Заполните рабочую тетрадь по данной теме.
Расчитайте концентрацию соляной кислоты в растаоре, если на титрование ушло 4,7 мл. раствора щелочи.
Сделайте вывод о качестве лекарственной формы
Ответы присылать в личном сообщении ВК.Под своим именем, не перевернутые.
5. Интересующие вопросы задаем в ЛС или телефонном режиме (предпочтительнее).
Срок сдачи до 24.10.2020г.
Практическое занятие № 4
Тема: VII группа периодической системы элементов Д.И. Менделеева. Галогены и их соединения.
Цель: Освоить методы анализа лекарственных средств галогенов и их соединений. Получить навыки фармакопейного анализа.
Задача: 1. Выполнить анализ кислоты хлористоводородной.
Методические указания для выполнения поставленной задачи
Студент должен знать
1. Общую характеристику VII группы периодической системы элементов Д.И.Менделеева.
2. Химическое природу, получение, свойства, реакции идентификации методы количественного определения, применения, хранения кислоты хлористоводородной.
Студент должен уметь
1. Выполнить анализ кислоты хлористоводородной согласно ГФ.
2. Написать уравнения химических реакций, протекающих во время химического анализа.
3. Выполнить расчеты массовой доли кислоты хлористоводородной.
4. Сделать вывод о качестве кислоты хлористоводородной.
5. Овладеть методикой фармакопейного анализа кислоты хлористоводородной.
6. Выполнить расчеты содержания кислоты хлористоводородной, рассчитать содержание хлороводорода в кислоте.
7. Занести результаты анализа в журнал соответствующей формы.
Техника безопасности
1. Титрованный раствор натрия гидроксида набирать в пипетку с помощью груши.
|
2. Осторожно и экономно работать с раствором серебра нитрата (находится на столе преподавателя).
3. Отходы испытаний с серебра нитратом выливать в специальную посуду.
4. Пипетки ставить в штатив для пипеток носиком вниз.
5. Опыт с диоксидом марганца выполнять в вытяжном шкафу.
Ход работы
1. Подготовить для работы коническую колбу с притертой пробкой, бюретки, градуированные пипетки, пробирки, предметные стекла, глазные пипетки, фильтровальную бумагу и прочее.
2. Изучить методику анализа хлористоводородной кислоты согласно ГФ.
3. Получить у преподавателя образец хлористоводородной кислоты.
4. Провести анализ предложенного образца и сделать соответствующие расчеты.
5. Дать заключение о качестве кислоты хлористоводородной.
6. Оформить результаты анализа в журнале соответствующей формы.
Теоретические вопросы для самостоятельной подготовки
1. Характеристика элементов VII группы главной подгруппы согласно их расположению в периодической системе элементов Д.И.Менделеева.
2. Общая характеристика галогенов. Их распространения, роль в организме человека.
3. Общая характеристика соединений галогенов, которые используются в медицине, их классификация.
4. Лекарственные средства галогенов и их соединений.
5. Способы получения галогенов и их соединений.
6. Идентификация галогенидов (фармакопейные и другие специфические реакции).
7. Методы количественного определения галогенидов. Сущность Аргентометрии.
Вопросы для самоконтроля
1. Объяснить, почему галогены не встречаются в природе в свободном состоянии.
|
2. Какие физические свойства галогенов?
3. Какие химические свойства галогенов?
4. Какой из галогенов имеет самые окислительные свойства? Почему?
5. Какую роль играют ионы калия и натрия в организме человека?
Задача № 1. Фармакопейный анализ разбавленной хлороводородной кислоты.
Состав НCl- 1 ч.
H2O- 2 ч.
Описание. Прозрачная, бесцветная жидкость, кислой реакции, смешивается с водой.
Идентификация.
А. Субстанцию разводят очищенной водой / 1 10 /.Полученный раствор должен иметь сильнокислых реакцию.
Б. а) К 2 мл полученного выше раствора добавляют 0,5 мл разведенной HNO3 и 0,4 мл раствора AgNO3 , образуется белый осадок нерастворимый в разведенной HNO3 и растворе NH3 .
б) К 3 мл. субстанции добавляют 0,2 калия дихромата и 1 мл. раствора H2SO4 . У входного отверстия пробирки помещают фильтрованную бумагу, пропитанный 0,1 мл. раствора дифенилкарбазида / при этом пропитан бумага не имеет соприкосновения с калия дихроматом /, бумага окрашивается в фиолетово - красный цвет.
Испытание на чистоту.
1. Прозрачность раствора.
В пробирку помещают 2 мл воды и добавляют 2 мл субстанции. Полученный раствор должен быть прозрачным.
2. Цветность раствора.
Раствор, приготовленный для испытания "Прозрачность раствора" должен быть бесцветным.
3. Свободный хлор.
К 15 мл субстанции добавляют 100 мл дистиллированной воды, 1 мл 10% раствора KI, 0,5 мл. крахмала. Полученный раствор выдерживают в защищенном месте от света в течение 2 мин.; голубая окраска раствора должна исчезнуть при добавлении 0,2 мл 0,01 М раствора Na2S2O3.
4. Сульфаты.
|
К 6,4 мл субстанции добавляют 0,1 NaHCO3 и упаривают досуха на водяной бане. Остаток растворяют в 15 мл дистиллированной воды. К полученному раствору добавляют 1 мл раствора BaCl2 и по каплям раствор CH3COOH. Помутнение раствора не должно быть более интенсивным чем у эталона.
5. Тяжелые металлы.
10 мл.субстанции упаривают на водяной бане досуха. Сухой остаток растворяют в 1 мл раствора HCl и доводят объем раствора водой до 12 мл., Добавляют 1,2 мл. реактива тиоацетамида и сравнивают раствор с этанолом. Помутнение раствора не должно быть более интенсивным эталона.
Примечание. Эталоны приготовить перед проведением опытов.
Количественное определение.
Точно взвешивают закрытую коническую колбу с притертой стеклянной пробкой, содержащей 30 мл. воды. Добавляют 1,5 мл субстанции, колбу закрывают пробкой и снова взвешивают. Полученный раствор титруют 1 М раствором NaOH, используя в качестве индикатора раствор метилового красного.
Определение количественного содержания HCl в препарате рассчитывают по формуле:
V * Т * К * 100
Х = а
где Т = 0,03646 г / л
а) запишите уравнение химической реакции;
б) сделайте выводы относительно качества препарата
в) документально оформите результаты анализа.