В данной курсовой работе рассматривается ГК «Ростех» и ее проект «Энергия из отходов», осуществляемый дочерней компанией «РТ-Инвест».
Согласно проекту «Энергия из отходов» компания «РТ-Инвест» планирует построить пять мусоросжигательных заводов. Четыре из них в Подмосковье, а именно: два в Наро-Фоминском и Воскресенском районах, еще два — в Ногинском и Солнечногорском районах. Еще один мусоросжигательный завод будет построен в Казани. Говоря о Подмосковье, можно отметить, что места строительства заводов соответствуют расположению крупнейших полигонов ТБО.
Компании «РТ-Инвест» при осуществлении своего проекта «Энергия из отходов» необходимо будет опираться на визионерскую стратегию. Во-первых, данный выбор стратегии обусловлен тем, что ситуация в сфере мусоросжигания на данный момент такова: имеющиеся мусоросжигательные заводы России устарели в технологическом плане и едва укладываются в нормы безопасности. По проекту новые мусоросжигательные заводы будут соответствовать последним экологическим стандартам. Во-вторых, по новым технологиям планируется построить пять заводов – четыре в Подмосковье и один в Татарстане. Учитывая имеющееся количество функционирующих мусоросжигательных заводов, а именно десять, можно сказать, что это 50% от уже существующих. В-третьих, новые заводы будут не только выполнять функцию утилизации не перерабатываемых отходов, но и функцию энергообеспечения. По приблизительным подсчетам эти заводы могут обеспечить электроэнергией около 1,2 млн. жителей.
Также если рассматривать этот проект на примере существующих мусоросжигательных заводов, то можно сказать, что он достаточно масштабен. К тому же, можно предположить, что «РТ-Инвест» не остановится только на пяти заводах, учитывая ситуацию с отходами по стране. Компания продолжит расширять свой проект. Поэтому к инструментам визионерской стратегии стоит добавить и инструменты классической. У данной компании есть все основания для использования устойчивого конкурентного преимущества.
|
Клиентов выделить достаточно сложно. Поскольку сейчас планируется закрытие значительного количества полигонов ТБО из-за чего рано или поздно основными местами уничтожения отходов станут мусоросжигательные заводы. Тем не менее, можно выделить четыре группы пользователей услугой переработки отходов:
Активные пользователи. Это компании, находящиеся Подмосковье, и компании Татарстана, которые будут находиться близко к заводу, так как именно они станут первыми пользователями.
Пробующие клиенты. Компании, которые находятся в регионе с мусоросжигательным заводом и решают, какой способ утилизации для них приоритетнее: захоронение на полигонах или утилизация на заводе.
Потенциальные клиентами будут являться компании из соседних регионов.
Нецелевая аудитория – организации предпочитающие использовать полигоны для вывоза мусора.
Рисунок 3 – Цепочка ценностей.
Для данного проекта может подойти стратегия обратной интеграции. Перед тем, как отходы попадут на мусоросжигательные заводы, их сортируют. И около 50% отходов отправляются на вторичную переработку. Компания может либо приобрести уже имеющиеся заводы по сортировке, либо построить свои комплексы, тем самым увеличив прибыль (за счет поставки вторсырья) и избавившись от посредников.
|
Стоит отметить, что «РТ-Инвест» может использовать несколько стратегий трансформаций.
Трансформация ассортимента. Мусоросжигательный завод не должен ограничиваться только уничтожением отходов, которые нельзя использовать для вторичной переработки. После цикла сжигания примерно 90% отходов уничтожаются. Оставшиеся 10% это шлаки. Они могут использоваться при строительстве дорожного полотна. Также из шлаков можно выделить оставшиеся после переработки черные и цветные металлы.
Пар, образующийся при сжигании, будет направляться на турбины, генерирующие электроэнергию. Отходы можно считать возобновляемым источником энергии, а, следовательно, мусоросжигательный завод можно поставить в один ряд с такими решениями, как энергия из солнца и ветра. Данные варианты развития уже отображены на цепочке ценности.
Трансформация компании. В рамках самого проекта поиск новых источников дохода невозможен из-за достаточно четкого определения основных целей и направлений. В рамках «РТ-Инвеста» поиск новых источников доходов возможен. Более того, данная организация уже работает в нескольких направлениях: обращение с отходами, транспортные системы и информационные технологии. Стоит отметить, что российская система взимания платы с грузовиков «Платон» была создана при поддержке организации «РТ-Инвест».
Для данной сферы можно выделить следующие критерии групп клиентов:
1. Активные пользователи.
· Простая логистика
· Экологическая безопасность
· Отсутствие других вариантов ближайшей утилизации
2. Пробующие клиенты.
· Простая логистика
· Дешевизна утилизации
· Экологическая безопасность
3. Потенциальные клиенты.
· Стабильное пользование услугой
· Экологическая безопасность
· Дешевизна утилизации
4. Нецелевая аудитория.
· Экологическая безопасность
· Дешевизна утилизации
· Выгода от использования данного вида утилизации
На основе вышеприведенных данных можно сделать следующий вывод: проект имеет хорошие шансы на полноценное осуществление и последующее стабильное развитие и расширение.