I. Рабочая программа учебной дисциплины (модуля)




Теория и технология воспитательной работы

Цели курса:

освоение теоретических и практических основ воспитательной деятельности.

1. Задачи курса:

· Ознакомить студентов с теоретическими основами воспитания как процесса социализации личности,

· знакомство с педагогической диагностикой и технологией деятельности классного руководителя.

· Ознакомить с основами прогнозирования, проектирования и конструирования педагогического взаимодействия и воспитательного процесса.

 

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

(на основании ФГОС по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр" от 17 января 2011 г. N 46)

общекультурные компетенции (ОК):

владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

способностью логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);

готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

готовностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

профессиональные компетенции (ПК):

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5);

способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);

готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);

способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4);

способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);

способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7);

способностью разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК- 9);

способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

способностью разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности (ПК-12);

способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13).

3. Содержание программы:

Раздел 1. Воспитание как общественное явление (…. час.)

Тема 1.1. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. (…. час.)

Общее понятие о воспитании. Цели воспитания. Основные концепции воспитания.

Воспитание как социально-историческое явление, как функция общества, как фактор формирования личности. Движущие силы воспитания. Деятельностный подход в воспитании.

Тема 1.2. Развитие идей воспитания (…. час.)

Цели воспитания. Современные педагогические концепции: прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм. Сущность гуманистического подхода в воспитании.

 

Раздел 2. Содержание воспитания (…. час.)

Тема 2.1. Содержание целостного педагогического процесса (…. час.)

Определение содержания образования и воспитания. Носители содержания. Компоненты базовой культуры личности и пути их формирования. Формирование базовой культуры личности: физическое воспитание, умственное

воспитание, формирование основ научного мировоззрения, политической сознательности и развитие общественной активности, нравственное воспитание, трудовое воспитание, формирование правосознания и гражданской ответственности, воспитание основ эстетической культуры и развитие художественных способностей. Определение содержания воспитания как системы знаний о мире, умений взаимодействовать с миром, отношений к миру. Отношение как содержание воспитания.(Н.Е. Щуркова).Влияние возрастных и индивидуальных способностей на характер отбора содержания воспитания. Диалектика связей и возможные противоречия между компонентами содержания воспитательного процесса.

 

Раздел 3. Воспитательный процесс и его характеристика (…. час.)

Тема 3.1. Понятие воспитательного процесса (…. час.)

Определение и структура воспитательного процесса. Характеристика закономерностей и принципов воспитания. Воспитательная деятельность. Воспитательная система школы. Педагогическая поддержка.

Тема 3.2. Методы и средства воспитательного процесса (…. час.)

Понятие и сущность методов воспитания и их классификация. Метод убеждения. Метод упражнения. Метод поощерения и наказания. Методы творческой деятельности. Система средств воспитания. Взаимосвязь методов и средств воспитания.

Тема 3.3. Формы организации воспитательного процесса.

Общая характеристика форм воспитания и их классификация. Выбор форм воспитания. Основные действия педагога при организации воспитательных мероприятий. Массовые формы организации воспитательного процесса: коллективные трудовые дела; праздники, вечера, утренники; конференции, собрания, диспуты; фестивали, олимпиады; смотры художественного творчества; выставки; спортивные, военно-спортивные, трудовые соревнования и турниры; походы, экспедиции. Групповые формы организации воспитательного процесса:

трудовые объединения; художественно-творческие объединения; клубы по интересам, предметные кружки; детские и юношеские общественные объединения и организации; научные сообщества. Индивидуальные формы организации воспитательного процесса: помощь в разработке и реализации индивидуальной программы самовоспитания; помощь в планировании и выполнении организаторской деятельности; индивидуальная научно-познавательная, творческая и трудовая деятельность; общественные поручения.

 

Раздел 4. Формирование личности в детском коллективе (…. час.)

Тема 4.1. Пути и средства формирования детского коллектива (…. час.)

Воспитательные функции детского коллектива. Пути и средства формирования детского коллектива. Личность и коллектив. Особенности развития детского коллектива. Коллектив как объект и субъект воспитания. Уровни развития коллектива, механизмы его становления. Основные концепции воспитательного коллектива (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.И. Новикова, В.А. Караковский).

Психологический климат коллектива, его выявление; лидерство, малые группы в

коллективе (А.В. Петровский, А.И. Донцов и др.). Педагогическая технология организации коллективной жизнедеятельности детей. Методика коллективно-творческого воспитания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: