Тема урока: «Фотография — новое изображение реальности»




Главное в фотографии — не съёмка позирующих перед камерой, а умение выхватить своим взглядом мгновение жизни и запечатлеть его, будь то последние лучи заходящего солнца или чья-то неожиданно промелькнувшая улыбка. Непревзойдённость фотографии в её «фактографии» — стремительной фиксации события или состояния, в их единственности и неповторимости как факта истории или личной жизни человека.

 

Перед нами фотографии Л. Н. Толстого (слева), Н. В. Гоголя, художников-передвижников, Д. И. Менделеева, А. Дюма. Благодаря фотографиям мы можем представить себе, как они выглядели на самом деле. Каким бы замечательным художником ни был портретист, но чисто внешнее сходство — удел фототехники. Недаром документ сопровождают фотографией, а не рисунком.

 

Вот на снимках — Знамя победы над рейхстагом, Москва в ворохе листовок встречает первых полярников, Юрий Гагарин в космическом полёте, а вот может быть портрет твоего папы, ещё маленького и такого смешного. Ничто не заменит их неподдельной правды! Так в простой фотографии навсегда сохраняется остановленное время.

 

Однако фотография не сразу осознала свою изобразительную особенность и самостоятельность. Изучая историю фотографии, мы видим её шаги от подражания живописи к поиску своего выразительного языка и нахождению своей образной специфики. Насладившись эффектом правдоподобия и схожести снимка с натурой, превосходящей любую картину, фотографы, пусть на ощупь, продвигались по пути становления фотографии как искусства.

 

Первые фотографии носили имя своего изобретателя — французского художника Л.-Ж. Дагера и назывались дагеротипами. Фотоизображение появилось благодаря свету. Попадая на элементы серебра, которые поначалу наносились на стеклянные пластины, затем на эмульсионные слои фотоплёнки, свет рождал изображение. Сейчас его фиксатором и реагентом стала цифровая электронная технология. Фотоснимок, процесс его съёмки и обработки прошли долгий путь технического и художественного преображения, прежде чем стать такими, какими мы их видим сейчас.

 

(Перед вами различная фототехника и аппаратура прошлых времён)

Фотоаппарат — средство, подобное карандашу или кисти. Никакая фотография не может быть сделана без участия человека. И чем больше его участие в процессе съёмки носит творческий характер, тем ближе фотография к искусству.

Фотография, как и картина, — изображение художником (субъектом) окружающей действительности (объекта). Изображённое живописцем носит более субъективный характер, а запечатлённое фотографом носит более объективный характер.

 

Глаз художника смотрит в глубь человека, старается рассмотреть портрет его души, увидеть сквозь внешнее внутреннее, изобразить итог, «сумму» человека, его жизни.

Фотоаппарат выхватывает из потока жизни единственное мгновение и бесстрастно фиксирует видимое, внешнее. Другое дело, что через внешнее также может проступить суть человека, его характер, иногда даже тщательно скрываемый.

Фотография создаёт картину видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Но от этого она не становится реальностью.

 

Например, фотография, запечатлевшая здание или городскую среду, остаётся двухмерным снимком на фотобумаге или изображением на плоском экране компьютера, какую бы иллюзию ему ни придавал формат 3D. Фотографическое изображение — это лишь новая художественно-визуальная условность.

Рождение фотографии заставило художников по-новому взглянуть на суть живописного искусства. Оказалось, что внешняя похожесть изображения на натуру не является единственной, а тем более главнейшей задачей живописца. Художнику не стоит соревноваться с фотографом. Зато у художника есть возможность сочинять. В своей картине он может изобразить не только видимое, но и воображаемое, несуществующее, будущее или прошлое. В фотографии же он ограничен отображением лишь видимого и существующего.

Мир и человек на снимке внешне более похожи на реальность, чем на картине. Сравните картины М. А. Врубеля и эти фотоснимки и вы убедитесь, что фотография — всегда лишь отражение конкретного. Потому что она по своей природе документальна.

 

Фотография расширяет изобразительную палитру художника, придаёт его вйдению новые оттенки. Однако изменения технологии создания фотоизображения не затрагивают природы художественного творчества и композиционных законов, по которым строится любое изображение. Художественный процесс в фотографии и изобразительном искусстве един.

Задание: Наблюдение природы. Сделать 10 художественных фотографий по теме: «Ноябрьские пейзажи». (фотографии выполнены в цвете)

Сдать до 9.11.20 до 15.00

Отправить ЛС в ВК.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: