Конституция Российской Федерации (фрагменты)




Ход урока.

«– Кто по улице идёт?

– Необычный пешеход.

У него пятьсот имён:

На заводе мастер он,

В яслях он – родитель,

В кинотеатре – зритель.

А пришёл на стадион –

И уже болельщик он.

Он кому-то сын и внук,

Для кого-то близкий друг.

Он мечтатель в дни весны.

Он военный в час войны.

И всегда, везде и всюду

Гражданин своей страны».

– Какие здесь ключевые слова?

 

Запишите тему урока.

– прочитайте пожалуйста, что утверждал Некрасов Николай Алексеевич:

«Поэтом можешь ты не быть.

Но гражданином быть обязан.

А что такое ГРАЖДАНИН?

Отечества достойный сын!»

 

Ответить на вопрос Некрасова Николая Алексеевича

 

А что такое ГРАЖДАНИН?

 

Действительно – ли, что это

достойный сын Отечества?

 

– Ребята, сегодня на уроке мы постараемся ответить на Проблемный вопрос:

Каких людей можно назвать достойными гражданами России и почему?

Какие Задачи будем сегодня решать?

1. Познакомиться с понятием «гражданин».

2. Выяснить, какие права и обязанности есть у граждан России.

3. Понять, какой поступок называют гражданским.

 

Ребята, откройте пожалуйста учебники на стр. 107 и устно дополните предложения и ответьте на вопросы:

А) Слово «гражданин» происходит от _______.

Б) В 19 веке звание почётный гражданин присваивалось кому? ___ за что? ___.

В) Сохранилось ли это звание в наши дни? Приведите пример.

– А теперь проверим.

 

– Давайте сформулируем современное значение слова «гражданин». Для этого откройте словарь в конце учебника стр. 124, заполните пропуски

Гражданин - это человек, принадлежащий к постоянному ________________

_____________________, подчиняется его ____________ и имеет определённые ______________ и __________________.

 

А теперь проверим:

Гражданин - это человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определённые права и обязанности.

 

– А сейчас, ребята, прочитайте определение «гражданин» из исторического словаря. Откройте и прочитайте на стр.107 «Путешествие в прошлое».

1 задание «Путешествие в прошлое»

Где впервые появилось понятие «гражданин»?

__________________________________________________________________

 

Кто являлся гражданином?

__________________________________________________________________

 

Какими правами обладали граждане?

__________________________________________________________________

 

Задание «Права и обязанности жителей России»

а) Как называется главный закон нашего государства? ________________________________________________________

 

б) Каким образом граждане участвуют в управлении делами государства?

_________________________________________________________

 

в) Что такое выборы? _________________________________________________

г) Что такое референдум? ______________________________________________

 

д) С какого возраста человек становится гражданином?

_________________________________________________________________

Используя текст Конституции (смотреть приложение после плана) и учебника, заполните права и обязанности граждан, детей, школьников.

Задание «Права и обязанности граждан»

Права граждан РФ

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Обязанности граждан РФ

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

«Права и обязанности детей»

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Какие обязанности школьника вы знаете?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

– Ребята, давайте обратимся к тексту учебника с.109. «Моя хата с краю».

Подумайте над фактами, приведёнными в тексте и ответьте на поставленные вопросы:

-Каких людей можно назвать достойными гражданами? Можно ли их перечислить, кто они?

Таких людей у нас очень много, потому что русские - это трудолюбивый и настойчивый народ. Всех их назвать сейчас невозможно. Но это и писатели, и политики, и певцы, и спортсмены, и врачи, и учителя, которые своим трудом прославили нашу Россию, их имена известны в мире. Среди нас есть люди, которых мы видим каждый день, живем, учимся, работаем вместе с ними. Эти люди смело могут носить почетное звание «Гражданин России». Это могут быть и дети - ученики нашей школы. Они прославили город, село, школу, семью, себя.

 

Задание следующее: прочитайте текст «Путешествие в прошлое» на стр.110-111 и ответьте на вопросы: Кто эти люди? Какой гражданский поступок они совершили? Какими качествами должен обладать гражданин своей страны?

– Ребята, а в Оренбургской области, в нашем городе, в наших селах есть ли памятники героям, достойным гражданам нашей страны? (этот вопрос на домашнее задание). Кратко написать об одном из памятников и прислать в беседу.

 

– Сейчас мы с вами вернёмся к Проблемному вопросу урока: Каких людей можно назвать достойными гражданами России и почему?

 

Достойный гражданин своего государства – кто он?

• Делает полезное для государства и общества;

• Прославляет свою Родину научными открытиями, изобретениями, спортивными достижениями;

• Совершает поступки, которые могут служить примером для многих и т.д.

– Ребята, внимание, наш урок подошёл к концу. Сегодня мы многое узнали, ответили на вопросы, познакомились с Конституцией России, с новыми определениями.

 

Обратите внимание на Д/з.

§13, ответить на вопросы после параграфа.

По желанию подготовить доклад о выдающемся гражданине России.

 

Конституция Российской Федерации (фрагменты)

Статья 15. Обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы

 

Статья 20.

1. Каждый имеет право на жизнь.

 

Статья 32.

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

 

Статья 37.

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

5. Каждый имеет право на отдых.

 

Статья 41.

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

 

Статья 43.

1. Каждый имеет право на образование.

 

Статья 44.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении культурного и исторического наследия.

 

Статья 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

 

Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

 

Статья 59.

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: