Методика музыкального диктанта и его различные виды
Наиб.полной формой анализа слышимого является запись музыки – муз. диктант - итог, определяющий. уровень муз-слухового развития ученика.
Осн. задачи, кот. стоят перед диктантом, следующие:
- создавать и закреплять связь слышимого и видимого (нотных знаков), то есть научить слышимое сделать видимым;
- развитие памяти и внутреннего слуха;
- закрепление практических знаний и навыков.
Сложный процесс записи диктанта («слышу-понимаю-записываю») требует не только определ. знаний, уровня развития слуха, но и спец. подготовки, обучения. Это одна из важн. задач сольфеджио – научить писать диктант. В процессе записи диктанта участвуют самые разные стороны слуха и разные свойства психол-ой деятельности: 1) мышление; 2) память, дающая возможность, припоминать услышанное; 3) внутренний слух. Кроме того, диктант предполагает наличие теорет. знаний, помогающих грамотно записать услышанное. Таким образом, прежде чем приступать к записи диктанта, педагог должен быть уверен в том, что учащиеся подготовлены к этой работе, что все указанные выше стороны муз. способностей и слуха (мышление, память, внутренний слух, знания) достаточно ясно проявились на предыдущих занятиях и были закреплены в других формах работы- в интонационных и ритмических упражнениях, в чтении с листа и в анализе на слух. Это особенно важно в занятиях с детьми: их общее интеллектуальное развитие, навыки письма, способность к сознательной деятельности воспитываются постепенно. На уроках сольфеджио диктант как форма работы должен являться итогом усвоения какого-либо материала, но не наоборот. Можно усложнять диктант новым элементом только тогда, когда он тщательно проработан в других формах работы на уроке.
|
Формы и виды записи диктанта
1. Устный диктант – очень продуктивная форма работы, т.к. требует быстроты реакции и цепкой памяти, умения запоминать характерные детали диктанта, состоит, как правило, из 1–2 фраз.
2. Блиц-диктант. Это небольшие диктанты, пишется за урок 2-3-4. Играется как устный диктант для одного из учеников, другой ученик стоит у доски, пытается как самостоятельно записать услышанное, так и опираясь на устный ответ первого ученика.
3. Показательный диктант –с показом процесса записи и анализом у доски преподавателем или с помощью ученика. Особенно часто используется на подгот. и начальном этапах обучения. В дальнейшем можно прибегать в особо сложных случаях или когда педагог впервые вводит в диктант новую трудность.
4. Письменный диктант с предварительным анализом – классический образец диктанта на уроке сольфеджио. За первые два проигрывания дети определяют тональность, размер, хар-ые мелодические и метроритмические особенности, структуру мелодии (есть ли точные повторы, секвенции и т.д.). Как правило, он пишется за 8–10 проигрываний.
5. Эскизный диктант – развивает полезное умение писать диктант начиная с любого места. Педагогом даётся задание записать определённый фрагмент мелодии: например, сначала – каденции, потом первую и вторую фразы и т.д.
6. Диктант с аккомпанементом представляет собой усложнённый вариант классического, когда восприятие мелодии затрудняется отвлечением слуха на аккомпанемент.
|
7. Тембровый диктант – сложность в его написании заключ. в непривычном восприятии звуков, сыгранных на любом инструменте (кроме ф-п), т.к. новая тембровая окраска звучания мелодии является отвлекающим моментом.
8 .Диктант без подготовки (контрольный) – отражает степень усвоения материала и является разновидностью классического письм. диктанта. В качестве контрольного диктанта педагог даёт на один-два класса легче. Настройка в тон-сти обязательна! Играется 8-10 раз в теч. 20-30 минут.
9 .Ступеневый диктант – педагог играет мелодию, кот. уч-ся записывают как ступеневую последовательность. Этот вид диктанта спос. расширению ориентации в ладу и вырабатывает полезное умение мыслить ступенями.
10. Ритмический диктант –направлен на запись только ритма. Хорошо испол-ть именно при закреплении на практике нового ритм. рисунка.
11. Диктант с ошибками – на доске выписывается диктант, но с ошибками. Задача детей – записать правильный вариант себе в тетрадь.
12. Ди ктант-минутка – пример играется 2-3 раза, за время проигрываний дети должны постараться максимально верно запомнить мелодию. Пока все ученики не запомнят, педагог не разрешает приступать к записи. Дети должны пытаться мысленно, под дирижирование педагога, пропеть мелодию до конца. Поэтому для такого вида работы подбираются максимально яркие фрагменты. Во время записи проигрывания не даются, в конце, после того как время истекло, диктант проигрывается ещё раз, ошибки анализируются всем классом. На первом этапе такой диктант –это одна фраза (2-4 такта), потом –предложение и далее –период.
|
14.Диктант в произвольной тональности. Педагог производит настройку, но не объявляет тональность. Тональность устанавливается только после настройки. Для выработки ощущения высоты положения лада, для ощущения окраски тональности. Разновидность этого диктанта –каждый пишет в произвольной тональности. Для абсолютников это возможность оторваться от слышания конкретных звуков и выработка опоры только на функциональные ощущения ступеней лада.
15. Диктант с досочинением мелодии развивает творческие способности учащихся, способствует осознанию закономерностей строения и мелодического развития с его тремя классическими стадиями: началом, серединой (развитием) и заключением.
16. Самодиктант –запись по памяти выученных номеров с учебника, в других тональностях. Конечно, здесь отсутствует один из главнейших принципов диктанта –запись новой, незнакомой мелодии. Однако в качестве одного из приёмов развития внутреннего слуха и для выработки умения графически оформлять услышанное это-неплохой приём.