Устройство и конструкция ледокола




Вступление

Атомный ледокол - это морское судно с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В СССР они были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики. Одно из главных преимуществ атомного ледокола - отсутствие необходимости в регулярной дозаправке топливом, которое необходимо в плавании во льдах, когда такой возможности нет или дозаправка сильно затруднена. Все атомные ледоколы имеют электрическую передачу на гребные винты. Единственной страной, обладающей флотом атомных ледоколов, является Россия.

История

Атомный ледокол "Ленин" построен на Адмиралтейском судостроительном заводе в Ленинграде (заложен 25 августа 1956 г., спущен на воду 5 декабря 1957 г., швартовные испытания были начаты в конце 1958 г.) и вступил в состав действующих судов морского флота в декабре 1959 г.

Решение о строительстве первого в мире атомного ледокола с ядерной силовой установкой было принято на заседании Совета Министров СССР 20 ноября 1953 года. Новое судно было необходимо для развития навигации по Северному морскому пути. Обычные дизельные ледоколы имели очень большой расход топлива, что снижало их эффективность, в то время как атомный ледокол мог находиться в плавании фактически неограниченно долгий срок. Над проектом корабля работали ученые во главе с физиком Анатолием Александровым.

Основные параметры и характеристики ледокола "Ленин."

· Тип ледокола - турбоэлектрический

· Автономность плавания - 1 год

· Длина, ширина, высота борта у миделя, осадка - 134х27,6х16,1х9,2 м

· Водоизмещение - 16000т

· Мощность на валу - 32,4 Мвт

· Максимальная скорость хода на глубокой и тихой чистой воде при полном водоизмещении - 18 узлов

· Скорость во льдах толщиной 2,4 м - 2 узла

· Число гребных винтов (четырехлопастных постоянного шага со съемными лопастями)

· Вес ядерной энергетической установки (включая защиту):

общий - 3017т

удельный - 93,5 кг/кВт

· Вес защиты - 1963 т


Строительство

 

В строительстве первого в мире атомного ледокола были задействованы около 300 предприятий и научно-исследовательских институтов Советского Союза. Подробнее, для постройки атомного ледокола "Ленин" было задействовано 30 научно-исследовательских институтов, 60 конструкторских бюро и более 200 промышленных предприятий. Руководил этой объемной работой физик Анатолий Александров, отец первой атомной подводной лодки, которая была принята на вооружение годом ранее. Под руководством ученого Игоря Африкантова проектировалась атомная установка. Форма обводов корпуса отрабатывалась в ледовом бассейне Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. Судовые турбины создавались на Кировском заводе, главные турбогенераторы для ледокола строил Харьковский электромеханический завод, гребные электродвигатели — ленинградский завод "Электросила".

 

 

 

Строительство ледокола велось под открытым небом, поскольку для строительства судна такого масштаба не подходил ни один из существующих цехов. Закладка ледокола "Ленин" состоялась 24 августа 1956 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) на Адмиралтейском заводе. 5 декабря 1957 года он был спущен на воду и достраивался у стенки завода. В августе 1959 года состоялся физический пуск реакторов. 12 сентября атомоход вышел на ходовые испытания в Финский залив. 3 декабря 1959 года состоялось успешное завершение испытаний атомного ледокола "Ленин", на нём был поднят государственный флаг СССР. С этой даты ведется отсчет не только биографии первого атомного ледокола, она отмечается как День рождения отечественного атомного ледокольного флота.

 

Интересный факт

 

Проект первого в мире атомного ледокола, получившего имя «Ленин», оказался совершенно уникальным в плане открытости – во время постройки и ходовых испытаний на нем побывали иностранные делегации. На его борту побывали: кубинский лидер Фидель Кастро, премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан и тогда еще вице-президент США Ричард Никсон.

Устройство и конструкция ледокола

На ледоколе были установлены две автономные вспомогательные электростанции. Управление механизмами, устройствами и системами — дистанционное. Оно осуществлялось автоматически, непосредственно из ходовой рубки. Отсюда поддерживался и необходимый режим работы реакторов.

Корпус ледокола выполнен целиком сварным. Днище, борта, внутренние палубы, платформы и верхняя палуба в оконечностях набраны по поперечной системе, а верхняя палуба в средней части корпуса - по продольной. Наружная обшивка имеет ледовый пояс из стали повышенной прочности. Корпус ледокола разбит одиннадцатью главными поперечными водонепроницаемыми переборками на отсеки, что обеспечивает непотопляемость ледокола при одновременном затоплении двух любых главных отсеков.

По архитектурному виду ледокол относится к гладкопалубным судам с умеренной седловатостью, удлиненной надстройкой и двумя мачтами. В его средней части расположен отсек, в котором размещены реакторы и парогенераторная установка. В нос и в корму от атомной установки находится отсеки главных носовых и кормовых турбогенераторов. В носу, кроме того, расположены электростанция и помещение вспомогательных механизмов. В корме под главными турбогенераторами размещены отделения вспомогательных механизмов и бортовых гребных электродвигателей. За ними расположено помещение среднего гребного электродвигателя. Над валами на платформе расположена кормовая электростанция. Рулевое, якорное и швартовное устройства ледокола такие же, как и на обычных судах этого типа. Имеется кран грузоподъемностью 12 т, обслуживающий атомную установку, а для выполнения грузовых операция установлены два грузовые стелы с электролебедками (в носу) и два крана (в корме).

Ледокол "Ленин" оборудован современными навигационными приборами, средствами связи, наблюдения и управления установкой и судном. На нем созданы все необходимые бытовые, медикосанитарные и культурные условия с учетом обеспечения максимальных удобств для личного состава и участников экспедиций.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: