Теория черт» в исследовании личности




В предыдущем параграфе мы рассмотрели факторы личности в «L», «Q», «T» -данных. Расcмотренные факторы представляют собой группы тесно связанных признаков. Каждая такая группа описывает отдельный самостоятельный аспект личности, а их совокупность формирует представление о размерности личностного пространства.

Теперь каждый испытуемый может быть представлен точкой в пространстве факторов, число которых значительно меньше числа исходных переменных. Например, словарь Олпорта и Одберта содержит около 4500 описательных характеристик личности, которые последовательным рядом процедур удалось сжать до 5 факторов ("Big Five B5". Этот процесс последовательного сжатия информации изображен на рисунке 1. На нем проиллюстрировано достижение экспериментальной психологии по выделению черт личности.

18000 терминов описывающих личность

Грамматический и семантический анализ (Олпорт и Одберт, 1936)

4500 наименований черт

 

171 группа синонимов семантический анализ (Кэттелл, 1946)

 

46 поверхностных черт статистический анализ, метод корреляционных плеяд (Кэттелл, 1946, 1957)

 

 

20 факторов первого порядка факторный анализ (Кэттелл, 1946, 1957)

 

 

9 факторов второго порядка факторный анализ (Кэттелл, 1957, 1969)

 

 

5 факторов третьего порядка факторный анализ (Кэттелл, 1969, 1973)

 

Рис. I.

Однако не меньший интерес представляют результаты типологического анализа.

«Тип личности " является другим способом обобщения данных и представляет собой группировку испытуемых по степени «схожести», близости в пространстве признаков личности.

Ранее было показано, что существуют два основных группировки испытуемых (см. § 2):

1) группировка испытуемых на незаданные группы (или обучение распознанию образов без учителя, автоматическая классификация, кластерный анализ и т.п.

2) группировка испытуемых на заданные группы (или обучение, распознав образов с учителем).

В психологических исследованиях личности все основные результаты получены во второй постановка задачи группировки, т. е. когда группы известим заранее и требуется только разработать метод диагностики групп по психологическим признакам. Пионером применения математических методов для выделения типов является Г. Айзенк. Он не только сформулировал задание выделения типов личности, но и практически предложил один из первых алгоритмов классификации испытуемых на заданные группы, названный им «критериальным анализом».

Первое сообщение о применении «критериального анализа», было сделано Г. Айзенком в 1952 г., когда этот метод был использован для обследования существования невротического типа личности. Г. Айзенк и его коллеги начали эту работу с подбора двух групп испытуемых: здоровых и больных неврозом. Группу здоровых испытуемых составили 207 солдат, отслуживших, по меньшей мере, 6 месяцев и имеющих нормальные умственные способности. Группа больных неврозом состояла из 215 солдат, подлежащих демобилизации по основному заболеванию.

В течение двухдневного периода обе группы испытуемых были обследованы батареей личностных тестов, давшей исследователям 76 характеристик личности. Затем каждая личностная характеристика была изучена с точки зрения ее информативности для дифференциальной диагностики здоровых и больных неврозом. В результате было отобрано 28 информативных характеристик личности. Для построения разделяющего правила использовались методы факторного анализа. С этой целью на 28 информативных признаках строился один-единственный фактор таким образом, чтобы он наилучшим образом разграничивал группы здоровых испытуемых и больных неврозом. Результаты этих расчетов позволили Г. Айзенку прийти к следующему общему выводу. «В таком случае разумно было бы заключить, что батарея собранных здесь тестов, достоверна приблизительно на уровне 0.80 дли диагностики невротизма. Позднее будет показано, что достоверность диагностики может быть повышена, по крайней мере, до 0.85. а возможно и выше 0.90. Эти показатели убедительно подтверждают доводы о том, что при неврозе мы имеем дело с фактором личности, который может быть измерен так же належно и достоверно, как интеллект».

 

5. Понятие «когнитивного стиля»

Индивидуальный стиль деятельности (лат. Individuum неделимое и stylos стерженек для письма) — характеристика деятельности, которая представляем собой достаточно устойчиво используемый способ достижения индивидом типичных задач, отличающийся от других возможных способов только своим процессом, но не результативностью. Так, при необходимости работать в повышенном темпе человек с подвижным типом нервной системы может решать задачи па основе способное легко ускорять действия и переходить от одного состояния к другому - а человек инертного типа может опираться на свою предусмотрительность, внимание, систематичность. К. Стаднер трактовал индивидуальный стиль, как обобщенные перцептивные и реактивные схемы, обусловленные личностными особенностями. При этом перцептивные стили представляют собой обобщенные схемы соотнесения образов, а реактивные стили - различные типы эмоционального разряда (например, двигательные, соматические, миокинетические). Эти стили не связаны с конкретным содержанием переживаемого и осознаваемого, а являются формально динамическими образованиями.

В работах Г..А. Климова понятие стиля деятельности рассматриваемся в зависимости от типологических свойств нервной системы.

Когнитивный стиль - понятие, впервые использованное Д. Адлером для обозначения характеристики личности, которая представляет собой устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов, предопределяющие использование различных исследовательских стратегий. В рамках его индивидуальной психологии понимался как своеобразие жизненного пути личности. структурированного постановкой и достижением целей.

Г. Олпорт стал рассматривать когнитивный стиль как интегральнуя систему личноти и инструментального порядка (способы и средства для достижения целей). В дальнейшем данной проблемой занимались К. Стаднер, Г. Виткип и др.

Неочевидным образом связан с эффективностью решения познавательных задач, так как характеризуется выбором какого-либо одною из возможных и примерно равнозначных путей их решения.

Выделяют такие тины когнитивного стиля, как:

1. дифференцированиость - глобальность;

2. сложность - простота;

3. интернальный локус контроля — экстернальный локус контроля;

4. артикулированность — монолитность и др.

Диапазон эквивалентности (англ. equivalence rаnge) исследован Р. Гарднером как форма когнитивного стиля. Это — преобладающая тенденция усматривать сходства или различия между предметами или явленнями. Чем больше индивид ориентирован на различия, тем больше групп формируется при свободном объединении, тем уже диапазон эквивалентности, тем более выражена его аналитическая направленность. При этом речь идет не о способности видеть различия, но об ориентированности личности.

Зависимость от поля (англ. Field-dependent - Field independent) Г. Виткиным как форма когнитивного стиля. Полезависимость (поленезависнмость), как целостный симптомокомилекс взаимосвязанных операционных черт личности, основана на способности к дифференциации личностных сигналов от внешних воздействий. У отдельно взятого индивида может преобладать либо зависимость от поля, либо независимость от поля. Зависимость от поля предстает как синтетичность, зрительная и пространственная ориентированность, быстрота опознавания. Независимость от поля аналитичность, вербализация, ориентированность на временные последовательности элементов восприятия, медленность опознавания. Данный когнитивный стиль выявляется при помощи ряда тестов(«Rod and Frame Test» и «Fmbedded Figure Test») обусловливает особенности классификации и категоризации различных жизненных событий. Показано, что в различных жизненных ситуациях когнитивная сложность индивида может меняться.

Когнитивная сложность или простота определяется при помощи методик, в которых количество оснований для классификации объектов не задается экспериментатором, а определяется самим испытуемым.

Именно определение Когнитивной сложности (дифференцированности) неразрывно связано с Теория ми личностных конструктов.

Дж.А. Келли (1905-1977). Американский психолог, создал теорию личностных конструктов (лаг. constructio построение), в которой каждый человек рассматривается как некий исследователь, который строит образ окружающего мира при помощи определенных категориальных шкал, или «личностных конструкторов», свойственных именно ему. На основе этого образа мира происходит выдвижение гипотез о событиях, планирование и реализация тех или иных действий.

Личностный конструкт представляет собой оценочную систему которая используется индивидом для классификации различных объектов его жизненного пространства. Субъективное средство, сконструированное на собственном опыте с помощь которого индивид выделяет, оценивает и прогнозирует события, организует собственное поведение. Основан на способности человека устанавливать общее между двумя предметами и противопоставлять их по этому основанию другим предметам.

Конструкт всегда имеет два полюса, например, хороших - плохой. Все конструкты индивида организованы в сложную иерархически организованную систему, уникальную для каждого человека. В зависимости от составляющих его компонентов личностный конструкт может быть сложным или простым, что позволяет рассматривать его как форму когнитивного стиля.

Обобщением данных на более высоком уровне, полученных с помощью подобной такой системы данных, можно считать Имплицитную теорию личности.

Имплицитная теория личности (англ. Implicit - невыраженный и греч. Theoria - исследование) создана Дж. Брунером и Р. Тагиури (1954 г.). Включает в себя представления о структуре и механизмах функционирования личности, своей или другого человека, которые были сформированы не в научном исследовании, а в повседневной жизни. Получи сведения о наличии у человека какой-то черты, названной на обыденном языке, практически любой индивид – носитель языка - делает непроизвольный вывод о наличии у данного человека и других черт, связанных с известной. Предметом имплицитной теории может выступать не только личность, но и другие индивидуальные процессы (память, интеллект и пр.). Основана на интуиции (на общем ощущении или представлении), не имеем строгой понятийной формализации. Вместе с тем, в экспериментах показано, что в среднем имплицитная теория бывает достаточно адекватной, соответствующей тем свойствам человека, которые фиксируются в научном исследовании

Диагностики. Для изучения личностных конструктов им был разработан метод «репертуарных решеток», который был призван пополнить клинический метод описания уникального индивидуального омыта. Основой для дальнейших модификаций, можно считать «тест ролевых конструктов». На его основе были создан Тест Репертуарных решеток в различных модификациях (имплицитные, «сопротивляющиеся изменениям», Хинкла ТРР т. д.)

Усовершенствование ЭВМ и доступность специальных пакетов многомерного шкалирования и кластерного анализа, позволяют получать модели представлений испытуемых о тех или иных явлениях и процессах каксоциально-политической, так сугубо психологической природы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: