Нравственная (этическая) культура.




 

Этика – наука о нравственной жизни человека, вобравшая в себя исторический опыт моральных основ жизнедеятельности и культуры поколений, особенности этических традиций, народной педагогики[1].

 

Мораль [2] – это форма общественного сознания, которая проявляется в системе конкретно-исторических отношений и выступает их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, регулирующих взаимодействие между людьми, а также отношение последних к вещам и явлениям окружающего мира.

 

Личность – нравственно ориентированный человек, способный взять на себя моральную ответственность за решение или действие, персонифицирующий своё Я в контексте с другими, стремящийся к нравственной самооценке и самосовершенствованию[3].

 

Нравственность конкретного человека – это освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести.

Нравственность – выработанное и осознанное личностью убеждение в необходимости моральной нормы отношений к окружающему миру, людям и самому себе[4].

 

Этическая культура – сформированность и гуманистическая направленность ценностных ориентаций, духовных потребностей и мотивов поведения в образе жизни личности, основой которого является служение жизни, человеку, прогрессу[5].

 

Нравственная культура – осознанно выработанный и постоянно совершенствуемый личностью индивидуальный опыт нравственно ценных отношений к жизни, человеку, окружающему миру, самому себе[6].

 

Задачи нравственного воспитания [7]:

  1. Воспитание гуманизма - заботливого, доброжелательного отношения к людям, умения гармонически сочетать свои интересы с общественными, чувства единства слова и дела как повседневной нормы поведения[8];
  2. Формирование нравственного сознания, основными категориями которого являются: нравственный идеал, нравственные и этические ценности, нормы, этическая оценка, мотивация;
  3. воспитание ответственного отношения, правовой культуры[9];
  4. воспитание трудолюбия, потребности в труде, как высшему смыслу жизни, источнику творчества, материального благополучия[10];
  5. Развитие нравственных чувств и качеств: совесть, честь, достоинство, долг, товарищество, доброта, стыд, коллективизм, милосердие, принципиальность;
  6. Формирование опыта поведения, соответствующего принятым нормам; выработка нравственных привычек.
  7. воспитание чувства собственного достоинства[11].

 

Пути осуществления задач нравственного воспитания [12]:

Потенциал учебных предметов;

Нравственное просвещение во внеклассной работе;

Семейное воспитание;

Средства массовой информации.

 

Нравственная норма – правило, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

 

Нравственные принципы – это исходное начало, которому подчинены нравственные нормы.

 

Нравственные категории – понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека всегда руководствоваться ими (напр., добро, справедливость, достоинство, счастье и т.п.).

 

Нравственное сознание складывается из:

  • первичных нравственных представлений;
  • нравственных понятий;
  • нравственных чувств;
  • нравственных идеалов;
  • нравственных потребностей;
  • нравственной воли;
  • нравственных навыков.

 

Направление нравственного воспитания:

1. Воспитание гуманности – воспитание отношения человека к человеку как к высшей ценности;

2. Воспитание сознательной дисциплины и культурного поведения;

3. воспитание экологической культуры.

 

Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях семьи, коллектива, проявляющаяся в:

§ активной жизненной позиции;

§ единстве слова и дела;

§ гражданском мужестве;

§ решимости в сложных жизненных ситуациях остаться верным своим убеждениям.

 

О нравственной воспитанности свидетельствуют:

  • глубина нравственного чувства;
  • способность к эмоциональному переживанию, «муки совести»;
  • способность к страданию, к стыду;
  • способность к сочувствию;
  • моральная образованность;
  • способность анализировать, судить, о явлениях жизни с позиций нравственного идеала;
  • способность давать самостоятельную оценку нравственным отношениям.

 

Общечеловеческие ценности – гуманистические нормы общечеловеческой морали, в основе которых лежит убеждение в безграничности возможностей человека, его способности к совершенствованию, утверждение достоинства личности[13].

 

Образ жизни – устоявшиеся нормы индивидуальной жизни и деятельности личности, характеризующие особенности её поведения, общения, нравственную связь между способом действия и мышления, когда мотивы и стимулы повседневного поведения становятся выражением сознательного нравственного выбора, сориентированного на нравственные ценности[14].

 


[1] Интернет.

[2] здесь и далее, Анисимов В. В., Грохольская О. Г., Никандров Н. Д. Общие основы педагогики: учеб. для вузов. М.: Просвещение, 2007.

[3] Интернет.

[4] Интернет.

[5] Интернет.

[6] Интернет

[7] Интернет.

[8] Интернет.

[9] Интернет.

[10] Интернет.

[11] Интернет.

[12] Интернет.

[13] Интернет.

[14] Интернет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: