Ход урока.
«– Кто по улице идёт?
– Необычный пешеход.
У него пятьсот имён:
На заводе мастер он,
В яслях он – родитель,
В кинотеатре – зритель.
А пришёл на стадион –
И уже болельщик он.
Он кому-то сын и внук,
Для кого-то близкий друг.
Он мечтатель в дни весны.
Он военный в час войны.
И всегда, везде и всюду
Гражданин своей страны».
– Какие здесь ключевые слова?
Запишите тему урока.
– прочитайте пожалуйста, что утверждал Некрасов Николай Алексеевич:
«Поэтом можешь ты не быть.
Но гражданином быть обязан.
А что такое ГРАЖДАНИН?
Отечества достойный сын!»
Ответить на вопрос Некрасова Николая Алексеевича
А что такое ГРАЖДАНИН?
Действительно – ли, что это
достойный сын Отечества?
– Ребята, сегодня на уроке мы постараемся ответить на Проблемный вопрос:
Каких людей можно назвать достойными гражданами России и почему?
Какие Задачи будем сегодня решать?
1. Познакомиться с понятием «гражданин».
2. Выяснить, какие права и обязанности есть у граждан России.
3. Понять, какой поступок называют гражданским.
Ребята, откройте пожалуйста учебники на стр. 107 и устно дополните предложения и ответьте на вопросы:
А) Слово «гражданин» происходит от _______.
Б) В 19 веке звание почётный гражданин присваивалось кому? ___ за что? ___.
В) Сохранилось ли это звание в наши дни? Приведите пример.
– А теперь проверим.
– Давайте сформулируем современное значение слова «гражданин». Для этого откройте словарь в конце учебника стр. 124, заполните пропуски
Гражданин - это человек, принадлежащий к постоянному ________________
_____________________, подчиняется его ____________ и имеет определённые ______________ и __________________.
|
А теперь проверим:
Гражданин - это человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определённые права и обязанности.
– А сейчас, ребята, прочитайте определение «гражданин» из исторического словаря. Откройте и прочитайте на стр.107 «Путешествие в прошлое».
1 задание «Путешествие в прошлое»
Где впервые появилось понятие «гражданин»?
__________________________________________________________________
Кто являлся гражданином?
__________________________________________________________________
Какими правами обладали граждане?
__________________________________________________________________
Задание «Права и обязанности жителей России»
а) Как называется главный закон нашего государства? ________________________________________________________
б) Каким образом граждане участвуют в управлении делами государства?
_________________________________________________________
в) Что такое выборы? _________________________________________________
г) Что такое референдум? ______________________________________________
д) С какого возраста человек становится гражданином?
_________________________________________________________________
Используя текст Конституции (смотреть приложение после плана) и учебника, заполните права и обязанности граждан, детей, школьников.
Задание «Права и обязанности граждан»
Права граждан РФ
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Обязанности граждан РФ
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
|
«Права и обязанности детей»
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Какие обязанности школьника вы знаете?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
– Ребята, давайте обратимся к тексту учебника с.109. «Моя хата с краю».
Подумайте над фактами, приведёнными в тексте и ответьте на поставленные вопросы:
-Каких людей можно назвать достойными гражданами? Можно ли их перечислить, кто они?
Таких людей у нас очень много, потому что русские - это трудолюбивый и настойчивый народ. Всех их назвать сейчас невозможно. Но это и писатели, и политики, и певцы, и спортсмены, и врачи, и учителя, которые своим трудом прославили нашу Россию, их имена известны в мире. Среди нас есть люди, которых мы видим каждый день, живем, учимся, работаем вместе с ними. Эти люди смело могут носить почетное звание «Гражданин России». Это могут быть и дети - ученики нашей школы. Они прославили город, село, школу, семью, себя.
Задание следующее: прочитайте текст «Путешествие в прошлое» на стр.110-111 и ответьте на вопросы: Кто эти люди? Какой гражданский поступок они совершили? Какими качествами должен обладать гражданин своей страны?
– Ребята, а в Оренбургской области, в нашем городе, в наших селах есть ли памятники героям, достойным гражданам нашей страны? (этот вопрос на домашнее задание). Кратко написать об одном из памятников и прислать в беседу.
– Сейчас мы с вами вернёмся к Проблемному вопросу урока: Каких людей можно назвать достойными гражданами России и почему?
|
Достойный гражданин своего государства – кто он?
• Делает полезное для государства и общества;
• Прославляет свою Родину научными открытиями, изобретениями, спортивными достижениями;
• Совершает поступки, которые могут служить примером для многих и т.д.
•
– Ребята, внимание, наш урок подошёл к концу. Сегодня мы многое узнали, ответили на вопросы, познакомились с Конституцией России, с новыми определениями.
Обратите внимание на Д/з.
§13, ответить на вопросы после параграфа.
По желанию подготовить доклад о выдающемся гражданине России.
Конституция Российской Федерации (фрагменты)
Статья 15. Обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы
Статья 20.
1. Каждый имеет право на жизнь.
Статья 32.
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Статья 37.
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
5. Каждый имеет право на отдых.
Статья 41.
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Статья 43.
1. Каждый имеет право на образование.
Статья 44.
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры.
3. Каждый обязан заботиться о сохранении культурного и исторического наследия.
Статья 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статья 59.
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.