АНТИЧНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Учебное пособие
Санкт-Петербург
Античная художественная культура: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2012.
Авторский коллектив:
Л.М.Мосолова (науч.ред.), Г.К.Щедрина, А.В.Денисов, И.А.Смирнов, Ю.В.Лобанова (отв.ред)
АНТИЧНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «050600 – Художественное образование"
В учебном пособии анализируется один из самых ярких и в то же время наиболее сложных для целостного осмысления периодов в истории мировой культуры. Художественная культура античности предстает в полноте ее ключевых измерений: социального, духовно-содержательного, морфологического, институциального. С культурологических позиций рассматриваются выдающиеся феномены античного искусства. Программы учебных курсов и материалы для самостоятельной работы построены с учетом современных требований. Содержание учебного пособия базируется на строгой научной методологии и в то же время излагается красочным, доступным язком.
Предполагается, что данное издание будет первым в серии учебных пособий, посвященных ключевым периодам в развитии мировой и отечественной художественной культуры и подготовленных коллективом кафедры теории и истории культуры РГПУ им.А.И.Герцена. Пособие адресовано студентам, школьникам, преподавателям высших, средних и общеобразовательных учебных заведений.
Содержание
Предисловие……………………………………………………………… | |
I. ЛЕКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ…………………………………………. | |
I.1. ПОЧЕМУ МЫИЗУЧАЕМ АНТИЧНОСТЬ?......................................... | |
I.2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА……………. | |
II. ПРИЛОЖЕНИЯ К ЛЕКЦИИ……………………………………………. | |
II.1. ЭКОС ЭЛЛИНОВ…………………………………………………………. | |
II.2. СИНХРОНИСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА…………………………………. | |
III. МАТЕРИАЛЫК ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ………………….. | |
III.I. ОЛИМПИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ……………………………………….. | |
III.2. ФИВАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ…………………………………………… | |
III.3. ТРАГЕДИЯ СОФОКЛА «АНТИГОНА» КАК ЯВЛЕНИЕ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ……………………………………………….. | |
III.4. АНАЛИЗ ТРАГЕДИИ ЭСХИЛА «ПЕРСЫ» В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ…………………………… | |
III.5. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ …………………. | |
III.6. АНТИЧНЫЙ ТЕАТР……………………………………………………… | |
III.7. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА АНТИЧНОГО МИРА…………………………………………………….. | |
III.8. СЛОВАРЬ АТРИБУТОВ ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ…………………. | |
IV. МАТЕРИАЛЫДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ………….. | |
IV.1. ТЕМЫДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ…………………………………. | |
IV.2. ВОПРОСЫК ЗАЧЕТАМ И ЭКЗАМЕНАМ…………………………….. | |
IV.3. СПИСОК ПАМЯТНИКОВ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ………………………………………………………………………... | |
IV.4. АНТИЧНЫЕ ПОЭТЫОБ ИСКУССТВЕ………………………………… | |
IV.5. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИИ И ТЕРМИНОВ………………….. | |
IV.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… |
Предисловие
|
Предлагаемое учебно-методическое пособие «Античная художественная культура» предназначено для общекультурной и собственно художественной подготовки студентов и старшеклассников и рассчитано на то, чтобы стать существенной частью учебно-методического фонда соответствующих образовательных учреждений.
|
Содержание пособия отвечает целям и задачам изучения темы «Художественная культура античного мира», которая является структурным компонентом вузовской программы «История мировой художественной культуры. Проблематика данной темы значительно развита и дополнена учебными текстами, методическими разработками и рекомендациями. Пособие может рассматриваться и как относительно самостоятельный материал для изучения античности в контексте других учебных предметов (история, литература и др.).
Античность представлена в предлагаемом издании не столько социально-исторически, как один из этапов развития рабовладельческой формации, сколько как особая культурная эпоха (по другой терминологии, как «большая культура», «культурная вселенная», «культурный мир»).
Художественная культура рассматривается целостно, в виде исторически конкретной системы в единстве всех видов искусства, социальных институтов и особой структуры художественного сознания, обусловленной общим социокультурным контекстом эпохи. Этот целостный историко-типологический анализ художественной культуры дополняется изучением ее особых вариантов—Древней Греции и Древнего Рима.
В состав пособия включены три варианта учебных программ (для специальных художественных, гуманитарных и негуманитарных факультетов). Количество часов, которое необходимо для общего или более спецального изучения художественной культуры античности, на разных факультетах является различным (24 ч., 8 ч., 4 ч.). Предложенное соотношение лекционных и практических занятий для каждого типа факультетов имеет рекомендательный характер и может изменяться преподавателем.
|
Материалы для лекции содержат краткое введение, посвященное анализу интереса современников к изучению античности, которая только на первый взгляд предстает для нас далекой, как звездная туманность. В этом блоке представлена стержневая по своему значению типологическая лекция, в которой дается общая характеристика античной художественной культуры. Типологическая лекция во многих своих разделах опирается на материал изобразительного искусства и архитектуры. Это объясняется следующим: с одной стороны — пространственные искусства, создавая и воссоздавая синхронный срез бытия, наиболее полно воплощают целостный образ эпохи; с другой — целенаправленное формирование «портрета» эпохи оптимально осуществляется посредством зрительных образов (особенно учитывая доминанту зрительного восприятия в условиях современной цивилизации, которое обеспечивает до 93% всей информации). Типологическая лекция дополняется этюдами М.Ю.Германа о двух моделях античной культурной вселенной. Этот лекционный материал является инвариантным для всех факультетов.
Преподавателям, читающим расширенный курс, предназначены текст о природе античного мира и синхронистические таблицы. Назначение таблиц — помочь преподавателю (и студенту) охватить различные явления античной культуры в их статике и динамике (по «горизонтальному» и «вертикальному» срезам).
Материалы к практическим занятиям преследуют цель конкретизировать, уточнить представления об отдельных составляющих античной художественной культуры, перейти от общего к частному, в котором это общее себя проявляет. Эти материалы весьма различны по жанру, что обусловлено как их соотношением с типологической лекцией, так и спецификой излагаемого материала. Основные сведения по мифологии (описание олимпийского пантеона и фиванский цикл) призваны раскрыть существенные константы мифологических представлений древних греков — происхождение мира, деяния богов и героев. Учитывая, что почти все античное искусство, изобразительное и словесное, а также философия, история, география насыщены мифологическими сюжетами и образами, знание мифологических персонажей и связанных с ними событий необходимо также для адекватного понимания этих феноменов античной культуры.
Тексты «Трагедия Софокла «Антигона» как явление античной культуры» и «Анализ трагедии Эсхила «Персы» в контексте культуры» с разной степенью развернутости показывают пути и возможности культурологического анализа произведений искусства. Эти материалы могут стать основой для проведения аудиторных практических занятий (практическое занятие по изучению культурного смысла трагедии Софокла «Антигона» предлагается во всех вариантах программы), а также своеобразным ориентиром для подобного анализа других шедевров античного искусства (особенно в ходе самостоятельных занятий студентов по изучению литературных произведений).
Текст «Музыкальная культура Древней Греции» раскрывает тему в двух планах: развитие античной музыки как оно зафиксировано в мифологических и литературных свидетельствах и изучение ее звучания на основе современной реконструкции. Поэтому желательно, чтобы знакомство с античной музыкой не ограничивалось только ее историей, а включило бы и реальное звучание «Гимна Солнцу» и первого дельфийского гимна Аполлону, воссозданных по древней нотации и существующих в фонозаписях.
Текст «Античный театр» также строится на соотношении двух содержательных планов. Во-первых, это сжатая история античного театра, которая рассматривается в театроведческом и литературоведческом аспектах (становление и развитие театра как зрелищного вида искусства, важнейшие авторы и жанры драматических произведений), во-вторых, — это попытка воссоздать облик сценического представления трагедии Эсхила «Прикованный Прометей» и тем самым помочь научиться не столько читать, сколько «зримо» видеть драматургический текст.
Текст «Изобразительное искусство и архитектура античного мира» представляет собой аннотации к памятникам пространственных видов искусств, рекомендуемых для освоения студентами. В аннотацию включены, помимо описания памятников, их краткий искусствоведческий анализ и отдельные сведения культурологического характера, позволяющие обогатить восприятие памятника и ввести его в контекст эпохи. Словарь атрибутов олимпийских богов способствует углублению знаний мифологии и раскрытию содержательной емкости произведений искусства (как античности, так и последующих эпох, обращающихся к античным темам и сюжетам).
В состав материалов для самостоятельной работы входят: темы для докладов и рефератов, которые ориентированы на углубленное самостоятельное изучение отдельных явлений античной художественной культуры и предполагают овладение навыками работы с научной литературой; контрольные вопросы к зачетам и экзаменам, спектр которых задан содержанием типологической лекции и практических занятий. Фрагменты произведений античных поэтов, посвященных размышлениям об искусстве, и словарь основных понятий призваны расширить тезаурус студентов, способствовать развитию их историко-культурного мышления. Рекомендуемый список литературы рассчитан как на преподавателей, так и на студентов; в него включены общие труды, наиболее интересные и значимые исследования по отдельным видам и жанрам искусств, в которых преобладает культурологический аспект. Кроме того, почти все материалы к практическим занятиям снабжены краткими списками литературы.
Данное учебно-методическое пособие является частью учебно-методического комплекса, включающего различные аудиовизуальные материалы. Словарь атрибутов олимпийских богов, представленный в пособии в качестве самостоятельной единицы, является компонентом обучающей и контрольно-диагностической программы.
Авторский коллектив надеется на взаимное сотрудничество с преподавателями, читающими этот курс, и ожидает от них корректирующих предложений.
I. ЛЕКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
I.1. ПОЧЕМУ МЫИЗУЧАЕМ АНТИЧНОСТЬ?
Античность занимает особое место в прошлой и современной мировой художественной культуре...
Это обусловлено прежде всего тем, что она является исходным моментом, первым опытом и фундаментальным основанием европейской цивилизации.
Античное культурное наследие необычайно богато: это классическая форма рабовладельческой формации, первые опыты демократии, начало европейской науки и философии, теории государства и права, письменности и образования; это понятие о гуманизме, свободе личности, единства в ней физического и духовного начал, понятие о гармонии мира и человека; это также великие художественные открытия и та вечная прелесть искусства, которая и сегодня сохраняет значение классического образца. Наконец, это мифология — своеобразный энциклопедический компендиум персонажей, судеб, проблем, сюжетов, представлений и понятий, которые до сих пор питают мировое образотворчество. Кто не знает Зевса или Афродиты, Геракла или Форнуты, Марса или Нептуна, сатира или кентавра, «золотого руна» или «авгиевых конюшен», «олимпийского спокойствия» или «сизифова труда»?!
В разные исторические времена поднимались волны глубокого интереса к античной культуре, ибо «детство человечества» всегда обладает неодолимой притягательной силой. С понятием древней истории связаны непознанные тайны и неразгаданные загадки бытия, что всегда привлекает любознательных и творческих людей любой эпохи. Кроме того, нельзя ориентироваться в современной культуре и строить будущее, не осваивая достояний и уроков прошлого. Античность интересна для нас как опыт не только общеевропейской, но и отечественной культуры, ибо эллинистическая ойкумена охватывала в древности южные параллели нашей Родины.
Античность была и есть живой культурный фактор, она участвовала в самом бытии многих этапов развития евразийской цивилизации. Почти каждая новая общественная система обязательно обращалась к античности в пору своего подъема и расцвета. Например, феодальна —в эпоху Каролингов; новоевропейская—в эпоху Ренессанса, в период классицизма XVII века, в эпоху Просвещения…
В XIX веке многие столицы мира, их площади и здания обрели классический облик, тяготеющий к античности. Вспомним хотя бы Петербург Захарова, Воронихина, Росси, Кваренги, Стасова или иных зодчих... Тогда же многие поэты, драматурги, живописцы и музыканты обратились к античности, в художественной культуре которой таился огромный этико-эстетический потенциал для осмысления как исторической, так и быстротекущей жизни.
В тот век из сферы активного художественного интереса античное наследие перемещается и в сферу образования, где утверждается как основа школьной системы и основной фонд гуманитарной образованности; классическое образование становится синонимом общекультурной подготовки личности как в лицеях и гимназиях, так и в Академиях изящных искусств.
Конечно, не все в античном культурном наследии является абсолютно равноценным. В нем есть разные по своему содержанию и направленности идеи и явления, — в том числе и негуманистические. Вследствие этого художественная культура античности несет в себе предпосылки для неоднозначных оценок и истолкований. Разные поколения относились к античному наследию то с благоговением, то с сомнением, то с критикой и отрицанием, то с уважением, восхищением и любовью... Нормативно-академическое, консервативное отношение к античности зачастую превращало классичсскую древность в гимназиях в «сущее наказание для юношества».
Многое в восприятии наследия Древней Эллады и Рима зависело от той или иной исторической среды, потребностей времени, целей общества, которые актуализировали различные стороны античной культуры. Вместе с тем следует особо заметить, что античное искусство как никакое другое питало собой художественную культуру последующих эпох, побуждало каждую из них определять свое отношение к нему и совершенно осознанно обращаться к его ценностям как источнику создания новой культуры.
XX век тоже не был безразличен к античному наследию. Вначале он отвергал выродившийся нормативный академизм, хотя продолжал штудировать антиков. Наряду с авангардистскими течениями в начале нашего века возникло глубокое художественное движение —«неоклассика» — в котором сформировался комплекс новых идей и форм, тяготеющих к античному пониманию художественного образа, его пластического выражения. Оно исходило из античности как первоисточника и из опыта его последующих претворений в истории культуры. Это движение было многоплановым и плодотворным. Достаточно вспомнить античные темы в творчестве мастеров XX века: в поэзии А. Блока, Вяч. Иванова, А. Ахматовой, В. Брюсова, М. Цветаевой, М. Волошина, О. Мандельштама, в романах и пьесах Ж. Ануя, Ж. Жироду, Дж. Апдайка, У. Джойса, музыке А. Скрябина, в балете М. Равеля «Дафнис и Хлоя»... Даже в творчестве Пабло Пикассо — великого авангардиста XX века —остро, на протяжении всей жизни, развивался диалог классических и неклассических начал, достигнув апогея в его графике, навеянной образами греческой архаики и полной жгучей любви к человеку.
В начале XXI века интерес к античности не угасает. Ее наследие по-прежнему сопричастно современной культуре. В наши дни, когда удивительно актуальными становятся идеи мирового всеединства, общепланетарного мышления и, вопреки всем национализмам, утверждается идея Космополиса, — в эти дни древний мир Эллады и Рима вновь привлекает к себе внимание как источник одной из самых великих идей человечества — идеи универсализма, космополитизма, ибо универсализм — это и поливариантное богатство неповторимых этносов и личностей, и общность, и цельность человеческого рода, которые столь нужны современникам ради взаимопонимания и саморазвития своего...
Возрождение классических традиций в новейшей культуре определяется поразительной полнотой, глубиной и неисчерпаемостью античного наследия. В самом деле, уже в Древней Греции «все есть» (прав А. П. Чехов!). Это «все» есть и в художественной культуре как важнейшей части античного наследия. Освоение ее для молодого современника — своего рода «духовная гимнастика» (В. М. Полевой). Она оттачивает ум и развивает воображение, прививает историзм мышления, озаряет чувством прекрасного, формирует эмоциональную культуру и воспитывает деятельное гражданское отношение к миру.
В сегодняшней России обращение к классической древности становится необходимым, потому что возникла настоятельная общественная потребность в решении вековых и насущных гуманитарных проблем на новом витке исторической спирали.
Мы надеемся, что на ниве художественного просвещения свет античности поможет нам прежде всего понимать самих себя и возвышать человеческое в новом поколении.
II.2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА
Античности принадлежит особое место в мировой истории, поскольку она явилась фундаментом и духовной опорой европейской культуры. Само понятие «античность» (от латинского antigus) обозначает греко-римскую древность.
Античность входила в средиземноморский культурный регион периода рабовладельческой формации и занимала важное место среди других цивилизаций древности — ближневосточной, египетской, индийской, китайской, ряда евразийских.
В истории этих культурных общностей были периоды глубоких контактов, взаимодействий, взаимовлияний и поразительных схождений. Все они явились в той или иной степени основой развития последующих мировых цивилизаций.
Античная культура — это культура древней Греции (Эллады) и древнего Рима с ХI-Х вв. до н.э. по IV в. новой эры.
Основные очаги, где возникло и развивалось античное общество—полуострова Балканский и Аппенинский, Эгейский архипелаг, западное побережье Малой Азии. В Греции сложилась и отсюда распространилась по Средиземноморью античная культура, отчасти путем расселения самих греков по заморским колониям, отчасти путем эллинизации местного населения (Илл. «Карта Средиземноморья).
Можно наметить три важнейших момента этого распространения: во-первых, эпоха колонизации (VIII–VI вв. до н.э.) — разносимая греческими поселенцами культура распространяется по всем берегам Средиземного и Черного морей, от Марселя до Кипра и от Азова до Киренаики; во-вторых, по путям, открытым македонским завоеванием Персии, античная культура распространяется на Восток, достигая Индии и Средней Азии; в-третьих, эпоха римских завоеваний (II–I вв. до н.э.) — античная культура распространяется на запад до берегов Атлантического океана; Рейн и Дунай на севере, Сахара на юге, Иранское нагорье на востоке стали границами интенсивного развития античной культуры. (Илл. «Карта эллинистического мира»), (Илл. «Карта римских завоеваний»).
Но как бы ни были подвижны и велики границы распространения античной культуры, ее колыбелью была Древняя Греция — клочок земли в Средиземноморье. Здесь родилось и расцвело «греческое чудо»—гигантская духовная культура, сохранившая свое воздействие и очарование на тысячелетия. Древнегреческая культура оказала решающее влияние на развитие культуры Древнего Рима, который был непосредственным восприемником ее исканий и достижений. Римская культура, таким образом, стала следующей фазой и особым вариантом единой античной культуры.
В создании античной культуры участвовали многие племена и народы древности. На территории Греции это были индоарийские племена сначала ахейцев, затем дорийцев. Последние еще в начале первого тысячелетия до н.э., ассимилировав различные племена Эгейады, осознали себя единой народностью или этносом—эллинами. Затем в IV в. до н.э. к «эллинскому делу» приобщаются македонцы, которые завоевали Грецию и расширили эллинскую культурную вселенную. Так сложился «эллинизм». В сущности, это был грандиозный суперэтнос, т.е. группа племен и народов, взаимосвязанных экономическим, идеологическим, политическим и языковым общением[1].
Столь же сложен и мозаичен народ Древнего Рима. Первоначально слово «римляне» означало латинян, жителей города Рима. Постепенно в результате этнического и культурного сплочения «римлянами» становились племена этрусков, сабинян, осков, самнитов, а затем и галлы, иллирийцы, берберы, евреи, германцы. В результате «римляне» стали субъектом второй фазы развития эллинистического суперэтноса.
Вполне естественно, что эти этносы имели разный исторический опыт и традиции, в новой геосреде они изменяли условия существования, вырабатывали иные жизненные стереотипы. Например, ахейцы, дорийцы, италики создали множество земледельческих общин и, обработав девственную почву, изменили ландшафты, а со временем в период экспансии Рима на рубеже новой эры, наоборот, поля превращались в пастбища, а порой и в пустыни, местами восстанавливались естественные ландшафты — леса и заросли кустарников. Первоначально пришедшие на Пелопоннес и Апеннины народы соприкоснулись с культурой местных племен. В частности, освоили мореплавание и связанный с ним культурный опыт. «Море цивилизовало греков», утверждал крупнейший исследователь греческой цивилизации Андре Боннар2.
Чтобы понять естественность процесса зарождения и развития античной культуры, необходимо представить себе достижения боле древней автохтонной цивилизации.
Эта цивилизация, сложившаяся в бассейне Эгейского моря в эпоху бронзы и развивающаяся синхронно с древневосточными цивилизациями, называется Эгейской или Критской (поскольку она была прологом античной культуры и непосредственно воздействовала на ранние формы культуры материковой Греции, ее часто называют Крито-Микенской). Период ее существования Ш-И тысячелетие до н. э.
2. Боннар А. Греческая цивилизация. От Илиады до Парфенона. – М., 1992, с.36.
С первоплеменной породой воинственных критян; кидоны
Там обитают, дорийцы кудрявые, племя пеласгов,
В городе Кноссе живущих. Минос управлял им в то время,
В девятилетие раз общаясь с великим Зевесом.
(«Одиссея», XIX, 172-179).
Честь открытия культуры древнего Крита в 1900 году принадлежит английскому дипломату и археологу Артуру Эвансу. Его и все последующие археологические изыскания выявили неведомую ранее своеобразную и богатую культуру Средиземноморья. Эта культура базировалась на развитом земледелии (известны плуг, злаковые, найдены кладовые с пифосами для хранения зерна, масла, виноградного вина, меда и т.д., широко было распространено скотоводство и охота. Изображенные на печатях, кубках, фресках сцены охоты и ловли быков, сбора олив и приготовления вина также свидетельствуют об этом.
Мифы называют Крит родиной ремесла: строительного, корабельного, гончарного, кожевенного, ткацкого. У владыки Крита работал легендарный зодчий и скульптор Дедал — создатель Кносского дворца, первых театральных представлений, хитроумных «машин»; он первый из людей дерзнул сделать крылья и вместе с сыном Икаром взлетел подобно птицам в воздух.
Критяне имели большой флот, занимались рыболовством и торговлей, владычествуя на море. Два величайших историка древности Геродот и Фукидид называют Миноса «таласократом» — властелином моря. «Минос, — пишет Фукидид, — ранее всех приобрел себе флот, овладел большей частью моря, которое называется теперь Эгейским».
Критское царство было древнейшим в Европе государством с сильной централизованной властью, армией, чиновниками и данниками, арсеналом, темницами-тюрмами, обширными складами, чеканкой монет и учетом богатства, а также с развитой сетью дорог и многочисленными морскими гаванями. Административным, хозяйственным и политическим центром Критской державы был Кносский дворец.
На Крите существовала письменность (линейное письмо «А»), пиктографического, а затем преимущественно слогового характера. Удалось установить, что на глиняных табличках велись только административно-хозяйственные записи, своего рода «приходно-расходная» документация древних критян, но дешифровка критского письма до сих пор не завершена. (Илл. «Диск из Феста»).
Верования древних жителей Крита были связаны прежде всего с силами природы. Они поклонялись великой богине- владычице, которая предстает то покровительницей гор и лесов, хлебных злаков и плодовых деревьев, то зловещей царицей подземного мира, держащей в руках извивающихся змей. Это—божество плодородия, великая мать людей и животных, символ обновления природы, почитание которого было распространено в Средиземноморье со времен неолита. (Илл. «Богиня со змеями»).
Возможно, здесь, как и во многих древневосточных обществах, главным было небесное божество, ипостасью которого являлся священный бык, ибо почти каждое святилище на острове увенчано бычьими рогами, многочисленные изображения быков украшают дворцовые покои, золотые кубки, каменные и глиняные сосуды, печати. Об этом же говорят и мифы. На Крите обитал Минотавр — кровожадное чудовище с человеческим туловищем и бычьей головой, которому приносились в жертву прекрасные юноши и девушки. Именно сюда, на цветущий остров, принес на своей широкой спине прелестную Европу могучий белый бык с золотыми рогами, в которого превратился Зевс. С обрядом заклания священного быка, по-видимому, был связан культ лабриса — двойного топора или секиры, символика которого распространена на Крите.
Можно предположить обожествление морской стихии, ибо эта животворящая природная сила пронизывает собой всю художественную картину мира, созданную критянами. Прославлено, например, искусство керамики «морского стиля». (Илл. «Ваза с осьминогом»).
На этой материальной и духовной основе складывалась художественная культура Эгейады, представленная множеством памятников. Главный из них — Кносский дворец, в котором была сосредоточена вся художественная жизнь: те, кто повелевали, те, кто создавали и те, кто воспринимали произведения искусства. Мир искусства, явленный в этом ансамбле, был достаточно многообразен: дворцовая архитектура, фресковая живопись, мелкая пластика, декоративные сосуды; изображения на стенах дворца дают представление о характере театральных зрелищ, танцевального искусства и музыкальных инструментах.
Рассмотрим этот мир хотя бы кратко.
Дворец (Илл. «Кносский дворец») — это грандиозный комплекс зданий, включающий около трехсот помещений разного назначения (жилые покои, святилища, мастерские ремесленников, кладовые и др.) общей площадью около 24, тыс. кв. м; он имеет весьма причудливую планировку в разных уровнях с множеством колонных портиков, открытых террас, балконов и лоджий, обилием каменных лестниц. Заметим, что греки называли этот дворец «лабиринтом», т.е. «домом лабриса» и описывали его в своих мифах как сооружение, попав в которое человек не может выбраться без путеводной нити (именно так, с помощью нити Ариадны, нашел выход из лабиринта герой Тезей —победитель Минотавра). Обратим внимание и на характер колонн — они строго конструктивны, не имеют ничего общего с формами растительного мира, столь характерными для Египта, и предвещают будущие греческие колонны.
В зале (Илл. «Тронный зал») — каменный трон и расходящиеся в две стороны каменные скамьи для приближенных. Над ними — красочные фрески с изображением грифонов — фантастических чудовищ с птичьей головой на львином туловище; они — словно стражи, оберегающие владыку Крита от бед. В центре зала находится углубление в каменном полу, в которое ведут несколько ступеней, очевидно, — бассейн для ритуальных омовений. Многие помещения дворца предназначались для жертвоприношений, культовых ритуалов, празднеств, в которых использовались музыка, танец, своеобразные состязания в силе и ловкости, среди них — кулачный бой в кожаных перчатках, предшественник современного бокса.
Критяне задолго до греков изобрели четырехугольную сцену, окруженную с двух сторон амфитеатром сидений, а с третьей —своеобразной «ложей» для царя и приближенных. В «репертуаре» критского театра — всевозможные процессии и танцевальные дивертисменты, подобные тем, которые устроил, по словам Гомера, мастер Дедал в честь прекрасной Ариадны (об этом свидетельствуют также фрагменты росписей Кносского дворца и археологические раскопки в Фесте). Среди музыкальных инструментов критян – флейта и семиструнная лира, честь изобретения которой греки любили приписывать себе.
Особое место занимали священные ристалища быков. На фреске из Кносского дворца – стремительно несущийся бык «в галопе» и акробат, проделывающий сальто у него на спине (Илл. «Бык в галопе»). Состязание человека с разъяренным быком не могло быть праздной забавой толпы (типа современной корриды), это религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов - быка, могучего и свирепого божества, воплощающего разрушительные силы природы, грозную стихию землетрясений, мощь бушующего моря.
Минойская живопись свидетельствует о высоком общественном положении женщины и о поклонении ей (Илл. «Парижанка» или «Царь-жрец»). Женщины изображаются участвующими в атлетических и музыкальных играх, выезжающими на охоту, совершающими культовые церемонии. Их роскошные и утонченные туалеты, пышные прически повлияли и на мужскую моду: критские мужчины брили бороды и усы, выкладывали причудливые локоны, туго стягивали талии, украшали себя множеством браслетов и ожерелий.
В памятниках критского искусства нет драматизма, присущего ближневосточному искусству, нет внимательной и отстраненной повествовательности о загробном мире, как в Древнем Египте. Они рассказывают о радостном, удивленном отношении к миру природы в ее многоликих проявлениях: на фресках и на поверхностях ваз распускаются пышные цветы, колеблются травы, резвятся стаи дельфинов, сверкают раковины, извиваются щупальца осьминога. В этом красочном, прихотливом, пульсирующем мире звучит лишь одна тревожная нота – игры с быком.
В середине XVв. до н.э. положение резко меняется. На остров обрушивается страшная катастрофа, связанная с извержением вулкана на острове Фера (Санторин); затем на Крит вторгаются с материковой Греции ахейские племена. Упадок минойской цивилизации становится необратимым; Крит превращается в отсталую провинцию, а центр цивилизации перемещается на север, на территорию материковой Греции, где достигает высокого расцвета так называемая микенская культура.
Микенская культура стала известна в конце прошлого века, когда Г.Шлиман, самоучка и энтузиаст археологии, предпринял раскопки, опираясь на свидетельства Гомера о «златообильных» Микенах, столице царства Агамемнона (как несколько ранее предпринял раскопки Гиссарлыкского холлам в поисках Трои). (Илл. «Маска Агамемнона»). Ему удалось открыть так называемые «шахтные гробницы» с множеством предметов из золота, серебра, сопровождающих царственных покойников в загробный мир. О воинственных наклонностях властителей Микен можно судить по обилию оружия в их гробницах, а также по многочисленным изображениям кровавых сцен войны и охоты.
Основными центрами микенской культуры были, как и на Крите, дворцы. Наиболее значительные – в Микенах, Тиринфе, Фивах, которые представляли собой настоящие цитадели с мощной циклопической кладкой стен из огромных каменных глыб (весом до 12 тонн), сложенных без раствора. Отсюда – последующие представления, что такие сооружения могли быть сработаны только руками гигантов-циклопов, один глаз которых не позволял им сделать формы упорядоченными. Воинственные ахейские анахты нуждались в крепкой защите и от внутренних врагов, и от наступающих с севера племен. Их дворцы строились на вершинах холмов, обносились двойными рядами стен, а вход в крепость находился под покровительством божества.
Таковы «Львиные ворота» в Микенах (Илл. «Львиные ворота») – два каменных столба, перекрытых огромной глыбой. Над ней – рельефное изображение двух львиц, опирающихся передними лапами на цоколь (мотив очень распространенный на эгейских геммах и печатях и, по-видимому, заимствованный с Востока). Сама колонна является символом божества, которое вместе с телохранителями-львицами обеспечивает безопасность крепости. Перед нами – первая монументальная скульптурная форма, созданная на территории Греции (на Крите размеры пластики не превышали 50 см), и в этом смысле иератические львицы предвосхищают последующие искания греческой скульптуры.
Дорийское завоевание, которое историки относят к XII в.до н.э., сопровождалось разрушением цветущих центров высокой эгейской культуры. Дорийцы стояли на более низкой ступени экономического и социального развития, но зато принесли с собой в Эгейаду железное оружие. «Буря дорийского переселения, как холодный северный ветер, уничтожила роскошный цветок — эгейскую культуру. Но в буре заключается не одна смерть, в ней есть сила и крепость. Прилив новых сил в области Эгейского мира не замедлил дать новый волшебный мир, не менеечудесный, но более близкий и понятный — это греческое классическое искусство» (1).
На развалинах эгейской цивилизации, сметенной дорийцами, рождалась новая культура—культура эллинов. Этот период синтеза, смены двух цивилизаций древнего мира называется «гомеровским». Апогеем художественной культуры этого времени стала эпическая поэзия, знаменитые поэмы «Илиада» и «Одиссея», по античной традиции приписываемые слепому старцу аэду Гомеру, и хотя в поэмах запечатлены воспоминания о микенской старине, о событиях Троянской войны, отделенной от «гомеровской эпохи» несколькими столетиями, они отражают преимущественно картину мира и жизненные реалии Греции XI—IX вв. до н. э. (Замечу, что «Илиада» Гомера должна стать предметом рассмотрения на практических занятиях после самостоятельного прочтения текста.)