Чему научится ребенок: изменять глаголы по лицам.
Оснащение: игра проводится устно.
Ход игры: произнесите предложение, например: «Я собираю овощи». Предложите ребенку повторить предложение, но вместо «я» сказать «ты». Ты... (что делаешь?).
Лексический материал: мы, вы, он, они; гуляю, поливаю, чищу.
Я гуляю в парке. Мы гуляем в парке. Ты гуляешь в парке. Вы гуляете в парке. Он гуляет в парке. Они гуляют в парке.
Я поливаю цветы. Мы поливаем цветы. Ты поливаешь цветы. Вы поливаете цветы. Она поливает цветы. Они поливают цветы.
Я чищу грибы. Мы чистим грибы. Ты чистишь грибы. Вы чистите грибы. Он чистит грибы. Они чистят грибы.
Лет
(старшая группа)
Игра «Угадай, где ошибка»
Чему научится ребенок: выражать в речи целевые и причинные синтаксические отношения; обогатит словарный запас, уточнит значение некоторых слов; игра способствует развитию зрительного и слухового внимания, связной речи.
Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 23).
Ход игры: покажите ребенку картинку. Скажите, что картинка называется «Осень», но художник изобразил осень неправильно, с ошибками. Предложите ребенку исправить ошибки художника. Предупредите ребенка, что сначала вы прочтете стихотворение А. С. Пушкина об осени, для того чтобы ему было легче найти ошибки:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(Из поэмы «Евгений Онегин»)
Анализируя изображенное на картинке, ребенок должен перечислить приметы осени: «Осенью становится холоднее, идут частые дожди, собирают урожай, надевают теплые вещи» и т. д.
Игра «Загадки»
Чему научится ребенок: различать фрукты и овощи, называть и группировать их; ориентироваться на окончания слов при согласовании имен существительных и прилагательных в роде; игра способствует развитию аналитико-синтетической деятельности.
Оснащение: натуральные фрукты и овощи.
Ход игры: сначала предложите ребенку перечислить фрукты и овощи, лежащие на столе; затем предложите отгадать загадки (все загадки должны иметь описательный характер.
Лексический материал:
Красный, круглый, мясистый... (помидор);
сочное, румяное, спелое, вкусное... (яблоко).
Затем поиграйте так: предложите ребенку рассказать о каком-нибудь овоще (фрукте), не называя его, а сами попробуйте отгадать.
Игра «Подбери слова»
Чему научится ребенок: расширит словарный запас, уточнит значение слов; игра способствует развитию мышления.
Оснащение: игра проводится устно.
Ход игры: предложите ребенку подобрать к глаголам имена существительные.
Лексический материал:
моросит... (дождь); созревают... (овощи, фрукты);
вянет... (трава); улетают... (птицы);
желтеют... (листья); выкапывают... (луковицы);
опадают... (листья); квасят... (капусту);
льет... (дождь); солят... (огурцы);
мокнет... (земля); собирают... (семена; овощи).
Игра «Слова-антонимы»
Чему научится ребенок: разбираться в смысловом значении слов; усвоит конкретные пары антонимов.
Оснащение: игра проводится устно.
Ход игры: объясните ребенку, что антонимы — это слова с противоположным смысловым значением, например: хороший — плохой; большой — маленький; быстро — медленно; идти — бежать.
Лексический материал:
куст старый —... (молодой); орех большой —... (маленький);
звери сытые —... (голодные); камешки чистые —... (грязные);
ветка длинная —... (короткая); корзина тяжелая — корзинка... (легкая),
гриб слева — гриб... (справа); летом теплее, осенью —... (холоднее).
Игра «Измени слово»
Чему научится ребенок: употреблять имена существительные мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в винительном и творительном падежах.
Оснащение: игра проводится устно.
Ход игры: предложите ребенку закончить фразу, изменив единственное число существительного на множественное:
«Я вижу белку — я вижу... (белок).
Я чищу гриб — я чищу... (грибы).
Я иду за яблоком — я иду за... (яблоками).
Я мою грушу — я мою... (груши).
Я сорвал кленовый лист — я сорвал кленовые... (листья).
Я кормлю зайца — я кормлю... (зайцев)».
Игра «Лишнее слово»
Чему учится ребенок: образовывать имена существительные с помощью суффиксов. Оснащение: игра проводится устно.
Ход игры: произносите ряд слов. Предложите ребенку определить и назвать лишнее слово, объяснив при этом свой выбор.
Лексический материал: Камешек, грибочек, листочек, орех; камень, гриб, лист, орешек; грибок, сучок, орех, листок.