Биологическая защита и обеспечение радиационной безопасности




Конструкция атомного ледокола " Ленин" полностью обеспечивает радиационную безопасность экипажа и населения в районах его плавания и стоянок.

Атомные реакторы, парогенераторы, коммуникации первого контура и обслуживающие их механизмы имеют мощную биологическую защиту. Первичная защита состоит из набора листов нержавеющей стали с водяными прослойками, объем которых примерно равен объему стали. В местах со сложной конфигурацией (верх реакторной установки, где проходят главные трубопроводы) вместе железоводяного набора используется тяжелый лимонитовый бетон.

Все оборудование первого контура вместе с первичной защитой размещено в автономном центральном вместе с первичной защитой размещено в автономном центральном отсеке судна, отделенном от смежных помещений стальными стенами толщиной 300-420 мм (вторичная биологическая защита). Таким образом, судно разделено на две зоны: строго (центральный отсек) и свободного режимов. Вход в реакторный отсек и выход из него возможны только через санпропускник, где персонал проходит радиометрический контроль, причем входить в центральный отсек можно только в специальной одежде.

Биологическая защита ядерного-энергетической установки обеспечивает уровень проникающего излучения в постоянно обслуживаемых помещениях не более десятых долей предельно допустимой нормы. В жилых помещениях ледокола уровень излучения соответствует естественному фону.

Отсек реакторов и парогенераторов имеет систему вентиляции, поддерживающую в нем некоторое разрежение, что предотвращает распространение в другие отсеки и помещения радиоактивных газов и аэрозолей. Отсасываемый из помещений реакторного отсека воздуха выбрасывается в атмосферу через выход в полной грот-мачте, расположенный на высоте более 20 м на палубой. выбрасываемый в атмосферу воздух предварительно полностью очищается от аэрозолей в специальных высокоэффективных тонковолокнистых фильтрах. Степень радиоактивности этого воздуха контролируется дозиметрическими приборами на выходе из грот-мачты.

Для временного хранения на ледоколе активных вод предусмотрены специальные защищенные цистерны. Сточные воды с незначительными количеством радиоактивных веществ (из помещений санпропускников, спецпрачечной, дезактивационные воды из помещений центрального отсека и др.) поступают в специальные цистерны, где выдерживаются до распада большей части короткоживущих радиоактивных веществ. В местах базирования ледокола предусмотрены береговые средства для захоронения твердых отходов и очистки активных вод путем коагуляции, ионного обмена и выпаривания.

На ледоколе есть технологическая и биологическая системы дозиметрического контроля. Технологическая система позволяет судить о целостности оболочек тепловыделяющих элементов и герметичности первого контура. Она состоит из большого числа датчиков, установленных на первом и втором контурах, и вторичных сигнальных и показывающих приборов, расположенных на посту энергетики и живучести и на центральном дозиметрическом посту. Биологическая система контроля служит для обеспечения радиационной безопасности и измерения интегральных доз внешнего и внутреннего облучения команды ледокола.

Ядерную установку водо-водяного типа поставили в центральной части ледокола. Она вырабатывала пар для четырех главных турбогенераторов. Они питали постоянным током три гребных электродвигателя, которые приводили в действие три огромных гребных винта. Атомная паропроизводящая установка была выполнена и размещена на ледоколе так, что экипаж и население были защищены от облучения, а окружающая среда – от загрязнения радиоактивными веществами. С этой целью на возможных путях выхода радиоактивных веществ создали четыре специальных защитных барьера.

Контроль уровней излучения в различных точках центрального отсека и в прилегающих к нему помещениях производится высокочувствительными стационарными дозиметрический пост, на вход в эти помещения и непосредственно на место установки датчиков. Общая доза облучения обслуживающего персонала измеряется индивидуальными карманными дозиметрическими приборами. Как показал опыт эксплуатации ледокола " Ленин", система его дозиметрического контроля работает исправно и надежно.

Отличие атомохода "Ленина" от обычных дизельных ледоколов

 

Атомоход "Ленин" сочетал в себе все последние достижения советской научной мысли, при его сооружении была использована новая, особо прочная корпусная сталь, применены новые виды полуавтоматической и автоматической резки и сварки. Одним из оригинальных технических решений ледокола "Ленин" стала дифферентная система. Дизельные ледоколы нередко застревали во льдах, не только носом или кормой, но и бортами. Чтобы избежать такой опасности, на атомоходе были установлены специальные балластные цистерны; если льды зажимали судно, вода перекачивалась с одного борта на другой. Ледокол последовательно кренился, раздвигал и ломал лед. Подобная система была на носу и на корме, то есть при необходимости судно могло увеличивать давление на лед и по ходу движения корабля.

Для того чтобы провести суда через льды, требовался большой расход горючего – за час мощный ледокол сжигает до 3 тонн нефти. Топливо составляло примерно треть веса дизельных ледоколов, и его запасов хватало не более чем на 30–40 суток. Атомный ледокол расходует в сутки ядерного горючего размером спичечного коробка – всего 45 граммов. Мощность силовой установки «Ленина» составила 44 тысячи лошадиных сил. Таким образом, атомоход имеет практически неограниченный район плавания, за один рейс он может побывать и в Арктике, и у берегов Антарктиды.

Все управление ледоколом осуществлялось автоматически, непосредственно из ходовой рубки. Отсюда поддерживался и необходимый режим работы «сердца» атомохода – реакторов. Их мощность составляла 32,4 мегаватта, то есть примерно 44 000 л. с.

Первый капитан

 

Официально в состав советского флота атомный ледокол «Ленин» был зачислен 3 декабря 1959 года. Первым капитаном первого в мире атомного ледокола был назначен Павел Акимович Пономарев. Интересно, что ранее Пономарев был капитаном ледокола «Ермак» — первого в мире ледокола арктического класса.

Удобства

Проектировщики и строители легендарного судна позаботились и о членах экипажа, которым приходилось нести долгие вахты на «Ленине». Экипажу были созданы хорошие бытовые условия для длительного арктического плавания. Каюты рассчитаны на одного-двух человек. На судне располагались сауна, музыкальный салон с роялем, библиотека, зал для просмотра кинофильмов, курительный салон. Интерьер атомохода был полностью отделан карельской березой и кавказским орехом.

 

Начало работы

Уже в ходе своего первого использования ледокол "Ленин" продемонстрировал превосходную работоспособность, благодаря чему удалось существенно увеличить период навигации. Первая арктическая навигация атомного ледокола началась 19 августа 1960 года и длилась три месяца 10 дней. За это время он прошёл более 10 тысяч миль, из которых около семи тысяч — в тяжёлых ледовых условиях, провёл через Карское море и море Лаптевых 92 судна.

Под руководством Бориса Соколова в 1961 году экипаж атомохода смог пройти в район тяжелых льдов в Чукотском море.

Спустя год капитаном «Ленина» становится Борис Соколов, который с 1959 года был дублером Пономарева на капитанском мостике. За плечами у него была практика на ледоколах «Илья Муромец» и «Вячеслав Молотов», а также участие в четвертой советской Антарктической экспедиции.

Под его руководством в 1961 году экипаж атомохода смог пройти в район тяжелых льдов в Чукотском море, доставив на льдину экспедицию, построившую дрейфующую полярную станцию «Северный полюс-10». Также, благодаря ледоколу, удалось расставить 16 дрейфующих автоматических радиостанций.

Соколов с командой в 1970 году выполнил экспериментальный рейс и первую продленную арктическую навигацию по вывозу норильской руды из порта Дудинка. Через год «Ленин» первым из надводных судов прошел севернее Северной Земли. Спустя еще пять лет «Ленин» проведет проводку дизель-электрохода «Павел Пономарев» к полуострову Ямал, после чего рейсы туда станут регулярными.

 

 

Главным событием следующей арктической навигации 1961 года для экипажа "Ленина" стало обеспечение высадки на льдину полярников дрейфующей станции "Северный полюс-10". Предыдущие полярные станции высаживались на лед с помощью самолетов.

В 1966 году по результатам эксплуатации было принято решение заменить старую трёхреакторную атомную паропроизводящую установку на более совершенную двухреакторную. Замена ЯЭУ ледокола "Ленин" прошла в 1967-1970-х годах на предприятии "Звездочка" в Северодвинске. Для этого был разработан специальный способ агрегатного удаления всей атомной установки в сборе без нарушения ее герметичности в месте захоронения через отверстие, прорезанное в днище корабля. Подобная агрегатная выгрузка реакторного отсека ледокола позволила сократить сроки демонтажа установки и расходы на него, исключить возможность радиационного облучения персонала.
Для вписывания и стыковки новой реакторной установки в корпус ледокола из 675 помещений судна 204 были сформированы вновь или полностью переоборудованы. При модернизации было установлено 6,2 тысячи единиц новых механизмов и оборудования, из них свыше 30 головных образцов основного оборудования. После проведения всех работ был подписан приемный акт, и 21 июня 1970 года ледокол "Ленин" вышел в арктическую навигацию.

В том же году атомоход и его экипаж начали первую продленную навигацию на главной трассе Севморпути Мурманск-Дудинка-Мурманск. Через полгода ледокол осуществил сверхранний высокоширотный переход по Северному морскому пути до порта Певек. В 1976 году он совершил первый Ямальский экспериментальный рейс к мысу Харасавэй.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1974 года за большой вклад в обеспечение арктических перевозок народно-хозяйственных грузов и использование атомной энергии в мирных целях атомный ледокол "Ленин" награждён орденом Ленина.

 

 

"Ушел на пенсию"

 

 

После введения в строй атомного ледокола «Ленин» сроки навигации в западном районе Арктики были увеличены с трех до 11 месяцев. «Ленин» успешно работал более 30 лет, на пять лет превысив расчетный срок эксплуатации. За эти годы ледокол прошел более 654 тысяч морских миль (во льдах 563,6 тысяч), осуществив проводку через льды Арктики 3741 судно. Ледокол «Ленин» стал первым судном, которое находилось на непрерывной вахте в Арктике на протяжении 13 месяцев.

После выведения из эксплуатации в 1990 году над ледоколом «Ленин» нависла угроза утилизации. Однако ветеранам его экипажа удалось добиться создания на его базе музея. В настоящее время первый в мире атомный ледокол «Ленин» находится на вечной стоянке в Мурманске, став одним из символов заполярного города.

В течение последних пяти лет на знаменитом ледоколе действует музей. За это время с ним познакомились более 150 тыс. посетителей. Но, что интересно, судно до сих пор числится в оперативном резерве на случай боевых действий. По словам опытных моряков, если загрузить топливо в реакторы, «Ленин» без проблем пойдет своим ходом.

Используемые источники

1.Использование атомной энергии на водном транспорте В.В. Лаханин, Ю.В.Захаров, О.Н.Лебедев

2.История отечественного судостроения Под редакцией акад. И.Д.Спасского(том V)

3. https://ria.ru/spravka/20141203/1036016493.html (РАИНОВОСТИ)

4. https://www.google.ru/search?q=Картинки+ледокола+ЛЕнина(Картинки)

5. https://www.spb.aif.ru/money/industry/1399344 (Аргументы и факты aif.ru)

 



 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: