Всевышний Аллах сказал: «И когда вы в состоянии аль-джанаба, очищайтесь». Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это чище и приятнее для вас».
Очищение водой восстанавливает силы, утраченные организмом в результате семяизвержения. Потеря телесных сил приводит к усталости и лени, очищение же водой (гусль) возвращает телу свежесть и бодрость.
К законоположениям, связанным с человеком, находящимся в состоянии аль-джанаба и в большом хадасе вообще, относится запрет на чтение Священного Корана. Таково правильное мнение. Оно основывается на словах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Таковое для тех, кто не находится в состоянии аль-джанаба», произнесенных им после прочтения отрывка из Корана, и хадисе от Али, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал нам Коран, когда он не был в состоянии аль-джанаба». Шейх Такъию-д-Дин сказал: «Ученые-имамы единодушны (иджма’) в том, что чтение Корана человеком, находящимся в состоянии аль-джанаба, недопустимо…». Однако по поводу данного единодушия есть некоторые возражения. Так, Аль-Бухари приводит сообщение о том, что ибн Аббас не видел ничего плохого в чтении Корана человеком в состоянии аль-джанаба. Аль-Албани в «Ирва’ у-ль-Галиль» (1/244) пишет: «Что касается сообщения от ибн Аббаса, то Аль-Мунзир привел с непрерывным иснадом версию этого сообщения, где говорится о том, что ибн Аббас читал на ночь нечто из Корана, находясь в состоянии аль-джанаба».
От Абу Са’ида Аль-Худри, да будет им доволен Всевышний Аллах, который сообщил: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вода вследствие воды» (хадис передал Муслим, основа его приводится у Аль-Бухари).
|
Объяснение некоторых слов и выражений, встречающихся в хадисе:
Вода вследствие воды — слово «вода» употреблено в тексте хадиса дважды, в первом случае слово «вода» означает полное омовение (гусль), а во втором — семенную жидкость.
Выводы из хадиса:
1. Хадис указывает на обязательность (ваджиб) совершения полного омовения вследствие семяизвержения.
2. Большинство ученых считает, что данный хадис отменен девяносто четвертым хадисом, так как противоречит его буквальному значению. Однако, несмотря на это, хадис сохраняет смысл, необходимый для нас.
От Абу Хурейры, да будет им доволен Всевышний Аллах, который сообщил, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « Если один из вас расположился между ее четырьмя конечностями, затем приложил усилия, то совершение полного омовения становится для него обязательным» (текст хадиса согласован, в одной из версий добавлено «… даже если не произошло семяизвержения»).
Объяснение некоторых слов и выражений, встречающихся в хадисе:
Расположился между ее четырьмя конечностями — то есть между ее руками и ногами. Здесь подразумевается половое сношение.
Приложил усилия — то есть совершил движения и действия, которые совершаются при половом сношении.
Выводы из хадиса:
1. Хадис указывает на то, что половое сношение обязывает к совершению полного омовения (гусль) даже в том случае, когда не произошло семяизвержение.
2. Буквальный смысл (мантукъ) этого хадиса аннулирует то, что подразумевается (мафхум) в хадисе от Абу Са’ида Аль-Худри (№ 94). Доказательством этому служат слова Убайй ибн Ка’ба: «Они (сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует) считали, что повеление „вода вследствие воды“ было лишь позволением, данным Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в начале Ислама для облегчения, а позже он повелел совершать гусль (после полового сношения вне зависимости от того, произошло семяизвержение или нет)».
|
От Умм Салямы, да будет доволен ею Всевышний Аллах, которая сообщила, что Умм Сулейм — жена Абу Тальхи — сказала: «О Посланник Аллаха, поистине, Аллах не стесняется правды. Обязана ли женщина совершать полное омовение, если она испытала во сне половое наслаждение?». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Да, если она обнаружила жидкость» (текст хадиса согласован).
От Анаса, да будет доволен им Всевышний Аллах, который сообщил: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал по поводу женщины, увидевшей во сне то, что видят мужчины: «Она должна совершить гусль» (текст хадиса согласован; в версии Муслима имеется следующее дополнение: «Умм Саляма спросила: «А разве такое случается?» Тогда он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да, иначе откуда же берется сходство (матери и ребенка)?».
Выводы из двух предыдущих хадисов:
1. Женщина, увидевшая эротическое сновидение и затем обнаружившая жидкость, должна совершить полное омовение.
2. Тот, кто нашел после сна мокрое пятно на своей одежде или теле, будь то мужчина или женщина, оказывается в одной из трех возможных ситуаций:
|
а) Если он удостоверяется в том, что обнаруженная жидкость — сперма.
В таком случае, он совершает гусль, даже если не помнит того, как произошла поллюция (выброс спермы во сне).
б) Если он удостоверяется в том, что данная жидкость — мази.
В таком случае он обязан вымыть выпачканные места, поскольку мази — наджаса. Совершение же полного омовения от него не требуется.
в) Если он не знает, чем является данная жидкость — спермой или мази.
В такой ситуации он поступает в зависимости от того, что было раньше: сон или причина выделения мази. Если сон предшествовал по времени причине выделения мази (любовной игре, мыслям эротической направленности, половому возбуждению и т.д.), то, скорее всего, обнаруженная жидкость — мази, а значит, нужно вымыть выпачканные места на одежде и теле, совершение же гусля при этом не требуется. Если же сон был после причины выделения мази, то необходимо совершить полное омовение, а также вымыть, в качестве меры предосторожности и для обретения полной уверенности, испачканные места на одежде и теле.
От Айши, да будет доволен ею Всевышний Аллах, которая сообщила: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,совершал полное омовение в четырех случаях: при состоянии аль-джанаба, в пятничный день, после кровопускания и после обмывания покойника (хадис передал Абу Дауд, Ибн Хузейма подтвердил его достоверность).
Степень достоверности хадиса:
Хадис слабый. Его оценили как слабый Аль-Бухари, Аш-Шафи’и, Абу Дауд и др. Он приводится в сборнике слабых хадисов, составленном на основе хадисов Абу Дауда (№ 75).
Объяснение некоторых слов и выражений, встречающихся в хадисе:
Кровопускание (хиджама) — вытягивание небольшой порции крови из организма с использованием для этого приспособления типа медицинской банки.
От Абу Хурейры, да будет доволен им Всевышний Аллах, который, повествуя о том, как принял Ислам Самама ибн Асаль, сказал: «…и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел ему совершить полное омовение» (Хадис передал Абду-р-Раззакъ, с основой его согласны оба имама).
Степень достоверности хадиса:
Хадис достоверен. Ибн Хузейма подтвердил его достоверность.
Выводы из хадиса:
1. Принятие Ислама неверными или вероотступниками обязывает к совершению ими полного омовения.
2. Ранее сообщалось о наличии разногласий среди ученых по поводу обязательности совершения гусля неверующим, принимающим Ислам.
От Абу Са’ида Аль-Худри, да будет доволен им Всевышний Аллах, который сообщил, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пятничный гусль обязателен (ваджиб) для каждого половозрелого (мухталим)» (хадис привели семеро).
Объяснение некоторых слов и выражений, встречающихся в хадисе:
Ваджиб — то, за выполнение чего предусмотрено вознаграждение, а за невыполнение — наказание.
От Самуры, да будет доволен им Всевышний Аллах, который сообщил, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « Если человек совершит в пятницу малое омовение, то это — благо, если же совершит большое омовение, то оно предпочтительнее» (хадис передали пятеро, Ат-Термизи оценил его как хороший).
Степень достоверности хадиса:
Хадис достоверен. Аль-Албани сказал: «Его передатчики достоверны, и для него имеется множество подтверждений в других хадисах (шауахид) ». Он приводится в сборнике достоверных хадисов, составленном на основе хадисов Абу Дауда (№ 341).
Выводы из двух предыдущих хадисов:
Готовясь к пятничному намазу, следует совершать полное омовение, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть тот, кто посещает пятничный намаз, (приходит) совершив полное омовение». Из данных слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, может быть сделан вывод об обязательности (вуджуб) совершения полного омовения перед пятничным намазом, однако существуют ряд хадисов, которые отклоняют обязательный характер этого повеления. К ним относится хадис от Самуры (№ 101), где сказано: «… если же совершит большое омовение, то оно предпочтительнее». Совершение пятничного гусля становится обязательным для того, от кого исходит неприятный запах, который может доставить беспокойство другим молящимся.
От Али, да будет доволен им Всевышний Аллах, который рассказывал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал нам Коран, когда он не был в состоянии аль-джанаба» (хадис передали Ахмад и четверо; данная версия хадиса принадлежит Ат-Термизи, который оценил данный хадис как хороший; Ибн Хиббан признал хадис достоверным).
Степень достоверности хадиса:
Ученые расходятся во мнениях относительно достоверности данного хадиса. Его оценили как достоверный Ат-Термизи, Аль-Хаким, и с ними согласны Аз-Захаби, Ибн Ас-Сакан, Аль-Багъави («Шарху-с-Сунна«)и Абдуль-Хакъ, о чем сообщает Аль-Хафиз в своем «Ат-Тальхисе». Аль-Хафиз в «Аль-Фатхе» (1/348) пишет следующее: «…Истиной является то, что этот хадис относится к разряду хороших и подходит для того, чтобы выдвигать его в качестве аргумента». Ад-Даркъутни, Ибн Абу Шейба и Аль-Байхакъи (1/89) передали хадис маукъуф, где приводятся следующие слова Али, да будет им доволен Всевышний Аллах: «Читайте Коран тогда, когда не находитесь в состоянии аль-джанаба, а если вступаете в это состояние, то не читайте из Корана даже одной буквы». Эти слова, переданные от Али, да будет им доволен Всевышний Аллах, поддерживают приведенный в данной главе хадис, одного из передатчиков которого некоторые ученые признали слабым. Аль-Албани оценил хадис № 102 как слабый («Ирва’у-ль-Галиль», 1/241-245).
Выводы из хадиса:
Для того, кто находится в состоянии аль-джанаба, запрещено чтение Корана. Этот запрет распространяется вообще на всех тех, кто пребывает в состоянии большого хадаса. Однако данный хадис не является доводом против точки зрения тех, кто не считает, что человеку, находящемуся в состоянии аль-джанаба, запрещается чтение Корана, так как хадис не содержит в себе запрещения, а лишь рассказывает о действиях Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не сообщая о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воздерживался от чтения Корана по причине состояния аль-джанаба. Законоположение о запрещенности чтения Корана человеком, находящимся в аль-джанаба, доказывается вышеприведенным хадисом маукъуф, переданным от Али («Читайте Коран тогда, когда не находитесь в состоянии аль-джанаба »), а также хадисом, по поводу которого Аль-Хейсами сказал, что его передатчики заслуживают доверия, и где сообщается о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал что-то из Корана, а затем сказал: « Таковое для тех, кто не находится в состоянии аль-джанаба» (этот хадис ясно указывает на запрещенность чтения Корана человеком в состоянии аль-джанаба и является ясным доводом для опровержения противоположного мнения).
Известно, что Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, было неприятно отвечать на чье-либо приветствие, не находясь в состоянии ритуальной чистоты. Совершенно ясно, что чтение Корана более чем приветствие обязывает человека к нахождению в состоянии чистоты, посему мнение о запрещенности чтения Корана в состоянии аль-джанаба надежнее и более других мнений позволяет избежать ошибки. Как бы там ни было, данный вопрос является предметом разногласий среди ученых.
От Абу Са’ида Аль-Худри, да будет доволен им Всевышний Аллах, который передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если один из вас имел половое сношение со своей женой, а затем пожелал повторить его, пусть совершит между сношениями малое омовение» (хадис передал Муслим, в версии Аль-Хакима добавлено «… ведь оно (омовение) дает силы для повтора»;
Четверо передали от Айши, да будет доволен ею Всевышний Аллах, которая сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, засыпал в состоянии аль-джанаба, не прикасаясь к воде»; данный хадис имеет недостатки).
Степень достоверности хадиса:
Хадис сто третий приводится в «Ас-Сахихе» Муслима, поэтому его достоверность не нуждается в упоминании. Что же касается хадиса, который передали четверо от Айши, да будет доволен ею Аллах, то по поводу него Ахмад сказал, что он недостоверен. Ат-Тирмизи сказал: «Если допустить, что хадис достоверный, то в таком случае в нем подразумевается вода для совершения полного омовения, не касаясь которой Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, засыпал». Этот хадис оценен Аль-Албани как достоверный и приводится в сборнике достоверных хадисов, составленном на основе хадисов Абу Дауда (№ 210).
Выводы из хадиса:
1. Тому, кто, совокупившись с женой, желает повторного совокупления, желательно (мустахабб) совершить малое омовение. Мудрость данного указания, как выясняется из слов хадиса «ведь оно (вуду») дает силы для повтора«, заключается в том, что после полового сношения человек теряет силы, становясь вялым и пассивным, вода же восстанавливает потерянные силы, возвращает бодрость и жизненную энергию. Полное омовение восстанавливает силы и бодрость еще более, чем малое. Все это подтверждается сообщениями от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
2. Аз-Зуркъани сказал: «Большинство сподвижников и их последователей (ат-таби’ун) считало, что засыпать после полового сношения без совершения вуду» дозволено и не является порицаемым (макрух). Так же полагают ученые Халифата. Однако наиболее достоверным является мнение тех, кто считает совершение малого омовения желательным (мустахабб), а невыполнение данного положения порицаемым (макрух). Причем такая оценка выполнения и невыполнения данного действия является наименьшей, если исходить из того, на что указывает множество ясных и достоверных хадисов. Среди них — хадис ибн Умара, в котором рассказывается о том, что, когда он спросил: «О Посланник Аллаха, может ли один из нас спать, будучи в состоянии аль- джанаба?, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Да, если совершит малое омовение» (текст хадиса согласован). А в хадисе от Аммара ибн Ясира передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, установил, что тем, кто находится в состоянии аль-джанаба, для того, чтобы они, если захотят поесть, попить или поспать, могли сделать это, достаточно совершить малое омовение, как это делается для намаза (хадис передали Ахмад и Ат-Термизи, последний оценил его как достоверный).
От Айши, да будет доволен ею Всевышний Аллах, которая сообщила: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершая полное омовение для освобождения от состояния аль-джанаба, начинал с обмывания рук, затем при помощи правой руки обливал водой левую и мыл половые органы, затем совершал вуду», затем брал воду и прочесывал пальцами корни волос, потом выливал три пригоршни воды на голову, после чего обливал водой оставшуюся поверхность тела и обмывал обе ноги» (текст хадиса согласован, данная версия хадиса принадлежит Муслиму; в хадисе от Маймуны, да будет доволен ею Всевышний Аллах, который также передали Аль-Бухари и Муслим, говорится: «…А затем он облил половые органы и вымыл их левой рукой, после чего ударил ею оземь (а в другой версии: „…и обтер ее землей“ )»; В конце хадиса от Маймуны говорится: «…Затем я поднесла ему полотенце, но он отказался от него»; в этом же хадисе: «…и начал стряхивать воду рукой»).
Объяснение некоторых слов и выражений, встречающихся в хадисе:
Пригоршня (араб.хафна) — объем чего-либо, заполняющий ладонь.
Выводы из хадиса:
1. В данном хадисе изложено полное описание того, как совершается гусль при состоянии аль-джанаба. Данная форма совершения гусля для выхода из состояния аль-джанаба передана Айшой, да будет доволен ею Аллах, и является наиболее предпочтительной. Она заключается в следующем:
I. Начинать совершение полного омовенияжелательно (мустахабб) с мытья кистей рук, так как потом ими черпается вода и протирается тело.
II. Затем моются половые органы, на которых, как правило, остаются следы полового сношения. Их следует мыть левой рукой, очищая от всякой нечистоты. После этого левая рука протирается землей для удаления приставшей к ней грязи, если эта грязь не была удалена водой во время обмывания половых органов.
III. Затем совершается вуду’ в установленной Шариатом форме, которое представляет собой, как разъяснялось ранее, обмывание водой четырех частей тела: лица, рук, головы и ног (хотя голова и упоминается среди обмываемых органов, однако при совершении вуду’ она на самом деле не обмывается, а лишь протирается).
IV. Затем водой смачиваются корни волос головы, после чего голова трижды поливается водой так, чтобы волосы стали мокрыми полностью как внутри, так и снаружи.
V. Затем полностью обмываются оставшиеся части тела (то есть все части тела, за исключением тех, которые уже были вымыты при совершении вуду’). Тело, в отличие от головы, обмывается один раз. Это наиболее правильное мнение, ибо в хадисах сообщается лишь о троекратном обмывании головы.
VI. Аль-Хафиз пишет: «… „затем он обмыл свои стопы“, то есть обмыл их повторно после того, как помыл их при совершении малого омовения…». Это является лучшим способом очищения стоп, так как во время совершения гусля грязь вместе с водой стекает с верхних частей тела на стопы.
VII. Согласно одному из мнений нежелательно вытираться полотенцем или чем-либо подобным после совершения вуду’ или гусля, так как остатки воды нателе или на частях тела, обмываемых при вуду’, являются следами поклонения (’ибадат), которые желательно оставить на себе. Сие мнение нельзя признать основательным, так как известно, что Пророк, мир ему, обтирался полотенцем после совершения омовения (об этом говорится в достоверном хадисе, приведенном в «Мухтасар Сахих Аль-Джами’у Ас-Сагир»).
Согласно иному мнению, отказ Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от обтирания полотенцем не свидетельствует о том, что не вытираться после омовения — сунна. Возможно, дело было в самом полотенце, которым Пророк, мир ему, не пожелал вытереться.
Существуют также другие мнения на этот счет: некоторые считают, что вытираться полотенцем желательно (мустахабб), некоторые говорят, что это — мубах.
2. Существует также другой приемлемый способ совершения полного омовения, который заключается в полном обмывании водой всего тела с полосканием полости рта и носа (мадмада и истиншакъ) и обтиранием внутренней и наружной поверхности ушей.
От Умм Салямы, да будет доволен ею Всевышний Аллах, которая сообщила: «Я спросила Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О Посланник Аллаха, поистине, я — женщина, туго заплетающая волосы, — должна ли я распускать их, совершая гусль при состоянии аль-джанаба?» (а в другой версии: «…и после месячных кровотечений?» ) Он же, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Нет, тебе достаточно поливать голову тремя пригоршнями воды» (хадис передал Муслим).
Степень достоверности хадиса:
Аль-Албани сказал: «Упоминание в хадисе месячных кровотечений является отклонением (шазз), так как Абдураззакъ — единственный, кто передал подобное от Ас-Саури. Великий ученый Ибн Аль-Къаййим в „Тахзибу-с-Сунан“ пишет: „Достоверным в хадисе Умм Саламы является лишь то, что касается состояния аль-джанаба, но не месячных кровотечений. Что же касается версии, где упоминаются месячные, то она не является надежной (махфуз) “» (Аль-Ирва’у-ль-Галиль, 1/ 167).
Выводы из хадиса:
Женщина, совершая полное омовение для выхода из состояния аль-джанаба, не обязана распускать свои волосы. С этим согласны все четыре имама. Что же касается полного омовения, совершаемого после окончания менструальных кровотечений, то трое из четырех имамов считают, что при нем тоже необязательно распускать волосы, имам Ахмад же не согласен с этим. Известно, что школа фикъха имама Ахмада считает, что женщина, совершающая гусль после месячных, должна распускать волосы, и опирается в своем мнении на хадис, приведенный в обоих «Ас-Сахихах», где сообщается о том, что Пророк, мир ему, обращаясь к Айше, сказал: « Когда у тебя (прекращаются) месячные, распускай волосы и расчесывай их». Свою точку зрения представители школы имама Ахмада обосновывают также тем, что вообще правилом является обязательное распускание волос при совершении гусля, так как через это приобретается уверенность впроникновении воды в толщу волос и под них, что же касается полного омовения при состоянии аль-джанаба, то оно исключается из правила, то есть при нем простительно не распускать волосы по той причине, что оно, в отличие от гусля после месячных, совершается часто и распускание волос при каждом его совершении затруднительно.
Наиболее достоверным является мнение, согласно которому женщине, имеющей косы, при совершении гусля достаточно троекратно вылить на голову по пригоршне воды, и не распускать волосы, если они полностью смачиваются водой, то есть выполняется условие, о котором говорится в хадисе № 103; вместе с тем при гусле после месячных распускание волос рекомендуется (это подтверждается вышеупомянутым хадисом, приведенным в обоих «Ас-Сахихах»). Данное мнение — мнение большинства ученых-богословов.
От Айши, да будет доволен ею Всевышний Аллах, которая сообщила: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я не разрешаю (входить в) мечеть женщине в период менструаций и тому, кто находится в состоянии аль-джанаба» ( хадис передал Абу Дауд, Ибн Хузейма подтвердил его достоверность).
Степень достоверности хадиса:
Хадис хороший. Его оценили как достоверный Ибн Хузейма, Ибн Къаттан и Аш-Шаукани. Ибн Сейид Ан-Нас сказал: «(Этот хадис — хороший) по причиненадежности его передатчиков и наличия других хадисов, подтверждающих его». Аль-Албани оценил его как слабый и сказал: «Хотя и существуют хадисы, поддерживающие данный, однако их иснады некрепки, и опираться на этот хадис как на довод нельзя». Он приводится в сборнике слабых хадисов Абу Дауда (№ 40), в сборнике слабых хадисов, составленном на основе «Аль-Джами’у-с-Сагир» (№ 6117), в книге «Ирва’у-ль-Галиль» (№ 193).
Выводы из хадиса:
1. Женщинам в период менструаций или послеродовых кровотечений и тем, кто находится в состоянии аль-джанаба, запрещено пребывание в мечети. Этого мнения придерживается большинство ученых.
2. Человеку, находящемуся в состоянии аль-джанаба, дозволено проходить через мечеть и заходить в нее для того, чтобы забрать необходимую ему вещь. Этот вывод сделан на основании слов Всевышнего: «…или находящимися в состоянии аль-джанаба, кроме как будучи проходящими путь, — пока не омоетесь» (4:43), а также слов Джабира, да будет доволен им Аллах: «Кто-либо из нас мог пройти через мечеть, будучи в состоянии аль-джанаба». Женщине в период месячных также дозволено проходить через мечеть, если возникла потребность, например, в том, чтобы взять что-либо там или оставить. На это указывает хадис, приведенный в «Ас-Сахихе» Муслима, в котором сообщается, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, попросил Айшу, да будет доволен ею Аллах, принести ему покрывало из мечети. Когда же она в ответ на его просьбу, сказала: «У меня месячные», — он произнес: «Твои руки не оскверняются твоими месячными» (Аль-Албани подтвердил достоверность этого хадиса в «Ирва’ у-ль-Галиль» (1/212-213)).
3. Если человек, будучи в состоянии а ль-джанаба, совершит малое омовение, то ему дозволяется находиться в мечети. Доказательством этому служатто, как поступали сподвижники Пророка, мир ему: тот из них, кто находился в состоянии аль-джанаба, совершал малое омовение, а затем они входили в мечеть и беседовали в ней.
От Айши, да будет доволен ею Всевышний Аллах, которая сказала: «Я совершала полное омовение, очищаясь от состояния аль-джанаба, вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из одного сосуда, и наши руки чередовались при этом» (текст хадиса согласован, в версии Ибн Хиббана добавлено: «…и встречались»).
Объяснение некоторых слов и выражений, встречающихся в хадисе:
Наши руки чередовались… — то есть каждый из них (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и Айша, да будет доволен ею Аллах) опускал руки в сосуд и черпал воду из него после того, как извлекал руки другой.
Выводы из хадиса:
1. То, что мужчина и женщина совершают полное омовение из одного сосуда, никак не влияет на чистоту воды в нем.
2. При совершении вуду’ и гусля желательно использовать небольшое количество воды, избегая расточительства даже при ее изобилии, ибо в хадисе сказано « Не расточай воду… даже если ты находишься у реки, несущей свои воды».
От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, который сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аль-джанаба — под каждым волосом, поэтому промывайте волосы и очищайте кожу» (хадис передали Абу Дауд и Ат-Термизи, оценив его как слабый; у Ахмада приводится такой же хадис от Айши, да будет доволен ею Аллах, однако один из его передатчиков неизвестен знатокам хадисов).
Степень достоверности хадиса:
Хадис слабый, хотя передан также от Али, да будет доволен им Аллах, как хадис марфу’ с достоверным иснадом. Он приводится в сборнике слабых хадисов Ибн Маджи (№ 132), в сборнике слабых хадисов Абу Дауда (№ 37), в «Аль-Мишкат» (№ 443), в «Ар-Рауд» (№ 703).
Выводы из хадиса:
Человек, совершающий гусль для освобождения от состояния аль-джанаба, должен удостовериться в том, что вода проникла к корням волос и увлажнилакак следует кожу, ибо если гусль не будет совершен должным образом и хадас не будет устранен, то выполняемый намаз и другие виды поклонения, зависящие от наличия ритуальной чистоты, окажутся несостоятельными.
1. Что такое гусль? Какие обстоятельства обязывают к совершению полного омовения? Приведи доводы.
2. Следует ли совершать полное омовение тому, кто испытал во сне половое наслаждение, но не обнаружил после сна следов семяизвержения? Какие суждениеи доказательства существуют относительно данного вопроса?
3. Как совершается гусль? Как совершается упрощенный вариант гусля?
4. Каково суждение Ислама относительно обязательности проникновения воды к корням волос во время совершения полного омовения?
5. Каково суждение Ислама относительно расточительного использования (исраф) воды при совершении малого и полного омовения? Приведи доказательства.
6. Расскажите о суждении Ислама относительно пребывания в мечети тех, кто находится в состоянии аль-джанаба, имеет менструальные или послеродовые выделения, с упоминанием существующих по этому поводу разногласий, а также доводов или мотивировки.