Английская классическая школа




Меркантилизм

 

Меркантилизм (от ит. merkante - купец, торговец) - это достаточно разнородная система взглядов, в основе которых лежит положение об определяющей роли внешней торговли для экономического роста, умножения национального богатства.

Ранний меркантилизм относится к трети XV - середине XVI вв. Представители: Стаффорд, Скаруффи. Главным в своем учении они считали «теорию денежного баланса», которая обосновала политику увеличения денежного богатства чисто законодательным путем.

Поздний меркантилизм относится ко второй половине XVI в. Представители: Томас Мэн, Антуан де Монкретьен, Самуил Фортрей. Ими была создана «теория активного торгового баланса», который обеспечивается путём вывоза готовых изделий из своей страны. Главенствовал принцип: покупать дешевле в одной стране, продавать дороже в другой. Под богатством понимается избыток продуктов, который на внешнем рынке превращается в деньги.

Как отмечали французские историки, меркантилисту страна представлялась в образе богатого купца наподобие амстердамского. Амстердам к тем временам превратился в главный торговый центр Европы - на его рынке ежедневно до 2,5 тыс. судов.

С открытием морского пути в Новый Свет и новых путей в Индию, с расширением международной торговли прежняя практика экономической автаркии теряла смысл. Невиданные ранее возможности быстрого обогащения - пиратские потоки мексиканского и перуанского золота, исключительно прибыльная торговля с Востоком, колониальные захваты - все отчетливее демонстрировали преимущества экономической и военной экспансии. Система «силовой политики» требовала теоретического обоснования и объяснения. Именно эту задачу стремились выполнить ученые и практики, разработавшие доктрину меркантилизма.

«Богатство Англии во внешней торговле» - так называл свой трактат один из наиболее известных проповедников идей меркантилизма Томас Мэн (1571-1641 гг.) Мэн и его сторонники считали подлинным выразителем богатства прежде всего деньги, золото и серебро. Именно деньги есть истинное богатство. Деньги - источник доходов, приводящий в движение и торговлю, и мануфактурное производство.

Меркантилисты понимали, что богатство нации - это не только звонкая монета. Богатство нации, по словам Мэна, состоит из «естественных» и «искусственных» продуктов, создаваемых трудом его граждан. Другой автор Самуил Фортрей (1622-1681) утверждал, что чем больше производится в стране товаров, «тем мы богаче, так как деньги и все получающиеся у нас иностранные товары покупаются только в обмен на наши собственные товары».

Сторонники меркантилизма делают упор на всемирное развитие внешней торговли исходя из целей и требований политики экономической и силовой экспансии.

Таким образом идеология меркантилизма такова:

а) сущность богатства выражают драгоценные металлы

б) труд производителен лишь в тех отраслях производства, которые работают на экспорт

в) государство должно поощрять экспорт и предотвращать конкуренцию.

г) рост населения необходим для поддержания низкого уровня заработной платы и высокого уровня нормы прибыли.

Но не все авторы признают за меркантилистами право называться «школой». Говорят, что меркантилизм - это главным образом сфера экономической политики, политики, проводимой странами с сильной централизованной властью в целях защиты национальной экономики. Также меркантилизм не только политика. Меркантилисты внесли несомненный вклад в теорию международной торговли, раскрыли содержание ряда категорий, вошедших в арсенал экономической науки.

 


Школа физиократов

 

С критикой меркантилистских концепций выступили физиократы. Физиократизм сформировался во Франции в середине XVIII в. Творцом учений физиократов был Франсуа Кенэ. Представители: Дюпон де Немур, Николя Бодо, Ле Мерсье де ля Ривьер, Анн-Роберт Жак Тюрго.

Основная идея физиократов заключалась в том, что ведущую роль в экономике играет сельское хозяйство: только там происходит увеличение богатства, приращение материи. Их также волновали вопросы, откуда происходит богатство, каким образом оно умножается, по каким принципам и законам или принципам распределяются богатство и доходы.

Физиократы исходили из действующего в обществе, по их представлению, принципа естественного порядка, который управляет естественными законами, существующими в природе, действующими в живом организме, в мире животных. Основа естественного порядка в обществе - уважение права собственности и власти. В условиях естественного порядка особую роль играет земля. Земля способна приносить доход, превышающий первоначальные затраты, считали физиократы. Промышленность они определили как «бесплодную сферу», которая лишь преобразует вещество природы, произведенное сельскохозяйственным трудом.

Представители этого направления считали необходимым ограничить государственное вмешательство в экономику, предоставить землевладельцам полную свободу ведения своего хозяйства.

 

2.1 Экономическая таблица Ф. Кенэ

 

Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.) попытался представить картину кругооборота товаров и денег в масштабе национального хозяйства. Он исходил из деления общества на три класса: землевладельцев, фермеров и ремесленников в соответствии с их участием в воспроизводственном процессе. Кенэ впервые в истории предложил общую схему, отталкиваясь от некоторых реальных моментов и отношений. В его схеме доходы полностью расходуются, накопление отсутствует, не учитываются обмены внутри классов, внешнеторговые связи.

Главное в таблице Кенэ - не арифметические расчеты, иллюстрирующие движения продуктовых и денежных потоков, а графический анализ общей картины воспроизводства, в котором отдельные акты производства и обмена в виде зигзагообразной схемы (» зигзаги» - потоки товаров и денег от одного класса к другому). Схема демонстрирует, откуда возникают доходы, где создаётся чистый и совокупный продукт, как он распределяется, каким образом возмещаются издержки (на технику, аренду, улучшение земли и т.д.).

Экономическая таблица Кенэ подводит науку к пониманию того, что является ее основной проблемой - к анализу всеохватывающей взаимозависимости экономических процессов. В дальнейшем это положение преобразуется в концепцию экономического равновесия.

В отличии от Кенэ Тюрго дает более детальный срез социальной структуры общества. Производители (в с/х и промышленности) делятся у него на предпринимателей, владеющих собственностью, и наемных работников, не имеющих ничего кроме рабочих рук. В своих «теоремах» («Размышления» - учебник, включающий сто теорем и постулатов) Тюрго отмечает, что прибыль возникает не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности, торговле.

Также можно сказать, что теоремы Тюрго - это еще не система, а отдельные положения, порой догадки. Его представление о принципах хозяйственной и социальной деятельности опирается на естественное право. Естественный ход событий определяется законами, которые заложены в самой природе.

Труды и реформы физиократов выражали интересы не только сельского хозяйства, а «Наука естественного порядка» открывала окно для развития рыночных, капиталистических отношений и в городе, и в деревне.

 

Английская классическая школа

 

Классическая школа - это вершина экономической мысли начала XVIII в., когда были заложены основы многих фундаментальных положений современной экономики. Именно классики предприняли попытку представить как единое целое все многообразие экономического мира. Представители: У. Петти, Адам Смит, Давид Рикардо.

Начало формированию классической школы положил Уильям Петти (1623-1687 гг.). Его называют основоположником статистики, человеком, высказавшем фрагментарно немало любопытных соображений и выводов, открывавшим путь к созданию экономической теории, экономической науки.

Петти привлекали прежде всего расчеты, цифры, статические сопоставления. Его интересовало не внешнее проявление, а сущность экономических процессов, он попытался «объяснить таинственную природу» налогов и их последствий, денежной ренты, ренты с земли, денег, истоков богатства. Он высказал ряд тезисов, в которых содержатся исходные положения стоимости. Стоимость делают деньги. То количество денег, которые можно получить за продукт, определяют его стоимость.

У. Петти не был полностью свободен от меркантилистических взглядов. В одном случае понятие деньги у него - это мерило стоимости, а в другом - они представляют собой «смазочное масло в государственном теле». Петти не смог провести различия между потребительской и меновой стоимостью.

Адам Смит (1723-1790 гг.) профессор и систематик, кабинетный ученый и энциклопедически образованный исследователь, разработал и представил экономическую картину общества как систему, а не как сборник рекомендаций по вопросам хозяйственной деятельности. В этом его заслуга и отличие от других авторов экономических трактатов.

Работа А. Смита «Богатство народов» (полное название «Исследование о природе и причинах богатства народов») - это не сборник рекомендаций, а труд, излагающий в систематизированном виде определенную концепцию. Задача, которую поставил Смит, - определить, что лежит в основе богатства народов, какие причины способствует его росту, а какие препятствуют этому.

В отличии от меркантилистов и физиократов Смит утверждал, что источник богатства не следует искать в каком-либо специфическом роде занятий. Истинный создатель богатства не труд земледельца и не внешняя торговля. Богатство представляет собой продукт совокупного труда всех - фермеров, ремесленников, моряков, торговцев, представителей различных видов труда и профессий. Источником богатства, создателем всех ценностей служит труд.

Еще Адам Смит вывел концепцию «невидимой руки», суть которой заключается в том, что людьми управляет «невидимая рука» рынка. Мы делаем что-то для удовлетворения своих потребностей, но при этом несем пользу всему обществу.

Если А. Смита называют создателем первой, классической системы политэкономии, то его последователь Давид Рикардо (1772-1823 гг.) оставил наследие не менее значительное, чем Смит. Он стремился преодолеть непоследовательность отдельных положений, более четко обосновать другие (например, разграничить потребительскую стоимость и стоимость товара). Рикардо фактически продолжил формирование основополагающих принципов классической школы политической экономии и вместе со Смитом считается ее родоначальником. Основной труд Рикардо - «Начала политической экономии и налогообложения».

Классическая школа - не просто совокупность принципов и постулатов, это строительные леса и вместе с тем фундаментальная основа науки, открытая для развития и углубления, уточнения и расширения тематики, совершенствования методологий, обоснования новых выводов и заключений.

 

Марксизм

 

Немецкий экономист и философ Карл Маркс (1818-1983 гг.) оказал огромное влияние на развитие экономической мысли. Он предложил теоретическую концепцию, согласно которой капитализм представляет собой исторически переходящую систему. В силу внутренних противоречий он должен уступить место более прогрессивной системе.

Исходные положения марксовой концепции состоят в том, что способ производства материальных благ определяет процесс социального, духовного, политического развития. Основой существования и развития общества являются материальное производство и те изменения, которые обусловлены сдвигами в сфере производства, прогрессом производительных сил.

Влияние Маркса, который одновременно экономистом, и историком, и политиком, и революционером, создавшем вместе с Ф. Энгельсом Международное товарищество рабочих, не ограничено лишь «школой» его сторонников и приверженцев. Как мыслитель и ниспровергатель авторитетов, он был, возможно, самым удачливым из когда-либо живших «возмутителей умов».

Однако очень немногие экономисты сегодня прорабатывают всю необъятную массу работ Маркса; но, так или иначе, его воздействия затронуло большинство из нас, даже если мы не отдаем себе в этом отчете. Марксу мы обязаны фундаментальной идеей о том, что капитализм - развивающаяся система, вышедшая из конкретного исторического прошлого и медленно, неравномерно двигающаяся к иной, неясно различимой форме общества.

Самая известная работа К. Маркса - это «Капитал». Он состоит из 4-х томов. В первом томе исследуется процесс производства; второй том называет «Процесс обращения капитала»; задача третьего - «найти и описать те конкретные формы, которые возникают из процесса движения капитала, рассматриваемого как целое», т.е. конкретные формы капиталистических отношений, в которых они «выступают на поверхности общества» в результате взаимодействия и конкуренции капиталов. Четвертый том называется «Теория прибавочной стоимости». Он занимает особо место, в нем рассматривается история экономических концепций, дается их критический обзор.

 

Исторические школы

 

Для представителей как классического, так и неоклассического (основоположником которого считают А. Маршалла) направлений экономической науки была характерна идея о господстве универсальных экономических законов, действующих независимо от воли и сознания людей. Отсюда вытекала и их уверенность в универсальности моделей экономического поведения и нежелательности государственного вмешательства в экономику.

Противниками данного подхода выступили представители немецкой исторической школы, которую условно можно разделить на «старую» и «новую». Они рассматривали политическую экономию не как науку об общих законах развития, а как науку о национальном хозяйстве, считая, что теория классической школы абстрактна. Представители: Ф. Лист, Адам Мюллер, В. Рошер и др.

Началу «старой» исторической школы, как течению науки положил Фридрих Лист (1789-1846 гг.) с «Национальной системой политической экономии». Лист утверждал, что экономика отдельных стран развивается по собственным законам и поэтому для каждой страны характерна своя «национальная политическая экономия», задача которой заключается в определении наиболее благоприятных условий для развития производительных сил нации. Taким образом, Лист фактически зачеркивал политическую экономию, подменяя ее экономической политикой. По существу он делает шаг назад по сравнению с классической политической экономией, определяя предмет политической экономии в духе меркантилистов, которые как раз и рассматривали политическую экономию как науку о процветании национального хозяйства.

Еще один представитель «старой» исторической школы Адам Мюллер (1779-1829 гг.) говорит, что политическая экономия - это национальная наука, потому что нация является структурообразующим элементом жизни общества. Ей присущи целостность и преемственность развития, обладает индивидуальным и специфическим характером. Экономическая сфера должна служить общим нравственным целям общества. Нравственность является фундаментом, на котором выстраивается экономическая жизнь общества. национальный интерес должен быть выше личного. Мюллер говорил, что экономику должны питать (помимо денег) разделение труда, нравственный и интеллектуальный потенциал общества.

Новая экономическая школа образовалась в первую треть XX в. Представители: В. Зомбарт, М. Вебер, А. Шпитхоф.

Эта школа выступала с критикой марксизма и утверждала следующее:

• Существуют модели (общие законы) развития экономики присущие разным странам. «Они определяются при помощи так называемых идеальных типов - схем хозяйственного развития, сформированных учеными и представляющих собой мысленные конструкции исторического процесса». Сравнивая идеальные типы с реальностью и видя специфическое отклонение от идеала можно увидеть ход исторического развития страны;

• Целью экономического анализа является нахождение хозяйственного духа эпохи и нации, ускоренного в нравах, обычаях и религии народа;

• Нужно искать сведения о материальной жизни каждого исторического периода, о присущих только для него формах и экономических воззрениях, так как социальное действие объясняется только индивидуальными мотивами людей.

В 1840-х гг. в Германии возникла историческая школа политической экономии. Ее основателями и главными представителями были Бруно Гильдебранд (1812-1878), Вильгельм Рошер (1817-1894) и Карл Книс (1821-1898).

Представители этой школы претендовали на перестройку классической политической экономии на основе нового предложенного ими исторического метода. Они подвергли критике методологию Смита и Рикардо, обвиняя их в односторонности. Так, Б. Гильдебранд осуждал попытку классиков «вывести общие непреложные положения» для экономики всех стран и всех народов и утверждал, что ни один закон и ни одно политическое учреждение не могут быть применены к различным народам, находящимся на разных ступенях развития. Однако отрицание значения формулирования таких положений и законов, которые действуют в разных странах на различных ступенях их развития (как, например, закона стоимости), означает по существу отрицание самих объективных экономических законов да и самой экономической науки, главной задачей которой является изучение этих законов.

Историческая школа в лице Б. Гильдебранда и В. Рошера выводила происхождение капитала из теории «воздержания» капиталиста, его личной бережливости. Прибыль, согласно представителям исторической школы, является платой за бережливость и воздержание.

Также были и другие исторические школы: Австрийская историческая школа (вторая половина XIX в.) Представители: Карл Менгер, Уильям Стенли Джевонс; Лозаннская - Представители: Леон Вальрас (1834-1910) и Вильфредо Парето (1842-1923), и Англо-американская. Эти три научные школы стали истоками возникновения маржинализма. Маржинализм - (фр. marginalisme, от лат. margo (marginis) - край) - направление в экономической науке, признающее принцип снижающейся предельной полезности фундаментальным элементом теории стоимости. Идея маржинализма заключается в том, что анализ экономических процессов следует начинать с изучения потребностей людей, с поиска «критерия» полезности благ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: