Объективные и субъективные классификации наук.




Субъективными называются такие классификации, когда их основание выбирается в зависимости от поставленной цели.

Объективные классификации не зависят от поставленной це­ли. Объективной основой классификации наук Энгельс считал классификацию форм движения материи. Построение классификации форм движения материи является одновременно и созданием классификации наук.

Ф. Энгельс расположил все изве­стные ему формы движения в последовательности:

ме­ханическая - группа физических - химическая - биологическая - социальная.

Соответственно этому ряду форм движения мате­рии располагаются и науки, их изучающие: механика – физика-химия - биология - общественные науки.

В этой "линейной" классификации нет места ни географии, ни геологии. В середине 50-х годов Б.М. Кедров об­ратил внимание на замечание Ф. Энгельса. В классификационном ряду форм движения ма­терии Ф. Энгельса на уровне химической формы движения происхо­дит раздвоение ряда на две ветви (нелинейная):

· одна ветвь через неоргани­ческую химию переходит в геологическую,

· другая ветвь через ор­ганическую химию переходит в биологическую и социальную формы движения.

С.Т. Мелюхиным была предложена новая схе­ма развития форм движения материи, в которой каждая низшая форма движения переходит в высшую и продолжает сосущество­вать с ней.

Нелинейные классификации более перспек­тивны, чем линейные в создании действительной картины разви­тия материи. Поэтому они должны быть положены в основу клас­сификации современных наук. Не­линейные классификации наследуют все диалектико-материалистические принципы, которые были разработаны Ф. Энгельсом.

Соотношение законов диалектики и основных наук.

Энгельсом были сформулированы «три закона диалектики»:

· Закон единства и борьбы противоположностей («Движение и развитие в природе, обществе и мышлении обусловлено раздвоением единого на взаимопроникающие противоположности и разрешением возникающих противоречий между ними через борьбу»).

· Закон перехода количественных изменений в качественные («Развитие осуществляется путём накопления количественных изменений в предмете, что неизбежно приводит к нарушению его меры (стабильного состояния) и скачкообразному превращению в качественно новый предмет»).

· Закон отрицания отрицания («Развитие идёт через постоянное отрицание противоположностей друг другом, их взаимопревращение, вследствие чего в поступательном движении происходит возврат назад, в новом повторяются черты старого»).

Законы диалектики относительные и всеобщие. Конкретные (частные) науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знания. Диалектика делает предметом своего анализа обобщения частных наук, т.е. она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения.

БИЛЕТ 6.

Философия и наука.

Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства:

· ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда;

· научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;

· методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства.

Философия - форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека.

Научного характера философии нельзя отрицать, она – наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового. Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои методы и законы, свой уровень обобщения знания, у философии же предметом анализа являются обобщения частных наук, т. е. философия имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. При этом уровень первичный приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача уровня вторичного – выявление более общих закономерностей и тенденций.

Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.

Общее:

1. Стремятся к выработке рационального знания.

2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объек­тов и явлений.

Разное:

1. Философия всегда представлена адресно, т.е. тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разде­ляют их другие философы.

2. Философия не может дать точного прогноза, т.е. не может экстраполировать досто­вер­ные знания в будущее. Отдельный философ на основе опреде­лённой системы взглядов может лишь предсказывать, но не прогнозировать или модели­ро­вать, как доступно ученому.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: