История Эстрады в период СССР




Аннотация: в данной статье раскрывается проблема музыкальных вкусов в нынешнее время, сравнение эстрады периода Советского Союза и нынешней музыки.

Ключевые слова: Сольное пение, ВИА, Рок.

В целом в первую половину шестидесятых в СССР музыка в основном не санкцианированной и была под табу.В данный момент речь не обо всей музыке, а о той, которая внесла в страну новую эру эстрадной музыки, такую как рок, рок-н-рол, панк-рок.

Вся эта музыка внутри страны культивировалась в какой-то степени адаптировалась, копировалась по стилю, но при этом создавалось уже что-то свое, новое. Эпоха ВИА делала народ Советского Союза ближе друг к другу, сплоченной задавала некий шарм в музыку, в какой-то мере были конечно и ограничения на внешний вид артистов, некоторые тексты песен попросту могли не проходить цензуру, что в большинстве случаев заставляло артистов культивировать текст чуть ли не в корне, соответственно происходила демагогия.

Но в большинстве случаев, как лично для меня, многие вокально-инструментальные ансамбли привнесли в то время много самодовлеющего, доброго смысла в песнях, в некоторых случаях и о разбитой любви «Ах вот какая ты…» - ВИА «Синяя птица». Та же романтика в песне «Бологое»- ВИА «Веселые ребята. Можно даже взять в сравнение цитату «мы то, что мы едим» и отнести к музыке, мы то что мы слушаем. Невозможно слушать большинство артистов, у которых в текстах песен в основном наркотики, алкоголь и моральное самоуничтожение, ибо этот век испортил эстрадную музыку просто окончательно, если раньше в СССР, может быть, и меняли что-то, дабы вернуть интерес публики, но уже тогда большинство молодежи «проглотило» культуру загнивающего Запада, как наживку и отравляется этим всем, и не замечают как отравляют свою душу каким-то безвкусием.

Непонятно почему у многих идти в ногу со временем это означает совсем другое. Для многих это: сардонизм. Большинство людей, кто до сих пор еще не синкретизмирован, те кто слушают ту старую музыку семидесятых и вплоть до девяностых, где есть смысл и доброта считают «сантиментом», или попросту говорят, что это уже не актуально. Но вспомним-ка мы на минутку, что в СССР все делали «на века» и качественно. Это относится не только к бытовой технике или автомобилю, но и к музыке.

Большинство нынешней музыки портит людей, а это в основном молодежь двадцать первого века, которая ест её как чипсы. Они, возможно, даже и не понимают, что они «едят» своим слухом, душой, из-за такой музыки и происходит сатисфикация общества. Менталитет совсем другой, как и моральные и культурные ценности.

Юрий Клинских, может быть, и создал образ бунтаря, но он преподносил семиотику своих песен до народа, как говорится, прямо и при этом доходчиво. Та же Александра Пахмутова, как будто видела человека изнутри и при этом заставляла сердца дрогнуть от волны восхищения и приятного текста и музыки. Что в данное время нельзя сказать ни об Ольге Бузовой, ни об остальных артистах в большинстве. Так же взять ВИА «Синяя Птица», ВИА «Цветы» с прекрасной песней «мы желаем счастья вам», там текстовая и музыкальная структуры были как один к одному, как две половинки одного целого и слушать приятно, и смысл есть. Многие песни в Советском Союзе заставляли верить в добро, видеть его везде, люди были честнее, верили на слово, общались с теплом, что нельзя наверняка сказать про нынешнюю ситуацию. И самое главное, нам всем стоит задуматься, что нам стоит «Есть» а что стоит выбросить в помойное ведро. Безусловно, всё, что мы подразумеваем под этой фразой до сих пор, появилось и обрело известность, а именно в 1980-е: от известных

исполнителей до образа «русского рокера». Вероятно, данный период остался бы никем незамеченным в истории российской музыки, если бы не произошедший скандал, – большинство групп были запрещены государством, проведение выступлений могло обернуться уголовным наказанием, а деятельность рок-клубов была вне закона. Запрещали и «Аквариум», и «ДДТ», и «Браво» – иначе говоря, тех, кто сейчас считается классиками в данном направлении.

Рок-клубы, были практически в каждом крупном городе. Рок становился все более сингулярным, а вместе с ним в массы уходили песни «Зоопарка», «Наутилуса», «Кино»: «Пригородный блюз», «Прощай, детка!» Майка Науменко. Вскоре их затронула новая волна популярности в начале «нулевых», а Виктор Цой из группы «Кино» стал главной звездой того поколения.

Наиболее сенсетивной группой тех лет по праву можно считать «Гражданскую оборону», известность которой пришлась на конец десятилетия. Группа Егора Летова на протяжении всего существования оставалась наиболее влиятельной панк-группой в СССР и России. Состав команды не один раз менялся, но жёсткая лирика, провокационное поведение на сцене и гаражный звук остаются неизменными её атрибутами.

Большинство Рок-групп в эпоху «железного занавеса» (так как нельзя было слушать музыку за пределами СССР) придумывали свои песни на лад зарубежной музыки, но при этом «культивируя» и посредством аранжировок придумывали свою музыку, но в большинстве случаев в них был слышан оригинал зарубежных песен. Например солист Воронежской рок-группы «Сектор Газа» слушая зарубежный рок, делал на некоторые песни свои аранжировки и создавал свои песни

 

Первыми субкультурами, выделившимися по принципу интеллигенции на фоне прежде универсальной массовой культуры, стали вокально-инструментальные ансамбли (ВИА) и наследующие их рок-группы.

Благодаря сингулярному репертуару, качественному световому и звуковому оформлению концертов, интересной режиссуре, высокому уровню вокально-инструментального мастерства, коллектив вырабатывает собственный стиль, становится музыкальным театром песни. В аннотации к первой пластинке ансамбля LP «Любовь-Огромная страна» ученик великого Дмитрия Шостаковича — народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, композитор Юрий Левитин отмечал «хороший вкус, профессионализм, строгую требовательность в отборе репертуара художественного руководителя ансамбля Павла Слободкина». Впоследствии альбом был признан критиками одним из лучших альбомов советской эстрады.

К концу 1980-х годов определенная часть эстрадных песен окончательно смиряется с неприглядностью окружающей обстановки, перестает ждать заоблачной романтики и начинает видеть ее в самых обыденных вещах.

Отдельным жанром, завоевавшим популярность среди соотечественников, стало то, что сейчас мы называем «саундтреком». Главные темы из популярных кинолент – например, «Никого не будет в доме» на стихи Б. Пастернака, «Со мною что-то происходит» на стихи Евтушенко, «По улице моей» Б. Ахмадулиной из «Иронии судьбы» всё того же Таривердиева или «У природы нет плохой погоды» Петрова в «Служебном романе» – становятся у всех на слуху и плотно входят в повседневную жизнь. Впрочем, тенденция на музыкальное сопровождение кинолент, создающее практически второй план для основного сюжета, сохранилась и в начале 1980-х годов. Главные песни: М. Таривердиев – «Со мною что-то происходит», «Мне нравится», ВИА «Самоцветы» – «Увезу тебя в тундру», «Мой адрес — Советский Союз», В. Шаинский – «Не плачь, девчонка», «Через две зимы», «Идет солдат по городу», А. Пахмутова – «Как молоды мы были».

Имена: А. Пахмутова, М. Таривердиев, М. Танич, В. Шаинский, Д. Тухманов.

Список Литературы:

1. Акопян, Л. О. Музыка ХХ века [Текст] / Л. О. Акопян // Энциклопедический словарь. – М.: Практика, 2010. – 855 с.

2. Алексеев А. Энциклопедия российской поп- и рок-музыки: Кто есть кто - М: Эксин -Пресс, 2001. - 432 с.

3. Апостолов П. Музыканты-бойцы // Советское искусство. 1946. 23 фев. С. 2

4. Бородина, Г. В. История джаза: основные стили и выдающиеся исполнители [Текст]: учеб. пособие для вузов / Г. В. Бородина; отв. ред. Г. Д. Сахаров. – М.: Юрайт, 2018. – 250 с. – (Университеты России).

5. Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. - М., 1989.

6. История современной отечественной музыки в 3 т. Т.З - М., 2001.

7. Кадцын Л. Массовое музыкальное искусство XX столетия. Екатеринбург, 2006

8. Кнабе Г. С. Феномен рока и контркультура // Вопросы философии. - 1990. - № 8. - С. 39-61.

9. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры: учебное пособие. М., 1997. 65 с

10. Коней В. Рождение джаза. - 1984.

11. Конен В. Блюзы и XX век. - М., 1980.

12. Конен В. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. - М., 1993.

13. Коробейников, С. С. История музыкальной эстрады и джаза [Текст]: учеб. пособие / С. С. Коробейников. – М.: Планета музыки, 2018. – 356 с.

14. Крэмптон Люк Рок-энциклопедия. Рок и поп-музыка год за годом. М.: Росмэн, 2004. - 600 с.

15. Массовая культура. Уч. пос. - М.: Альфа. М.: Инфра, 2004. - 304с.

16. Музыка XX века. 1890-1945. Очерки в 2 т. М., 1989.

17. Петров И. В. Слово к композиторам // Огонек. 1956. № 20. С. 16

18. Политковская К.В. Эстрадно-Джазовая музыка в культурном пространстве СССР Спб.: 2018г. (стр. 17- 25)

19. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. М., 1997

20. Рыбакова Е.Л. Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России Спб.: 2007г. (стр10. Стр 15)

21. Савченко Б.А. Кумиры забытой эстрады. М.: Знание, 1992. 208 с.

22. Савченко, Б. А. Пётр Лещенко [Текст] // Эстрада ретро / Б. А. Савченко. – М.: Искусство, 1996. – С. 211–256.

23. Федоров Е. Рок в нескольких лицах. - М., 1983.

24. Шулин В. В. Музыкально-эстрадное дело в России: от антрепренера к продюсеру(CпбГуки) Вестник 2011г. (стр 150-154)

25. Эстрада России. XX век. Энциклопедия. М.: Олма-Пресс, 2004. 862 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: