ПРЕДПОСЫЛКИ ХРИСТИАНИЗАЦИИ СКАНДИНАВОВ




Язычники, сохраняющие родоплеменное сознание, всегда испытывают трудности с переходом к единобожию по причине своего менталитета: готтентотская мораль, деление на «своих» и «чужаков», уверенность в том, что свои боги – правильные, а все другие – мелкие и слабые «божки» и т.д. Население средневековой Скандинавии не было исключением – оно стойко придерживалось своих языческих традиций и с большим трудом поддавалось процессу христианизации. Несмотря на то, что местное население принимало крещение от католических миссионеров и провозглашало себя «христианским», оно продолжало молиться языческим божествам и устраивать им жертвоприношения в капищах, практиковало кровную месть и избавлялось от физически слабых детей, оставляя их умирать в дикой местности.

Следы контактов скандинавов с христианской культурой восходят ещё к V веку н.э., когда после ухода римских легионов из Британии в 407 г.[111] там резко обострилось противостояние между местными вождями, и те начали нанимать на службу германских наёмников – англов, саксов, ютов и фризов. В будущем эти наёмники начнут принимать крещение и образуют элиту англосаксонских государств. В середине 1-го тысячелетия устанавливаются пограничные отношения между племенами северных германцев (особенно данов) и Франкским государством. Развитие отношений между Скандинавией и западноевропейскими странами привело к тому, что со второй половины VII века скандинавские воины, купцы, реже отдельные послы и находники, по долгу службы попадавшие в Британию или во Франкское королевство, начинают принимать крещение. Свой интерес к северным язычникам проявлял и римский епископ, время от времени посылая к ним христианских миссионеров.[112]

Однако лишь с наступлением эпохи викингов, по мере становления централизованных Скандинавских государств и их вхождения в европейский мир, можно говорить об активной и массовой христианизации этих народов. Начавшись в IX в., этот процесс, в целом, завершился в XII в., но даже в XIII-XIV столетиях, когда церковные предписания вошли в областное законодательство трёх основных Скандинавских стран, стойкие пережитки язычества продолжали влиять на мировоззрение и быт народов Северной Европы.[113]

Итак, к IX в. скандинавы активно контактировали с христианами и были отчасти знакомы с их верой. Многие влиятельные викинги – в основном представители купечества – принимали крещение, стремясь облегчить своё положение в чужой стране. Однако не стоит воспринимать такое крещение, как акт веры во Христа – язычники без особых проблем принимают веру той культуры, на земле которой они находятся, и так же легко от неё отказываются. Известны случаи, когда скандинавские купцы крестились, к примеру, в Византии, потом принимали ислам в Булгарии, а вернувшись на Родину, вновь почитали Одина, Тора и Фрейра.[114] Но бывали и более изощрённые случаи – норманны, отплывавшие в Англию, обычно крестились не по полному обряду, а значит, являлись «своими» как для христиан, так и для земляков-язычников:

«Конунг предложил Торольву с братом принять неполное крещение. Это был распространенный обычай у торговых людей и у тех, кто нанимался к христианам, потому что принявшие неполное крещение могли общаться и с христианами и с язычниками, а веру они себе выбирали ту, какая им больше понравится ».[115]

Помимо этого, крещение принимали многие скандинавские короли и претенденты на трон – они нередко воспитывались за рубежом или искали убежища на континенте во время междоусобиц в своих странах. В качестве благодарности, они могли креститься от приютивших их правителей вместе со всей своей семьёй и дружинниками.

Из всех скандинавских стран к Европе ближе всего расположена Дания. Значительная её часть расположена на полуострове Ютландия, а он сам по себе является частью континентальной Европы. В отличие от южной оконечности Норвегии, области Сконе (отошедшей от Дании к Швеции по Роскилльскому мирному договору 1658 г.) и датских островов (Зеландия, Фюн, Борнхольм), которые отделены от основных европейских стран морскими проливами, соединяющими Северное и Балтийское моря, Ютландия всегда оставалась частью континента и находилась в непрерывном культурном общении с остальной Европой[116]. Поэтому Дания раньше прочих скандинавских стран – ещё в 826 г. – стала воспринимать христианские импульсы, и именно датский король, который правил в областях южной Ютландии, соседствовавших с франкским государством, первым из правителей северных стран официально принял крещение. Этим государем был правитель небольшой территории вокруг города Хедебю по имени Харальд, имевший прозвище Клак («Ворон»). В поисках поддержки в борьбе за Датский престол со своим главным политическим соперником Хориком I король Харальд решил обратиться к правителю Каролингской империи Людовику I Благочестивому:

«Случилось, что в это время к вышеупомянутому императору Людовику прибыли посланники свеонов. Между другими поручениями, которые входили в их посольство, они также довели до сведения милостивого цезаря, что среди их народа есть много желающих принять христианскую веру, а сердце их короля уже склоняется к тому, чтобы допустить в страну священников Господа. Послы пытались снискать благорасположение Людовика, дабы он определил для их племени достойных проповедников ».[117]

Уже в IX в. франки обладали богатой историографической и агиографической традицией на латинском языке. Главной официальной придворной летописью Франкской империи[118] были «Большие королевские анналы», охватывающие период с 741 по 829 гг. В статье за 826 г. содержатся следующие сведения:

«В то же время Хериольд [Харальд], явившись вместе с женой, а также великим множеством данов [датчан], был крещен в Майнце у святого Альбана [т.е. в соборе святого Альбана] вместе с теми, кого привел с собой. Получив от императора [Людовика Благочестивого] много даров, он возвратился через Фризию, той же дорогой, которой прибыл. Ему было даровано одно графство в этой области [т.е. во Фризии], которое называется Хриустри [Рюстринген], чтобы в случае необходимости он вместе со своим имуществом мог там укрыться ».[119]

Как видно из этой записи, вместе с королём Харальдом крещение приняли его жена и «великое множество данов», т.е. прибывшая с ним свита и дружинники. Также поминаются многочисленные дары и пожалованное ему в бенефиции графство Рюстринген во Фризии. Харальд получал поддержку императора в конфликтах с соседями, но взамен должен был признать его своим сюзереном[120]. В случае неудачи, если бы Харальд был изгнан своими политическими соперниками из страны, он и его семья могли бы найти убежище в пожалованных Людовиком землях.

Когда король Харальд решил вернуться на Родину, император приставил к нему Ансгария – подающего надежды 25-летнего миссионера, прозванного впоследствии «апостолом Севера» – и большую группу монахов, чтобы они также отправились на Север и занялись обращением скандинавов в христианство. Но Людовик не оказал своему новому вассалу никакой военной поддержки, поэтому вскоре после прибытия в Ютландию Харальд Клак был обвинён своим главным соперником за престол Хориком I в измене вере своих предков. Тот пользовался поддержкой регулярно вторгавшихся в Данию шведов – до начала эпохи викингов междоусобные войны внутри самой Скандинавии были частым явлением. Викинги начинают активную внешнюю экспансию лишь после налёта на монастырь св. Кутберта в 793 г., когда они взяли богатую добычу, не встретив никакого сопротивления со стороны беззащитных монахов. В случае с Хориком I, вторгнувшиеся шведы не только получали возможность пограбить своих соседей, но и поддержать собрата-язычника в борьбе с ненавистными им христианами.

В результате Харальд утратил Ютландский престол и бежал в земли франков, обосновавшись в своих Фризских владениях. Он дал клятву императору защищать северное побережье Франкского государства от набегов данов и свеев, после чего посвятил всю оставшуюся жизнь выстраиванию линии земляных валов и укреплений для защиты провинции.

Хорик стал единоличным правителем всей Дании и прервал миссионерскую деятельность Ансгария, который за столь короткий срок сумел даже организовать небольшую школу для юношества: в ней было около дюжины учеников, судя по всему, уже христиан. Дальнейшее нахождение монахов в языческой стране без поддержки авторитета Харальда было невозможно, и вслед за отъездом Ансгария в Ютландии начались погромы христианских школ и общин.

В 831 г. он был назначен архиепископом Гамбурга, территория епархии которого тогда охватывала весь германский север. Папа Григорий IV назначил его вместе с Эбоном Реймсским своими легатами к народам севера – шведам, данам, славянам и всем прочим. Но в 845 г. Гамбург был разграблен викингами – церковь, школа и библиотека были сожжены – архиепископу чудом удалось бежать из города. Поэтому в 847 г. король Восточно-Франкского королевства (будущей Германии)[121] Людовик II Немецкий объединил архиепископства Гамбурга и Бремена, чтобы хоть немного смягчить последствия этих ужасных событий. После смерти Эбона в 851 г. Ансгарий и его преемники в должности стали единственными правомочными легатами и викариями «к северным народам, все еще придерживающимся языческого обычая».[122]

Находясь в Бремене, он с успехом продолжал дело распространения христианства в Дании и Швеции. Благодаря его усилиям, в 850 г. в городе Хедебю – важнейшем торговом центре датских викингов – была построена церковь: Хорик I по-прежнему не скрывал своей враждебности к христианам, но, желая получить выгоду, всё-таки пошёл на сближение с влиятельным епископом. В 861 г. Ансгарий предпринял миссионерское путешествие в Швецию, где, претерпев множество тягот, добрался до ещё одного важного торгового города – Бирки. Как и в любом торговом поселении, население этого города было смешанным – среди заезжего населения наверняка было некоторое количество христиан. Поэтому конунг Бьёрн, не желая портить отношений с империей, выказал миссионеру своё гостеприимство. В будущем Ансгарию удалось обратить в христианство Херигара, управляющего города Бирки и приближённого советника Бьёрна. Тот выстроил на своей собственной земле церковь и содержал её даже после того, как епископ вернулся в Германию.

Вместо уехавшего Ансгария, в город, с согласия императора, был прислан каноник Гаутберт, возведённый перед этим в епископы и получивший христианское имя Симон:

«… достопочтенный Эбон [архиепископ Реймсский] избрал для подобного дела одного своего родственника по имени Гаутберт, который, возведенный в епископское достоинство, был послан в земли свеонов. Эбон в изобилии снабдил его всем нужным для богослужения и средствами для покрытия необходимых расходов, как из того, что имел сам, так и из дарованного императором. Эбон назначил Гаутберта легатом в племени свеонов как бы вместо себя – ибо поначалу именно ему была поручена эта проповедническая миссия ».[123]

Прибыв на место, Гаутберт-Симон организовал строительство церкви в Бирке. Но этот шаг вызвал ярое сопротивление со стороны горожан, которые ещё твёрдо придерживались языческих обычаев и не желали жить по соседству с христианской обителью. Толпа ворвалась в дом епископа, зарубила его племянника и разграбила имущество. Самого Гаутберта выдворили из страны, после чего тот уехал в немецкие земли:

«... подстрекаемые дьяволом свеоны воспылали дикой яростью и стали коварно преследовать упоминавшегося епископа Гаутберта. Сговорившись, некоторые из свеонов ворвались в дом, где находился епископ, чтобы ограбить его, и там зарубили мечом племянника Гаутберта Нитарда, который – верим мы – стал мучеником, погибшим из-за ненависти к имени христианскому. Самого же епископа и бывших с ним сотоварищей свеоны связали и, разграбив все, что смогли найти, с поношением и бесчестием изгнали из своих пределов. Сие приключилось, однако, не по велению короля, а лишь вследствие народного сговора ».[124]

После этих событий префект Херигар «претерпел много поношений от неверующих». О церкви, что он построил в своих личных владениях, в источниках более не упоминается – вероятно, она была разрушена восставшими язычниками.

Гораздо лучше дела обстояли в Дании – в 862 г. Ансгарий склонил принять христианство короля Хорика II, чей отец, как упоминалось выше, изгнал миссионера из Ютландии за 35 лет до этого. О правлении этого короля известно немногое: он позволил клирикам звонить в колокол, чего прежде язычники не допускали, а также в 860 г. велел построить ещё одну церковь в городе Рибе на Юго-Западе Дании, священником в которой был поставлен Римберт – лучший ученик Ансгария и его будущий преемник в должности епископа, впоследствии составивший «Житие святого Ансгария»[125]:

«… поручил дело сие пресвитеру по имени Римберт, также происходившему из племени данов. Когда последний во имя Христа был отправлен в тамошние края, его радушно приняли король и народ, и благодатью Божьей он до сих пор свободно отправляет среди свеонов святые таинства »[126].

И всё же, несмотря на все старания «апостола Севера» в деле обращения скандинавов и те лишения, что он претерпел в ходе своих странствий, в конечном счёте, деятельность Ансгария не имела видимых последствий. Дела обстояли так, что каждый новый миссионер, повторно посещавший ранее обращённые в христианство земли, обнаруживал, что поставленные там священники разогнаны или убиты. Единичные церкви, воздвигаемые в крупных городах наподобие Бирки, неоднократно разрушались толпой, невзирая на поддержку со стороны ряда конунгов, приближённой к ним знати и купцов. Да и те, в основном, принимали крещение либо ради материальной выгоды, либо, не понимая самой сути новой веры – они просто включали Христа в многочисленный пантеон своих языческих богов и даже иногда совершали в честь него жертвоприношения.

В Дании даже в середине X века, когда христианство уже получило широкое распространение (особенно в гаванях и торговых центрах), можно было встретить подобные расхождения:

«Датчане с древних времен были христианами, тем не менее, следуя обычаю отечества, поклонялись идолам. И случилось, что на каком - то пиру в присутствии государя возник спор о почитании богов, когда датчане стали утверждать, что Христос — бог, но имеются и другие боги, более могучие, чем Христос, так как могут вызывать перед людьми еще большие знамения и чудеса ».[127]

Кроме того следует отметить, что первые миссионеры, отправлявшиеся в скандинавские страны, посещали исключительно крупные торговые города, где среди приезжих и выставленных на продажу рабов, можно было встретить немало христиан, многих из которых священники выкупали. Преемник Ансгария – упомянутый выше Римберт – в 870 г. проезжал через Хедебю, и ему стало так жаль многих рабов-христиан в этом городе, что он истратил большую часть своих собственных средств, а после и продал принадлежавшие церкви корабли, лишь бы выкупить пленников:

«Я хорошо знаю, что с утварью для церковнослужения следует обращаться почтительно и что предназначенные для сего дела предметы ко многому обязывают. Но в глазах Божьих лучше помочь ими пленным христианам, находящимся в беде, чем сложить их для хранения. И если возникла необходимость выбрать из двух благ одно, а второе не выбрать, то надобно выбирать то, что лучше, а то, что менее важно, оставить. Вот поэтому и я, поскольку не могу найти ничего другого, поступаю праведно, когда выкупаю христианина, который есть сын Божий, сокровищами церкви. Ведь мы всегда сможем найти то, что послужит достаточным для богослужения, а если христианин погибнет в плену, страдая, этого не восполнить ».[128]

В другой раз мимо него проходила большая группа скованных цепью пленников, которых охраняли вооруженные люди. Рабы закричали, что они христиане, а одна девушка даже пала на колени и спела ему несколько псалмов в доказательство. Обменяв пленницу на своего коня, Римберт даровал ей свободу и отпустил.

Судя по всему, церковь в то время больше заботилась о спасении пленных, нежели об обращении язычников. Большинство населения – жители отдаленных внутренних областей Скандинавии приняли новую веру лишь полтора века спустя.

КРЕЩЕНИЕ ДАНИИ

В первой половине X столетия власть в Дании захватил король Кнуд I Хардекнуд (дат. «Hardeknud» – «Жестокий»). Это был беспощадный правитель, грабивший фризские и саксонские земли совместно с поморскими славянами («славами») и стремившийся искоренить христианство у себя в Дании. Большая часть служителей церкви была при нём изгнана или перебита. В ответ на эти действия король Восточно-Франкского королевства Генрих I Птицелов в 934 г. вторгся с большим войском в Данию:

«После того как он [Генрих I] подчинил себе все окружающие народы, он обратился со всем войском против датчан, которые совершали на кораблях разбойничьи набеги на страну фризов ».

В том же году Кнуд запросил мира[129], и два правителя установили границу, проходившую в районе города Хедебю в Шлезвиге (Южная Ютландия). В этой приграничной области была основана «Датская марка» («Нордмарк») с маркграфом во главе. Через неё претендующие на Ютландию германские императоры позднее посылали в Данию как гамбург-бременских, так и англосаксонских миссионеров:

«Тех, кого митрополит поставил к язычникам, было очень много. Их престолы и имена мы знаем с его собственных слов. Итак, в Данию он поставил 9 епископов: Ратольфа – в город Шлезвиг, Отто – в Рибе, Христиана – в город Орхус, Хериберта – в Виборг, монаха Магнуса и Альберика – на остров Вендилу, монаха Эйльберта – на острова Фаррию и Фюн, Вильгельма – на остров Зеландию, а Эгино – в область Сконе … он милостиво принимал у себя также тех, которые были рукоположены в других местах, но признали его власть … он поставил в Оркады некоего Турольфа. Туда же он послал Иоанна, рукоположенного в Шотландии … обращаясь с ними с подобающей честью, славный архиепископ просьбами и наградами увещевал их проповедовать среди варваров слово Божье ».[130]

Когда Кнуд умер, власть перешла к его сыну Горму Старому[131] – первому исторически признанному королю Дании[132]:

«У данов в это время правил Хардекнут Вурм [Горм], свирепейший червь, люто ненавидевший христианский народ. Пытаясь совершенно уничтожить христианство, которое было в Дании, он изгнал из её пределов священников Божьих и очень многих из них замучил до смерти ».[133]

Лишь с приходом к власти его сына – Харальда Синезубого – положение христиан в Дании начало кардинально меняться. Согласно сагам, Харальд управлял страной восемьдесят лет – тридцать при жизни своего отца, и пятьдесят после его смерти.[134] Харальд был первым из скандинавских королей, кто официально ввёл в своей стране христианство:

«Когда Харальд сын Гома, конунг датчан, принял крещение, он разослал по всей своей державе повеление: все люди должны креститься и обратиться в новую веру. В поддержку этого повеления он применял силу и наказание там, где без этого его повеление не выполнялось ».[135]

Это решение было, в основном, продиктовано политическими выгодами такого шага – германские императоры продолжали предпринимать попытки подчинить себе правителей Дании под предлогом обращения их в христианство. Сын Генриха I Оттон Великий предпринял поход против датчан, во время которого он вторгся в 965 г. в Нордмарк и принудил короля Харальда признать его сюзеренитет:

«Вскоре он [Оттон] снова повернул на Юг, и когда он дошел до Шлезвига, вышел против него Харальд Гормссон [Синезубый] и завязал битву против него, и был побежден, и бежал к кораблям. После этого отдал он себя во власть императора, и вернул ему император его государство, и обязался Харальд креститься и крестить всю Данию ».[136]

Этот шаг имел и экономические последствия – лишившись грозного противника в лице Священной Римской империи, Харальд упразднил такую дорогостоящую вещь, как содержание военных укреплений на южных границах государства.[137]

При нём же в Данию, желая узнать положение дел в своей епархии, прибыл архиепископ Гамбург-Бременский Унни:

«Потом, следуя по стопам великого проповедника Ансгария, Унни переплыл Балтийское море и не без трудностей добрался до Бирки. К тому времени уже в течение 70 лет после кончины святого Ансгария никто из учителей, кроме, как пишут, одного Римберта, не решался туда ездить: нашим проповедникам мешало преследование христианства ».[138]

При поддержке короля Харальда, он обошёл всю страну и учредил епископские кафедры в городах Хусабю, Рибе и Орхусе. Но чёткой церковной организации в Дании ещё не установилось, а епископы не имели постоянных резиденций.[139]

Затем произошёл новый откат к язычеству – сын Харальда Синезубого, жестокий и вероломный король Свейн Вилобородый убил своего престарелого отца, а христиан подверг очередным гонениям[140]:

«А когда конунг Харальд стал старым, захотел Свейн, его сын, отнять у него власть. Он получил в этом поддержку тех хёвдингов, которых конунг Харальд принудил принять христианство. Они поставили Свейна конунгом и отреклись от христианства, а конунгу Харальду объявили войну. Конунг вынужден был выступить против своего сына, как Давид против Авессалома. Из этой битвы, тяжелораненый, бежал конунг Харальд в Виндланд и умер в Йомсборге в день всех святых. Тело его было перенесено в Роскилле и предано земле в церкви Христа, которую он сам велел построить. Он был конунгом пятьдесят лет. После конунга Харальда Синезубого править стал Свейн, его сын, и плохо обращался с христианами ».[141]

Новости о смерти Синезубого дошли до Олафа I Трюггвасона, носившего прозвище Кракабен («Воронья кость» – он был опытным птицегадателем). Это был человек с непростой судьбой: его отец, Трюггви Олафссон, внук первого великого конунга Норвегии Харальда Прекрасноволосого, был убит Гудрёдом, братом Харальда Серой Шкуры, своим двоюродным братом. Олаф долгое время вынужден был скитаться: девять лет (972-981 гг.) он провёл на Руси дружинником Владимира Святославича:

«Олав сын Трюггви был все это время в Гардарики и был в большой чести у Вальдимара конунга и пользовался расположением его жены. Вальдимар конунг сделал его начальником войска, которое он посылал на защиту своей страны. Олав дал там несколько битв и был хорошим военачальником. У него самого была большая дружина. Он содержал ее на средства, которые давал ему конунг. Олав был щедр со своими людьми, и поэтому его очень любили ».[142]

Затем он отправился в Англию: он воевал в Нортумберленде, а также в Шотландии, Ирландии и Уэльсе. Тем временем, в 970 г. объединённые силы датчан Харальда Синезубого вторглись в Норвегию и поддержали ярла Хакона Могучего в борьбе с Харальдом Серой Шкурой. За оказанную помощь Хакон, став королём Норвегии, признал верховную власть короля Дании. Первое время бонды (крупные землевладельцы) поддерживали Хакона и соблюдали мир, но вскоре тот начал распутничать: он завёл себе целый гарем из дочерей местной элиты, которых отпускал домой спустя некоторое время – этим он вызвал рост недовольства среди населения.

На фоне борьбы Синезубого с Вилобородым внутри Дании и шаткого положения Хакона на норвежском престоле, Олаф Трюггвасон принимает решение вернуться на Родину. В ходе столкновений ему удаётся убить Эрленда Хаконсона, одного из сыновей ярла Хакона. После этого восставшие бонды объединяются вокруг Олафа и начинают поиски ярла Хакона, которого вскоре предательски убивает собственный слуга.

На всеобщем тинге в 995 г. Олаф I Трюггвасон Кракабен был провозглашён верховным конунгом Норвегии – он сразу же объявил о выходе своей страны из-под датской власти:

«Узнав об этом, Олав Кракабен, опытнейший птицегадатель, сын Трюггви сына Хакона – какового Хакона, когда его изгнали из королевства, Харальд утвердил на престоле, – помня об этом благодеянии, сразу же прибыл к датчанам, изгнал короля Свена и стал править сам ».[143]

Однако это правление не было долгим – Свейн Вилобородый, желая вернуть Норвегию под свою власть, объединился с королём Швеции Олафом Шётконунгом. К ним присоединилось войско бондов, недовольных правлением Кракабена, а особенно проводимой им политикой насаждения христианства[144]. Во главе восставших встал сын убитого ярла Хакона Эйрик.

В сентябре 1000 г. король Олаф I Трюггвасон погиб в битве у Свольдера:

«И вот конунги велят начинать бой. Свейн конунг поставил свой корабль против Великого Змея [флагман Олафа Трюггвасона]. Дальше в сторону моря поставил свои корабли Олав Шведский, и они двинулись на крайний корабль конунга Олава сына Трюггви. А с другой стороны поставил свои корабли Эйрик ярл … И когда он [Олаф Трюггвасон] опускал вниз правую руку, то люди увидели, что кровь текла у него из рукава кольчуги … Битва была очень ожесточенной, и много народу гибло, и, в конце концов, все корабли Олава конунга были очищены от людей… ».[145]

В 1013 г. Свейн предпринимает масштабное вторжение в Англию[146]. Его войска быстро захватили множество городов и селений, смогли окружить Лондон и вынудили английского короля Этельреда II бежать в Нормандию. Когда Лондон капитулировал, витенагемот – народное собрание, представлявшее интересы англосаксонской знати и духовенства – провозгласил Свейна королём Англии.[147]

После этого Свейн повелел собрать большие налоги:

«Для выполнения своей меры он осмелился вынудить значительную дань с Эмундсберийской обители, где покоятся нетленные останки св. Эдмунда: на такое дело не отваживался до него никто ».[148]

Когда монахи явились к нему с просьбой избавить их от такого налога, Свейн наотрез отказал им и пригрозил сжечь обители и перебить духовенство. Но 2 февраля 1014 г. – спустя всего пять недель после своей коронации – Вилобородый вдруг почувствовал острую боль в желудке и спустя несколько часов умер в страшных мучениях. Примечательно, что в это же самое время христиане отмечали праздник Сретения Господня.

При его сыне – Кнуде II Великом – христианство в Дании наконец-то смогло укрепиться. Новый король в течение нескольких лет объединил в крупную державу земли нынешних Англии, Дании, Норвегии и части Швеции (область Сконе тогда ещё была частью Дании).

Первое время Кнуд, подобно своему отцу, пытался силой управлять покоренным королевством, безжалостно выколачивая из подданных непомерные дани. Собранный им в 1018 г. «данегельд» («датские деньги») составил фантастическую для начисто разоренной страны сумму в 82 500 фунтов серебра (более 33,5 тонн). Но вскоре пришло осознание того, что обирая доставшееся ему государство, он, в сущности, грабит себя самого. Тогда Кнуд перешёл к политике сближения англо-саксонского населения и скандинавских колонистов, всячески подчёркивая, что в Англии он является не пришлым конунгом-завоевателем, а законно избранным королём, и что интересы коренного населения заботят его ничуть не меньше, чем интересы своих земляков. На чеканенных им монетах титул Кнуда звучит как «Rex Anglorum» («Царь англов»). Налоги были упорядочены, а церквям возвратили ранее награбленные ценности. Велось строительство новых храмов, проводились пышные религиозные мероприятия, в том числе и торжественное перезахоронение праха архиепископа кентерберийского Альфеджа, который, будучи захваченным в плен датскими викингами, запретил пастве выплачивать за себя выкуп, за что и был замучен до смерти:

«В субботу все разбойничье войско возмутилось против епископа из-за того, что он не захотел платить им денег и запретил другим давать что-либо за него. Кроме того, даны были сильно пьяны, поскольку им привезли вино с юга. Схватили они епископа, привели на свой сход – в канун воскресенья в октаве Пасхи - стали бить его костями и бычьими головами, а один из воинов ударил его обухом топора по голове, так что он упал навзничь, и святая кровь его оросила землю, а святая душа его вознеслась в царствие Божие ».[149]

После того как в 1028 г. Кнуд сумел подчинить себе Норвегию, весь северо-запад Европы становится зоной прочного мира и процветания, которую в историографии именуют «Империей Кнуда Великого»[150]. И хотя после его смерти в 1035 г. эта империя сразу же распалась, последующие правители Дании были чётко ориентированы на христианство.

Так, Кнуд IV Святой (1080-1086 гг.) стремился к укреплению королевской власти, опираясь на церковь. Он требовал сурового соблюдения церковных праздников и даровал подарки церквям в Далби, Оденсе, Роскилле, Виборге и в Лунде[151]. При его материальной поддержке в Сконе был возведён Лундский кафедральный собор, а церкви были предоставлены большие участки земли в Скании, Зеландии и Амагере.

А при Эрике I Великодушном (1095-1103 гг.) папство сочло, что христианство в Скандинавии обрело самостоятельность и более не нуждается в формальном подчинении Гамбург-Бременскому епископату – в Лунде было учреждено новое архиепископство, которому в 1104 г. подчинилось всё скандинавское священство.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: