Протокол наблюдения за игрой (Л.Б. Баряева, А. Зарин)




Основными направлениями изучения игры как совместной деятельности стали следующие:

­ продолжительность игры со сверстниками;

­ способность согласовывать свои действия с действиями партнёра по игре;

­ проявление гибкости во взаимодействии со сверстниками во время игры;

­ устойчивость игровых объединений;

­ отношения между детьми в игре;

­ наличие конфликтов в игре;

­ выполнение правил во время игры:

­ контакты со сверстниками в процессе игры;

­ речевая активность во время совместной игры;

­ средства, используемые для взаимодействия с партнёром по игре.
Каждый критерий оценивается по 5 бальной системе (в зависимости от
степени выраженности данного признака).

1-20 баллов - очень низкий уровень. 21 -40 баллов - низкий уровень 41-60 баллов - средний уровень 61-80 баллов - высокий уровень 81-100 баллов - очень высокий уровень

1. Продолжительность игры со сверстниками:

1. до 5 минут;

2. 5-10 минут;

3. 10-15 минут;

4. 15-20 минут;

5. более 20 минут.

2. Интенсивность игрового поведения:

1- очень низкая - ребёнок играет неинтенсивно, мало активен;

2- низкая - ребёнок играет малоинтенсивно, поглощённость игрой
непродолжительная, увлечения не проявляет, играет почти без эмоциональных проявлений, низкая двигательная активность, нет стремления к контактам с другими играющими;

3- средняя - ребёнок играет малоинтенсивно, поглощённость игрой
непродолжительная, иногда проявляет увлечение игрой, игра без
эмоциональных проявлений, низкая двигательная активность, нет
стремлений к контактам с другими играющими;

4- высокая - ребёнок играет интенсивно, с увлечением, игра
эмоционально насыщенная, высокая двигательная активность,
стремление к контактам с другими играющими;

5- очень высокая - ребёнок играет очень интенсивно, с увлечением, игра
эмоционально насыщенная, высокая двигательная активность,
стремление к контактам с другими играющими.

3. Контакты со сверстниками в процессе игры:

1- ребёнок играет в одиночку, не замечает других детей;

2- ребёнок играет в одиночку, но иногда наблюдает за детьми, играющими рядом;

3- ребёнок играет в одиночку, но иногда обращается к сверстнику,
играющему рядом;

4- ребёнок стремится к игре с другими детьми, может
взаимодействовать в паре;

5- ребёнок стремится к игре с другими детьми, может
взаимодействовать с группой численностью в 2-3 человека.

4.Контакты со взрослыми в процессе игры:

1- ребёнок играет в одиночку, не замечает взрослых, не реагирует на их обращения;

2- ребёнок играет в одиночку, но иногда наблюдает за взрослым, играющим рядом, реагирует на обращения;

3- ребёнок играет в одиночку, но иногда обращается ко взрослому с просьбой или вопросом, чтобы привлечь его к игре;

4- ребёнок стремится к совместной игре со взрослым, активно
реагирует на его предложения;

5- ребёнок с удовольствием играет со взрослым, инициирует
совместную игру.

5. Предпочтительность контактов в игре:

1- ребёнок играет в одиночку, не замечает взрослых и детей,
находящихся рядом, не реагирует на их обращения;

2- ребёнок играет в одиночку, но иногда обращается ко взрослому с
просьбой или вопросом, чтобы привлечь его к игре;

3- ребёнок стремится к совместной игре со взрослым, активно
реагирует на его предложения, часто выступает с инициативой
поиграть;

4- ребёнок стремится к игре с другими детьми, откликается на
предложение сверстника поиграть, может взаимодействовать в паре;

5- ребёнок стремится к игре с другими детьми, может взаимодействовать с небольшой группой, часто выступает с инициативой поиграть.

6. Средства, используемые для взаимодействия с партнёром по
игре:

1- предметные действия;

2- мимика и пантомимика;

3- отдельные слова (вопросы, обращения);

4- развёрнутые высказывания реального содержания;

5- ролевая речь.

7. Способность согласовывать свои действия с действиями
партнёра по игре:

1- ребёнок не согласовывает собственные действия с действиями
партнёра по игре, играет автономно;

2- ребёнок нередко делает попытки отследить действия партнёра и
построить собственные в соответствии с ними;

3- иногда в ходе игры ребёнок обращается с вопросами по поводу
действий партнёра, чтобы построить собственные;

4- часто в ходе игры ребёнок обращается с вопросами по поводу
действий партнёра, чтобы построить собственные;

5- иногда до начала игры ребёнок обсуждает с партнёром
предполагаемые действия, очень часто в ходе игры обращается с
вопросами по поводу действий партнера, чтобы построить
собственные.

8. Проявление гибкости во взаимодействии со сверстниками во
время игры:

1- ребёнок гибкости не проявляет;

2- ребёнок иногда проявляет гибкость, внося какие-то
несущественные изменения в своё поведение во время игры под
воздействием сверстников;

3- ребёнок часто проявляет гибкость, внося существенные изменения
в своё поведение во время игры под воздействием сверстников;

4- ребенок очень часто проявляет гибкость, внося существенные
изменения в своё поведение во время игры с учётом возникающих
ситуаций;

5- ребёнок гибко меняет своё поведение во время игры, ориентируясь
на поведение и действия партнёров.

9. Устойчивость игровых объединений:

1- ребёнок играет только один;

2- ребёнок иногда играет в паре, постоянно меняя партнёров;

3- ребёнок часто играет в паре, предпочитая постоянного партнёра;

4- ребёнок иногда играет в небольшой группе с непостоянным
составом участников;

5- ребёнок играет в небольшой группе с относительно постоянным
составом участников.

10. Отношения между детьми в игре:

1- взаимоотношения не возникают, дети играют рядом;

2- дети играют рядом, но начинают вступать в
реальные взаимоотношения;

3- существуют только реальные отношения между детьми в игре;

4- преобладают реальные отношения между детьми, но иногда
возникают и ролевые;

5- преобладают ролевые отношения между участниками игры.

11. Наличие конфликтов в совместной игре:

1- ребёнок постоянно конфликтует со сверстниками по любому
поводу (обладание игрушками, распределение ролей, соблюдение
правил и др.)

2- ребёнок часто конфликтует по поводу обладание игрушками,
распределение ролей, соблюдение правил и др.;

3- ребёнок иногда конфликтует по поводу обладание игрушками,
распределение ролей, соблюдение правил и др.;

4- ребёнок очень редко конфликтует по поводу обладание игрушками,
распределение ролей, соблюдение правил и др.;

5- ребёнок играет со сверстниками практически без конфликтов.

12. Способы поведения во время конфликтных ситуаций:

1- ребёнок часто провоцирует конфликты, проявляет излишнюю
настойчивость, не уступает, часто агрессивен, даёт бурные
эмоциональные реакции (кричит, плачет, топает ногами и т.п.);

2- ребёнок иногда провоцирует конфликты, проявляет излишнюю
настойчивость, иногда уступает, агрессии не проявляет,
эмоциональные вспышки редкие;

3- ребёнок конфликты не провоцирует, но проявляет настойчивость,
хотя часто уступает, агрессии не проявляет, эмоциональные вспышки
очень редкие;

4- ребёнок конфликты не провоцирует, в конфликтной ситуации чаще
всего уступает, эмоционально уравновешен;

5- ребёнок конфликтных ситуаций избегает, проявляет стремление успокоить конфликтующих.

13. Особенности ролевого диалога:

1- нет ролевого диалога;

2- наличие кратких высказываний по отношению к кукле или
играющему рядом (сверстнику или взрослому), но не связанных с
ролью;

3- наличие кратких высказываний и реплик, по отношению к кукле
или в ответ на обращения партнёра (сверстника или взрослого),
связанных с ролью;

4- достаточно продолжительный ролевой диалог с помощью
отдельных реплик;

5- продолжительный ролевой диалог с помощью отдельных реплик и
фраз, обращенных к реальному партнёру.

14. Предпочтения в выборе роли:

1- предпочтений нет, ребёнок выполняет любые предложенные роли;

2- ребёнок предпочитает второстепенные роли и только их
выполняет;

3- ребёнок предпочитает второстепенные роли, но соглашается и на
первостепенные;

4- ребёнок предпочитает первостепенные роли;

5- ребёнок имеет любимые роли, но готов выполнять различные,
ожидая их выполнения;

15. Участие ребёнка в распределении ролей под руководством взрослого:

1- ребёнок не участвует в процессе распределения ролей, безразличен
к нему;

2- ребёнок внимательно прислушивается к ходу распределения ролей,
но активного участия в нём не принимает и не высказывает
отношения к полученной роли;

3- ребёнок внимательно прислушивается к ходу распределения ролей,
но активного участия в нём не принимает; высказывает своё согласие
или несогласие относительно полученной роли;

4- ребёнок иногда активно включается в процесс распределения
ролей, высказывает желание сыграть ту или иную роль;

5- ребёнок принимает активное участие в процессе распределения
ролей, обсуждает роли и кандидатов на них, высказывает желание
сыграть ту или иную роль.

16. Участие ребёнка в распределении ролей без участия взрослого:

1- ребёнок не участвует в процессе распределения ролей, безразличен
к нему;

2- ребёнок внимательно прислушивается к ходу распределения ролей,
но активного участия в нём не принимает и не высказывает
отношения к полученной роли;

3- ребёнок внимательно прислушивается к ходу распределения ролей,
но активного участия в нём не принимает; высказывает своё согласие
или несогласие относительно полученной роли;

4- ребёнок иногда активно включается в процесс распределения
ролей, высказывает желание сыграть ту или иную роль;

5- ребёнок принимает активное участие в процессе распределения
ролей, обсуждает роли и кандидатов на них, высказывает желание
сыграть ту или иную роль.

17. Выполнение правил во время игры со сверстниками:

1- ребёнок правил не выполняет, не понимая их;

2- ребёнок понимает правила, старается их выполнять, но по ходу
игры часто забывает, слабо реагирует на замечания сверстников;

3- ребёнок старается следовать правилам игры, но по ходу ее
нередко их забывает, сразу реагирует на замечания сверстников;

4- ребёнок часто следует правилам игры, сразу реагирует на
замечания сверстников по поводу их несоблюдения, нередко обращает
внимание сверстников на несоблюдение ими правил игры;

5- ребёнок чётко следует правилам игры, следит за тем, чтобы и
партнёры им следовали.

18. Выполнение правил во время игры со сверстниками при участии взрослого:

1- ребёнок правил не выполняет, не понимая их;

2- ребёнок понимает правила, старается их выполнять, но по ходу
игры часто забывает, слабо реагирует на замечания сверстников;

3- ребёнок старается следовать правилам игры, но по ходу ее
нередко их забывает, сразу реагирует на замечания взрослого по
поводу их несоблюдения, практически не обращая внимания на
замечания сверстников;

4- ребёнок часто следует правилам игры, сразу реагирует на
замечания сверстников или взрослого по поводу их несоблюдения,
нередко обращает внимание взрослого или сверстников на
несоблюдение ими правил игры;

5- ребёнок чётко следует правилам игры, следит за тем, чтобы и
партнёры им следовали.

19. Речевая активность во время совместной игры:

1- в процессе игры со взрослыми или сверстниками ребёнок играет
молча;

2- в процессе игры со взрослыми или сверстниками ребёнок иногда
делает какие-то высказывания, чаще всего фиксирующего характера
по поводу выполняемых действий;

3- в процессе игры ребёнок обращается ко взрослому или сверстнику
с вопросами по поводу выполняемых действий;

4- в процессе игры ребёнок обращается ко взрослому или сверстнику
с разъяснениями по поводу выполняемых действий;

5- перед игрой или в ходе игры ребёнок рассказывает о
предполагаемых действиях.

20. Предпочитаемые виды игр:

1- нет предпочитаемого вида игр, ребёнок одинаково безразлично
относится ко всем играм;

2- ребёнок предпочитает двигательные игры;

3- ребёнок предпочитает предметные игры;

4- ребёнок предпочитает игры с дидактическими игрушками;

5- ребёнок предпочитает сюжетные игры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: