Спасо-Вознесенский собор




Симбирский кремль во второй половине XVII века. Реконструкция Ю.Д. Ефимова


Симбирск основанный в 1648 году Богданом хитраво.Город был крепостью и в ходил в состав засечной черты защищявший внутринеи земли русси от набегов восточных и южных соедий.за красоту и уникальность природы ланшавта,дворянских усдб его называли «Дворянин на волге»

Симбирск быстро развивася и со временим стал городом высокой православной культуры,преобретая большую значмость в духовной жизни государства российского.

 

К 1917 году в симбирске было 3 собора 2 монастыря 20 приходских храмов 29 домовых церквей в том числе и полковых и около 10 часовен разноплановых по архитектуре.

Разница между храмом и собором

 

· Собором – главный храм в городе, или монастыре.

· В храме литургия проводится как ежедневно, так и только в воскресенье. В соборе – ежедневно.

· В соборе богослужение проводит высший чин духовенства.

· Собор более массивный, богаче украшен, нежели обычный храм.

· В соборе несколько алтарей, а в храме может быть только один.

· Собор – главный храм города и монастыря, где обязательно хранятся мощи святых.

 

Первый храм Симбирска

Первый храм Симбирска срубили одновременно с крепостными стенами. В год постройки первого деревянного храма - Свято-Троицкого собора царь Алексей Михайлович прислал в Симбирск позолоченный, украшенный жемчугом и драгоценными камнями серебряный напрестольный крест, содержащий мощи и части риз 43 святых. Позднее сюда поступали и другие царские дары. Во время осады Симбирска Степаном Разиным служители храма возглавили крестный ход вокруг осажденного города, совершавшийся под обстрелом разбойников. Тогда вслед за хоругвями несли крест с мощами святых, и пуля, выпущенная из лагеря Разина, оставила на кресте глубокий след. Вскоре дотоле непобедимый атаман бежал прочь от города. Крест же, как свидетель той памятной обороны, хранился в соборе до времени его закрытия В 1694 году, во время большого пожара, деревянный собор сгорел дотла.

Николаевский собор

Новый собор симбирянами решено было строить из камня. В 1702 году было заложено два придела будущего храма, а строительство завершено в 1712 году. Над центральной частью Николаевского собора, в плане почти квадратной, на четырех внутренних столбах-опорах покоился большой светлый купол, а по углам располагались четыре небольших купола. Вначале собор не имел колокольни, а лишь небольшую деревянную звонницу, вместо которой только в 1857 году построили высокую четырехъярусную колокольню. Сначала она стояла отдельно от собора и только впоследствии была соединена с ним. До 1844 года этот собор считался главным и именовался Свято-Троицким. После возведения рядом нового летнего Свято-Троицкого собора главный престол старого собора по указу Святейшего Синода был переименован во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца и с тех пор назывался уже Николаевским (Никольским) собором. Вход в собор был с южной стороны, через паперть, устроенную под колокольней. Алтарь от основной части отделялся резным пятиярусным иконостасом с иконами древнего письма. В 1840-х годах они были украшены драгоценными окладами и ризами. В Николаевском соборе были погребены второй, третий и пятый епископы Симбирской епархии. В 1898 году средствами старосты собора, купца 1 гильдии Н.Я. Шатрова, собор перестроили, объединив с северной стороны со Знаменским приделом, после чего собор стал просторнее. Собор был уничтожен в 1920-х годах.

Троицкий собор

После изгнания наполеоновских войск из пределов Отечества симбирское дворянство решило посвятить существующий Троицкий собор имени Александру Невскому, "с приобщением к нему двух приделов: одного для сохранения имени существующего храма, а другого - для вмещения полковой церкви Симбирского ополчения, в котором преимущественно в определенное время отправлялось бы поминовение о воинах, положивших жизнь за Веру, Царя и Отечество". Были спроектированы план и фасад перестройки старого Свято-Троицкого собора, но Строительный комитет Министерства внутренних дел после рассмотрения проекта предложил симбирскому дворянству выстроить новый храм. Разместить новый храм было решено несколько южнее старого, в центре площади, выходящей к волжскому обрыву. Впоследствии эта площадь получила название Соборной. Троицкий собор был построен в 1827-1841 гг. Автор проекта - архитектор Михаил Петрович Коринфский (Варенцов) (1788-1851 гг). Он учился в Арзамасской школе живописи, затем в Академии художеств. Проходил практику на строительстве Казанского собора в С-Петербурге у известного зодчего А.Н. Воронихина, дома графа Строганова, дачи Зиновьева и др. Свыше десяти лет молодой зодчий проектировал и сооружал церкви, казенные и частные здания в родном Арзамасе, других местах Нижегородской и Пензенской губерний. В 1823 году М.П. Коринфский принял предложение занять место архитектора симбирского дворянского собрания. В действительности же одаренного архитектора пригласили для срочной разработки проекта величественного храма, который был заложен 7 сентября 1824 г. в присутствии императора Александра I, который собственноручно положил в его основание первый камень и известку, "нарочно приготовленною для сего случая серебряною золоченою лопаткою", поднесенною князем М.П. Баратаевым. К 1832 году каменная кладка собора была окончена. Архитектор мог гордиться своим творением: получилось благородное по общему силуэту сооружение, более зрелое и законченное, чем Воскресенский собор в Арзамасе. 22-23 августа 1836 года Симбирск посетил император Николай I. Во время посещения города он сделал множество указаний по возведению новых построек города, особенно центральной его части с недостроенным собором. Через пять лет, 15 сентября 1841 года новый кафедральный Свято-Троицкий собор был освящен. Построенный в стиле классицизма, крестообразный в плане и окруженный четырьмя коллонадами, над которыми возвышался один купол, своим видом он несколько напоминал Исаакиевский собор в Петербурге. Собственной колокольни при новом соборе не было. Внутри Свято-Троицкий собор поражал своим обширным пространством и яркой настенной живописью. Со времени старого города в нем сохранялся Образ Спаса Нерукотворного, первоначально находившейся на главных воротах Симбирска. В отношении к ближайшему окружению собор представлял собой объект архитектурного ансамбля, включающего ряд зданий, выполненных, как и собор, в стиле классицизма. При его помощи удалось сформировать в середине XIX века в центральной части Симбирска целую систему памятников архитектуры и градостроительного искусства. В эту систему вошли дома Дворянского собрания, губернского правления, губернаторский дом (снесен при строительстве Ленинского мемориала), губернская гимназия. В 1927 году Свято-Троицкий собор был включен в число охраняемых памятников архитектуры. Однако местные власти все же подняли вопрос о сносе храма, на что из Комитета по охране памятников при Президиуме ВЦИК пришел ответ: "..указанное здание требует, как высокохудожественный памятник, безусловного сохранения..." Но в 1937 году в нарушение предписания Комитета ВЦИК кафедральный собор был разрушен. Ныне на этом месте лишь ровная гладь асфальта. В настоящее время развернулась дискуссия о возможности воссоздания собора.

Спасо-Вознесенский собор

На месте нынешнего сквера Гончарова, со второй половины XVII века, располагалась Вознесенская церковь, сначала деревянная, а с 1729 г. двухэтажная каменная, без колокольни. В 1809 году началось строительство четырехъярусной колокольни (окончено в 1829 г.) К середине XIX века после неоднократной перестройки церковь стала шестипрестольной и получила статус собора. Вместе с Троицкой церковью, собор создавал оригинальный архитектурный ансамбль с южной стороны Большой Саратовской улицы. Собор хорошо просматривался со всех точек города, а на колокольне в 1869 году были установлены городские часы - подарок городу графа В.П. Орлова-Давыдова, те самые, бой которых мы слышим сейчас с "Дома Гончарова". Но к 1900 году собор решили перестроить, храм разобрали, и, заложив 24 июня 1901 г., к 1903 г. возвели новый храм, более тяжеловесный и величественный. После отделки, 10 сентября 1906 года храм был освящен. Колокольня и трапезная остались прежними. Площадь собора составила 755 кв. м., высота купола - 32 м. На втором этаже собора хранилась походная икона Симбирского ополчения 1812 г. В 1923 г. собор был закрыт, а в 1935 г. - полностью уничтожен. В нестоящее время принято решение о возведении нового Вознесенского собора на набережной реки Свияги, аналогичного существовавшему до 1900 года.

Богоявленская церковь.
Ульяновск, Ленина, 15 – северо-западный угол перекрёстка улиц Ленина и 12 Сентября
Каменная однопрестольная церковь во имя Богоявления Господня была построена в Свияжской конной слободе за городской чертой («за валом») не ранее 1653 г. и считалась одной из самых древних церквей в Симбирске. В 1734 г. был пристроен большой каменный придел, освящённый во имя Богоявления Господня, который стал главным престолом. Прежняя церковь стала малым приделом, освящена «в честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи», так появилось второе наименование – церковь Иоанна Предтечи. К 1882 г. храм занимал 935 кв. саж. Приход Богоявленской церкви был одним из самых многочисленных. Летом 1930 г. были сняты и изъяты колокола, в 1933 г. храм разобрали. В начале 1950-х гг. на его фундаменте было построено административное здание (ул. Ленина, 15).

Владимирская (Ильинская) церковь.
Ульяновск, ул. Спасская (между современными зданиями Мемцентра и гостиницы «Венец»)

Каменная двухпрестольная церковь с главным (холодным) приделом во имя Владимир-ской иконы Божией Матери и тёплым – во имя пророка Божия Илии (отсюда двойное на-звание) была построена в 1725 г. на месте старой деревянной. В 1832 г. храм перестраи-вался, тогда же появилась новая трехъярусная колокольная, которая соединялась с основ-ными зданием крытым надземным в виде арки переходом через улицу Спасскую. В 1866 г. церковь была восстановлена после пожара 1864 г., в 1880-х гг. полностью перестроена основная часть храма. В первой половине 1930-х гг. церковь закрыли. В советское время здесь размещался один из цехов фабрики им. КИМ. Остатки храма разобрали в 1968 г. в связи со строительством здания Ленинского мемориального центра.

 

Храмы

В начале XVIII века в русской архитектуре происходит перелом, связанный с коренной ломкой устоев культуры в связи с петровскими реформами и широким проникновением европейской культуры в страну. При Петре I итальянскими и французскими мастерами были завезены идеи распространившегося в Западной Европе архитектурного стиль барокко.
Итальянское слово «барокко» означает буквально «странный», «причудливый». Стиль барокко тяготел к парадной торжественности и пышности. Архитектура барокко отличается мощным размахом, сложностью сливающихся друг с другом, как бы текучих форм, криволинейностью планов и очертаний, связью с окружающим пространством.
Барокко в России развивалось особым путем. Оно было связано с традициями русского зодчества XVII столетия и в петровское время обогатилось в результате воздействия со стороны западноевропейского строительства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: