Формы работы с одаренными учащимися




Особенности работы с одаренными детьми.

Одаренные дети требуют особого подхода. Взаимодействие педагога с одаренным учеником является главным фактором всего обучения. Поэтому основными направлениями в работе с ними является индивидуальный подход, развитие интереса у школьников к приобретению знаний, выявление способных, одаренных и талантливых учащихся в различных областях знаний, а также развитие интеллектуально-­творческого потенциала каждого ребенка.

В организации работы с одаренными детьми всю деятельность школы можно разбить на 5 этапов.

Диагностический – анализ наклонностей, интересов, результатов деятельности учащихся.

Учебный – осуществление индивидуального и дифференцированного подхода на уроках, индивидуальные занятия и консультации для способных детей, групповые и факультативные занятия, кружки, курсы по выбору.

Методический – создание планов подготовки к олимпиадам, планов групповых, факультативных и индивидуальных занятий, кружковых занятий, программ курсов по выбору, пособий для способных детей по предметам, для разновозрастных групп способных детей; подборка методической литературы для работы с этими детьми.

Творческий – участие в предметных олимпиадах, конкурсах, внеклассных мероприятиях, соревнованиях.

Профориентационный – профессиональное самоопределение учащихся.

При разработке содержания учебных программ используются следующие четыре стратегии обучения, которые могут применяться в разных комбинациях.

Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренными темпами развития. Но применять его надо с осторожностью. Следует иметь в виду, что ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащенному и в той или иной мере углубленному учебному содержанию. Примером такой формы обучения могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-­классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для одаренных детей с разными видами одаренности.

Углубление. Такой подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес к какой­-либо области знаний. Предполагается глубокое изучение тем и разделов курса. Однако применение углубленных программ не может решить всех проблем. Во­-первых, далеко не все дети с умственной одаренностью достаточно рано проявляют интерес к какой­-то одной сфере знаний или деятельности, их интересы носят широкий характер. Во-­вторых, углубленное изучение отдельных дисциплин, особенно на ранних этапах обучения, может способствовать «насильственной» или слишком ранней специализации, наносящий ущерб общему развитию ребенка. Эти недостатки во многом снимаются при обучении по обогащенным программам.

Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное установление связей с другими темами или предметами. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным способам и приемам работы. Такое обучение может осуществляться в рамках традиционного образовательного процесса, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных интеллектуальных тренингов по развитию тех или иных способностей и т.д.

Проблематизация. Такой подход предполагает стимулирование личностного развития ребенка. Специфика заключается в подборе оригинальных объяснений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпритаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо существуют в виде специальных тренинговых внеучебных программ.

Важно иметь в виду, что две последние стратегии обучения являются наиболее перспективными. Они позволяют максимально учесть особенности одаренных детей, поэтому должны быть в той или иной мере использованы как при ускоренном, так и при углубленном вариантах построения учебных программ.

 

Формы работы с одаренными учащимися

Ø творческие мастерские;

Ø групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

Ø факультативы;

Ø кружки по интересам;

Ø занятия исследовательской деятельностью;

Ø конкурсы;

Ø интеллектуальный марафон;

Ø научно-практические конференции;

Ø участие в олимпиадах;

Ø работа по индивидуальным планам;

 

Методы работы:

Ø Исследовательский

Ø частично-поисковый;

Ø проблемный;

Ø проективный;

Ø синектика - это техника решения спорных вопросов, стимулирующая мыслительные процессы, направленность которых, как правило, неожиданность и случайность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: