Правовое регулирование использования и охраны водных




Ресурсов

 

Государственное управление в области использования и охраны вод осуществляется в целях обеспечения соблюдения юридическими и физическими лицами требований водного законодательства Республики Беларусь. Государственное управление в области использования и охраны вод осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, республиканский орган государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, а также его территориальные органы и иные специально уполномоченные на то органы государственного управления в соответствии с законодательством Республики Беларусь[2].

Совет Министров Республики Беларусь в области использования и охраны вод: обеспечивает проведение единой государственной политики в данной области; утверждает государственные программы рационального использования и охраны вод и принимает меры по их реализации; утверждает лимиты водопользования по областям и городу Минску; руководит деятельностью органов государственного управления в области использования и охраны вод; определяет порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной вод, ведения государственного водного кадастра, выдачи разрешений на специальное водопользование, предоставления водных объектов (их частей) в обособленное пользование, установления размеров и границ водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов и режима ведения в них хозяйственной деятельности; устанавливает границы округов санитарной охраны, ограничительный режим в их пределах для месторождений лечебных минеральных вод объектов республиканского значения; принимает меры для прекращения деятельности юридических лиц, не обеспечивающих выполнения требований водного законодательства Республики Беларусь; осуществляет межправительственное сотрудничество в данной области в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также регулирует другие вопросы.

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в области использования и охраны вод: разрабатывают и утверждают в пределах своих полномочий программы и мероприятия в области использования и охраны вод и принимают меры по их реализации; обеспечивают потребность населения в питьевой воде; принимают решения о предоставлении водных объектов в обособленное пользование; осуществляют государственный контроль за использованием и охраной вод в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь; утверждают лимиты водопользования в пределах своих полномочий; устанавливают по согласованию с органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды в пределах своих полномочий льготы по налогообложению и кредитованию для юридических и физических лиц при внедрении ими малоотходных, безотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, проведении других мероприятий, дающих значительный эффект в области рационального использования и охраны вод; ограничивают, приостанавливают или запрещают в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, деятельность юридических и физических лиц независимо от форм собственности, не обеспечивающих выполнения требований водного законодательства Республики Беларусь; организовывают пропаганду экологических знаний; изучают предложения общественных объединений, юридических и физических лиц в данной области и принимают по ним соответствующие решения[3].

Республиканский орган государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды в области использования и охраны вод в пределах своей компетенции: проводит единую научно-техническую политику в данной области; организовывает разработку и реализацию государственных программ рационального использования и охраны вод; осуществляет комплексное управление водоохранной деятельностью в республике; осуществляет государственный контроль за использованием и охраной вод и проводит государственную экологическую экспертизу; осуществляет совместно с другими уполномоченными на то республиканскими органами государственного управления мониторинг вод и ведет государственный учет вод и их использования и государственный водный кадастр; утверждает совместно с органами государственного санитарного надзора нормативы качества воды и др.

Все воды (водные объекты) подлежат охране от загрязнения, засорения, истощения и других вредных воздействий, которые могут ухудшить условия водоснабжения, привести к уменьшению рыбных и других запасов водного промысла, ухудшению условий существования диких животных, снижению плодородия земель и иным неблагоприятным явлениям вследствие изменения физических, химических и биологических показателей качества вод, снижения их способности к естественному очищению, нарушению гидрологического и гидрогеологического режимов.

Юридические и физические лица, деятельность которых влияет на состояние вод, обязаны проводить согласованные с органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, органами государственного санитарного надзора и иными заинтересованными органами государственного управления мероприятия, обеспечивающие охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, улучшение состояния и режима вод, а также не допускать загрязнения и засорения вод нефтяными, химическими и иными продуктами и отходами производства и потребления.

Отведение в водные объекты отходов производства и потребления запрещается. Отведение в водные объекты сточных и других вод допускается только с соблюдением требований, предусмотренных законодательством. Загрязнение и засорение поверхности водосборов и ледяного покрова водных объектов отходами производства и потребления, отбросами, а также нефтяными, химическими и иными продуктами, которые могут повлечь ухудшение физических, химических и биологических показателей качества вод, запрещается. Юридические и физические лица, деятельность которых оказывает или может оказать вредное влияние на состояние подземных вод, обязаны принимать меры по предупреждению и предотвращению загрязнения и истощения подземных вод, а также обустройству режимной локальной сети наблюдательных скважин для контроля за состоянием подземных вод. Режим эксплуатации сооружений для забора подземных вод должен исключать преждевременное истощение запасов и обеспечивать сохранение природных качеств этих вод.

В случае вскрытия подземных водоносных горизонтов с водой питьевого качества юридические и физические лица, проводящие буровые, горные и другие работы, связанные с поиском, разведкой и эксплуатацией месторождений полезных ископаемых, должны принять меры по охране подземных вод от загрязнения и сообщить об этом в установленном порядке органам государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, органам государственного управления по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике и органам государственного санитарного надзора. В местах нахождения месторождений подземных вод, которые используются или могут быть использованы для водоснабжения и лечебных целей, не допускается устройство накопителей твердых и жидких отходов, полигонов твердых бытовых и промышленных отходов, а также размещение кладбищ, скотомогильников и строительство других объектов, которые могут быть источником загрязнения этих вод[4].

Все скважины на воду, не подлежащие дальнейшему использованию, картировочные, поисковые и разведочные скважины на все виды полезных ископаемых, а также вертикальные и другие горнопоисковые и эксплуатационные горные выработки, заброшенные колодцы должны быть ликвидированы в установленном порядке. Самоизливающиеся скважины на воду подлежат оборудованию регулирующими устройствами, консервации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Ликвидацию горных выработок и ликвидационный тампонаж скважин любого назначения осуществляют организации, выполняющие их проходку, а непригодных и заброшенных эксплуатационных и наблюдательных скважин и выработок - организации, на балансе которых они находятся. В случае невозможности установления собственника заброшенных скважин и выработок их ликвидация осуществляется по решению местных исполнительных и распорядительных органов государственными геологическими предприятиями за счет местных бюджетов. Мероприятия по охране подземных вод, включая создание и эксплуатацию режимной локальной наблюдательной сети скважин, осуществляются за счет средств юридических и физических лиц, деятельность которых оказывает вредное влияние на состояние подземных вод.

Охрана родников (выходов подземных вод на поверхность) осуществляется в порядке, установленном для охраны малых рек. Родники, имеющие особую природоохранную, научную и (или) культурную и иную ценность, объявляются памятниками природы республиканского или местного значения с установлением режима охраны, предусмотренного законодательством Республики Беларусь. Родники могут использоваться в рекреационных, научных, лечебных, познавательных целях и для забора небольшого количества воды. Любая хозяйственная или иная деятельность, способная привести к уничтожению, нанесению вреда, изменению сохранившихся в естественном состоянии родников, не разрешается. Водное законодательство Республики Беларусь основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Водного кодекса Республики Беларусь и иных актов законодательства Республики Беларусь.

Задачами водного законодательства Республики Беларусь являются регулирование отношений в области использования и охраны вод в целях удовлетворения потребностей в водных ресурсах юридических и физических лиц, в том числе иностранных, охраны вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод, восстановления и улучшения состояния водных объектов.


Задача

 

Лесхоз обратился с иском к Васильеву, о возмещении ущерба за самовольную порубку самосева на площадях предназначенных под лесовосстановление. Рассмотрев иск, суд отказал в его удовлетворении, сославшись на то, что срубленные деревья были самосевом. Истец обжаловал решение в областной суд. Какое решение должен вынести суд. Решение обоснуйте.

Решение задачи

Статья 64 «Незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных культур и молодняка» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

«Незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников либо уничтожение или повреждение лесных культур, сеянцев либо саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также молодняка естественного происхождения и самосева на площадях, предназначенных под лесовосстановление, -влечет наложение штрафа на граждан в размере от одной до трех минимальных заработных плат и на должностных лиц - от трех до десяти минимальных заработных плат».

Таким образом, исходя из изложенной статьи, суд должен удовлетворить исковое заявление лесхоза.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: