Научные знания и образование




КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

Культура Древнерусского государства (9-11 вв.) и русских княжеств в период раздробленности (12-15 вв.).

Основные черты культуры Древнерусского государства. Особенности культурного развития русских земель в период раздробленности.

Культура Др Руси возникла на основе культуры восточных славян, селившихся в лесах и на границе леса и степи в Восточноевропейской равнине. Основа их хоз-ва земледелие, но немалым подспорьем были скотоводство, рыболовство, охота и промыслы. Восточные славяне были язычниками и поклонялись различным силам природы.

В середине 9 в. у славян сложилось государство, которое мы называем Др или Киев Русью, в 12 в. оно распалось на ряд княжеств, продолжавшихся дробиться и впоследствии. С 14 в. в русских княжествах начался объединительный процесс вокруг Москвы и одновременно – борьба за освобождение от монголо-татарского ига, которые завершился к нач. 16 в.созданием единого независимого государства, получившего название Россия.

Для древнерусской культуры 11-15 вв. характерны следующие особенности:

1. В самом начале своего существования Др Русь приняла государственную религию, которая в большей степени, чем язычество, соответствовала уровню развития и потребностям страны – христианство в его византийском варианте, которое после разделения церквей получит название православие. При этом крещение (988 г.) Руси было единовременным актом, а христианизации (т.е. восприятие новой религии и культуры населением) растянулось на несколько веков.

2. Развитие культуры было связано с религией и церковью – это важнейшая черта средневековой культуры.

3. Несмотря на принятие христианства в качестве официальной религии, еще несколько веков (до 14 в.) на Руси существовало двоеверие.

4. Следует отметить традиционный характер и консервативность культуры.

5. В искусстве господствовал канон.

6. Русской культуре изначально были свойственны патриотизм, высокая духовность, нравственное начало.

7. Древнерусская культура самобытна. Византийская и скандинавская культуры, культуры соседних стран Восточной Европы, культура кочевых народов Степи оказывали на русскую культуру некоторое влияние – но не определяли характер культурного развития.

8. Развитие культуры в определенной степени зависит от развития государства – князья заботятся о строительстве, летописании основании школ, с возникновением раздробленности каждый князь стремится сделать свою столицу культурным центром – в результате возникают местные летописание, школы архитектуры и иконописи.

9. Творцы культуры чутко реагировали на происходящие в русских землях события – автор «Слово о полку Игореве» призывал враждующих русских князей прекратить усобицы, летописцы горько сокрушались о разорении русских земель в результате нашествия Батыя, а на Куликовскую победу русская культура ответила стремительным взлетом.

10. Древнерусская культура анонимна – творцов большинства её произведений мы не знаем.

11. Замкнутость, локальность, большая роль местных традиций – поскольку господствует натуральное хозяйство.

12. До возникновения политической раздробленности (9-11 вв.) на Руси существовали 2 основных культурных центра – Киев и Новгород.

13. В эпоху раздробленности (с 12 в.) начался бурный расцвет культуры: появилось множество новых культурных центров: в столице каждого княжества строились каменные храмы и княжеские дворцы, возникло свое летописание, начали складываться местные школы архитектуры и живописи. При этом русская культура оставалась единой: едиными были язык, вера, традиции летописания, архитектуры и живописи.

14. Нашествие Батыя и последующие набеги монголо-татар нанесли русской культуре огромный урон: были разрушены многие памятники архитектуры, горели иконы и книги, погибли или были угнаны в плен люди, которые могли бы создать бы создать новые произведения культуры. Гибели русской культуры не наступило – понеся значительной урон, она продолжала развиваться, преодолевая негативные последствия.

15. Ведущая роль Москвы в объединении русских земель обусловила и её положение как одного из главных центров русской культуры (с 14 в.).

Научные знания и образование

О существовании в нашей стране наук в современном понимании этого слова (истории, математике и т.д.) мы можем говорить лишь со времен Петра 1.

В Др Руси накапливались различные знания об окружающем мире, носящие прикладной характер, без теоретического осмысления и попыток привести их в стройную систему. Они выработались опытным путем, под влиянием практических потребностей:

- в процессе обработки земли русский крестьянин накапливал определенные агрономические знания;

- нужно было определять размеры земельных владений и их границы – возникло представление о геометрии;

- для строительства необходимо производить довольно сложные вычисления (знать число «пи» и т.д.) – развивались знания по алгебре и геометрии;

- для лечения людей нужны знания по медицине и ботанике;

- купцам и паломникам нужны сведения по географии.

В качестве примера рассмотрим историческое знание той или иной эпохи. Исторической науки не сложилось, но знания о прошлом существовали.

С возникновением государства на Руси появляются первые исторические произведения – летописи (запись произошедших событии по годам), а также литературные произведения о происходящих событиях («Слово о полку Игореве», «Сказание о Мамаевом побоище»).

Самая древняя дошедшая до нас летопись, написанная в 1113 г. – это «ПВЛ». Авторство её приписывают монаху Киево-Печерского монастыря Нестору, который при её составлении использовал несколько более ранних летописей 9-10 вв., не дошедших до нас. Помимо погодных записей событий в летопись входят тексты дипломатических договоров, юридических документов, пересказы фольклорных преданий, отрывки из житейской литературы. Тем не менее, «ПВЛ» отличается единством темы и идейного содержания: автора интересует происхождение и история государства, основная идея произведения – единство русской земли под властью киевского князя.

С возникновением раздробленности летописание появилось во многих княжествах, при этом локальные летописи отражали специфику своего княжества: галицко-волынское летописание огромное внимание уделяло борьбе князей и бояр (здесь она была как нигде острой) и т.д.

Происходящие события летописцы объясняли волей Бога, хотя нередко и деятельностью князей.

Большинство русских людей того времени проживали в сельской местности и были неграмотными (как и большинство людей в Европе). Образование получали представители духовенства и высших слоев населения, а также горожане.

Грамотность духовенства была обусловлена необходимостью совершать необходимостью богослужения. Если в Европе они велись на латыни, то на Руси – на церковнославянском языке. В княжеских семьях учили и сыновей, и дочерей – не только элементарной грамоте, но и языкам, и научным знаниям. Очень широко была распространена грамотность в боярской среде и в среде дружинников, выполняющих функцию чиновников. Достаточно широко была распространена грамотность среди горожан – купцов и ремесленников – купцов и ремесленников, главное доказательство этого – берестяные грамоты и граффити на стенах церквей.

Школы на Руси существовали при городских церквях, учителями в них были представители низшего духовенства. Образование давалось самое элементарное: учили чтению, письму, счету, основам православного вероучения и церковному пению. Инициаторами создания школ были князья: так, Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей» (аристократии). При Киево-Печерском монастыре существовала школа «высшего типа» (сто-то вроде европейского университета той эпохи), готовящая юношей к государственной деятельности, где изучались богословие, философия, риторика, грамматика, исторические сочинения, произведения античных авторов естественнонаучные и математические труды.

Грамотность в домонгольской Руси имела более широкое распространение, нежели в Зап Европе (т.к. на латыни). На распространение и уровень грамот-ти монголо-татарское иго оказало губительное влияние – наступает откат назад.

Древнерусская лит-ра

До реформ Петра 1 огромное влияние на развитие древнерусской лит-ры оказывала церковь. Большинство книг религиозного содержания, авторы их часто были духовными лицами. С 11 в. на Руси, вытеснив письменность-глаголицу, начал использоваться алфавит-кириллица, составленный на основе греческой письменности братьями Кириллом и Мефодием – переводчиками Библии на церковнославянский язык.

Литературные произведения в Древней Руси писались на разговорном древнерусском, а не на церковнославянском языке.

Первоначально книги писались на пергамене, который бумага окончательно вытеснила лишь в 15-16 вв. До середины 16 в. книги были рукописными, почерки которыми они писались, носят название устава (11-13 вв.), полуустава (14-16) и скорописи (16-17).

Для древнерусской лит-ры характерны следующие жанры:

- летописи – погодные изложения произошедших в государстве событий («ПВЛ»);

- жития – жизнеописания святых («житие Бориса и Глеба»; житие Сергея Радонежского, написанное Епифанием Премудрым);

- эпические произведения (Слово о полку Игореве; «Задонщина»);

- хождения – описание путешествий («Хожд-е Афанасия Никитина в Индию»);

- публицистические произведения («Слово о законе и благодати митрополита Илариона»);

- лирические произведения (сказание о Петре и Февронии);

- воинские повести («Повесть о разорении Рязани Батыем»);

- произведения фольклора (песни, легенды, былины) в ту эпоху бытовали в форме устного народного творчества, записаны они были века спустя.

Особенности древнерусской лит-ры:

  1. Острая публицистичность (памятники лит-ры – одновременно и паят-ки общественной мысли, их творцы уделяют много внимания происходящим на Руси событиям, злободневным вопросам).
  2. Патриотизм, любовь к родной земле, гордость за неё – и беспокойство за её судьбу (монголо-татарское иго).
  3. Связь с церковной традицией (создаются деятелями церкви).
  4. Связь с дохристианской фольклорной традиций в том случае, если произведение создавалось в нецерковной среде. Так, в «Слово о полку Игореве» христианских образов почти нет, зато языческих – предостаточно (ветры – Стрибожьи внуки, вещий Боян – Велесов внук).
  5. Во многих произведениях, особенно возникших накануне и в период раздробленности, осуждаются княжеские усобицы («Слово о полку Игореве»). Во многих произведениях 14-15 вв. звучит идея единства русской земли под главенством Москвы.
  6. В ряде произведений встает вопрос о княжеской власти: Мономах в «Поучении» дает советы относительно того, каким должен быть идеальный князь.
  7. В ряде произведений московской лит-ры проводится мысль о преемственности Москвы от Владимира до Киева.

Развитие архитектуры.

Древнерусское зодчество носило самобытный характер, но оно испытывало влияние византийской и западноевропейской (романской) архитектуры.

Основным строительным материалом на Руси являлось дерево: из него строили и крепостные стены городов, и церкви, и дома. (Памятники из дерева не сохр-сь, лишь находки археологов).

Немногие здания в Др Руси возводились из камня (в основном это были храмы) – именно они дошли до наших дней. На севере (Новгород, Владимиро-Суздальская Русь) этим камнем был известняк (белый камень), на юге (современная Украина и запад России) использовался плоский обожженный кирпич – плинфа. С конца 15 в. начал широко применяться кирпич.

Правил планировки, по которым застраивался город, тогда еще не существовало – застройка была относительно произвольной. Ядром древнерусского города был детинец (кремль) – деревянная крепость, которая обычно ставилась на мысу (т.е. на слиянии 2-х рек).

В Киеве и Владимире в реконструированном виде существуют каменные ворота, называемые в обоих Золотыми (построены в 11-12 вв.). Первые каменные крепости на Руси стали строиться в 14 в. либо на приграничных территориях (в основном на Западе, где воевали с европейцами, использовавшими артиллерию: Изборск, Старая Ладога), либо в столицах наиболее могущественных и богатых княжеств (кремли в Новгороде и Пскове, не сохранившийся белокаменный кремль в Москве, построенный при Дмитрии Донском).

Из описаний современников мы знаем, что столицы русских княжеств и их окрестности украшались величественными резиденциями правителей. До наших дней лишь дошли остатки одной из них – часть башни двухэтажного княжеского дворца в Боголюбове, в которой был убит Андрей Боголюбский.

После принятия христианства на Руси начинается возведение каменных храмов. Из Византии был заимствован крестово-купольный храм с несколькими столпами внутри, поддерживающими свод. Храм может быть одноглавым или многоглавым. Внутреннее пространство храма делится на «корабль спасения», где молились миряне, и алтарь, куда имело доступ только духовенство и где происходило таинство превращения вина и хлеба в кровь и плоть Христову. Притвор (трапезная) есть не во всех церквях. Православный храм четко ориентирован по сторонам света – алтарь всегда находится на востоке, в полукруглых нишах – апсидах (от одной до пяти, чаще всего три).

Первой каменной постройкой на Руси стала Десятинная церковь в Киеве (храм Успения Богородицы), возведенная в 986-996 гг. византийскими мастерами. На её содержание князь Владимир выделил десятую часть своих доходов – отсюда название. Церковь была богато украшена мозаикой и мраморными плитами. До наших дней она не сохранилась. Софийский собор в Киеве (1037-1054) – он уже достаточно сильно отличается от византийский образцов. Софийский собор в Новгороде (1045-1050) построен русскими зодчими (Местные князья хотели показать насколько они сильны и могущественны).

Общие черты храмов периода раздробленности:

- преобладающий тип храма – крестово-купольный;

- храмы в основном кубической, реже – башнеобразной формы;

- шлемовидные главы.

Влияние западноевропейской романской архитектуры прослеживается в храмах Галицко-Волынской, Смоленской, Владимиро-Суздальской земель:

- аркатурно-колончатые пояса;

- пилястры;

- каменная резьба на внешней поверхности стен;

- романская кладка: из тщательно подогнанных белокаменных блоков выкладывали наружную и внутреннюю поверхности, а промежуток заполняли камнями и заливали раствором извести.

В результате монголо-татарского нашествия на целых полстолетия на Руси прекратилось каменное строительство (исключение – Новгород).

При сохранении общих для всей Руси черт, начиная с 12 в. стали возникать местные архитектурные школы, каждая из которых обладала своими характерными чертами.

Для архитектуры Новгорода характерна массивность и приземленность построек, простота оформления. Особенность местного известняка – он очень твердый, плохо подается обработке, поэтому белокаменная резьба новгородских храмов сводится к минимуму (церковь Николы на Липне).

Псковская архитектура похожа на новгородскую, но храмы еще более массивные и приземленные, лишены декора (церковь Василия на Горке).

Зодчество Владимиро-Суздальской земли носило парадный характер, поскольку основным заказчиком здесь были князья, стремящиеся показать свое величие и просвещенность. Оно отличается изяществом, изысканностью пропорций и обилием декора (местный известняк достаточно мягкий и хорошо подается обработке). Характерная черта храмов Владимиро-Суздальской земли – аркатурно-колончатый пояс (фриз) (церковь Покрова на Нерли).

Владимирско-Суздальские традиции получили развитие в архитектуре Московской земли 14-15 вв. (Троицкий собор).

Древнерусская живопись

На развитие древнерусской живописи очень большое влияние оказала живопись византийская (заимствовались и технические приемы, и каноны культовой живописи). Нередко христианские мотивы переплетаются в древнерусской живописи с языческими, иногда в церквях изображались сцены повседневной жизни.

С началом монголо-татарского ига многие умения были утрачены. Лица стали изображаться отрешенными и лишенными индивидуальных черт.

Светское искусство известно мало, отметить можно миниатюры – книжные иллюстрации (лат. «минимум» - красная краска).

Основные формы живописи в этот период:

  1. Мозаика – картина из цветного непрозрачного стекла – смальты (Богородица – Оранта в Софии Киевской). К нач. 12 в. дорогостоящая и трудоемкая в исполнении мозаика целиком вытесняется фреской.
  2. Фреска – роспись водяными красками по сырой штукатурке. Фресками украшались стены и своды церквей. Сюжеты фресок были в основном религиозными, но есть искл-я – на некоторых фресках Софийского собора в Киеве запечатлены светские сюжеты (портрет семьи Ярослава Мудрого, картины кулачных боев, изображения охоты и скоморохов).
  3. Икона – (от греч. «образ, изображение») – изображение Иисуса Христа, Богородицы, ликов святых или событий священной истории, являющееся объектом почитания со стороны верующих.

Основные типы русских православных икон:

1. Господские (изображают Троицу и Спасителя).

2. Богородичные (изображают Богородицу).

3. Праздничные (посвящены церковным праздникам).

4. Именные или святых (изображают святых, ангелов и архангелов).

5. Житийные: вокруг основного изображения расположены клейма, повествующие о житии святого.

Иконописцы не знали линейной перспективы, которой пользовались мастера эпохи Возрождения – фигуры и предметы на первом и втором плане часто одинаковых размеров. Иконописцы не умели предавать трехмерность пространства: иконописные изображения часто плоскостные. Объем можно предать при помощи светотени: выступающие вперед части предмета делаются светлее – но иконописцы того времени не использовали этот прием. Фигуры очень сильно вытянуты вверх, что показывает их устремленность ввысь, к Богу.

Первые иконы попали на Русь из Византии (Богоматерь Владимирская). Иконопись вплоть до начала 15 в. развивалась под сильнейшим византийским влиянием.

В иконописи начиная с 12 в. стали складываться местные школы.

Характерными чертами новгородской школы живописи стали лаконичность композиции, выразительность и часто суровость персонажей (икона 12 в. – «Святой Георгий»). В 14 в. в Новгороде работал выдающийся живописец Феофан Грек (выходец из Византии). Его творчество характеризуется монументальностью, силой, драматической выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой (росписи церкви Спаса на Ильине улице).

Для московских фресок и икон 14-15 вв. характерны яркие насыщенные цвета, торжественность, праздничность, скорее радостное, нежели скорбное настроение. Суровость образов не свойственна московской иконе – иконописцы Андрей Рублев и Дионисий. Произведения Андрея Рублева отличает глубокая человечность и возвышенная одухотворенность в сочетании с мягкостью и лиризмом. Его произведения проникнуты состоянием душевной гармонии, радостным и безмятежным отношением к миру. Иконы и фрески выражают идеи добра, любви к Богу и людям (икона «Троица»). Образы Дионисия полны света и радости, для них характерны яркие краски (фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря).

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы основные черты древнерусской культуры? Какое влияние оказали на неё политическая раздробленность и установление монголо-татарского ига?
  2. Как принятие христианства повлияло на развитие древнерусской культуры? Чем понятие «крещение» отличается от понятия «христианизация»?
  3. Охарактеризуйте научное знание в Др Руси. Что было основным стимулом его развития в эпоху?
  4. Как развивалось образование в Др Руси?
  5. Представители каких слоев населения получали образование? Чем это было обусловлено?
  6. Перечислите жанры Древнерусской лит-ры и назовите примеры произведений каждого жанра. Охарактеризуйте любое вам произведение древнерусской лит-ры.
  7. Какие характерные особенности присущи всем произведениям древнерусск лит-ры?
  8. Перечислите известные Вам черты древнерусск арх-ры. Как повлияли на её развитие политическая раздроблен-ть русских земель и установление монголо-тат ига?
  9. Охаракт-те влияние византийской и западноевропейск арх-ры на древнерусскую.
  10. Назовите известные Вам памятники арх-ры 11-15 вв., сохранившиеся на Киеве, Новгороде, Владимире и Москве. Охарактер-те подробно из них.
  11. Какие формы живописи сущ-ли в Др Руси?
  12. В чем выражалось византийское влияние на древрусск живопись?
  13. Назовите основ типы русск православ-х икон и характерн черты древнерусск иконописи.
  14. Охрактерез-те новгород и московс иконописные школы.
  15. Назовите основ черты присущие 3-х иконописцев: Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия. Охаракт-те по одному произведению каждого из этих живописцев.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: