пусты все деревья и кусты.
2.Их видимо-невидимо, не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал — весёлых, голубых!
Должно быть, оторвали от неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали и сделали цветок.
3.Звякнул мак в руках Андрюшки. Удивилась Света:
— В огороде погремушка выросла за лето.
4.На проталине лесной, в листьях прошлогодних,
Ландыш белый, кружевной зазвенел сегодня.
5.Распустился ландыш в мае в самый праздник — в первый день.
Май цветами провожая, распускается сирень.
6.Не забудут Зоя с Любой синеглазых незабудок.
Много их нарвут и сразу на столе поставят в вазу.
7.Уронило солнце лучик золотой,
Вырос одуванчик, первый, молодой. У него чудесный золотистый цвет.
Он большого солнца маленький портрет.
8.Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.
Подрастёт — нарядится в беленькое платьице: Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.
9.Посмотрите, одуванчик! Вот он, вот он, под берёзкой!
Почему-то этот мальчик носит девичью причёску. Заведёт другую — я и эту сдую!
10.Собирала Маргарита маргаритки на горе,
Растеряла Маргарита маргаритки на дворе.
11.Колокольчик голубой поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы очень вежливы... А ты?
12.Погляди-ка, погляди-ка, что за красный огонёк?
Это дикая гвоздика новый празднует денёк.
А когда настанет вечер, лепестки свернёт цветок.
«До утра! До новой встречи!» — и погаснет огонёк.
13.Такие весёлые эти ромашки,
Вот-вот заиграют, как дети, в пятнашки.
|
14.Крапива злая, жжётся очень, кто с такой дружить захочет?
15.Выглянул подснежник в полутьме лесной —
Маленький разведчик, посланный весной.
Пусть ещё над лесом властвуют снега,
Пусть лежат под снегом сонные луга.
Пусть на спящей речке неподвижен лёд,
Раз пришёл разведчик, и весна придёт!
(Е. Серова)
16.Родился ландыш в майский день, и лес его хранит.
Мне кажется: его задень — он тихо зазвенит.
И этот звон услышат луг, и птицы, и цветы...
Давай послушаем, а вдруг услышим — я и ты?
17.Кувшинки-блюдца не тонут и не бьются.
Загадки
1.На зелёной хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.
2.С молоком, а не коровушка, летает, а не совушка.
3.На полянке, у тропы, он стоит открыто.
Крепкий стебель и шипы — вот его защита.
Если схватят молодца, будет драться до конца.
Ох, ох, ну и чертополох!
4.Стоят в лугах сестрички — золотые глазки, белые реснички.
5.Солнце жжёт мою макушку, хочет сделать погремушку.
6.Белые горошки на зелёной ножке.
7.Нам запах свежести лесной приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный из кисти белоснежной.
8.Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет.
9.Я — травянистое растение с цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение, и превращусь в конфету.
10.Колосится в поле рожь. Там, во ржи, цветы найдёшь...
Ярко-синий и пушистый, только жаль, что не душистый.
11.Растёт зелёный кустик, дотронешься — укусит.
12.Не огонь, а жжётся.
13.Кто к нему прикасается, за того и цепляется.
Отгадки: 1, 2. Одуванчик. 3. Чертополох. 4. Ромашка. 5. Мак. 6, 7. Ландыш. 8. Колокольчик. 9. Ирис. 10. Василёк. 11, 12. Крапива. 13. Репей.
Пословицы и поговорки
|
1. Весна красна цветами, а осень – плодами.
2. Где цветок, там и медок.
Насекомые
В лесу живёт много насекомых: жучки, паучки, пчёлы, бабочки, стрекозы, гусеницы, мухи, комары.
Улетающих насекомых есть крылья, лапы, жало. У бабочек, стрекоз, пчёл и жуков — по четыре крыла, у мух и комаров — по два. У стрекоз и мух крылья прозрачные и пронизаны жилками. У жуков задние крылья мягкие и прозрачные, в сложенном состоянии находятся под прикрытием передних крыльев, очень жёстких. Жуки летают прямолинейно и машут только задними крыльями.
Стрекозы машут передними и задними крыльями по-разному, независимо одни от других.
Комары, мухи, пчёлы и некоторые другие насекомые издают во время полёта писк, гудение или жужжание. Их тон зависит от частоты взмаха крыльев: чем чаще взмахи, тем тоньше звук. Так, комары издают тонкий писк и взмахивают крыльями до тысячи раз в секунду; шмели гудят басом, а крыльями машут двести сорок раз в секунду; бабочки летают беззвучно, делая всего лишь пять — девять взмахов.
Некоторые мухи во время полёта взмахивают крыльями так часто, что мы этих движений не замечаем, поэтому нам кажется, что муха неподвижно висит в воздухе.
Насекомые могут летать далеко и высоко. Некоторые бабочки совершают перелёты на юг. Очень быстро летают стрекозы.
Стрекозы, бабочки, пчёлы питаются нектаром, который они вытягивают своим хоботком из цветов. Особенно много их вокруг деревьев во время цветения. Пчёлы объединяются в семью — рой, дикие пчёлы образуют ульи в дупле дерева и откладывают там мёд. Медведи любят мёд и пытаются отнять его у пчёл, но пчёлы защищаются и жалят их.
Комары — кровососущие насекомые, летают в основном с наступлением темноты. Мухи ползают по всем грязным местам и на своих лапах переносят множество бактерий. Нельзя допускать, чтобы они садились на продукты питания.
Есть и нелетающие насекомые: кузнечики прыгают в травке, и сами они под цвет травы; муравьи образуют муравейники, и каждый из них тру
дится, принося что-то в свой дом. Поэтому о трудолюбивом человеке говорят: «Трудится, как муравей».
Гусеницы — вредители леса, живут на деревьях. Под корой деревьев часто заводятся всякие жучки, червячки; они подтачивают древесину, и дерево начинает болеть.
Вредителей леса уничтожают птицы, главный санитар — дятел, который своим длинным клювом долбит кору и вытаскивает из-под неё насекомых: жучков, червячков. Вылечив одно дерево, дятел перелетает к другому.
Насекомые приносят большую пользу: от Муравьёв люди получают муравьиную кислоту и используют её для приготовления лекарств; от пчёл — мёд, который содержит множество полезных веществ, его любят взрослые и дети.
Летающие насекомые, перелетая с цветка на цветок, на своих лапках переносят цветочную пыльцу и тем самым способствуют размножению растений.
И наконец, насекомые являются кормом для птиц, а такие птицы, как соловьи и ласточки, вообще не могли бы существовать, так как они питаются только летающими насекомыми, причём каждая из них за лето ловит до миллиона всяких мошек.
План рассказа о насекомом
1.К какой группе относится.
2.Части тела насекомого.
3.Его окраска.
4.Чем питается.
5.Поведение насекомого.
6.Как спасается от врагов.
7.Польза от насекомого.