Право распоряжения отправитель вообще может передать третьему лицу (или получателю), но об этом он обязан уведомить перевозчика.




Договор перевозки груза по ГК РФ. Понятие. ПиО сторон. (в конце виды перевозок не по ГК, по идее, это сюда не относится)

Статья 784. Общие положения о перевозке

Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

 

Статья 785. Договор перевозки груза

1. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

2. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

 

1) реальный (по ГК): «… вверенный груз…»; считается заключенным лишь после передачи груза перевозчику (тогда же составляется и тр.накладная, подтверждающая заключение д-ра).

Но КТМ допускает возможность его квалификации в качестве консенсуального (возникающего до передачи груза перевозчику в момент заключения соглашения).

По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее - получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

 

2) возмездный: отправитель обязан уплатить провозную плату (на морском тр-те – фрахт).

 

3) двусторонний:

-отправитель: транспортные организации в форме ГУП или хозяйственного общества (иной коммерческой организации) (ОАО РЖД, Аэрофлот), + гражданин-предприниматель, обладающие лицензией на осуществление перевозочной деятельности (на воздушном тр-те владельцы возд.судов должны иметь свидетельство (сертификат) эксплуатанта ВС.

 

-перевозчик: лицо, вручающее от своего имени груз перевозчику (из комментария к ГК)

 

-грузополучатель (пишу из учебника Остроумова!) НЕ является стороной договора перевозки!!! Он НЕ участвует в заключении д-ра перевозки, кроме случаев, когда одновременно является и отправителем того же груза (когда предприятие отправляет груз в адрес своего филиала). Однако чаще в качестве грузополучателя указывается третье лицо. Поэтому д-р перевозки – это договор в пользу третьего лица!

 

Согласно ч.3 ст. 308 ГК: Обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).

 

Право получателя (третьего лица) требовать выдачи груза основывается на другом договоре, по которому он является контрагентом грузоотправителя и по которому к нему переходят права владения или собственности на груз посредством отгрузки в адрес приобретателя (чаще всего это купля-продажа, поставка, лизинг, агентский договор). (ст. 224 ГК).

Передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки. К передаче вещи приравнивается передача коносамента или иного товарораспорядительного документа на нее.

 

Т.о. ПиО получателя возникают НЕ из договора перевозки, а в силу соотв. указаний норм транспортного зак-ва при условии признания получателем своего права на доставленный перевозчиком груз с намерением им воспользоваться! Как только получатель признает свое право на груз, на него распространяются уже все правила, ПиО: очистить вагоны, разгрузить, он может предъявить претензии, подписывает коммерч.акт о несохранности – см.ниже).

 

Следовательно, получатель (третье лицо) – это лицо, в пользу которого заключен договор перевозки.

Но Егиазаров считает, что договор перевозки - трехсторонний.

 

+ Поскольку ГК указывает на накладную, можно сделать вывод, что форма д-ра письменная (сейчас возможно заключение в электронной форме – лучше самим не говорить об этом, ибо их дальнейших вопросы непредсказуемы).

 

Права и обязанности сторон:

Перевозчик

1) с момента принятия груза к перевозке и до выдачи получателю перевозчик отвечает за его сохранность:

-исправное состояние ТС, их надлежащее управление

-принятие необходимых мер, включая сопровождение и наблюдение за сохранностью груза, особенно при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ

(мб предусмотрено сопровождение груза представителем грузоотправителя)

Условия сохранности грузов при их перегрузке с одного ТС на другой (в прямом смешанном сообщении) определяются соглашениями.

 

2) на каждом виде транспорта есть особые условия перевозки для отдельных видов грузов (скоропортящихся, опасных, наливных, в контейнерах). Такие условия содержатся в специальных правилах и устанавливают особые требования при предъявлении грузов к перевозке и оформлении транспортной документации, => предусматривают дополнительные обязанности сторон договора перевозки, связанные с обеспечением безопасности перевозки и сохранности грузов.

3) Перевозка грузов, как правило, должна осуществляться п о кратчайшему маршруту. На автомобильном транспорте возможны отступления от этого правила для случаев, когда по дорожным условиям более рационяльной яалнется перевозка с увеличеняем пробега.

Воздушный перевозчик имеет право изменять указанный в грузовой накладной маршрут перевозки без взимания дополнительной платы.

 

4) доставить груз в предусмотренные сроки (ст.792 ГК):

Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

 

Тр.уставы и кодексы предусматривают, что сроки доставки и порядок их исчисления определяются правилами перевозок.

Пример: правила перевозок грузов автом.транспортом (прил.1) устанавливают, что цистерна до 1 тонны дб погружена/выгружена на/в ТС за 4 минуты.

 

Сроки зависят от расстояния, вида отправки и скорости перевозки. На ж/д транспорте различают перевозки грузовой и большой скоростью.

Статья 14. Перевозки грузов осуществляются грузовой или большой скоростью (категории скорости).

Критерии определения категорий скорости перевозок грузов устанавливаются ФОИВ в области ж/д транспорта.

Грузоотправитель выбирает одну из этих категорий скорости перевозок грузов и указывает ее в транспортной железнодорожной накладной.

Большой скоростью перевозят обычно скоропортящиеся грузы, живность.

 

На ж/д тр-те мелкие отправки перевозятся грузобагажом в почтово-багажных поездах или в багажных вагонах пассаж.поездов.

Более крупные партии груза и грузобагажа перевозятся с предоставлением целого вагона – повагонная отправка; массовые грузы – маршрутными отправками (повышенная скорость).

 

На авт.тр-те сроки доставки груза предусмотрены только для междугородных перевозок, если они не определены д-ром.

 

На др.видах тр-та сроки перевозки на регулярных линиях определяются расписанием перевозчика, а при его отсутствии – по соглашению с отправителем (фрахтователем).

 

При отсутствии к-л установленных сроков действует общее правило – разумный срок. с учетом конкретных обстоятельств.

ст.152 КТМ: «Перевозчик обязан доставить груз в срок и маршрутом, которые установлены соглашением сторон, при отсутствии соглашения в срок, который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств, и обычным маршрутом».

 

Отправитель

1) В процессе транспортировки вправе давать обязательные для перевозчика распоряжения относительно перевозимого груза. Расходы перевозчика, связанные исполнением таких указаний, подлежат возмещению.

Права по распоряжению грузом предусмотрены и одновременно ограничены тр.уставами и кодексами, правилами перевозки. Так, получатель может вернуть сданный к перевозке груз только до его отправления.

 

* Право отправителя отказа от исполнения д-ра перевозки (приведу конкретный пример из КТМ, не из ГК, естественно, а то как-то мало…)

Но при перевозке груза морским транспортом по чартеру, когда д-р заключен с предоставлением для перевозки всего судна, отправитель, при условии отказа от д-ра перевозки и оплаты полного фрахта и других причитающихся платежей, может потребовать выдачи груза даже после выхода судна в рейс или когда судно всё еще находится в порту погрузки, но сталийное время (или контрсталийное) истекло. (ст.155 КТМ). В таком случае – при отказе отправителя от исполнения д-ра – перевозчик обязан выдать ему груз.

 

Отправитель может переадресовать груз другому получателю – но только ДО момента выдачи его первоначальному получателю.

-- в ст. 31 УЖТ предусмотрено, что переадресовывать груз может также и получатель. Переадресовка грузов на ж/д тр-те осуществляется согласно одноименным Правилам.

Остроумов пишет, что дальнейшая перевозка в случае переадресовки осущ-ся с составлением новой накладной, но юридически в рамках заключенного ранее д-ра перевозки.

 

-- (ст.78 КВВТ) на речном тр-те грузоотправитель имеет право изменить получателя или порт назначения ДО момента вручения перевозчиком получателю тр.накладной; а грузополучатель может переадресовать груз с момента получения тр.накладной от перевозчика и до момента начала выдачи груза.

 

Право распоряжения отправитель вообще может передать третьему лицу (или получателю), но об этом он обязан уведомить перевозчика.

Ст.149 КТМ: Отправитель имеет право распоряжаться грузом ДО выдачи его получателю либо передачи такого права получателю или третьему лицу. При передаче права распоряжения грузом получателю или третьему лицу отправитель обязан уведомить перевозчика об этом.

 

2) уплатить провозную плату

1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными НПА.

2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

 

Остроумов: провозная плата уст-ся:

-соглашением сторон

-на ест.монополиях – существуют тарифные сборники, в которых публикуются тарифы, ставки сборов за работы и услуги, например, жд транспорта.

-на др.видах транспорта плата устанавливается самими перевозчиками зачастую (правилами перевозок определяется порядок применения и построения тарифов).

 

По общему правилу, плата за перевозку груза взимается за кратчайшее расстояние, на кот.осуществляется перевозка, независимо от фактически пройденного (при условии, что увеличение расстояния произошло по причинам, зависящим от перевозчика).

Но плата за жд перевозки негабаритных грузов определяется за фактически пройденное время.

 

Что мб помимо провозных платежей:

- сборы за доп. услуги перевозчика (выполнение погрузочно-разгрузочных работ, взвешивание груза, его переадресовку, специализированную охрану, сопровождение и др.).

-в ходе перевозки могут начисляться штрафы за простои по вине отправителя или вызванные неправильным оформлением им перевозочных документов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: