В тёплых краях живут медведи, олени, волки, верблюды, пингвины. В году — 24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев. Месяц зимы — сентябрь, ноябрь, февраль.
В нашей стране не живёт соловей, аист, синица, страус, скворец. Отец старше своего сына: часто, всегда, никогда, редко, иногда.
Выбери самое главное».
У сапога есть шнурок, пряжка, ремешок, пуговица, замок, подошва. (Можно назвать части любого предмета.)
Выбери пару главных слов».
Сад — растение, садовник, собака, забор, земля. Река — водоросли, рыба, раки, берег, рыболов, вода. Сарай — сеновал, лошади, крыша, скот, стены. Город — автомобиль, толпа, здания, велосипед, улицы.
Самые непохожие».
На столе разные фигурки: круги, квадраты, разные по цвету и величине. Из них ребятам надо отобрать самые непохожие: красный маленький круг и синий большой квадрат.
Найти по образцу одно из четырёх».
Образец: дождь — зонтик; мороз — холод, сани, зима, шуба.
Яйцо — скорлупа; картофель — огород, очистки, суп, овощи.
Паровоз — вагоны; конь — лошадь, овёс, телега, конюшня.
Пшено — каша; вишня — фрукт, варенье, ягоды, сад.
Полк — командир; завод — фабрика, директор, цех, рабочий.
Яблоня — сад; капуста — цветы, картошка, огород, борщ.
Хлеб — нож; дерево — пень, лес, пила, кора.
Собака — лай; птица — клюв, канарейка, гнездо, пение.
Двор — ворота; дом — город, жилище, дверь, строитель.
Туча — дождь; глаза — очки, зрение, слёзы, ресницы.
Электричество — провод; пар — ток, вода, труба, кипение.
Коньки — зима; лодка — весло, каток, лето, река.
Плавать — вода; летать — высоко, птица, пух, воздух.
Бежать — стоять; кричать — ползать, шуметь, молчать, плакать.
Подбери подходящее».
Ребёнок получает пять картинок, затем произносятся пять слов, к каждому из которых следует подобрать подходящую картинку:
|
а)картинки: рубашка, озеро, норка, коляска, пешка; слова: шахматы, Саша, мышка, лялька, гусь.
б) картинки: матрёшка, стакан, шарик, кружка, мяч; слова: дерево, резина, стекло, металл, пластмасса,
в) картинки: свинья, корова, гриб, книга, лопата; слова: ученье, лес, молоко, работа, мясо.
Каждый раз обучающий спрашивает: «Какие слова названы?» Следует назвать именно слова, а не рисунки.
Хорошо — плохо».
Цель: развитие творческой личности, чувства справедливости, умения логически мыслить и оценивать свои действия.
а) — На подносе стакан, чашка и кружка. Чем они похожи?
-Это посуда, из этих предметов мы пьём; они круглые, гладкие, глубокие, устойчивые.
-Да, это хорошая посуда, но, когда мы пользуемся этими предметами, нас не всё устраивает в них. Возьмём стакан. Что в нём хорошо?
-Он прозрачный, видно, сколько в нём содержимого.
-А что в нём плохо?
-Стекло бьется; если налить кипяток, стакан может лопнуть; у него нет ручки; нельзя взять рукой стакан с кипятком; нельзя и пить — обожжёшь губы. Кружка прочная, металлическая, с ручкой, но с кипятком тоже обжигает. Чашка — с ручкой, не обжигает, но бьётся. Вывод: для горячих напитков — чашка, для тёплых и холодных — кружка; чтобы пользоваться стаканом, требуется подстаканник.
б) Мама позвала ребёнка вечером с улицы домой. Перед ним выбор: сразу пойти — хорошо, маме приятно, но зато не погуляешь. Если ещё погулять — плохо, огорчишь маму. Малыш сам делает выбор.
Можно провести беседу на эту тему в детском саду или дома: в каждом человеке есть хорошее и не очень; один стеснительный, молчаливый, другой много говорит, третий вспыльчивый, но все — добрые дети. Нужно относиться более терпимо друг к другу, стремиться сделать хорошее другому человеку. Тогда всем будет хорошо.
|
Человек — какой?»
Обучающий предлагает ребятам назвать положительные и отрицательные качества человека.
- Какой бывает человек?
-Высокий, низкий, полный, худой, красивый, приятный, симпатичный, добрый, злой, ласковый, грубый, внимательный, приветливый, вежливый.
-Какой человек вам нравится (не нравится)? Почему?
Каким что бывает?»
Игра позволяет выяснить, как ребята понимают значения таких абстрактных понятий, как длина, ширина, высота, толщина. Одновременно идёт работа по закреплению сравнительной степени прилагательных.
-Что бывает высоким?
-Дерево, столб, человек.
-Сравните, что выше, что ниже: столб или человек.
-Что бывает широким?
-Дорога, лента, шарф, полотенце. Шире — дорога, уже — лента.
Что бывает таким?»
Что бывает прямоугольной формы?
Стол, шкаф, книга, коробка, телевизор.
Найди две вещи».
Одна шире другой (толще, тяжелее, уже, короче, выше, раньше): гусь толще утки; полдник раньше ужина и др.
Кто больше вспомнит?»
Дети работают с многозначными словами. По возможности используются картинки; в помощь детям задаются вопросы, например:
Как мы ласково называем детскую руку? Что есть у двери? Где вы ещё встречались с этим словом?
Ручка чайника, кружки, окна.
Слово ключ — от квартиры; прозрачный ручей; отгадка к чему-то; нотный ключ. (Слова: шляпка, коса....)