Шевелева Елена Михайловна,




Художники запасной столицы

Кузьмин Владимир Николаевич, Мамышева Валерия Владимировна,

студенты ГБПОУ «Самарский государственный колледж

сервисных технологий и дизайна»

 

Руководители: Иванова Жанна Николаевна,

Шевелева Елена Михайловна,

преподаватели ГБПОУ «Самарский государственный колледж

сервисных технологий и дизайна»

 

Значительное место в собрании Самарского художественного музея занимает изобразительное искусство военных лет 1941-1945 годов. Авторы представленных в нём произведений живописи, графики и скульптуры – ведущие советские мастера – москвичи, ленинградцы и местные куйбышевские художники. Большинство из них создавались непосредственно в Куйбышеве, многие были присланы на выставки авторами из других городов, часть работ является результатом поездок художников на фронт. Но все эти работы являются своеобразными историческими документами, свидетельствующими о жизни страны в тяжёлые военные годы.

Появлению собрания этих произведений изобразительного искусства способствовали особые исторические обстоятельства, когда осенью 1941 года, в связи с наступлением немецко-фашистских войск под Москвой, по решению Государственного Комитета Обороны город Куйбышев был назначен запасной столицей СССР. Так тыловой город на три года стал центром политической и культурной жизни страны. Сюда были эвакуированы часть аппарата ЦК ВКП(б), Президиума Верховного Совета СССР и Совета Народных Комиссаров, Народный комиссариат иностранных дел, дипломатический корпус и многие оборонные предприятия. В особняках в центре города расположились иностранные посольства. В Куйбышев эвакуировалась труппа Государственного академического Большого театра, Симфонический оркестр Всесоюзного радио, Ленинградская академическая хоровая капелла, а также многие видные деятели культуры и искусства: Дмитрий Шостакович, Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Алексей Толстой, Илья Эринбург, Самуил Маршак, Валентин Катаев, Иван Козловский. 5 марта 1942 года в Куйбышевском театре оперы и балета в исполнении оркестра Большого театра под управлением Самуила Самосуда впервые прозвучала Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича, создание которой композитор завершил в Куйбышеве.

Большие изменения произошли и в области изобразительного искусства. Уже в июне 1941 года в витринах магазинов на улице Куйбышева, окнах Дворца культуры имени В.В. Куйбышева стали появляться первые военные плакаты. Это были «Окна ТАСС» (Телеграфного агентства Советского Союза), возрождающие традицию «Окон РОСТА» (Российского телеграфного агентства) – специфической формы массового, малотиражного агитационного искусства, возникшей в период гражданской войны и интервенции (1918-1922).

Искусствовед, краевед, директор Куйбышевского художественного музея (1948-1953) В.И. Володин вспоминал, что куйбышевские художники Б.В. Филипченко, В.В. Соколов, В.П. Акимов, Б.В. Шварц, П.П. Бунаков с первых дней войны стали делать «плакаты-призывы к защите Отечества и плакаты-разоблачители фашизма» и приносить их в художественный музей.

«Окна ТАСС» прославляли героические подвиги защитников Отечества, рассказывали о событиях, происходящих на фронтах и в тылу, о страданиях людей на оккупированной территории, высмеивали гитлеровских «вояк», стремясь вызвать гнев народа, призывали каждого вложить свою лепту в победу над фашизмом. В собрании Художественного музея сохранилось несколько «Окон ТАСС» 1941-1942 гг. с красноречивыми лозунгами «Не отдадим Москвы!», «Ни шагу назад!», «Тыл – фронту!», «Фашизм – это кровавый кошмар!», «Кровь за кровь!», «Врагу не будет пощады!».

Среди дошедших до нас наиболее выразительных «Окон ТАСС» привлекают внимание плакаты, составленные как бы из двух кадров «мультфильма», расположенных один под другим, например «Вороны в павлиньих перьях». Это результат совместной работы московских художников Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова, творивших под псевдонимом Кукрыниксы. Сатирически острые, гротескные карикатуры Кукрыниксов на Гитлера и его приспешников, регулярно коментировавшие события Великой отечественной войны, позже были включены авторами в серию «Пышки и шишки», состоящую из 50 листов. В 1956 году она поступила в Куйбышевский художественный музей и пополнила обширное собрание отечественного искусства 1941-1945 годов.

В отчёте Куйбышевского областного Союза советских художников за 1943 год отмечалось, что одной из причин повышения качества художественных произведений стало благотворное влияние известных московских мастеров Георгия Савицкого и Василия Ефанова, проживавших в 1942-1943 гг. в Куйбышеве и принимавших активное участие в творческой жизни города.

В годы «запасной столицы» значительно пополнился творческий цех мастеров изобразительного искусства. Здесь жили и работали художники Т.А. Ерёмина, М.В. Кожин, М.И. Сидоров, прибывшие из Москвы, А.М. Романов и А.Н. Михранян - из Ленинграда, В.С. Генина - из Минска, И.А. Витз и А.Г. Рафаловский - из Львова, И.П. Цибульник - из Киева. Их произведения, как и работы куйбышевских художников Владимира Соколова, Бориса Филипченко и скульптора Василия Акимова, были представлены на выставках, которые проходили в фойе драматического театра, художественном музее, Окружном Доме Красной армии и Куйбышевской филармонии.

Ежегодные крупные тематические выставки «Великая Отечественная война» или «Куйбышевская область в дни Отечественной войны» были приурочены к знаменательным датам – годовщинам Красной армии и Октябрьской революции. В них экспонировались произведения живописи, графики и скульптуры, как приезжих, так и местных художников. Организовывались и персональные выставки: в 1942 году – произведений академика В.П. Ефанова, в 1943-ем – куйбышевского художника Г.П. Подбельского.

Сохранились тоненькие, без репродукций каталоги выставок 1940-х годов, отпечатанные на грубой бумаге в типографии издательства «Волжская коммуна». К сожалению далеко не все указанные в каталогах произведения дошли до нашего времени.

Главной темой произведений изобразительного искусства тех лет стала Великая Отечественная война. Основное место на выставках занимали портреты участников войны, Героев Советского Союза, партизан, стахановцев. Картины на военную тему посвящались изображению боевых действий, подвигу героев войны и работе тружеников тыла.

На выставке «Великая Отечественная война» 1942 года центральное место заняло полотно орденоносца, заслуженного деятеля искусства, лауреата Сталинской премии, ученика В.А. Серова и К.А. Коровина Александра Герасимова «И.В. Сталин у прямого провода» (1942). Это работа относится к историческому жанру – вождь изображён в процессе получения телеграфных сводок с фронтов Великой Отечественной войны. Фигура Сталина выглядит монументально, его взгляд «провидчески» устремлён вдаль, он получает сведения с фронтов, принимает решения и тут же отдаёт судьбоносные приказы. Герасимов был любимым художником вождя.

Другой видный представитель социалистического реализма – Василий Ефанов, чьи портреты Сталина считались каноническими, родился в Самаре, уехав из родного города, в 1920-е годы занимался в студии Д.Н. Кардовского в Москве. С 1930-х годов Василий Ефанов, как и Александр Герасимов, стал приближённым к власти художником, многократным лауреатом Сталинских премий. На выставке «Великая Отечественная война» в 1942-ом году он был представлен четырьмя произведениями. Два из них – «Уличный бой» и «У могилы товарища» - скорее эскизы будущих, но так и не написанных, композиций, созданных под впечатлением от фронтовых сводок.

Другое дело – портретные работы художника с выставки, которые продолжают лучшие традиции отечественного портрета. Это «ПортретГероя социалистического труда А.Т. Третьякова», директора Куйбышевского авиационного завода, выпускавшего новые типы боевых самолётов, и «Портрет железнодорожника, машиниста А.М. Секретарёва». В собрании Самарского художественного музея находятся также два портрета деятелей искусства, поступившие с персональной выставки Василия Ефанова в том же 1942 году, - «Портрет художника Г.К. Савицкого» и «Портрет скульптора В.П. Акимова за работой». В этих портретах автор точно передаёт портретное сходство, находит характерные, выразительные позы, решая свои работы в сдержанном ключе.

В том же 1942 году для железнодорожного вокзала города Куйбышева Василием Ефановым было выполнено панно «Хищники». Само панно не сохранилось, в собрании художественного музея находится эскиз этой работы. На заснеженном поле – две фигуры в свете луны, отбрасывающие почти одинаковые по очертаниям тени – скорченная страхом фигура фашиста, сложившего руки в жесте отчаяния с застывшей маской смерти на лице, которого по пятам преследует ощерившийся матёрый волк. Хищник догоняет хищника, развязка неминуема, вторгшийся в страну оккупант получает справедливое возмездие. Добиваясь нужного эффекта, Ефанов использует приём усиления гротеска, обобщая формы и избавляясь от ненужных подробностей. Он пользуется экспрессивным языком карикатуры, которая именно в военные годы находит своё максимальное использование, как в газетном формате, так и в формате «Окон ТАСС».

Автор произведений на историко-революционную тему, классик советского изобразительного искусства, бывший член Товарищества передвижников и Ассоциации художников революционной России, Александр Моравов в 1942 году находился в Ульяновске, откуда на выставку в Куйбышев поступили его картины «Подвиг героя» и «Ждут». Обе работы отличаются своеобразной манерой письма – изображения словно вытканы на холсте. Тёмные фигуры моряков в засаде как бы утоплены в зыбкий, как морская стихия, ландшафт с пестреющими в снегу кочками, со слоистыми тучами, покрывающими небо на картине «Ждут». Подобный приём подчёркнутой детализации можно увидеть и в картине «Подвиг героя». Здесь изображён подвиг бойца, вытаскивающего из боя своего раненого товарища и пулемёт. Фигура ползущего солдата вписана в детализированный пейзаж с ёлочками, сизыми дымами, почти сливается с ними – кажется, сама природа укрывает его от взгляда противника.

Георгий Савицкий, сын Константина Савицкого, русского художника-передвижника, окончивший Пензенское художественное училище и Петербургскую академию художеств, работал в Куйбышевском коллективе, выпускающем «Окна ТАСС». В собрании Самарского художественного музея хранится несколько картин Савицкого, написанных в военный и послевоенный период: «Жатва», созданная в 1942-ом и «После работы» - в 1947 году. Наиболее известно полотно «По следам врага» (1942). В основе его сюжета лежит подвиг старого колхозника, который завёл фашистов к партизанам, повторив подвиг Ивана Сусанина. Мы видим околицу разграбленного фашистами села, трупы немецких солдат-мародёров и старика, указывающего партизанам, в какую сторону бежал враг. Старик в распахнутом тулупе действительно по облику напоминает Ивана Сусанина, каким принято изображать его в спектаклях.

Среди картин, экспонировавшихся в Куйбышеве в 1942 году, выделяется большое полотно Аристарха Лентулова «Охраняют Ленинград». Оно было прислано на выставку из Ульяновска, где в то время находился художник. В октябре 1941 года, когда началась массовая эвакуация из Москвы, Лентулов был назначен начальником эшелона, в котором отъезжали работники культуры. Ещё в начале пути он серьёзно заболел и был вынужден сойти с поезда в Ульяновске. Здесь он оставался с семьёй целый год, в течение которого продолжал творчески работать, а в 1942 году вернулся в Москву. Характером живописной трактовки картина выдержана в серебристо-опаловых тонах. Композиционно - на переднем плане изображены спины моряков, стреляющих из пушек с Невы по вражеским самолётам, защищая Ленинград, символом которого воспринимается возвышающийся на противоположном берегу купол Исаакиевского собора.

Леонид Танклевский - автор картины «Клятва», показанной на выставке «Великая Отечественная война», учился в Киеве, в 1926 году переехал в Москву, где работал совместно с классиком советского искусства Б.В. Иогансоном. На картине представлена сцена возвращения советских войск в отбитое у немцев село. Стремясь вызвать справедливый гнев народа, художники обращались к теме зверств фашистов на оккупированных территориях. Автор деликатно и лаконично изображает в верхней части картины лишь босые ступни двух повешенных. Стоя под виселицей, окружённый жителями освобождённого села солдат даёт клятву отомстить за их смерть. В 1946 году в Куйбышевский художественный музей Танклевским была передана ещё одна картина на военную тему «Отомсти».

В 1940-1950-е годы в Куйбышеве жил, активно работал и участвовал в выставках московский художник Михаил Сидоров. Среди его работ, выставленных в 1942 году, выделяется большая многофигурная композиция «На Сталинградский фронт», посвящённая реальному событию. С причала Куйбышевского порта отправляется пароход в Сталинград, где развернулась тяжёлая кровопролитная битва, во многом решившая исход Великой Отечественной войны. Садящиеся на пароход солдаты и матросы шутят, смеются, приветствуя друг друга, но впереди их ждёт трагическая гибель: известно, что этот пароход в числе других был потоплен фашистами в августе 1942 года. Принято считать, что на этой картине изображены конкретные персонажи. Работа недостаточно прописана, заметно, что художник торопился, готовя картину к выставке, но она является подлинным историческим и мемориальным документом.

Среди других работ Михаила Сидорова, представленных на выставке 1943 года «Куйбышевская область в дни Отечественной войны», можно выделить картину «Бакенщики», посвящённую повседневному героизму тружеников тыла. В центре картины вздымающаяся на бурных волнах лодка с бакенщиками, один из которых, преодолевая качку, стремится установить на бакен красный фонарь. Волны перехлёстывают через борт, но волгари выполняют свою работу, рискуя жизнью. Тёмный сизый колорит картины, тревожный красный огонь фонаря, пробивающийся сквозь мглу, символически воплощают атмосферу военного времени. Тема бури на Волге впоследствии нашла своё продолжение в творчестве самарских художников.

Значительную роль произведения пейзажного плана играли и в творчестве других художников «запасной столицы». В проникнутом духом военного времени пейзаже Иосифа Вайсблата «Волга в 1942 году» изображён берег реки с дебаркадерами, дымящими пароходами, буксирами, со складом военных боеприпасов, который охраняет часовой. Именно тогда зарождалось представление о Волге как о труженице страны, которое стало очень популярным в послевоенное время.

Куйбышевский художник Владимир Соколов является автором множества картин на военную тему: «Наши дни» (1942), «На Волге» и «Портрет орденоносца» (1943), «В помощь Смоленщине» (1944). На картине «Наши дни», исполненной в лирическом, а не в привычном для того времени героическом ключе, изображена группа военных, отправляющихся на фронт с перрона куйбышевского вокзала. На полотне «В помощь Смоленщине» изображены обозы с продовольствием, которые направляются в освобождённую от фашистов Смоленскую область. Обе работы выполнены в мягкой живописной манере. Война стала уже чем-то привычным, вошла в повседневность, люди научились жить «среди военного времени», веря в победу и стремясь всеми силами приблизить её.

На выставке 1942 года с картинами «Боевая подруга» и «За Родину» выступил куйбышевец Борис Филипченко. В выставке 1944 года он участвовал полотном «Передача эскадрильи им. В.В. Куйбышева» и «Портретом стахановца Сабирзянова». Живописные работы, выполненные маслом, не были особой удачей автора, зато он проявил себя как замечательный акварелист, автор проникнутых лиризмом пейзажей Волги и Самары. Мы имеем возможность полюбоваться акварелями Бориса Филипченко«Огороды в годы Великой Отечественной войны» и «Разрушенные дома», выполненными им в 1942 году.

Значительная роль в изобразительном искусстве «запасной столицы» принадлежит киевлянину Исааку Цыбульнику, прошедшему обучение во Всеукраинском художественном институте. В своей жизни он испытал страшные потрясения: у него на глазах была убита мать, позже вся его семья была уничтожена фашистами в Бабьем Яру. В Куйбышеве Исааком Цыбульником были созданы несколько крупноформатных полотен – «Резервы» (1942), «На запад и на восток» (1944), которые соответственно экспонировались на выставках в 1942 и 1944 годах. Картина «Резервы» посвящена куйбышевским добровольцам, отправляющимся на фронт; они поднимаются от Волги по Ленинградскому спуску, направляясь на вокзал. На полотне «На запад и на восток» показана типичная картина военных будней куйбышевского железнодорожного узла, где на соседних путях встречаются ненадолго составы, идущие «на запад и на восток»: на фронт с военной техникой и в сторону тыла – с эвакуированными оборонными заводами. Эти сдержанные по своему языку, выполненные в серой тональности работы носят характер исторического документа.

Из Куйбышева Цыбульник уехал в Москву, работал в студии военных художников им. М.Б. Грекова. Позже с частями Красной Армии, работая военным художником, дошёл до Западной Европы. После войны Исаак Цыбульник вернулся на постоянное место жительства в Куйбышев. Одна из его послевоенных работ «Площадь Куйбышева. Весна», написанная в 1947 году, пронизана светом и спокойствием мирной жизни, ещё не совсем привычной после стольких лет тяжелейшей войны.

Алексей Романов родился в Самаре, окончил в 1930 году архитектурный факультет Академии художеств в Ленинграде, а в годы Великой Отечественной войны работал в Куйбышеве главным художником Драматического театра им. М. Горького. В собрании художественного музея находятся несколько его портретов, выполненных в 1943 году. Это «Портрет героя Советского Союза танкиста Т. Корбута», «Портрет стахановца N-ского завода тов. Ерусалимова» и «Портрет партизанки». Эти небольшие работы, при выраженной этюдности их исполнения, привлекают умением автора уловить настроение модели, её энергетику, уверенность в правоте общего дела.

В изобразительном искусстве военного времени нельзя недооценивать значение графики: рисунка пером, карандашом, углём, а также акварели и гуаши, которые широко применяли в те годы художники. Ведь именно эти малые формы графики давали возможность непосредственно быстро откликаться на происходящие события, очевидцем которых становился автор.

В 1943 году из Куйбышева на Сталинградский фронт отправилась группа художников, в которую входили москвич Василий Ефанов, ленинградка Ия Михранянц и куйбышевец Борис Филипченко. В собрании Самарского художественного музея хранятся работы, привезённые ими с фронта. Это точно передающие внутреннее состояние человека наброски карандашом и сангиной Василия Ефанова, сделанные в перерыве между боями, послужившие материалом для картины «Сталинград, 1943 год», написанной после поездки на фронт. Рисунки пером и тушью из серии «Сталинград» молодой художницы Ии Михранянц: «Разрушенная мельница рядом с домом Павлова», «Дом Горисполкома, обороняемый сержантом Я.Ф. Павловым» с их подчёркнутой детализацией героического сталинградского пейзажа вводят зрителя в атмосферу разрушенного боями города.

Среди рисунков, сделанных в Куйбышеве в военное время, привлекает внимание рисунок Александра Волкова «У сводки Совинформбюро » с выставки «Куйбышевская область в дни Отечественной войны» 1944 года. Кажется, что автор с таким же напряжённым вниманием вглядывается в лица куйбышевцев, с каким они вчитываются в сводку с фронтов. Этот рисунок, бесспорно, относится к числу подлинных исторических документов, передавая дух времени, тревоги и надежды своих сограждан.

В творчестве художников единичные наблюдения и отдельные зарисовки часто объединялись в серии. Так, на выставке 1942 года были показаны серии гуашей москвички Татьяны Ерёминой «Москва в дни войны» и акварелей «Куйбышев в 1942 году» ленинградца Алексея Романова.

Серия Татьяны Ерёминой состоит из шести гуашевых этюдов: «На строительстве укреплений», «Роют окопы», «В метро», «Тревога» и двух вариантов листа «На посту». Все работы выдержаны в духе сурового лаконичного повествования о том, как живёт военная Москва, в которой каждому жителю отведено своё особое место, где каждый по мере сил вносит свою лепту в оборону столицы. Изображены почти пустые улицы города: вот пожилой человек и милиционер несут бревно, вот дети тащат вёдра с песком, который женщины пересыпают в мешки, из них строится укрепления, вот раздаётся сигнал тревоги, и все спешат в метро, спускаются под землю, чтобы переждать воздушный налёт.

Акварельная серия Алексея Романова «Куйбышев в 1942 году» состояла из 12 листов исполненных летом этого же года. В собрании художественного музея оказалось 7 из них: «На аэродроме», «Площадь Революции», «Щели», «Приготовились», «Тревожная ночь», «Прожекторы», «Ночью в городе». На людей, которые знают город, кто вырос в нём, акварели Романова производят особое впечатление. Многие мотивы узнаваемы до сих пор, ведь архитектурный облик старого центра города почти не изменился. Это касается работ: «Приготовились» - с зенитками в одном из скверов на площади Куйбышева, «Ночь в городе» - с тревожными тёмными силуэтами Дома Красной армии и костёла вдали, «Площадь Революции» - с идущими по кольцу танками. Используя прозрачную акварельную манеру, когда сквозь мазок краски проступает белизна бумаги, автор сумел передать двоякое чувство - здесь сочетается, казалось бы, не сочетаемое: тихое спокойствие летнего дня или вечера и тревога, которую воплощают чужеродные, вторгшиеся в привычный ландшафт, орудия войны – зенитки, нацеленные в небо, прожекторы, прорезающие его своими острыми лучами.

Выставка графики художников, родившихся в Самаре, И.С. Астапова, Л.Ф. Голованова и А.М. Романова состоялась в Куйбышеве в 1949 году. Именно с неё в собрание художественного музея попали работы Леонида Голованова«В суровом походе» (1944) и «Возвращение победителей» (1945). Леонид Голованов, уроженец Самары в 1943 году становится художником военной студии им. М.Б. Грекова. Им была создана серия плакатов, которые вошли в классику искусства военного времени. Эскиз его знаменитого плаката «Дойдём до Берлина!» (1944) позже пополнил музейное собрание. За серию военных плакатов Леониду Голованову в 1946 году была присуждена Сталинская премия.

Искусство запасной столицы сурово, сдержано и проникнуто верой в Победу. Замечательная коллекция произведений военных лет, собранная в Самарском художественном музее, - это послание всем, кто свято чтит память о Великой Отечественной войне и Великой Победе.

Список литературы и источников:

1. Басс А.Я. Путь в семь десятилетий. Изобразительного искусства мастера. Куйбышев, 1985.

2. Володин В.И. Самара, музей, художники: Воспоминания и исследования. Самара, 1997.

3. Жердева Ю.А. Проблемы изучения военной истории – 2015: материалы конференции. Самара, 2015.

4. Петрова Т.А. Художники запасной столицы. Каталог произведений военных лет из собрания самарского художественного музея. Самарское региональное отделение ВТОО «Союз художников России», 2017.

5. Семьдесят лет самарского регионального отделения «Союз художников России». Самара: Издательский дом «Агни», 2008.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: