Проблемы цивилизационного раскола в петровскую эпоху и его влияние на судьбу народа




 

Раскол внушал русскому народу ожидание антихриста, и он будет видеть явление антихриста и в Петре Великом. Образовались раскольничьи скиты в лесах. Бежали в леса, горы и пустыни от царства антихриста. Стрельцы были раскольники. Вместе с тем раскольники обнаружили огромную способность к общинному устройству и самоуправлению.

Реформа Петра Великого была и совершенно неизбежна, подготовлена предшествующими процессами и, вместе с тем, насильственна, была революцией сверху. Россия должна была выйти из замкнутого состояния, в которое ее ввергло татарское иго и весь характер Московского царства, азиатского по стилю, и выйти в мировую ширь. Без насильственной реформы Петра, столь во многом мучительной для народа, Россия не могла бы выполнить своей миссии в мировой истории и не могла бы сказать свое слово. Русская торговля и промышленность в XVII в. были захвачены иностранцами, вначале особенно англичанами и голландцами. Петр Великий, ненавидел весь стиль Московского царства. Только в России мог появиться такой необычайный человек. Он устраивал шутовские, кощунственные церковные процессии. Дело Петра создало пропасть между полицейским абсолютизмом и священным царством. Произошел разрыв между высшими руководящими слоями русского общества и народными массами, в которых сохранились старые религиозные верования и упования. Возросла сила дворянства, которое стало совсем чуждо народу. Самый стиль жизни дворян-помещиков был непонятен народу. Именно в Петровскую эпоху, русский народ подпал под более суровую власть крепостного права. Весь петровский период русской истории был борьбой Запада и Востока в русской душе. Петровская императорская Россия не имела единства, не имела своего единого стиля. Но в ней стал возможен необыкновенный динамизм. XVII век был веком раскола и началом западного образования, началом критической эпохи. От реформы Петра идет двойственность, столь характерная для судьбы России и русского народа. Если уже Московское царство вызвало религиозные сомнения в русском народе, то эти сомнения очень усилились относительно петровской империи. И вместе с тем неверен распространенный взгляд, что Петр, создавший Св. Синод по немецкому лютеранскому образцу, поработил и ослабил церковь. Вернее сказать, что церковная реформа Петра была уже результатом ослабления церкви, невежества иерархии и потери ее нравственного авторитета. Св. Дмитрий Ростовский, прибывший в Ростов из более культурного юга — в Киеве образовательный уровень был несоизмеримо выше, — поражен грубостью, невежеством и одичанием. Создалась легенда, что Петр — антихрист.

Реформаторская деятельность Петра касалась людей всех направлений и положений, поэтому задетые ею, высказывали своё отношение и к преобразованию, и к преобразователю. Не все понимали, к чему стремился Пётр. Народ в большинстве своём не мог уловить в деятельности Петра исторической традиции и поэтому приписывал её личному капризу своего царя. Соответственно в эпоху Петра образовалось две стороны людей: противников и сторонников реформ.

Во время первых шагов преобразования в1698г стрелецкий бунт и последующий за ним стрелецкий розыск, и резкие нововведения Петра по возвращении из-за границы сразу возбудили внимание народа, который был удивлён и жестокостью государя, и его немецкими еретическими замашками. В Москве и областях роптали на Петра за то, что он «бороды бреет и с немцами водится, и вера стала немецкая».(2.3.539). Позднее во время Шведской войны, когда усилились подати и повинности, проходили частые рекрутские наборы и служба дворян стала тяжелей, это напряжение государственных сил объяснили не политическими потребностями, а личным капризом и жестокостью Петра. Недовольство народа не переходило в общее открытое сопротивление. Народ уходил от тяжести государственной жизни целыми массами- в казаки, в Сибирь, даже в Польшу. В 1705г в Астрахани произошёл бунт, который не имел чёткой организации и целей. Бунтовщики объявили, что встали за веру, но не против Петра, а против бояр, воевод и немцев. В 1706г бунт был подавлен, а в 1707г. среди инородцев (башкир) также вспыхнул бунт. В это же время на Дону под руководством атамана Булавина возникло казачье движение, которое охватило довольно обширный район. Казаки штурмовали неудачно Азов и приблизились к Тамбову. Правительственный контроль был сразу усилен: Пётр потребовал от всех бежавших на Дон в недавние годы возвратиться обратно, кроме того запретил казакам заводить новые поселения без его указа. Когда же казаки не исполнили этих требований, Пётр для их исполнения отправил на Дон вооружённую силу. В итоге этого похода Пётр, очень серьёзно посмотревший на казачий бунт, не отступил перед строгой репрессией и не ослабил правительственного контроля над казачеством.

Политическими мотивами руководствовался отчасти Пётр и по отношению к русскому расколу. Пока он видел в расколе исключительно секту, но относился к нему довольно мягко, не трогая верования раскольников (хотя с 1714г. и велел брать с них двойной податной оклад). Некогда он увидел, что религиозный консерватизм раскольников ведёт к консерватизму гражданскому и, что раскольники являются резкими противниками его гражданской деятельности, тогда Пётр изменил своё отношение к расколу. Во вторую половину царствования Петра репрессии шли рядом с веротерпимостью: раскольников преследовали как гражданских противников господствующей церкви; в конце царствования и религиозная терпимость как будто бы уменьшилась и последовало ограничение гражданских прав всех без исключения раскольников, замешанных и не замешанных в политические дела. В 1722 г раскольникам дан был даже определённый наряд, в особенностях которого видна была как бы насмешка над расколом.


Заключение

Revolution..ru

На русское общество реформы Петра, произвели страшное впечатление после осторожной и медлительной политики московского правительства. В обществе не было того сознания исторической традиции, какое жило в гениальном Петре. В своём поведении Пётр показывал, что он не просто видоизменяет старые порядки, но питает к ним страстную вражду. Он не улучшал старину, а гнал её и принудительно заменял её новыми порядками. Выросший среди борьбы и вражды, видевший бунты и тайную оппозицию, Пётр, вступил на путь реформ с чувством ненависти, той среды, которая отравляла его детство.

Пётр более энергично, чем его предшественники, поощрял промышленное производство, которое традиционно было связано со строительством кораблей, изготовлением пушек, боеприпасов и текстиля. К концу его правления Россия имела 200 заводов, в том числе 52 металлургических предприятия. Россия стала крупным производителем железа и главным поставщиком его в Англию. Но несмотря на эти успехи большая часть дохода в казну государства поступала от подушного налога, который он ввёл в 1720г. На основе «Табели о Рангах» был создан более действенный чиновничий аппарат, основанный на способностях и заслугах, а не на происхождении.

Пётр проводил реформы во всех направлениях, и конечно не все из них прошли удачно. Печально известны налоги на бороды, на затачивание ножей, на гробы и пчеловодство вызвали не только сильное недовольство, но и не пополнили казну государства. Закон 1714г. о первородстве, по которому наследником мог быть только старший сын, запрещающий дробление наследуемых владений ненадолго пережил царя.

Он провёл реформу календаря, упростил алфавит кириллицу, основал первую русскую печатную газету и государственный театр, содействовал переводу иностранной литературы и пытался положить конец исключению женщин из общественной жизни, по крайней мере в высших классах.

При правлении Петра образование коснулось только высших слоёв общества, народная масса осталась пока при своём старом мировоззрении, что и помешало простым людям понять всю значимость происходящих вокруг них изменений.

Его великие победы над шведами и турками означали, что Россия не намерена и далее вести только оборонительные войны, а накопила достаточно сил, чтобы вступить в большую игру европейской политики. Тот путь который Россия прошла при Петре, несомненно является колоссальным прорывом за всю предысторию Российского государства, но цена русского народа в ходе этих видоизменений была несомненно очень велика.


Список использованной литературы

Revolution..ru

1. Анисимов Е.В. «Время Петровских реформ», Ленинград,1989г

2. Платонов С.Ф. «Лекции по Русской Истории», Москва ООО «Летопись-М»,2000г.

3. «Повороты истории события и факты» перевод с английского ЗАО «Издательский дом Ридерз Даджест», Франция,1998г.


Оглавление

Введение.

2. Реформы Петра I.

2.1Подготовительный этап

2.2 Изменения во внешней политике.

2.3 Изменения во внутренней политике.

2.3.1 Реформа сословий

2.3.2 Реформа управления

2.3.3 Военная реформа

2.3.4 Реформа народного хозяйства

2.3.5 Церковная реформа

3. Проблемы цивилизационного раскола в петровскую эпоху и его влияние на судьбу народа

Заключение

Список использованной литературы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: