Основная деятельность, внутренняя и внешняя среда фирмы.




1.1. Характеристика предприятия, фирмы, организационно-правовой формы.

Предприятие - производственно-хозяйственная единица, представляющая собой совокупность материальных и людских ресурсов, определенным образом организованная для достижения конкретно поставленных целей.

Фирма - это организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на предприятиях. Фирма создает предприятия, организует и координирует их взаимодействие, направляет и ориентирует их деятельность на коммерческий результат. В свою очередь, фирма создается предпринимателями для реализации их деловых идей и проектов.

Создание (учреждение) фирмы есть выбор, который делают собственники экономических ресурсов (земли, труда, капитала) в пользу предпринимательства. Само это действие есть акт предпринимательства, и его субъекты выступают практически предпринимателями, создающими организационно-правовую форму фирмы.

Если учредитель фирмы вкладывает в ее создание свой капитал, недвижимость, труд и является в одном лице собственником основных ресурсов, менеджером и, в значительной степени, работником-исполнителем, то в результате мы имеем индивидуальную частнопредпринимательскую фирму.

Если два или более отдельных лица объединяют свои капиталы и умения вести дело, договариваются о владении предприятием и его управлении, то в результате возникает партнерство или товарищество.

Наконец, если множество физических и юридических лиц вкладывают свой капитал в создание новой предпринимательской организации, отличающейся и отделенной от учредителей, которые, хотя и владеют ею, но управление поручают наемным менеджерам, то такая организация является корпорацией (обществом с ограниченной ответственностью).

Индивидуальная частнопредпринимательская фирма, партнерство (товарищество), корпорация (общество с ограниченной ответственностью) выступают основными организационно-правовыми формами фирм, действующими в рыночной экономике

По новому Гражданскому кодексу РФ к числу таких форм относятся:

1) хозяйственные товарищества (полные, коммандитные и с ограниченной ответственностью) и общества (АО открытого и закрытого типа);

2) производственные кооперативы;

3) государственные и муниципальные унитарные предприятия;

4) некоммерческие организации.

1.2. Функционирование фирмы

После того как фирма учреждена для предпринимателей на первый план выходит проблема ее функционирования в рыночной среде. Эта проблема решается ими путем построения внутренней (микро-) среды и установления баланса с внешней (макро-) средой фирмы.

Внутренняя среда фирмы состоит из ядра (основные виды деятельности фирмы) и шести обслуживающих элементов (кадры;

бухучет и финансы; поставки; маркетинг; распределение продукции;

разработка продукта и технологии), обеспечивающих, с одной стороны, эффективное функционирование ядра фирмы, с другой, - адаптацию компании к внешней среде.

Внешняя среда представлена двумя секторами: ближайшее субъективированное окружение (потребители; поставщики;

конкуренты; контактные группы), с которыми непосредственно взаимодействует компания и в которых компания имеет возможность выбора;

дальнее окружение (государственно-политическая, социально-правовая, технико-экономическая среда), с которыми должна считаться любая компания как с определенными рамками и ограничениями, в которые она поставлена. Внутренняя среда задает поле основных предпринимательских функций фирмы.

При составлении отчета необходимо обратить внимание на следующие основные предпринимательские функции:

1. Кадры. Подразумеваются все управленческие действия, связанные с привлечением, оплатой и руководством персонала.

2. Финансы и бухучет. Подразумеваются действия, связанные с денежными аспектами бизнеса фирмы.

3. Поставки. Организация процесса обслуживания производственной системы всеми ресурсами, кроме людских.

4. К&В. Исследования и разработки, связанные с развитием продукта и технологического процесса производства. Эта функция является наиболее важным фактором для выживания фирмы в долгосрочном периоде.

5. Распространение продукции подразумевает доведение товаров и услуг до потребителей.

6. Маркетинг. Выявление и удовлетворение потребностей потребителя, обеспечение интеграции всех функциональных внутренних структур фирмы для принятия рыночно ориентированных решений.

При описании и анализе ближайшего субъективированного окружения (потребители; поставщики; конкуренты; контактные группы) следует особое внимание обратить на состав контактных групп, работа с которыми имеет важное значение для фирмы, готовящейся к фазе роста.

В состав контактных групп входят:

- финансовые круги, обеспечивающие фирму капиталом (банки, инвестиционные компании, брокерские фирмы, инвесторы);

- средства массовой информации, рекламные агентства;

- государственные учреждения, занимающиеся надзором и регулированием производственной деятельности фирмы, а также те государственные учреждения, деятельность которых может как-либо отразиться на деятельности фирмы; общественные организации, гражданские группы общественного мнения, местные контактные аудитории (общины, религиозные организации и т.п.);

- собственные служащие и рабочие, которые также имеют собственное мнение и суждения о деятельности фирмы и могут как позитивно, так и негативно влиять на возможность фирмы достичь поставленных целей.

При описании и анализе дальнего окружения фирмы (политическая, экономическая, правовая, социальная, технологическая среда) особое внимание необходимо уделить налоговой системе, задающей среду ведению бизнеса фирмы как внутри страны и за рубежом.

1.3 Производственно- экономический анализ деятельности фирмы

Задача: научиться комплексному анализу объекта практики и умению делать на основе этого анализа предложения по совершенствованию управления организацией.

1.4. Технология

Широта ассортимента - количество наименований продукции одной

отрасли.

Диверсифицированность деятельности - количество отраслей, в которых предприятие осуществляет свою деятельность.

Тип производства - структура производства, определяющая количество выпускаемой продукции и сменяемость ее ассортимента.

Масштаб производства - количество выпускаемой продукции.

Длительность производственного цикла - время превращения ресурсов производственной деятельности в ее результат.

Степень современности используемой технологии производства - применение в производстве последних открытий и разработок.

Материалоемкость продукции - расход материалов на производство единицы продукции (натуральная или стоимостная).

Энергоемкость продукции (технологии) - расход энергии на производство единицы продукции.

1.5. Анализ финансовых результатов деятельности фирмы.

Цель: получение студентами ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих общую оценку финансовым результатам деятельности предприятия.

1 этап. На основании данных формы №2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности необходимо проанализировать следующие показатели:

- выручка от реализации.

- затраты на производство реализованной продукции.

- прибыль (убыток) от реализации продукции.

- прибыль (убыток.) от прочей реализации.

- доходы и расходы от внереализационных операций.

- балансовая прибыль.

- налогооблагаемая прибыль.

- чистая прибыль.

2 этап. Анализ финансовой устойчивости.

Исчислить следующие показатели:

- излишек (недостаток) собственных оборотных средств

-излишек (недостаток) собственных и заемных долгосрочных источников.

-излишек (недостаток) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат.

На основании полученных данных проанализировать финансовую устойчивость промышленного предприятия, сделать выводы.

3 этап. Анализ ликвидности баланса.

Сравнить средства по активу, сгруппировать по степени их ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения.

Сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву.

Исчислить коэффициенты:

- абсолютной ликвидности

- коэффициент критической ликвидности

- коэффициент текущей ликвидности

Провести по изложенной схеме анализ ликвидности баланса, сделать выводы и рекомендации.

4 этап. Анализ деловой активности и платежеспособности.

Охарактеризовать показатели рентабельности промышленного предприятия (общая рентабельность промышленного предприятия;

чистая рентабельность собственного капитала; общая рентабельность производственных фондов).

Исчислить и проанализировать показатели эффективности управления (прибыльности продукции). Чистая прибыль на рубль оборота; прибыль от реализации продукции.

Анализ деловой активности:

- общая капиталоотдача.

- отдача основных и производственных средств и нематериальных активов.

- оборачиваемость всех оборотных средств.

- оборачиваемость запасов.

- оборачиваемость дебиторской задолженности.

-оборот к собственному капиталу. Оценка рыночной устойчивости:

- коэффициент автономности

- коэффициент маневренности.

- коэффициент обеспеченности собственными средствами.

- коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств.

Из расчета и анализа финансовых коэффициентов охарактеризовать финансовое состояние фирмы.

5этап. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности фирмы.

Основной задачей анализа эффективности являются:

- оценка хозяйственной ситуации;

- выявление резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности.

На основании бухгалтерской отчетности охарактеризовать следующие моменты:

- себестоимость продукции;

- капитал;

- оборачиваемость капитала;

- прибыльность продукции;

- рентабельность капитала;

- финансовое состояние.

1.6. Социологический анализ организационной культуры фирмы

Эффективность развития международного бизнеса в современных условиях зависит от уровня организационной культуры фирмы. С целью изучения проблемы становления корпоративной культуры на практике предлагается:

- охарактеризовать параметры организационной культуры фирмы, предприятия или организации;

- провести навыки делового общения.

 

Практические задания заключаются в следующем:

- Определите культурные специфические ценности на примере Вашей организации, фирмы, предприятия.

- Опишите специальный словарь, разнообразные символы и ритуалы, которые используют сотрудники.

- Попытайтесь выявить особенности национальной культуры и деловой этики в процессе переговоров с зарубежными партнерами.

- Напишите деловую программу пребывания зарубежного партнера в фирме. Обязательно включите беседу, когда Вашей задачей является добиться, чтобы партнер принял жесткие условия сделки.

- Напишите альтернативные вопросы себе и своему собеседнику.

- Составьте два письма зарубежному партнеру, используя фирменные бланки.

- а) с приглашением на деловую встречу на вашей фирме;

- б) с благодарностью за хороший прием и интересную деловую программу в его фирме.

1.7. Анализ нематериальных ресурсов фирмы.

Культура персонала предприятия - нормы отношений персонала между собой и его отношение к деятельности фирмы. Научно-исследовательская и опытно-конструкторские работы -использование научных разработок для совершенствования-производства.

Имидж предприятия - образ предприятия, сформировавшийся у покупателей и партнеров. Имидж включает в себя: торговую марку, (связь с общественностью), историю предприятия. Опыт работы в данном бизнесе - способность к адаптации, основанная на знаниях, навыках и связях, наработанных предприятием.

Лоббирование интересов предприятия в органах государственного управления - возможность получения предприятием преимуществ за счет связей с властными структурами.

1.8. Организация фирмы

Главная задача при анализе организации фирмы - выявить основную структуру и способы организации взаимоотношений внутри фирмы и взаимоотношений фирмы с внешними контрагентами. При этом должны быть проанализированы следующие характеристики фирмы.

Форма собственности - конфигурация прав на использование ресурсов и результатов деятельности.

Количество учредителей. Как фактор рассматривается с точки зрения возможности влияния отдельного учредителя на использование ресурсов и результатов деятельности.

Диверсификация деятельности - процесс освоения выпуска продукции, относящейся к новой для предприятия отрасли.

Система продвижения готовой продукции на рынок - система и способы продукции до потребителя.

Логистика снабжения - степень оптимальности организации и управления материально-техническим снабжением.

Логистика производства - степень оптимальности организации и управления производством.

Логистика сбыта - степень оптимальности организации и управления сбытом продукции.

Система предоплаты за продукцию предприятия – частичное беспроцентное кредитование предприятия покупателем.

Взаиморасчеты продукцией с другими предприятиями – объем бартерных сделок.

Взаимозачеты - система погашения долгов предприятия с помощью денежных суррогатов.

Реализация за наличные - продажа товара за монеты.

Наличие информационных систем и связи - наличие системы сбора, обработки и снабжения оперативной информацией о текущей деятельности предприятия.

Автоматизация учетного процесса - применение ЭВМ в оперативном и бухгалтерском учете.(0перативный учет – учет товарно-материальных ценностей).

Материалосберегающая политика - стратегия управления, направленная на стимулирование экономии материальных ресурсов.

Энергосберегающая политика - стратегия управления, направленная на стимулирование экономии энергетических ресурсов.

Степень использования производственной мощности – отношение объема реально выпускаемой продукции к производственной мощности.

Степень использования рабочего времени - доля производительно использованного рабочего времени. (Рабочее время - время работы предприятия, определяемое требованиями технологического процесса).

Фактическая сменность работы предприятия - средняя количество производительно использованных смен.

1.9. Анализ системы управления фирмой.

В ходе практики студент должен проанализировать эффективность системы управления предприятием. Для этого необходимо провести анализ системы управления предприятием, в том числе внешнеэкономической деятельностью по следующему кругу вопросов.

Описание и анализ схемы структуры управления предприятием и схемы управления внешнеэкономической деятельностью. Степень заинтересованности учредителей в результатах деятельности предприятия - готовность учредителей участвовать в деятельности предприятия лично или своими финансами. Анализ конкурентов - выявление преимуществ и недостатков конкурента.

Анализ покупателей - выявление потребностей покупателей. Анализ поставщиков - изучение ресурсов поставщиков и возможных вариантов взаимоотношений с ними.

Анализ продукта - определение стадии жизненного цикла продукта. Выявление слабых структурно-функциональных сторон деятельности предприятия.

Анализ ситуации и соответствия, ей принимаемого решения (одного или нескольких - по выбору студента) Исследование стиля управления предприятием, его эффективность. Организация управленческого учета на предприятии - наличие информации для принятия управленческих решений. Контроль качества продукции - технический контроль параметров продукции и технологий на их соответствие стандартам. Разработка рекомендаций по совершенствованию структуры, распределения и исполнения управленческих функций, стилю управления, принятию решений.

1.10. Постановка маркетинга в фирме.

1. Анализ конкурентной позиции организации.

ПЭСТ - анализ (анализ политических, экономических, социальных и технологических условий, в которых действует организация, включая международные экономические факторы).

2. Анализ организации маркетинга на предприятии.

Определить:

На какой сегмент рынка работает фирма, опираясь на следующие принципы сегментирования рынка: географический, демографический, психографический, поведенческий.

Какой вариант охвата целевого рынка использует фирма:

массовый маркетинг, дифференцированный маркетинг, концентрированный маркетинг.

Какова конкурентная среда, в которой работает фирма. С этой целью используйте следующий ПНВУ (Преимущества, Недостатки, Возможности, Угрозы) для анализа конкурентов фирмы и выявления сильных и слабых сторон самой фирмы.

- ценообразование;

- качество и ассортимент товаров;

- использование специальных этикеток и торговых марок;

- количество и качество услуг, сопровождающих товар;

- качество упаковки.

3. Установите - на сколько оптимальны цены на продукцию фирмы. Для этого необходимо проанализировать:

- какой метод ценообразования использует фирма ("средние издержки плюс прибыль", расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли, установление цены на основе текущих цен).

- используются ли цены для стимулирования сбыта (скидки, зачеты).

- используется ли географический подход к ценообразованию (установление цены в системе происхождения товара, установление единой цены с включенными в нее расходами по доставке, установление зональных цен, установление цен применительно к базисному пункту, установление цен с принятием на себя расходов по доставке).

4. Определите:

- какие каналы распределения использует фирма (канал нулевого уровня, одноуровневый канал, двухуровневый канал, трехуровневый канал).

- почему фирма прибегает к услугам посредников (или не пользуется их услугами).

- каких посредников использует фирма (агент по продаже, брокер, склад общественного пользования, джоббер торговец, скупающий мелкооптовые партии товаров для быстрой перепродажи, оптовик), и каковы их функции.

5. Дать анализ системы товародвижения, применяемой фирмой, т.е. ответьте на вопросы:

- как фирма работает с заказчиками (обработка заказов).

- как осуществляет складирование (собственный склад, аренда).

- как поддерживает товарно-материальные запасы (оптимален ли их размер).

- каким видом транспорта происходит отгрузка и почему именно этим видом транспорта.

- через какой тип магазинов осуществляется реализация товаров.

6. Выяснить, как использует фирма комплекс маркетинговых коммуникаций:

1). Реклама.

- инструменты рекламы (ежедневные и еженедельные газеты, журналы, радио, телевидение, рекламные щиты).

- составьте среднемесячную или сезонную смету рекламного бюджета, взяв за основу типичную смету, применяемую во многих промышленных и деловых ассоциациях. Правило гласит, что рекламодатели из промышленной сферы используют на рекламу примерно от 0,5 до 1,0 % чистой выручки, а из сферы потребителя

- в среднем от 2 до 3%.

- Проанализировать содержание рекламного текста на предмет:

а). Ясно ли содержание.

б). Не говорится ли слишком много.

в). Имеется ли заголовок, привлекающий внимание.

г). Отличается ли реклама данной фирмы от рекламы конкурентов.

д). Соответствует ли содержание рекламы потребностям

целевого рынка.

е). Побуждает ли реклама покупателя к активным действиям.

2). Связь с общественностью

- выясните, как использует фирма средства массовой информации, благотворительные акции для создания и изменения имиджа компании, ознакомления публики с новым продуктом.

3). Использование кратковременных побудительных мер для стимулирования сбыта (купоны, премии, бесплатная доставка, демонстрация товара на дому и т.д.).

Анализ маркетинговой деятельности фирмы следует завершить вашими предложениями, пожеланиями по совершенствованию работы фирмы в сфере маркетинга.

1.11. Ценообразование

Основной целью является изучение студентами способов установления цен на товары, их практическому применению.

Факторы, влияющие на процесс обоснования (установления) цен.

- чувствительность покупателей к уровню цен на продукцию анализируемой организации;

- влияние конкурентов на процесс обоснования (установления) цен;

проблемы эффективного использования информации для реализации ценовой стратегии.

Установление цен на продукцию фирмы.

- особенности метода ценообразования в данной организации;

- особенности ценовой стратегии фирмы;

- чем руководствовалась фирма при выборе ценовой стратегии;

- основные проблемы, порождаемые выбранной фирмой стратегией ценообразования;

- основные ошибки в правильности выбора данной ценовой стратегии.

Информации для расчета цены на предприятии.

- информация о производственных мощностях и затратах предприятия;

- информация о выручке от продажи и прибыли;

- соотношение между ценами и объемом продаж;

- прогноз динамики цен;

- отражение в ценах инфляционных процессов;

- налоги как элемент цены.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: