Федеральное Собрание РФ – парламент РФ, представительный и законодательный орган РФ.




Политика

Раздел 4. Тема 33. Государство, его функции.

Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, осуществляющая управление страной, располагающая аппаратом управления и аппаратом принуждения, осуществляющая сбор налогов и издающая веления, обязательные для населения всей страны.

Признаки государства:

1. Территория

2. Органы управления

3. Аппарат принуждения

4. Суверенитет (независимость во внешних и внутренних делах)

5. Взимание налогов

6. Издание законов

7. Гражданство (юридическая принадлежность человека к данному государству с определёнными правами и обязанностями)

8. Международное представительство в отношениях с другими странами

Функции государства:

v Внутренние:

- экономическая

- политическая

- социальная

- экологическая

- охраны правопорядка

- информационная

v Внешние:

- оборона страны

- международная торговля

- обеспечение мира

- решение глобальных проблем с другими государствами

Характеристики государства

 

Форма правления Национально-государственное Политический режим

Устройство

Формы правления:

Ø Монархия (форма правления, при которой страной единолично управляет монарх, передающий власть по наследству):

- абсолютная монархия – единственным носителем суверенитета является монарх (Саудовская Аравия, Бруней, Оман)

- дуалистическая монархия – парламент подчинён монарху (Иордания, Таиланд, Непал)

- парламентская монархия - значительнее роль парламента (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция)

Ø Республика (от лат. respublika – общественное дело – форма правления, при которой страной управляют выборные органы от народа):

- президентская республика – президент является главой государства и главой правительства, а президент и парламент независимы, так как не обладают правом отстранения от власти другого (США)

- парламентская республика – парламент формирует правительство во главе с премьер-министром, которое ему подотчётно (Италия, ФРГ, Финляндия)

- смешанная республика (парламентско-президентская) – сочетает элементы как

президентской, так и парламентской модели (Франция, Россия)

Национально-государственное устройство:

Ø Унитарное государство (от лат. unitas – единство) – однонациональное государство с единым управлением и суверенитетом (Польша, Япония)

Ø Федерация – объединение субъектов, обладающих частичным суверенитетом, и подчинение их единому центру, обладающему полным суверенитетом:

- по национальному принципу – в субъекте проживает одна национальность (Индия)

- по территориальному принципу – границы проходят без учёта национального проживания (США)

Ø Конфедерация – объединение самостоятельных суверенных государств, в котором центр имеет право решения лишь некоторых общих проблем. (СНГ)

(см. презентацию)

Политический режим:

Ø демократический

Ø недемократический

Раздел 4. Тема 34. Политическая система.

Политическая система – это комплекс взаимосвязанных факторов общественной жизни и социальных институтов (политические организации, политические нормы, политические идеологии, способы и методы осуществления политической власти, формы взаимодействия субъектов политических отношений), посредством которых осуществляется политическая власть.

Структура политической системы:

1. Институциональная подсистема:

ü Государство

ü Политические партии

ü Профсоюзы

ü Организации

ü Движения

2. Нормативная подсистема:

ü Политическая идеология

ü Политические нормы

ü Традиции и обычаи

3. Функциональная подсистема:

ü Способы и методы осуществления политической власти

ü Политические режимы

4. Коммуникативная подсистема:

ü Выборы

ü Консультации

ü Переговоры

ü Пресс-конференции

Политическая система России:

v Демократическая политическая система, но с элементами централизации (Президент – глава государства с большими полномочиями, а поле деятельности представительных органов власти ограничено)

v Регулярные свободные и альтернативные выборы

v Разделение властей (законодательные органы лишены возможности контролировать деятельность Правительства и Председателя Правительства)

v Многопартийность (отсутствует чёткая структурированность, партий в «классическом» виде практически нет)

v Распределение компетенций между федеральным центром и субъектами РФ

v Раздел 4. Тема 35. Типология политических режимов.

v Политический режим – совокупность способов, методов и форм осуществления государственной власти.

v Виды политических режимов

v

v демократические: недемократические:

v - прямая демократия - деспотический

v - представительная демократия - тиранический

v - плебисцитарная демократия - авторитарный

v - тоталитарный

v - фашистский

  Демократический режим – власть народного большинства с учётом мнения меньшинства, с выборностью органов государственной власти, с разделением властей, равенством и свободой всех людей, защищённостью прав и свобод, верховенством закона, политическим плюрализмом, гласностью, парламентаризмом и демократической политической культурой (в развитых современных государствах).  

v

  Деспотический режим – режим неограниченной власти монарха (деспота) с полным бесправием подданных, произволом в управлении, жестоким подавлением самостоятельности, несогласия, держится на страхе (власть фараонов в Древнем Египте).  

v

  Тиранический режим – единоличное жёсткое правление с насильственным установлением власти (императоры Римской империи).  

v

  Авторитарный режим – режим при котором власть сосредоточена в руках какого-либо политического лидера или группировки, государственная власть не контролируется народом, оппозиции нет, господствует исполнительная власть, представительные органы не играют никакой роли, права формальны, используются внесудебные органы расправы с людьми, культивируется фактическая преданность власти (при Брежневе в СССР, Н.Пиночет в Чили1973г., Х.Перон в Аргентине в 60-е гг)  

v

  Тоталитарный режим – режим диктаторской власти с тотальным (всеобщим) контролем над жизнью общества, с одной идеологией, одной правящей партией, харизматическим лидером, милитаризацией, применением репрессий, унификацией образа жизни (сталинизм, режим «красных кхмеров» в Камбодже в 70-е гг.)  

v

  Фашистский режим – крайняя степень тоталитарного режима, основывающегося на националистической идеологии, расовом неравенстве, с целью охраны национальной общности, чистоты расы, которому характерны крайняя агрессивность, жёсткий государственный контроль всех сфер жизни общества и полное отсутствие прав (Гитлер в Германии)

Раздел 4. Тема 36. Гражданское общество и правовое государство.

Гражданское общество – совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни.

Признаки гражданского общества:

Равенство прав и свобод

Гарантированная юридическая защита прав и свобод

Экономическая независимость индивидов

Гарантированная законом возможность создавать независимые общественные объединения и партии по интересам и профессиональным признакам

Обеспечение необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан

Свобода создания и деятельности СМИ

Существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом и обеспечивающего безопасность гражданского общества

Элементы гражданского общества:

Местное самоуправление – негосударственная форма выражения народовластия

Общественные объединения - добровольные самоуправляемые некоммерческие формирования (благотворительные организации, союзы, ассоциации и т. д.)

Политические партии, выражающие интересы различных слоёв и групп населения.

Экономическая структура (с различными формами собственности, свободой предпринимательства, инициативой, конкуренцией)

Условия существования гражданского общества:

1. Признание естественных и неотъемлемых прав человека и гражданина

2. Наличие частной собственности

3. Правовое государство

Правовое государство – система государственно-властных отношений, которая обеспечивает верховенство права (закона0 во всех сферах общественной жизни, равенство прав и свобод личности, постоянный контроль народа за деятельностью государственных органов и реальную ответственность государства перед личностью и обществом.

Признаки правового государства (см. Презентацию)

 

Раздел 4. Тема 37. Политические партии, политическая элита.

Политическая партия – добровольное объединение людей, имеющих общие политические взгляды, в организацию, представленную на национальном и местном уровнях, стремящуюся к завоеванию и осуществлению государственной власти.

Признаки партии:

1. Организованность (объединение с внутренней структурой, руководящими коллегиальными – совет, центральный комитет и единоначальными – председатель, секретарь, органами)

2. Наличие региональных и местных (первичных) отделений

3. Направленность деятельности на завоевание власти

4. Стремление заручиться поддержкой масс на выборах, к увеличению численности в партии

Функции партий:

ü Выражение мнений определённых групп людей

ü Формирование общественного мнения

ü Воспитание и политическое образование граждан, распространение своей идеологии

ü Борьба за власть и её осуществление

 

Виды партий:

по отношению к власти:

правящие

оппозиционные

по идеологии:

либеральные

социал-демократические

консервативные

коммунистические и др.

по критерию членства:

массовые

кадровые

Партийные системы:

Ø однопартийные

Ø двухпартийные

Ø многопартийные

Политическая элита узкая группа людей, которой реально принадлежит власть в обществе.

Причины возникновения элит:

1. результат естественного неравенства людей

2. результат неравенства социальных статусов

3. результат социальной мобильности по деловым качествам

4. работа в госаппарате – путь вхождения в политическую элиту

5. покровительство влиятельных чиновников

Типы политического лидерства:

ü традиционное ( монархи )

ü харизматическое ( приписывание сверхъестественных качеств лидеру )

ü рационально-легальное ( разумный выбор в рамках закона )

ü по стилю: авторитарное ( через контроль, принуждени е), демократическое ( атмосфера сотрудничества )

Раздел 4. Тема 38. Избирательные системы. Политический процесс.

Конституция РФ закрепляет политическое право гражданина участвовать в управлении государством. В России проводятся публичные выборы президентские, парламентские, в органы местного самоуправления на федеральном, региональном и местном уровнях.

Избирательное право

- в объективном смысле – порядок выборов государственных представительных и местных органов власти

- в узком (субъективном) смысле – право гражданина избирать и быть избранным.

В России гражданин имеет право избирать (активное избирательное право) с 18 лет, быть избранным (пассивное избирательное право) в представительные органы власти с 21 года, а Президентом страны – с 35 лет.

Принципы демократических выборов:

v Всеобщие (за исключением признанных недееспособными и содержащихся по приговору суда в местах лишения свободы)

v Равные

v Прямые

v Тайные

v Альтернативные

v Добровольные

На базе избирательного права осуществляется избирательный процесс – совокупность действий по избранию депутатов представительных органов.

Стадии избирательного процесса:

1. Подготовительная (назначение даты выборов, регистрация и учёт избирателей)

2. Выдвижение и регистрация кандидатов

3. Предвыборная агитация и финансирование выборов (расширение электората)

4. Голосование и подведение итогов выборов

 

Избирательное право + избирательный процесс = избирательная система.

Типы избирательных систем

мажоритарная пропорциональная

 

абсолютного относительного

большинства большинства

 

(см. презентацию)

Политически процесс – цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики.

Классификация политических процессов:

по масштабам:

- внутриполитические

- внешнеполитические,

по значимости для общества:

- базовые (модернизация образования в РФ)

- частные (введение ЕГЭ),

с точки зрения публичности:

- открытый

- скрытый (теневой)

Раздел 4. Тема 39. Органы государственной власти РФ.

  Президент РФ  
Условия выборов Президента РФ:   Полномочия Президента РФ
ü Гражданин РФ ü Возраст 35 лет ü Проживающий в РФ более 10 лет ü Не занимавший пост Президента дважды   ü глава государства, гарант Конституции РФ ü охраняет суверенитет и государственную целостность РФ ü обеспечивает согласованное функционирование государственных органов власти ü определяет основные направления внутренней и внешней политики государства ü представляет РФ в международных отношениях ü назначает Председателя Правительства РФ (согласия Государственной Думы), его заместителей и министров ü представляет Государственной Думе Председателя Центрального банка РФ ü представляет Совету Федерации судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, кандидатуру генерального Прокурора ü формирует и возглавляет Совет Безопасности ü назначает и освобождает высшее командование, является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ ü подписывает и обнародует федеральные законы ü обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране ü назначает выборы в Государственную Думу ü издаёт указы и распоряжения ü осуществляет помилование  
Прекращение полномочий Президента РФ
ü с истечением срока полномочий (6 лет) ü в случае его отставки ü стойкой неспособности по состоянию здоровья ü отрешения от должности
Отрешение от должности Президента РФ  
Ø может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого обвинения Государственной Думой (по инициативе 1/3депутатов) - в государственной измене - совершении тяжкого преступления Ø Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения Президенту должно быть принято 2/3 голосов Ø Решение Совета Федерации об отрешении должно быть принято не более чем в 3-месячный срок после выдвижения обвинения Государственной Думой  

 

Федеральное Собрание РФ – парламент РФ, представительный и законодательный орган РФ.

v Состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы

v Члены Федерального Собрания обладают неприкосновенностью

v Федеральное Собрание является постоянно действующим органом

v Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно

v Палаты совместно собираются для заслушивания послания Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

К ведению Совета Федерации относится:

ü изменение границ между субъектами

ü утверждение указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения

ü использование Вооружённых Сил РФ за пределами РФ

ü назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности

ü назначение судей Высших Судов, Генерального Прокурора

ü назначение и освобождение от должности заместителя Председателя Счётной палаты

ü принимает постановления по вопросам своего ведения

ü одобряет или отклоняет федеральные законы

К ведению Государственной Думы относится:

ü дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ

ü назначение и освобождение Председателя Центрального банка РФ

ü назначение и освобождение от должности Председателя Счётной палаты

ü назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека

ü издание федеральных законов

ü объявление амнистии

ü выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: