Механизм подрессоривания разбирать при замене неисправных деталей, а также при периодической чистке и смазывании.
Разборку и сборку механизма подрессоривания можно производить, не снимая колесо с полуоси.
Для разборки механизма подрессоривания необходимо:
— поставить ось хода на подставки (можно использовать домкрат автотягача) и, вывесив колеса, снять их с полуосей 24 (рис. 45) для облегчения и удобства разборки.
Для удобства работы при разборке механизма подрессоривания снять с хода ящик орудийного ЗИП, расшплинтовать гайки и свинтить их ключом С64-2 с болтов;
— расстопорить и вывинтить винты 5, снять кожух 13;
— расшплинтовать и свинтить гайку 9 с тяги 7, снять шаровую шайбу 12 и направляющую шайбу 11, пружину 8 и шайбу 14. При свинчивании гайки 9 следует заметить ее положение для того, чтобы при сборке установить ее в первоначальное положение.
При полной разборке механизма подрессоривания, кроме указанного, следует:
— разомкнуть запор 17 и открыть крышку 18;
— расшплинтовать и свинтить гайку 20 с шипа 27, снять шайбу 21 и отделить кривошип от кронштейна 16; если усилием рук не удается вынуть шип 27 из кронштейна, то следует наложить на нарезной конец шипа деревянную накладку и ударами молотка по ней сдвинуть шип с места, затем вынуть его руками; при этом нужно заметить положение рычага 4 на шипе 27;
— вынуть рычаг 4 вместе с тягой 7 из кронштейна;
— вывинтить винты 30, снять шайбу 29 и кожаную прокладку 28 (если их требуется заменить); без надобности шайбу 29 и прокладку 28 не отделять.
Если необходимо, заменить изношенный буфер 1, вывинтить винт 2, вынуть изношенный буфер, поставить новый и закрепить его тем же винтом.
|
После чистки и смазывания механизма или замены неисправных деталей необходимо через масленку ввести в канал шипа 27 такое количество смазки, чтобы она вышла на поверхность шипа через отверстие б. После этого протереть и смазать втулки 25 и 26 кронштейна.
Сборка механизма подрессоривания
Если была произведена полная разборка механизма подрессоривания, то для сборки необходимо:
— поставить прокладку 28 и шайбу 29, закрепив их винтами 30;
— вставить рычаг 4 с тягой 7 в кронштейн 16;
— вставить кривошип шипом 27 в кронштейн 16 и в отверстие с шлицами рычага 4, сохранив их взаимное положение, занимаемое ими до разборки. Если усилием рук кривошип не входит в кронштейн и в отверстие рычага, то следует наложить на торец шипа 27 деревянную прокладку и, слегка ударяя по ней молотком, поставить шип кривошипа до упора кольцевого выступа в торец втулки 25. Поставить шайбу 21, навинтить и зашплинтовать на нарезном конце шипа гайку 20;
— закрыть крышку 18 и замкнуть запор 17.
Далее произвести окончательную сборку механизма, для чего необходимо:
— надеть на тягу 7 шайбу 14, пружину 8, направляющую шайбу 11 и шаровую шайбу 12 и навинтить гайку.9 в положение до ее разборки; зашплинтовать гайку на конце тяги 7;
— поставить кожух 13 и закрепить его винтами 5, застопорив винты проволокой.
Если были сняты колеса с полуосей хода и ящик орудийного ЗИП, то поставить ось хода на подставки (домкрат) и надеть колеса, а затем поставить и ящик орудийного ЗИП.
При сборке после навинчивания гайки 20 кривошип должен вращаться свободно, но без заметного осевого (продольного) люфта.
|
Если при осмотре пружины 8 в местах соприкосновения витков будет обнаружено посветление проволоки вследствие сжатия пружины, значит, износился буфер 1, ограничивающий поворот рычага 4. В этом случае буфер необходимо заменить, как указано выше.
Если пружина 8 ослабла, то необходимо ее поджать, завинчивая гайку 9.
КОЛЕСО
Устройство колеса
Колесо хода (рис. 46) состоит из ступицы 14, диска 4, обода 3, покрышки 1, заполненной губчатым каучуком 2.
Ступицы колес хода отличаются одна от другой только тем, что на правой ступице поставлены шпильки 13 (рис. 46) и гайки с конусом 10 с правой резьбой, а на левой ступице такие же шпильки и конусные гайки с левой резьбой.
Резиновая покрышка 1 удерживается бортами обода 3, который надет на диск 4 колеса и закреплен на нем заклепками.
Диск колеса скреплен со ступицей пятью запрессованными во фланец ступицы шпильками 13 и гайками с конусами 10. Шпильки 13 дополнительно крепятся в ступице гайками 12 с пружинными шайбами 11. Гайки 12 взаимозаменяемы для обеих ступиц.
В ступицу вставлены до упора в кольцевые уступы два роликоподшипника 15 и 9.
Колесо в собранном виде надето на полуось кривошипа и закреплено гайкой 5 с буртиком; от самоотвинчивания гайка удерживается шплинтом 6.
Закрепленное колесо должно свободно вращаться на полуоси кривошипа.
С внутренней стороны в ступицу ввинчена круглая гайка 16, застопоренная разрезным проволочным кольцом 17. Гайка 16, тарелка 19 и втулка 18 предохраняют внутреннюю часть ступицы от попадания пыли и влаги. С внешней стороны в ступицу ввинчен колпак 7, застопоренный разрезным кольцом 8.
|
На ступицах колес черной краской нанесена маркировка «П. С.» (правая ступица) и «Л. С.» (левая ступица) по направлению движения.
Перед надеванием колеса на полуось внутреннюю полость ступицы заполнить солидолом.
Взамен штатного колеса ПОБЕДА ГАЗ-М-20 с шиной ГК допускается устанавливать колесо ГАЗ-69 с пневматической шиной 6,50-16 мод. Я-101.
При эксплуатации и хранении пневматических шин руководствоваться «Инструкцией по эксплуатации и хранению автомобильных пневматических шин в Вооруженных силах» (Воениздат, 1972 г.).
Рис. 46. Колесо:
1 — резиновая покрышка; 2 — губчатый каучук; 3 — обод; 4 — диск; 5 — гайка с буртиком 1-34; 6 — шплинт А51040-37; 7 — колпак 2-5; 8 — стопорное кольцо 2-6; 9 — роликоподшипник 2-2; 10 — гайка с конусом 2-12; 11 — пружинная шайба А51027-6; 12 — гайка А51010-6; 13 — шпилька 2-8; 14 — ступица 2-1; 15 — роликоподшипник 2-3; 16 — круглая гайка 2-4; 17 — стопорное кольцо 2-7; 18 — втулка 1-83; 19 — тарелка 1-82; 23 — планка 1-81; 24 — полуось 1-80
При замене и ремонте шин и камер пользоваться инструментом из ЗИП тягача (автомобиля).
Разборка колеса
Разборка колеса производится в следующих случаях:
— с целью замены неисправного колеса без разборки ступицы (например, разбиты резиновая, покрышка или диск);
— с целью замены смазки при разборке ступицы.
При разборке и Сборке необходимо пользоваться ключами СБ4-1 и СБ4-2, находящимися в ящике орудийного ЗИП.
Для замены колеса необходимо:
— поднять ход на подставки так, чтобы колесо можно было вращать (можно использовать домкрат автотягача);
— свинтить гайки с конусом 10, крепящие диск 4 колеса к фланцу ступицы 14 (рис. 46);
— снять колесо, не повредив резьбу на шпильках 13;
— поставить и закрепить на шпильках новое колесо.
При навинчивании конусные гайки своей конической
частью обращены к диску колеса и должны входить в соответствующие конические выточки на диске. В противном случае гайки будут ослабевать и свинчиваться,. а шпильки в результате этого будут срезаться.
Свинчивать и завинчивать конусные гайки необходимо последовательно через одну.
Чтобы разобрать ступицу, следует:
— снять стопорное кольцо 8 и вывинтить колпак 7 ключом СБ4-1 из ступицы;
— расшплинтовать и свинтить ключом СБ4-2 гайку 5 с буртиком с полуоси 24;
— осторожно снять ступицу 14, чтобы не повредить роликоподшипники 9 и 15 и не уронить их на землю;
— вынуть из ступицы внутреннюю обойму малого роликоподшипника 9;
— снять стопорное кольцо 17, вывинтить из ступицы ключом СБ4-1 круглую гайку 16 и вынуть внутреннюю обойму большого роликоподшипника 15;
— очистить полуось и детали ступицы от солидола, протереть их насухо и заполнить ступицу свежим солидолом.
Сборка колеса
Сборку ступицы колеса производить в следующем порядке:
— вставить в ступицу колеса внутреннюю обойму большого роликоподшипника 15;
— ввинтить в ступицу круглую гайку 16 ключом СБ4-1 и застопорить ее стопорным кольцом 17;
— вставить в ступицу внутреннюю обойму малого роликоподшипника 9;
— осторожно, чтобы не повредить роликоподшипники, надеть ступицу на полуось 24;
— навинтить на нарезной конец полуоси 24 гайку 5 с буртиком до отказа и свинтить ее на 1/6 оборота до совпадения отверстия под шплинт со шлицей гайки так, чтобы ступица легко вращалась от руки на полуоси и не имела качки;
— поставить шплинт и развести концы;
— ввинтить ключом СБ4-1 в ступицу колпак 7 и застопорить его стопорным кольцом 8.
При Сборке ступицы, а также в процессе эксплуатации следить за тем, чтобы подшипники были правильно отрегулированы.
При правильной регулировке подшипников приподнятое колесо должно свободно вращаться от руки и не должно иметь осевого люфта.
Тугое вращение колеса указывает на чрезмерную затяжку подшипников, что недопустимо, так как при этом происходит сильный нагрев подшипников; вследствие чрезмерной затяжки из ступицы вытекает нагретая смазка, заедают ролики, изнашиваются и разрушаются подшипники.
Осевой люфт ступицы указывает на износ подшипников или недостаточную их затяжку.
При чрезмерной затяжке подшипников необходимо гайку с буртиком несколько отвинтить, а при недостаточной затяжке —довинтить, чтобы колесо вращалось совершенно свободно и не имело осевого люфта.