Проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с изначально четко определенными целями, установленными требованиями к качеству результатов, срокам, риску, рамкам расходуемых средств и ресурсов и специфической организацией (Александрова Т.В.)
Проект - это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией» Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. – М.: Синтег– ГЕО, 1997. – 188 с.
Проект - это идея, предполагающая выполнение конкретной материальной задачи в ограниченный период времени.
Основные признаки проекта (если выполняются одновременно все три условия, то комплекс действий может называться проектом):
· Уникальность (проект - это то, что создается впервые).
· Ограниченность по времени (у проекта всегда указаны сроки его реализации).
· Целенаправленность (проект всегда выполняется для решения конкретных задач, выраженных, как правило, в количественных единицах измерения).
Программно-целевой метод управления → проектное управление.
Управление проектами (часть системы менеджмента организации) - это область управления, охватывающая те сферы деятельности компании, в которых создание продукта или услуги реализуется как уникальный комплекс взаимосвязанных целенаправленных мероприятий при определенных требованиях, касающихся сроков, бюджета и характеристик ожидаемого результата, т.е. применение знаний, навыков, инструментов и методов управления к проектной деятельности для удовлетворения предъявляемых к проекту требований.
|
Управление проектами – область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются четкие цели проекта при балансировании между объёмом работ, ресурсами (такими как деньги, труд, материалы, энергия, пространство и др.), временем, качеством и рисками.
Управление проектами - это профессиональная творческая деятельность, основанная на использовании современных научных знаний, навыков, методов, средств и технологий.Это профессиональное управление изменениями, ставит эти методы и средства УП в ряд наиболее эффективных направлений управления в условиях изменяющейся социально-экономической среды (функционирования в условиях рыночных отношений).
Проектноеуправление – это управление важными видами деятельности в организации, которые требуют постоянного руководства в условиях строгих ограничений по затратам, срокам и качеству работы.
Главные функции проектного менеджмента:
· целеполагание (формирование замысла, его инициация и разработка концепции);
· планирование (создание четкой структуры и последовательности выполнения процессов, взаимосвязей между ними, календарное планирование работ, контрактов, поставок ресурсов);
· организация (выполнение утвержденного плана, создание офиса и формирование команды, обмен информацией, заключение и сопровождение контрактов, размещение заказов на товары и услуги);
· мотивация (разработка и внедрение системы стимулирования всех участников работ);
· контроль (подготовка и подача отчетности о ходе работ, мониторинг стоимости и сроков выполнения, контроль качества, изучение мероприятий по уменьшению рисков, выполнения договоров).
|
Управление проектами и традиционный менеджмент: в чем разница
Критерии | Проектное управление | Традиционный менеджмент |
Ориентир на конечный результат | Нацелено на определенную цель | Нацелено на процесс и ход событий |
Ориентир на удовлетворение интересов | Есть заказчик, в интересах которого конкретный результат проекта | Организация, где происходят процессы управления |
Ограничения | Есть конкретные ограничения по времени и финансам (выделяется определенный бюджет на проект) | Нет ограничений |
Что является объектом планирования | Планируются время, деньги, персонал | Создается план распределения позиций |
Анализ результатов | Результаты можно оценить лишь в конце | Процессы регулируются в ходе работы, вносятся корректировки |
Кто принимает участие | Проектная команда, в которую входят сотрудники организации. Возможно привлечение внешних исполнителей | Все сотрудники организации |
Характер деятельности | Различные виды деятельности, которые сопряжены с рисками | Монотонный |
(по материалам книги Хелен С. Кук, Карен Тейт. Управление проектами. Пер. с англ. М. С. Павловой. — М.: Поколение, 2007. — 432 с.: илл., табл.)
Ключевым фактором успеха проектного управления является наличие чёткого заранее определённого плана, минимизации рисков и отклонений от плана, эффективного управления изменениями (в отличие от процессного, функционального управления, управления уровнем услуг).
План управления проектомотражает содержание и границы проекта, ключевые вехи проекта, плановый бюджет проекта, предположения и ограничения, требования и стандарты.
Отличие проекта от программы: программа не имеет точки завершения, программа - это непрерывный процесс перемен; проект может быть составной частью программы (управление программой включает в себя управление входящими в нее проектами).