Устное народное творчество




- жанр исторической песни.

- былины. (Владимир Красное Солнышко, Василий Буслаев, Садко)

Исторические песни, посвященные времени монголо-татарского ига (“Князь Роман и Марья Юрьевна”, “Авдотья- Рязаночка”, “Девушка спасается от татар”, “Мать встречает дочь в татарском плену”, песни о девушках-полонянках), раскрывают в поэтической форме глубокий драматизм положения народа в условиях опустошительных нападений врага, благородство и мужество простых людей, отстаивающих честь и свободу. Образ страдающей под тяжким игом Русской земли воплощается чаще всего в образе чистой и стойкой духом красавицы-невесты, похищаемой злым врагом и попадающей в ненавистный плен.

Ряд сказаний и песен возник в связи с Куликовской битвой. В одной из песен говорится о богатыре Сухмане, побившем врагов и истекшем кровью на берегу Непры-реки – по- видимому, Непрядвы. Народно- поэтическая основа видна и в рассказе “Сказание о Мамаевом побоище” о поединке богатырей в начале битвы – русского монаха Пересвета с ордынцами.

Особый цикл песен и повестей был связан с Великим Новгородом и среди них- знаменитые былины о Василии Буслаеве, Садко. В новгородских былинах отразились богатство и могущество Великого Новгорода, его внутреннее устройство, смелые и сильные образы новгородцев.

Письменность

Более 600 берестяных грамот было найдено при раскопках в Новгороде. Они содержат повседневную переписку новгородцев, раскрывая самые разные стороны жизни. Многие грамоты посвящены хозяйственным вопросам: “Поклон от Михаила к господину своему Тимофею. Земля готова, нужны семена. Пришли, господин, человека, а мы не смеем брать рожь без твоего слова”,- это писал, вероятно, приказчик своему господину. Есть грамоты, фиксирующие повинности крестьян. “На Терехе и на Лутьяне рубль. И на их внучате, на Микифоре на Григорь 4 гривне”. Некий “раб божий Селивестр”, очевидно, ростовщик, перечислил своих должников: “У Лунька полтина. У Захарья полтина… У Бориска полутора рубля… Есть грамоты о покупке земель, о торговле, о военных походах. Есть грамоты связанные с деятельностью новгородского посадника Юрия Онцифоровича и его сына Михаила, найденные в том месте, где в XV в. стоял один из каменных домов в Новгороде. Много грамот посвящено бытовым делам. Борис сообщает жене Настасье о том, что задерживается по делам и просит выслать ему рубашку. Одна из грамот содержит брачное предложение.

Найдена и деревянная дощечка с азбукой, по которой учили новгородских ребятишек читать и писать пять-шесть столетий тому назад.

Стены новгородских и псковских церквей покрыты многочисленными надписями, процарапанными на камне и очевидно похожими на письмо берестяных грамот. Люди верили, что надпись, начертанная на стене храма, поможет им или будет иметь силу клятвы: “Господи, помози рабу своему…”

На одном из внутренних столбов церкви на Нередице отчетливо видна запись какой-то женщины, фиксировавшая взятый долг: “ на Лукин день взяла проску и пшеницю”. Такие надписи принадлежали, конечно, простым людям и являются свидетельством их грамотности.

Значительно большее, чем прежде, развитие получила в XIV-XV вв.письменная документация, летописи, различные книги, которые писались на пергаменте и на бумаге. Пергамент был не только дорог, но и быстро писать было сложно, поэтому, спрос на бумагу возрастал. Бумага позволяла быстро писать, увеличивая выпуск книг. На Русь бумагу доставляли из Италии, Франции, немецких земель. Листы бумаги разрезались и склеивались в виде длинных свитков, иногда в виде тетради из 4 листов. Из нескольких сшитых тетрадей делалась книга, которая заключалась в массивную кожаную или деревянную обложку, нередко богато украшенную серебряным с позолотой “окладами”, бархатом и т.п. Писали гусиными перьями. Чернила делались из железной ржавчины, дубовой коры, вишневого клея, кваса или кислых щей, меда, которые определенным образом смешивались, кипятились, выдерживались и давали вещество, удобное для письма и имевшее необходимую вязкость и блеск. В виде причудливых картинок изображались заглавные буквы начала текста. Часто применялся орнамент из изображений фантастических существ, а с XV в. получил распространение плетеный и растительный орнамент. Русские люди любили и ценили книгу, не жалели сил для ее украшения. Книга была драгоценностью не меньшей, чем ювелирные изделия.

Архитектура

“Архитектура – это душа народа, застывшая в кармане”Н.М.Карамзин.

во времена татаро-монгольского нашествия деревянное зодчество было сожжено, каменное – разрушено, утеряна технология, первые строения этого периода разваливались, но постепенно восстанавливается ремесло, начинается строительство городов, храмов, оборонительных сооружений. Наиболее ярко “душа народа”, ее особенность и величие проявилось в строительстве храмов. Древние традиции не прерывались

Тверь стал первым городом Северо-Восточной Руси, где после нашествия снова начали каменное строительство (храм Спаса-Преображения в 1285-1290 гг.) Храм построен в стиле традиций владимиро-суздальского зодчества. Это был шестистолпный, крестово-купальный храм, украшенный белокаменными рельефами, медными дверями, майоликовым полом.

Новгород в XIV-XV вв. находится в период экономического и политического подъема.

Церковь Николы на Липне близь Новгорода была построена в 1292 г. Она являлась как бы форпостом на пути к Новгороду. Сохранив традицию четырехстолпного одноглавого храма, новгородские зодчие внесли много нового в конструкцию. Покрытие было сделано трехлопастным (позднее переделано на четырехскатное), вместо трех аспид осталась одна в центре, опущенная до половины здания, не стало деления фасадов лопатками, и здание приобрело массивность и монолитность.

Во второй половине XIV в. в новгородском стиле появляется стремление к нарядному, декоративному убранству постройки. Это проявилось в церкви Спаса на Ильне, построенного в 1374 г. Здесь декоративная обработка фасадов и аспид еще более разнообразна и богата.

Своей красотой и строгостью поражает церковь Петра и Павла в Кожевниках. Новгород. 1406-1407 гг.

В Пскове в 1413 г. была построена Церковь Василия на Горке. Эта церковь представляла собой небольшие кубические постройки с одной главной, украшенной простыми поясками в виде треугольных и квадратных углублений.

Церковь Богоявления со звонницей на Запсковье, построенная в 1496 г.

В Москве каменное строительство началось во второй четверти XIV в. Сохранившимися памятниками того времени являются Успенский собор в Звенигороде (около 1400 г.), Собор Саввина-Сторожевского монастыря в Звенигороде (1405) и Троицкий собор в Троице-Сергиева монастыря в Загорске (1422 г.)

В конце XV в. был построен Успенский собор Московского Кремля (1475-1479 гг.), Благовещенский собор Московского Кремля (1484-1489 гг.), Грановитая палата Московского Кремля (1487-1491 гг.).

Живопись

а) Феофан Грек, Андрей Рублев.

Феофан Грек приехал на Русь из Константинополя. Принеся лучшие традиции византийского искусства, Феофан Грек органически соединил их с русским искусством, став крупнейшим мастером русской живописи.

Андрей Рублев предположительно родился около 1360 г., умер 29 января 1430 г. Он был иноком Троице-Сергиева, а потом Спосо-Андронникова монастырей. В 1405 г. вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца Андрей Рублев расписывал Благовещенский собор, в 1408 г. работал над росписью восстанавливавшегося Успенского собора во Владимире вместе с Даниилом Черным. Между 1425 и 1427 гг. принимает участие в росписи Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, а в 1427-1430 гг. работает над фресками Спасо-Андронникова монастыря.

б) изделия мастеров ювелирного дела:


- шапка Мономаха

- золотой кубок

- расшив жемчугом


Быт

Петрушка – это национальная игрушка, которая была любимым персонажем народа.

Крестьяне и ремесленники жили в деревянных избах и жилищах полуподземного типа (на юге), топившихся по-черному. Феодальная и городская знать возводила большие терема и дворцы, иногда из нескольких этажей или нескольких зданий, соединенных между собой переходами. Внутреннее убранство помещений было скромным, предметы обихода были большей частью деревянными. Помещения освещались лучинами, но в богатых домах горели светильники, наполненные маслом.

Заметные различия были и в одежде. Простые люди носили короткое, удобное для работы платье, знать, наоборот, наряжалась тяжелые и длинные одежды, украшенные дорогим шитьем и драгоценностями. Крестьяне ходили в лаптях, горожане, как в Новгороде, носили кожаную обувь.

В пищу употреблялся хлеб, выпекавшийся из ржи и пшеницы; из пшена делали кашу с медом, из гороховой и овсяной муки варили кисели. Употребляли овощи- капусту, репу, морковь, огурцы, свеклу, лук, редьку, чеснок; мясо- говядину, баранину, свинину. Много было рыбы, которая в изобилии водилась в реках и озерах. Из молочных продуктов известных с древнейших времен: молоко, масло, сыр. Изготовляли разные напитки: квас, пиво, варили мед. Употребляли овощи- капусту, репу, морковь, огурцы, свеклу, лук, редьку, чеснок; мясо- говядину, баранину, свинину.

2. Русская православная церковь 2-й половины 13-15 вв.

Тяжело было татарское иго для русского народа. Русские области были обложены данью. Отряды татар производили сбор дани с бесчеловечной жестокостью. Если кто не платил, ссылаясь на бедность, того беспощадно били палками. Забирали у крестьян почти все пожитки, лошадей, земледельческие орудия. Если нечего было взять у бедняков, забирали дочерей, сыновей или их самих уводили в рабство. До сих пор народ в песнях своих вспоминает, как татарин брал дань:

С князей брал по сту рублей,

С бояр по пятидесяти,

С крестьян по пяти рублей;

У кого денег нет,

У того дитя возьмет;

У кого жены-то нет,

Того самого головой возьмет.

Духовенство и благочестивые люди видели в этом Божью кару за грехи и беззакония, в которых утопал несчастный народ.

К счастью, татары не преследовали христианской веры, хотя во время первого нашествия грабили и разоряли церкви. По законам Чингисхана служители всех вероисповеданий освобождались от платежей дани. В то время, как татары брали дань со всех сел и городов, с монастырей и церквей ничего не брали. И хоть Русская церковь была освобождена от уплаты дани, она тоже испытала на себе ордынский гнет. Русские митрополиты, находясь в зависимости от ханской милости, подобно князьям, должны были ездить в Золотую Орду на поклон к хану. Но общность веры сплачивала людей, помогала им легче переносить невзгоды и с надеждой смотреть в будущее. Православная Церковь была силой, стабилизирующей русское общество.

Княжеская и светская власть в XIV веке.

Вспомните причины возвышения Москвы. Это географическое положение, относительная безопасность края, личные свойства и политика московских князей, содействие служилых людей, распадение и неурядицы в Золотой Орде и конечно поддержка церкви.

К этому времени наблюдается разгром и запустение Киева. Киев не становится русским Римом. Митрополиты покидают его и устремляются на север: в 1299 году митрополит Максим перенес свою резиденцию из Киева во Владимир. Теперь духовным центром становится Владимир. В IV веке росло могущество Москвы и около нее собиралась мало-помалу Русская земля, в церковной жизни большую роль играл митрополит Петр, который в 1325 году переселяется в Москву, в стольный город одного их сильнейших князей – Ивана Калиты и всеми силами старается помочь этому князю одолеть противников, утвердить единовластие. Историк Соловьев писал: “Русское духовенство было всегда сторонником единой самодержавной власти. Вот почему, когда московские князья начинали стремиться к единовластию, то стремления их совершенно совпадали со стремлением духовенства; можно сказать, что вместе с мечом светским, великокняжеским, против удельных князей постоянно направлен меч духовный”. Таким образом, интересы церкви и русских князей совпадают. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

Москва – церковная столица Руси. Митрополит Петр

Святитель Петр, митрополит Московский, родился на Волыни. В 12 лет юный Петр поступил в монастырь. К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха. После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рата он поставил келью и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским. Для приходивших иноков был выстроен храм во Имя Спаса. Избранный игуменом, святой Петр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству. По его инициативе в Кремле был заложен каменный храм Успения Божией Матери. 21 декабря 1326 года святитель Петр отошел к Богу. Святое тело Первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил. Через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте, он был причтен к лику святых.

Митрополит Иона

Святитель Иона, митрополит Московский и всея России чудотворец, родился в городе Галиче в благочестивой христианской семье. В двенадцатилетнем возрасте юноша принял постриг в одном из галичских монастырей. Юный инок смиренно и усердно исполнял различные послушания, неукоснительно соблюдая заветы первых игуменов обители. Святитель Фотий, митрополит Киевский посетил однажды Симонов монастырь… Увидев Иону, он благословил инока и пророчески предсказал присутствующим, что тот будет великим святителем Русской Церкви и многих обратит на свой путь спасения.

За труды на благо Церкви Христовой святитель Иона удостоился от Бога благодатного дара чудотворений и прозорливости. В декабре 1448 года в Москве был созван Церковный Собор для избрания Предстоятеля Русской Церкви. Святитель Иона был избран Митрополитом Всероссийским с титулом "Киевской и всея Руси".

В 1472 году мощи святого митрополита Ионы были обретены нетленными и положены в Успенском соборе Кремля. Собор Русской Церкви 1547 года установил праздновать святителю Ионе, митрополиту Московскому, особую память.

Обретение независимости Русской Церкви от Константинопольского патриарха

ИСИДОР КИЕВСКИЙ

На Флорентийском соборе русский митрополит ИСИДОР КИЕВСКИЙ, грек по происхождению, подписывает церковную унию об объединении православной и католической церквей под властью римского папы. Собор русских епископов осудил Исидора как пособника «латинян». Его представят перед церковным судом и в 1441 он будет заключен в тюрьму, но через три года бежит.

Важнейшие события из истории церковной иерархии

Сергий Радонежский – великий заступник Земли Русской.

Лишь избранным

Среди православных праведников и подвижников наиболее почитаемым был основатель Троицкого монастыря под Москвой - Сергий Радонежский.

Удалившись от мира он снискал уважение безгрешной простотой своей жизни и обрел многих учеников и последователей.

До принятия монашества он звался Варфоломеем. Его отец и мать были Ростовскими боярами, владели имениями, но так случилось, что они разорились и были вынуждены доживать свой век городке Радонеже, что в 54 верстах от Москвы. После их смерти Варфоломей покинул родительский дом и решил посвятить себя Богу, поселившись в пустынном, уединенном месте. Прослышав о великом праведнике, потянулись к нему люди. И скоро рядом с домиком Сергия вырос монастырь – будущая знаменитая Свято-Троице-Сергиева лавра.

Не на словах, а на деле

В основанной Сергием лесной обители царило равенство. Игумен и монахи вкушали одну и ту же пищу, вместе творили молитву и сообща трудились.

Сергий тихими и кроткими словами смягчал даже самые ожесточенные сердца. Он мирил враждующих и утешал несчастных, подбадривал слабых и укрощал строптивых, наставлял заблудших и вразумлял малоумных. В отчаявшихся вселял надежду, не в меру возомнивших о себе избавлял от гордыни. Его доброты и терпения хватало на всех.

Труды преподобного Сергия. Михаил Нестеров. Триптих. 1896-1897 гг.

Заступник Русской земли

С именем преподобного Сергия связан взлет русской культуры в конце XIV – начале XV века. Этот великий праведник осенил гений Андрея Рублева и вдохновил на написание икон множество других изографов. Житие и подвиги Сергия Радонежского воспевают Епифаний премудрый и Пахомий Логофет, Герман Тулупов и Дмитрий Ростовский… После канонизации в 1452 году появляется великое множество икон с изображением любимого русскими людьми святого.

Он обладал самым притягательным для русского сердца качеством – смиренной кротостью. В нем справедливо видели заступника Русской земли перед Богом. Его благословением дорожили как знаком Божиим и великий князь московский Дмитрий Иванович, и митрополит Киприан… А он, презрев мирские соблазны, жил в великой скромности, бесконечных трудах и не искал ни в чем “первого места” или какой награды.

А. Новоскольцев «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия на борьбу с Мамаем»

И. Рерих «Канун» Сергий Радонежский, Дмитрий Донской иллюстрация к «Задонщине»

Перед Куликовским сражением

Сергий Радонежский благословляет Дмитрия (Донского)

Икона "Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву

Благословляя князя и его войско на битву, Сергий сказал: «Иди, господине, небоязненно. Господь поможет тебе на безбожных врагов», а затем, понизив голос, пророчески добавил тихо одному князю: «Победиши враги твоя». Предсказания Сергия повысили в войске отвагу и уверенность в победе.



Покровитель школяров.

Великий святой Сергий Радонежский почитается не только как заступник Русской земли, но и как покровитель школяров.

Когда-то отроку Варфоломею тяжело давалось учение, но он не отступал от намерения познать Священное писание, понять книжную премудрость. По легенде, сам Господь помог Варфоломею преодолеть трудности.

Однажды в лесу мальчик встретил монаха, который благословил его и подарил шкатулку. Это была не простая вещица, а ларец знаний. С тех пор Варфоломей все легко запоминал и усваивал.

Вот почему повелось на Руси, желая успехов в учении, взывать к Сергию Радонежскому.

Свято–Троице–Сергиева Лавра оплот русской духовности

Монастыри на Руси появились вскоре после ее крещения. Во время войн, смут, нашествий чужеземцев они были оплотом русской духовности, хранителями национальной культуры. Монастырская жизнь считалась образцом праведной жизни. Во время татарского нашествия число монастырей очень увеличилось. В XIII – XIV веках на Руси насчитывалось около 200 монастырей. Из северных монастырей наиболее значителен Троице – Сергиевский, основанный святым Сергием Радонежским.

Сергий Радонежский и его ученики и последователи заложили более 30 новых обителей.

Мы закончили изучение темы и выяснили, какую важную роль сыграла русская церковь в становлении централизованного государства. А теперь вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: “Какой жизненный подвиг совершили наши великие чудотворцы, почему русский народ с особенно теплым чувством относится к ним, бережно хранит память и славит их деяния?”

IV. Рефлексия учебной деятельности (итог)

Подведем итог урока:

1. Что вы выяснили сегодня на уроке?

2. Какой вывод вы можете сделать?

3. Как вы считаете, мы достигли цели урока?

V. Домашнее задание: Записать тему, план и основные моменты по каждому пункту плана. Просмотреть презентацию к занятию.

Просмотреть урок на сайте «Российская электронная школа».

1. https://resh.edu.ru/subject/lesson/1474/

Просмотреть видеоролики на сайте youtube и подготовиться к контрольной работе № 4 по теме: «От Древней Руси к Российскому государству» по 5 разделу «История Отечества с древнейших времен до конца XV века (до 1505 г.)»

п/п Название видеоролика на сайте Ссылка на видеоролик
1. Развитие кул-ры в рус. землях во втор. пол. XIII–XIV вв. https://www.youtube.com/watch?v=ZNHzKkw3d7A&feature=emb_logo
2. 6 класс - История - Культура Руси в 13-14 веках (Часть 1) https://www.youtube.com/watch?v=xHNFk61APUw&list=PL_WBcow_7K5aiK01d80EHKjT3HvEJdPji&index=12&t=0s
3. 6 класс - История - Культура Руси в 13-14 веках (Часть 2) https://www.youtube.com/watch?v=WfqAR6e0zGg
4. Русская православная церковь во второй половине 13 - середине 15 века https://www.youtube.com/watch?v=zy-7UZpzxzk

По всем возникающим вопросам обращаться:

А. По номерам мобильного телефона:

1. Лугаком - +380721668935;

2. MTC - +380952275771 (также на этот номер установлены WhatsApp, Viber, Telegram, Imo, Skype (ник - manonoka));

Б. В социальных сетях:

1. "Вконтакте" - https://vk.com/svetlana_zimovets;

2. "Одноклассники" - https://ok.ru/svetlana.gaponova;

3. Мой мир (электронная почта/почтовый ящик) - https://my.mail.ru/mail/gaponova.svetlan/;

4. Facebook - https://www.facebook.com/gaponova.svetlan;

5. Instagram - https://www.instagram.com/_svetlana_zimovets_/;

6. Twitter - https://twitter.com/SvetaZimovets.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: