Предпосылки и начало кризиса




Карибский кризис

План.

1. Предпосылки и начало кризиса

2. Открытая фаза кризиса

3. Уроки кризиса

4. Список используемой литературы


Предпосылки и начало кризиса

Холодная война включала жесткое военно-политическое и идеологическое противостояние, гонку вооружений, борьбу за сферы влияния. При этом, особенно на периферии Ялтинско-Потсдамской системы, заметно ощущались и другие факторы: нарастание освободительной борьбы, стремление избавиться от авторитарных коррумпированных режимов. Все эти явления и сошлись в Карибском кризисе 1962 г. — острейшем и опаснейшем кризисе холодной войны. [п1.стр121.].Куба не относилась к числу политически стабильных стран Западного полушария. К концу 1950+х годов на острове правил диктатор Фульхенсио Батиста, который захватил власть путем военного переворота в 1952 г., свергнув президента Прио Сокорраса. Соединенные Штаты мирились с правлением диктатора, хотя не одобряли его репрессивную внутреннюю политику. Пытаясь заставить Ф. Батисту смягчить курс, американская администрация оказывала на него давление при помощи санкций: с весны 1958 г. США перестали продавать Кубе оружие, которое диктатор использовал против кубинской оппозиции. Среди противников Ф. Батисты выделялся 32летний радикал Фидель Кастро Рус. В 1953 г. он попытался поднять против Ф. Батисты восстание, был арестован, но затем освобожден по амнистии, после чего эмигрировал сначала в США, а затем в Мексику. В 1956 г. Ф. Кастро нелегально вернулся на Кубу и вместе с группой своих сторонников на+ чал против Ф. Батисты партизанскую войну, закрепившись в горных районах. Население сочувствовало партизанам. Эмбарго, которое США ввели на поставку оружия режиму Ф. Батисты, сыграло им на руку. В конце 1958 г. отряды Ф. Кастро начали успешное наступление на Гавану, Ф. Батиста бежал из страны в Доминиканскую Республику. В январе 1959 г., захватив столицу, Ф. Кастро фактически оказался во главе нового режима. В момент прихода к власти он был не коммунистом, а националистом, стремившимся к «национальному освобождению» всей Латинской Америки вооруженным, революционным путем. Однако в его окружении были «настоящие левые» — такие как известный аргентинский марксист Эрнесто Че Гевара, — которые поддерживали наиболее радикальные тяготения Ф. Кастро [п2.стр149-150].Новый режим на Кубе приступил к изменениям политической жизни, национализации телефонных компаний, к введению системы социальных гарантий, к проведению аграрной реформы, ликвидировавшей местные латифундии и крупные иностранные землевладения. Меры нового режима вызвали недовольство той части населения, которая была связана с режимом Батисты и обслуживанием богатых американцев. Кубинские контрреволюционеры эмигрировали в Соединенные Штаты. Реформы затрагивали интересы американских компаний по выращиванию сахарного тростника, хотя вначале новый кубинский режим не стремился к обострению отношений с могущественным соседом. Тем не менее началось ухудшение отношений между США и Кубой, обе страны предприняли экономические меры друг против друга. В марте 1960 г. президент Эйзенхауэр подписал секретную директиву о подготовке отрядов кубинских эмигрантов — контрреволюционеров к высадке на Остров Свободы. К концу 1960 г. отношения между США и Кубой резко ухудшились. В ответ на помощь со стороны Соединенных Штатов кубинским контрреволюционерам Кастро стал искать поддержку у Советского Союза. Так же США хлынул поток кубинских беженцев. Они осели в американском штате Флорида, где образовали сообщество, которое стало оказывать влияние на американское общественное мнение в антикастровском духе. Пытаясь повлиять на Гавану, США снова прибегли к санкциям против Кубы, добавив к эмбарго на поставки вооружений запрет на закупки кубинского сахара. Поскольку сахар был главной статьей кубинского экспорта, эти меры больно ударили по кубинской экономике. Вдобавок американские компании стали сокращать поставки на Кубу нефти. В ответ в 1960 г. кубинское правительство закупило оружие в Советском Союзе, который также согласился снабжать Кубу энергоносителями. Одновременно в стране были национализированы принадлежавшие американским компаниям нефтеперерабатывающие предприятия.[п2.стр150. ]Было подписано торговое соглашение, по которому СССР взял обязательство закупить 5 млн т кубинского сахара в течение пяти лет — именно экспорт сахара был одной из основ экономики Кубы. С конца 1960 г. начались секретные поставки на Кубу советского бронетанкового, артиллерийского и стрелкового оружия. Кубинское руководство объявило о вхождении страны в «социалистический лагерь», а Москва заявила о готовности защитить Кубу против американской агрессии. Новый президент США Джон Кеннеди дал свое согласие на проведение антикубинской акции, подготовленной ЦРУ еще при президенте Эйзенхауэре. 17 апреля 1961 г. американские самолеты, закамуфлированные под кубинские ВВС, осуществили бомбардировку Кубы, после чего на юго-западное побережье острова высадились вооруженные отряды кубинских эмигрантов, прошедших обучение и тренировку во Флориде. Однако весь замысел свержения режима Кастро оказался совершенно несостоятельным. Никакого массового выступления против политики кубинского руководства не произошло. Наоборот, подавляющее большинство населения острова поддержало кубинское руководство, а его вооруженные силы быстро изолировали и разгромили бригаду наемников, высадившихся на Плайя-Хирон. Это поражение нанесло ощутимый ущерб престижу американской администрации и придало громадную популярность режиму Кастро, бросившему смелый вызов могущественному соседу. В январе 1962 г. Вашингтон добился исключения Кубы из Организации американских государств. 15 стран Латинской Америки разорвали отношения с Гаваной. США и их союзники на континенте ввели эмбарго на торговлю с Кубой. В поисках поддержки против враждебной политики Вашингтона Куба все больше сближалась с Советским Союзом, оказывавшим ей экономическую, политическую и военную помощь. Американо-кубинский конфликт перерос региональные рамки, на него стало накладываться общее системное противостояние США — СССР. К лету 1962 г. ситуация вокруг Кубы еще более обострилась. Американское руководство готовило против нее военную операцию: мощный удар силами авиации и флота с последующей высадкой на остров морского и воздушного десантов силами до семи дивизий. Кубинское руководство укрепляло оборону острова для отражения возможной агрессивной акции со стороны США и кубинских контрреволюционеров. Советские лидеры неоднократно заявляли о полной поддержке Кубы и о готовности оказать ей помощь в отражении эвентуального нападения. Встал вопрос о тех советских военных средствах, которые следовало бы при этом использовать. После того как СССР стал обладателем межконтинентальных баллистических ракет и триумфально запустил первый искусственный спутник Земли, Хрущев посчитал, что ракетно-ядерное оружие обладает чуть ли не безграничными возможностями и является универсальным средством сдерживания. Определенную роль сыграла и полученная Хрущевым в апреле 1962 г. информация о развертывании по решению НАТО американских ядерных ракет средней дальности в Турции. В Москве стало вызревать решение о возможном размещении советских ядерных ракет средней дальности на Кубе. При этом официально основной целью советских действий, осуществлявшихся тайно, была защита революционной Кубы. По словам одного из советских руководителей А. И. Микояна в беседе с Ф. Кастро, цель доставки советского ракетно-ядерного оружия на Кубу «заключалась только в том, чтобы укрепить вашу обороноспособность. Это был план сдерживания, план, направленный на то, чтобы империалисты не играли с огнем в отношении Кубы». Однако кубинское руководство не без оснований считало, что для сдерживания США больше подходил бы открытый военный договор с Кубой, предусматривавший поставку Кубе обычных вооружений и посылку на остров советских советников и специалистов. Решение Москвы разместить на Кубе советское ракетно-ядерное оружие, несомненно, имело и глобальную стратегическую составляющую. В 1962 г. США имели подавляющее превосходство над СССР по стратегическим ракетно-ядерным вооружениям: 294 МБР наземного базирования против 75 советских, к этому следовало прибавить американские базы по периметру советских границ, а теперь еще и американские ракеты средней дальности в Турции. Размещение советских ракет на Кубе резко увеличивало уязвимость части американской территории и означало продвижение СССР к паритету с США, что являлось важнейшей стратегической целью советского руководства. В мае 1962 г. в Москве было принято решение о создании Группы советских войск на Кубе (кодовое название операции — «Анадырь»). В самом конце мая было получено согласие кубинского руководства на осуществление этой секретной операции. Основным элементом Группы советских войск на Кубе должна была стать 43-я ракетная дивизия с тремя полками ракет Р-12 и двумя полками ракет Р-14. Первые имели дальность действия 1700—1800 км, вторые — вдвое больше, то есть накрывали почти всю территорию США. Всего предполагалось скрытно разместить на острове 60 советских ракет. Силы прикрытия и возможной обороны советской ракетной базы должны были состоять из четырех мотострелковых полков, двух зенитных дивизий и полка истребительной авиации. Для противодействия возможным американским десантам с моря предназначались бригада ракетных катеров, ракетный полк «Сопка» и бомбардировщики Ил-18. Кроме того, для действий на морских коммуникациях предполагалось базирование на Кубе эскадры надводных кораблей и эскадры подводных лодок. Общая численность Группы советских войск на Кубе должна была составить 60 тыс. человек. Создание этой группировки на Кубе означало бы выдвижение советской военной мощи в Западное полушарие и меняло общее соотношение сил не в пользу США. Очевидно, Хрущев поверил, что операцию «Анадырь» можно провести скрытно, «спрятать ракеты под пальмами». Советский лидер считал очень важным, чтобы операция не была раскрыта американцами до 6 ноября, то есть до выборов в конгресс. После выборов он собирался посетить США и информировать Кеннеди о предпринятых мерах. «Будучи поставлен перед фактом, считал Хрущев, — Кеннеди не будет иметь альтернативы, и ему придется примириться с ракетами». Осуществление операции «Анадырь» началось в июле 1962 г. с прибытия на Кубу передовой группы советского командования во главе с генералом И. А. Плиевым. В начале августа на остров прибыли первые советские боевые подразделения. В середине августа началась транспортировка на Кубу ядерных боезарядов, а в сентябре — советских ракет. Вся операция осуществлялась в режиме строгой секретности. Даже капитаны транспортных судов при выходе из советского порта не знали маршрут движения и порт назначения. Грузы были тщательно спрятаны, а солдаты и офицеры должны были в течение всего трудного пути оставаться внизу и не выходить на палубу. Погрузка и выгрузка войск осуществлялись ночью. Американская разведка, конечно, обнаружила интенсивные передвижения советских транспортов на Кубу, но какое-то время не имела точных сведений об операции «Анадырь». С 27 августа разведывательные данные по Кубе стали ежедневно доводиться до высшего государственного руководства США. Однако администрация Кеннеди не была заинтересована в остром международном кризисе перед выборами в конгресс. К тому же советское руководство неоднократно заверяло Вашингтон, что СССР поставляет Кубе только сугубо оборонительное оружие. 4 сентября пресс-секретарь Белого дома опроверг утверждения оппозиции о наличии на Кубе советских войск. Вместе с тем он официально предупредил о серьезных последствиях появления на острове вооруженных сил СССР или его союзников. Американское военное руководство интенсифицировало подготовку к проведению операции против Кубы. 1 октября объединенное командование США в зоне Атлантического океана получило директиву к 20 октября подготовить силы и средства для нанесения ударов по Кубе и осуществления высадки на остров. Одновременно продолжалось развертывание Группы советских войск на Кубе. 4 октября первая советская ракета Р-12 была приведена в состояние боеготовности, 10 октября — уже 10 ракет, а к 20 октября — уже 20 ракет. Мотострелковые полки заняли отведенные им позиции. Вооруженные силы США и СССР приблизились к опасной черте.[п1.стр121-124. ]

2. Открытая фаза кризиса

Кризисы на Ближнем Востоке и в Европе отвлекали внимание от положения дел в Западном полушарии. Между тем, приход к власти в Вашингтоне администрации демократов привел к ухудшению американо-кубинских отношений, поскольку режим Ф. Кастро в Гаване был репрессивным, а демократическая партия была чувствительна к проблеме защиты прав человека. Учитывая это обстоятельство, кубинская эмиграция в США, концентрировавшаяся в ближайшем к Кубе штате Флорида, стала оказывать давление на Дж. Кеннеди с целью побудить его принять меры для свержения Ф. Кастро. Эмигранты учитывали, что в период предвыборной конкуренции с Д. Эйзенхауэром в 1960 г. Дж. Кеннеди многократно критиковал республиканцев за «мягкость к Кубе» и тем самым был ограничен в возможности изменить позицию в отношении Гаваны. Связи Москвы и Гаваны крепли. Демонстрацией их прочности ста+ ла встреча Н. С. Хрущева и Ф. Кастро в Нью+Йорке во время сессии ГА ООН по деколонизации в декабре 1960 г.[п2.стр150.]

14 октября американский самолет-разведчик произвел аэрофотосъемку, результаты которой неопровержимо свидетельствовали о размещении советских ракет на Кубе. При президенте Кеннеди был немедленно создан кризисный штаб, обсуждавший различные варианты действий. Сам президент был очень обеспокоен и склонялся к нанесению удара с воздуха по советским ракетным позициям на Кубе. Очевидно, колебания в Вашингтоне и Москве относительно дальнейших действий привели к тому, что был упущен еще один шанс для разрешения кризиса. 18 октября министр иностранных дел СССР А. А. Громыко, находившийся в США в связи с очередной сессией Генеральной Ассамблеи ООН, имел беседу с президентом Кеннеди. Президент прямо не спросил о размещении советских ракет на Кубе, а советский министр ничего об этом не сказал. Успокоенный Громыко послал в Москву сообщение, что Кеннеди, кажется, не собирается в ближайшее время предпринимать вторжение на Кубу. Однако едва Громыко вылетел 22 октября в Москву, как советский посол А. Ф. Добрынин был срочно приглашен к государственному секретарю США Д. Раску. Тот дал понять, что ситуация очень серьезная, и вручил Добрынину текст подготовленного обращения президента Кеннеди по радио и телевидению к американскому народу, которое было намечено на тот же вечер, а также послание американского лидера Хрущеву. В своем телевизионном обращении Кеннеди объявил о введении морского «карантина» Кубы, чтобы прекратить переброску на остров советского наступательного оружия. Скрытное и стремительное развертывание советских ракет на Кубе (в нарушение всех данных заверений) президент Кеннеди расценил как вызов политике США, абсолютно неприемлемый для Вашингтона. В тот же день, 22 октября, все вооруженные силы США были приведены в состояние полной боевой готовности. С 24 октября военноморские силы США установили блокаду Кубы и прилегающего района с целью воспрепятствовать переброске на остров наступательного оружия. В послании Хрущеву от 22 октября Кеннеди подчеркнул, что США предпринимают лишь минимум действий, чтобы устранить угрозу безопасности Западного полушария. Как выяснилось, у советского руководства не было четкого плана ответных действий. Отступить оно не могло, пойти на прямую военную конфронтацию с США не хотело. В первых посланиях Хрущева Кеннеди советский лидер пытался доказывать, что советское оружие на Кубе предназначено только для обороны, а меры Соединенных Штатов по введению «карантина» являются абсолютно незаконными. Ситуация осложнялась еще и тем, что ни советский посол в США А. Ф. Добрынин, ни постоянный представитель СССР в ООН В. А. Зорин к началу кризиса не были проинформированы о действительном положении вещей. В ходе Карибского кризиса и на Кеннеди, и на Хрущева оказывали давление наиболее непримиримые группировки, добиваясь использования вооруженных сил. К счастью, у обоих лидеров хватило здравого смысла избегать авантюристических решений. Необходимо было учитывать и жесткую позицию кубинского руководства. 22 октября Фидель Кастро привел вооруженные силы Кубы в боевую готовность, а на следующий день объявил всеобщую мобилизацию.

Пожалуй, положительным аспектом Карибского кризиса было поддержание постоянных контактов между руководителями СССР и США. Происходил регулярный обмен посланиями между Кеннеди и Хрущевым. Был установлен и неофициальный канал обмена информацией: брат президента министр юстиции Роберт Кеннеди встречался с советским послом Добрыниным и беседовал с ним. Кроме того, стремились наладить контакты и разведывательные ведомства двух стран. 24—25 октября в ситуации, казалось, появились некоторые просветы. Генеральный секретарь ООН У Тан предложил свой план урегулирования кризиса: США должны были отказаться от «карантина», а СССР — от поставок наступательного оружия на Кубу. 25 октября советский танкер «Бухарест» пересек линию «карантина» без его досмотра американскими кораблями, в то же время 12 из 25 советских судов, направлявшихся на Кубу, получили распоряжение повернуть обратно. Тем не менее обстановка оставалась очень напряженной. 26 октября кубинское руководство считало, что в течение 48 часов возможна американская бомбардировка острова, в этом случае решено было использовать все советские средства ПВО на острове. 27 октября над Кубой был сбит американский самолет-разведчик У-2, летчик погиб. Военные в Вашингтоне требовали применения американских вооруженных сил. 27 октября вечером Роберт Кеннеди говорил Добрынину о реальной угрозе большой войны между США и СССР. К счастью, в переписке между лидерами двух сверхдержав наметилась возможность компромисса. В послании Хрущева от 26 октября говорилось о необходимости гарантий президента и правительства США не нападать на Кубу и не поддерживать подобное нападение. Тогда отпал бы и вопрос о размещении советского оружия на Кубе. Затем Хрущев вспомнил о злополучных американских ракетах в Турции и напомнил об этом в следующем послании, посланном вдогонку. В послании Кеннеди от 27 октября четко фиксировалась позиция американской стороны: СССР должен был согласиться убрать с Кубы все виды наступательного оружия под наблюдением ООН и дать обязательство не поставлять подобное оружие на Кубу; США соглашались быстро отменить все меры карантина и дать заверения об отказе от вторжения на Кубу. 27 октября вечером Р. Кеннеди сообщил Добрынину о готовности американской администрации негласно договориться и о ликвидации американских ракет в Турции, но для этого надо было осуществить все необходимые процедуры в НАТО. 28 октября утром Политбюро ЦК КПСС решило принять предложения американской стороны об условиях урегулирования Кубинского кризиса. Ситуация была настолько острой, что советский ответ был передан срочно в незашифрованном виде. Наиболее острая фаза Карибского кризиса миновала. Конечно, достигнутые договоренности необходимо было воплотить в конкретные соглашения. Одной из проблем стала позиция кубинского руководства, с которым не успели проконсультироваться. Кастро выдвинул целый ряд своих требований, включая отмену эмбарго на торговлю с Кубой, ликвидацию американской базы Гуантанамо с острова и т.п. Добиться этого было невозможно. В итоге советско-американских переговоров были окончательно согласованы условия урегулирования Карибского кризиса: США с 20 ноября 1962 г. отказались от введенного ими морского карантина; американская сторона взяла обязательство не нападать на Кубу и не поддерживать подобное нападение; СССР обязался убрать с острова наступательное оружие (ракеты средней дальности, а также бомбардировщики Ил-28). Кроме того, администрация США негласно согласилась решить вопрос о выводе американских ракет с территории Турции. Обязательства сторон были ими выполнены. Формально кризис был завершен 7 января 1963 г., когда представители СССР и США в ООН обратились с совместным письмом к Генеральному секретарю этой организации с просьбой исключить вопрос о Карибском кризисе из повестки дня Совета Безопасности ООН. [п1.стр124-127]

Уроки кризиса

Глубинные причины Карибского кризиса заключались в самой логике холодной войны, в правилах игры «с нулевой суммой». Каждая из сверхдержав стремилась использовать любую возможность, чтобы добиться преимущества над противником в геополитической или геостратегической сфере. В этом контексте СССР и США пытались привлечь на свою сторону освободительное движение, которое становилось все более влиятельным фактором международной жизни. Оно стремилось выработать свои собственные подходы, плохо вписывавшиеся в биполярную систему и нарушавшие сложившееся размежевание на сферы влияния. США считали Американский континент.

своей вотчиной и чрезвычайно болезненно реагировали на попытку Советского Союза закрепиться на своем «заднем дворе». Советская акция в отношении Кубы имела и глобальный, и региональный характер. Продвижение советской военной мощи в Западное полушарие меняло общее соотношение сил, заметно усиливало уязвимость Соединенных Штатов. В региональном плане поддержка революционной Кубы означала вызов монопольному влиянию США, отражала формирование новой ситуации на Американском континенте. Вместе с тем действия Советского Союза в традиционно американской сфере влияния объясняют некоторую неуверенность Кремля, стремление провести всю операцию «Анадырь» втайне, поставить Вашингтон перед свершившимся фактом. Бесспорно, важнейшим уроком Карибского кризиса стало то, что лидеры двух сверхдержав осознали и почувствовали опасность балансирования на грани ядерной войны. Политический просчет, неосторожные действия, неправильная оценка намерений противника — все это грозило непоправимой катастрофой для всего человечества. Как отмечал участник событий А. Шлессинджер, «что касается Кеннеди, то после Кубы его чувства претерпели качественные изменения: мир, в котором государства угрожают друг другу ядерным оружием, теперь казался ему не просто иррациональным, но и нетерпимым, и невозможным». К сожалению, политики и дипломаты, с одной стороны, военные и представители ВПК, — с другой, сделали разные выводы из опаснейшего международного кризиса. Первые понимали необходимость внести некоторые изменения в «правила игры», исключить возможность случайного возникновения ядерной войны. Для этого требовалось интенсифицировать процесс переговоров, обеспечить постоянные, устойчивые каналы связи. Не случайно в июне 1963 г. СССР и США подписали меморандум об установлении специальной линии прямой связи между Кремлем и Белым домом. Вместе с тем представители военно-промышленного комплекса добивались наращивания гонки вооружений, особенно стратегических. При этом Вашингтон хотел закрепить полученные преимущества, особенно по качеству вооружений, а Москва стремилась преодолеть имевшееся отставание, догнать Соединенные Штаты. Поэтому период после Карибского кризиса в отношениях между СССР и США был чрезвычайно противоречивым: усиленная гонка вооружений сочеталась со стремлением к взаимоприемлемым договоренностям, к элиминированию возможности нового опасного международного кризиса. Наконец, и в СССР, и в США результаты Карибского кризиса были восприняты далеко не однозначно. Американские сторонники жесткой линии чрезвычайно отрицательно относились к реалистическим тенденциям в политике президента Кеннеди. Не случайно через год после разрешения Карибского кризиса Кеннеди пал, сраженный пулями убийцы, в Далласе. Что касается Хрущева, то его критиковали в Москве и за то, что он пошел на размещение советских ракет на Кубе, не просчитав все последствия этого шага, и за то, что он согласился убрать советское наступательное оружие с острова под американским давлением. Карибский кризис стал одним из аргументов противников Хрущева во время его смещения с высших партийных и государственных постов в октябре 1964 г.

27 октября 1962 года мир неожиданно оказался очень близок к началу ядерной войны. Именно тогда, в день, который впоследствии стал наиболее известен, как "Черная пятница", советские зенитные ракеты произвели огонь по самолету-разведчику США, чей пилот, Рудольф Андерсон, погиб. После этого происшествия военные советники Кеннеди пытались убедить президента отдать приказ о вторжении на Кубу. Но Кеннеди не оставлял надежды на мирное разрешение.

В итоге, 28 октября советское руководство решило принять американские условия. Решение убрать с Кубы ракеты было принято без согласования с кубинским руководством. Международная напряженность стала быстро спадать после 28 октября. Советский Союз вывез с Кубы ракеты и бомбардировщики, а Кеннеди 20 ноября отдал приказ прекратить блокаду Кубы.[п1.127-129.]

Список используемой литературы

1. История международных отношений: В трех томах: Учебник / Под общ. ред. А. В. Торкунова, М. М. Наринского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. ISBN 978–5–7567–0867–7 Т. III: Ялтинско-Потсдамская система / Ю. А. Дубинин, Б. Ф. Мартынов, М. М. Наринский, Т. В. Юрьева. — 2017. — 552 с. ISBN 978–5–7567–0870–7

2. Богатуров А. Д., Аверков В. В. Б73 История международных отношений. 1945–2017: Учеб. пособие для студентов вузов / А. Д. Богатуров, В. В. Аверков. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. — 560 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: