Этика – наука о нравственной жизни человека, вобравшая в себя исторический опыт моральных основ жизнедеятельности и культуры поколений, особенности этических традиций, народной педагогики[1].
Мораль [2] – это форма общественного сознания, которая проявляется в системе конкретно-исторических отношений и выступает их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, регулирующих взаимодействие между людьми, а также отношение последних к вещам и явлениям окружающего мира.
Личность – нравственно ориентированный человек, способный взять на себя моральную ответственность за решение или действие, персонифицирующий своё Я в контексте с другими, стремящийся к нравственной самооценке и самосовершенствованию[3].
Нравственность конкретного человека – это освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести.
Нравственность – выработанное и осознанное личностью убеждение в необходимости моральной нормы отношений к окружающему миру, людям и самому себе[4].
Этическая культура – сформированность и гуманистическая направленность ценностных ориентаций, духовных потребностей и мотивов поведения в образе жизни личности, основой которого является служение жизни, человеку, прогрессу[5].
Нравственная культура – осознанно выработанный и постоянно совершенствуемый личностью индивидуальный опыт нравственно ценных отношений к жизни, человеку, окружающему миру, самому себе[6].
Задачи нравственного воспитания [7]:
- Воспитание гуманизма - заботливого, доброжелательного отношения к людям, умения гармонически сочетать свои интересы с общественными, чувства единства слова и дела как повседневной нормы поведения[8];
- Формирование нравственного сознания, основными категориями которого являются: нравственный идеал, нравственные и этические ценности, нормы, этическая оценка, мотивация;
- воспитание ответственного отношения, правовой культуры[9];
- воспитание трудолюбия, потребности в труде, как высшему смыслу жизни, источнику творчества, материального благополучия[10];
- Развитие нравственных чувств и качеств: совесть, честь, достоинство, долг, товарищество, доброта, стыд, коллективизм, милосердие, принципиальность;
- Формирование опыта поведения, соответствующего принятым нормам; выработка нравственных привычек.
- воспитание чувства собственного достоинства[11].
Пути осуществления задач нравственного воспитания [12]:
Потенциал учебных предметов;
Нравственное просвещение во внеклассной работе;
Семейное воспитание;
Средства массовой информации.
Нравственная норма – правило, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.
Нравственные принципы – это исходное начало, которому подчинены нравственные нормы.
Нравственные категории – понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека всегда руководствоваться ими (напр., добро, справедливость, достоинство, счастье и т.п.).
Нравственное сознание складывается из:
- первичных нравственных представлений;
- нравственных понятий;
- нравственных чувств;
- нравственных идеалов;
- нравственных потребностей;
- нравственной воли;
- нравственных навыков.
Направление нравственного воспитания:
1. Воспитание гуманности – воспитание отношения человека к человеку как к высшей ценности;
2. Воспитание сознательной дисциплины и культурного поведения;
3. воспитание экологической культуры.
Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях семьи, коллектива, проявляющаяся в:
§ активной жизненной позиции;
§ единстве слова и дела;
§ гражданском мужестве;
§ решимости в сложных жизненных ситуациях остаться верным своим убеждениям.
О нравственной воспитанности свидетельствуют:
- глубина нравственного чувства;
- способность к эмоциональному переживанию, «муки совести»;
- способность к страданию, к стыду;
- способность к сочувствию;
- моральная образованность;
- способность анализировать, судить, о явлениях жизни с позиций нравственного идеала;
- способность давать самостоятельную оценку нравственным отношениям.
Общечеловеческие ценности – гуманистические нормы общечеловеческой морали, в основе которых лежит убеждение в безграничности возможностей человека, его способности к совершенствованию, утверждение достоинства личности[13].
Образ жизни – устоявшиеся нормы индивидуальной жизни и деятельности личности, характеризующие особенности её поведения, общения, нравственную связь между способом действия и мышления, когда мотивы и стимулы повседневного поведения становятся выражением сознательного нравственного выбора, сориентированного на нравственные ценности[14].
[1] Интернет.
[2] здесь и далее, Анисимов В. В., Грохольская О. Г., Никандров Н. Д. Общие основы педагогики: учеб. для вузов. М.: Просвещение, 2007.
[3] Интернет.
[4] Интернет.
[5] Интернет.
[6] Интернет
[7] Интернет.
[8] Интернет.
[9] Интернет.
[10] Интернет.
[11] Интернет.
[12] Интернет.
[13] Интернет.
[14] Интернет.