Тип и вид урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Усвоение новых знаний
III. Закрепление, формирование умений и навыков
IV. Домашнее задание.
Ход:
I. Организационный момент
II. Усвоение новых знаний
План урока:
1. Русская культура II половины XIII – XV вв.
2. Русская православная церковь II половины XIII – XV вв.
Русская культура 2-й половины 13- 15 вв.
Монгольское нашествие нанесло значительный ущерб не только хозяйству, но и культурному развитию, быту населения русских земель.
Были разрушены города и монастыри, практически не велось летописание, были уничтожены многие книги.
В упадок пришли ремёсла. Так, например, навсегда был утерян секрет перегородчатой эмали. Многие талантливые мастера и ремесленники были угнаны в плен, поэтому некому было передать накопившийся опыт в ремёслах и зодчестве.
Однако во второй половине XIV века начинается постепенное возрождение Руси.
о начале возрождения культуры в русских землях
Книжном деле и летописании.
Литературе и устном народном творчестве.
Зодчестве и живописи Руси второй половины XIII–XIV веков.
Освоение новых земель и развитие хозяйства привели к постепенному возрождению культурной жизни и централизации её вокруг Москвы, которая и возглавила борьбу против Золотой Орды.
Вспомните, что централизация – это подчинение всех земель одному центру.
В XIII–XIV веках, книги всё ещё были рукописными. Но начавшийся в XIV веке ввоз бумаги на Русь способствовал их удешевлению, что, в свою очередь, привело и к увеличению количества книг.
Они, как и прежде, хранились и создавались в монастырях либо при княжеских книжных мастерских.
В это же время появилась новая техника письма – полуустав – более свободное письмо, чем строгий устав. Теперь буквы могли иметь наклон, строки стали менее ровными.
|
Возродилось и летописание.
В конце XIII – первой половине XIV века новыми летописными центрами стали Ростов, Псков, Суздаль и Москва.
Основой темой в разных сферах творчества этого периода, в том числе и в летописях, стала тема необходимости объединения русских земель для борьбы с Золотой Ордой.
В устном народном творчестве продолжали создаваться и достигли своего расцвета былины.
Героический былинный эпос возвращался к теме Киевской Руси и князю Владимиру Красное Солнышко.
Эпос – это совокупность произведений народного творчества.
Например, новгородские былины были посвящены купцам Садко и Василию Буслаеву.
Появился и такой новый жанр устного народного творчества, как исторические песни. Главными героями здесь были обычные люди, которые боролись с захватчиками, либо девушки, попавшие в ордынский плен.
Примером таких песен является «Песнь о Щелкане», в которой рассказывается о восстании жителей Твери в 1327 году против баскака Щелкана.
Вспомните, что баскак – это представитель ордынского хана на Руси.
Песня так описывает поведение Щелкана:
Брал он, млад Щелкан,
Дани-невыходы,
Царские невыплаты.
С князей — по сто рублей,
С бояр — по пятидесяти.
У которого денег нет,
У того дитя возьмёт;
У кого дитяти нет,
У того жену возьмёт;
У кого жены нет,
Того самого головой возьмёт.
Ещё один пример исторических песен – «Песнь об Авдотье Рязаночке», которая освободила из плена ордынцев жителей Рязани и возродила город.
|
Основными жанрами в литературе Руси XIII–XIV веков стали воинская повесть и жития святых.
Воинские повести основывались на реальных исторических фактах и рассказывали о боевых подвигах русского народа, а жития описывали жизнь и заслуги выдающихся деятелей русской церкви и князей, причисленных к лику святых.
Одним из таких памятников русской литературы является «Повесть о разорении Рязани Батыем», которая включает в себя и рассказ о Евпатии Коловрате.
В основу этой повести легли подлинные события 1237 года, когда войско Батыя взяло Рязань и убило много горожан и княжескую семью.
Уцелевшие жители собрали дружину, которую возглавил Евпатий Коловрат «И погнались вслед безбожного царя… И начали сечь без милости.
И смешались все полки татарские. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими. Почудилось татарам, что мёртвые восстали.»
Одними из самых известных и популярных жизнеописаний того времени являются “Житие Александра Невского” и “Житие Михаила Тверского”.
Восхваляли Александра Невского здесь, например, за победу на Чудском озере:
«…И возвратился князь Александр с победою славною,
и было много пленных в войске его,
и вели босыми подле коней тех, кто называет себя “божьими рыцарями”»
Постепенно, с конца XIII века возрождалось хозяйство, отстраивались города, снова начали возводить каменные строения.
В Твери в этот период был построен собор Спаса Преображения, который до наших дней не сохранился.
Он был возведён по образцу Успенского собора во Владимире.
|
Зодчими Великого Новгорода были созданы выдающиеся памятники архитектуры. Первым из них стала церковь Николы. Она находится на речном острове Липно. Это одна из немногих сохранившихся каменных построек Новгорода конца XIII века.
Наиболее яркими памятниками новгородского зодчества второй половины XIV века являются церковь Спаса Преображения на Ильине улице и церковь Фёдора Стратилата.
От суровых домонгольских храмов их отличала лёгкость и торжественность форм.
Зарождение каменного строительства в Москве относится ко времени правления Ивана Калиты.
А знали ли вы, что калита — это старинное русское название кошелька с деньгами, который крепился к поясу? Князь накопил большие богатства и из такого кошелька раздавал милостыню нищим.
В первые деятилетия XIV века при Иване Калите в Москве началось создание целого храмового ансамбля.
Были построены Успенский и Архангельский соборы,церкви Иоанна Лествичника и Спаса на Бору (до наших дней не сохранилась), величественный Успенский собор в Коломне.
Для подчёркивания столичной преемственности в Москве при строительстве храмов использовались владимирские традиции зодчества.
Вспомните, что характерными особенностями владимиро-суздальского зодчества были пышность и торжественность построек.
Их фасады были украшены декоративными нишами с фресками, скульптурными крестами, треугольными впадинами.
Они подчёркивали величие владимирских князей.
Чудом русской архитектуры и ярким памятником домонгольского периода можно назвать церковь Покрова на Нерли.
Во второй половине XIV века началось строительство каменного Кремля. На тот момент он был единственным подобным строением в Северо-Восточной Руси и свидетельствовал о возрастании могущества Москвы.
Кремль возводился из подмосковного известняка – белого камня. Поэтому его называли белокаменным.
А ведь первое упоминание о Москве относится к 1147 году и связано с именем князя Юрия Долгорукого,
Когда как уже ко второй половине XIV века вокруг неё начали собираться русские земли.
А вот пограничное положение Псковских земель обусловило строительство здесь оборонных сооружений.
Все каменные здания Пскова имели строгие и лаконичные черты крепостной архитектуры.
Так, в 1330 году была возведена крепость Изборск, а в самом городе был построен большой каменный кремль, общая длина его стен составляла 9 км.
Неотъемлемой частью любого храма является его внутреннее убранство.
В конце XIV века частью внутреннего оформления храмов на русских землях стал иконостас.
Он представляет собой стену из поставленных в несколько рядов икон, которая отделяет алтарь от остальной части церкви.
Иконы в алтаре расставлялись в определённом порядке: в нижнем ряду находится икона с изображением святого или события, в честь которого построен храм.
В следующем ряду икон, по центру располагается изображение Христа, а по бокам алтаря в молитвенных позах – Богоматерь, Иоанн Предтеча, апостолы, архангелы, святители.
На Руси возрождение иконописи связано с именем византийского мастера Феофана Грека.
Это великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.
Феофан Грек приехал в Новгород в 70-х годах XIV века.
Им была расписана церковь Преображения н Ильине улице. Этот храм стал образцом для новгородских живописцев.
Его новгородские работы отличались от более ранних византийских.
Фефан Грек позволял себе играть с цветом и выписывать фигуры святых, будто они находились в движении.
Одним из самых ярких его творений считается икона Донской Божией Матери, в классическое изображение которой он добавил ярко-васильковую полоску вокруг лица.
Феофан Грек работал также и в Москве, где расписал церковь Рождества Богородицы, терем князя Владимира Храброго, Архангельский собор, создал иконостас в Благовещенском соборе. Для этого собора Феофан Грек написал 25 икон.
Таким образом, несмотря на разрушительное нашествие монголов и утрату многих ценностей, культура на русских землях продолжала развиваться, а её возрождение практически совпало с одноимённой эпохой в Западной Европе.
Восстановление культуры происходило на фоне объединения русских земель, главная предпосылка которого – стремление освободиться от иноземного ига.
Тема объединения стала основной в книжном деле и летописании, литературе и устном народном творчестве, зодчестве и живописи Руси второй половины XIII–XIV веков.
Выводы:
Нашествие татаро-монгольское нашествие на Русь имело катастрофические последствия для ее экономики и культуры. Полное разорение, разрушение городов, храмов, истребление значительной части населения, потеря ремесел, установление жесткого, жестокого золотоордынского ига на два с половиной столетия, частые набеги, дань – все это создало крайне неблагоприятные условия для восстановления, развития культуры. Были забыты многие технические приемы и навыки, некоторые виды ремесел вообще исчезли. На полвека прекратилось каменное строительство (из-за отсутствия материальных средств и мастеров-строителей), оказались утраченными основные виды используемой ранее строительной техники, поэтому здания были так недолговечны. Деревянное зодчество погибло в огне. В огне погибло огромное количество памятников письменности, пришло в упадок летописание, живопись, прикладное искусство.
Но культура Руси сохранила свой национальный облик. Монголо-татары не обогатили ее, их влияние было весьма незначительным и ограничилось лишь заимствованием некоторого количества восточных слов, отдельных мотивов в прикладном искусстве, элементов одежды феодальных верхов.
Как вы думаете, сохранилась ли древняя русская культура? Где? Почему? (Новгород, Псков, т.к. трудно было добраться до этих мест.)
Новгородская и Псковская земля стали центрами возрождения русской культуры. Сюда стекается население из южных, всех центральных регионов России. Здесь сохраняются старые традиции русской культуры, сохраняются многие ремесла.
Монголо-татарское нашествие способствовало углублению феодальной раздробленности, т.к. поощряется и разжигается борьба русских князей. Это обособляло местные культуры и усиливало в них локальные особенности. Однако в княжествах были силы, стремившиеся к ликвидации феодальной раздробленности, государственному единству. Их настроение и активная борьба получили отражение в памятниках культуры. Постепенно все отчетливее появляется тенденция к объединению земель. Идея единства Руси и борьба с иноземным игом становится одной из ведущих в культуре и красной нитью проходит через произведения устного народного творчества, письменности, живописи и архитектуры.
Для культуры этого времени характерна так же идея неразрывной связи Руси 14-15 вв. с Киевской и Владимиро-Суздальской Русью.
В пределах рассматриваемого периода можно выделить 2 этапа историко-культурного процесса:
1 этап: приблизительно до середины XIV столетия происходит значительный упадок в различных сферах культуры, прерваны внешние связи культуры, только Псков и Новгород сохраняют старые традиции.
2 этап: II половина XIV – XV вв. – подъем русской культуры, обусловлена успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над захватчиками – важная роль Москвы в объединении русских земель, как культурного центра – влияние южнославянской культуры на литературу.