Первый начальник ВАД-101 (“Дорога Жизни”)




 

В год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-45гг. необходимо вспомнить о беспримерном подвиге воинов-дорожников, мужественно выполнивших свой долг по строительству и содержанию Ладожской ледовой “Дороги жизни”. Благодаря их мужеству, героизму, самоотверженности и настойчивости в течение первых пяти зимних месяцев 1941-42гг. блокированный город жил, а оборонявшие его войска снабжались необходимыми материальными средствами и всё это под непрерывным артиллерийским обстрелом, бомбардировкой вражеской авиации, днём и ночью, в холод и голод. Для начала обратимся к некоторым датам, связанным с обороной города.

22 июня 1941г.: начало Великой Отечественной войны, в планах Германии в течение первых двух недель войны захватить Ленинград.

29 июня: эвакуация женщин и детей из Ленинграда, начало сооружения Лужского рубежа обороны.

27 июля: первая атака на Ленинград группы фашистских армий “Север”, которая остановлена в 100 км южнее города.

31 июля: финны на Карельском перешейке оттесняют наши войска на предвоенную советско-финскую границу в районе Белоострова.

20 августа: захвачено Чудово, враг перерезал главную линию Октябрьской железной дороги и шоссе Москва–Ленинград; с этого же дня эвакуация гражданского населения остановлена.

8 сентября: немецкие войска выходят к Ладоге, взят Шлиссельбург, кольцо блокады вокруг Ленинграда замыкается; в это время в городе осталось без малого 3,0 миллиона жителей и в том числе 460 тыс. детей; начало блокады Ленинграда;

8 ноября: немецкие войска захватили Тихвин; с этого момента противник перерезал последнюю железную дорогу, по которой перевозились грузы для блокированного Ленинграда; кроме того, создалась реальная угроза прорыва вражеских сил на наши позиции на р. Свирь, соединение немецких и финских войск, установление уже полной блокады Ленинграда;

Положение Ленинграда осенью 1941 года было исключительно тяжелым…..Через десять дней после окружения Ленинграда, начальник генерального штаба сухопутных войск фашистской Германии Гальдер запишет в своём дневнике: ”Кольцо окружения вокруг Ленинграда пока не замкнуто так плотно, как этого хотелось бы. Положение здесь будет напряжённым до тех пор, пока не даст себя знать наш союзник – ГОЛОД ”.

 

Начало водных перевозок через Ладожское озеро после установления фашистской блокады Ленинграда было положено 12 сентября 1941 года. В этот день к берегу в районе порта Осиновец прибыли две баржи с 626 тн. зерна и 116 тн. муки. Ладожское озеро самое большое в Европе, оно многоводно, как море. Осенью озеро часто покрывается туманами, случаются штормы, доходящие до 10 баллов. Осень 1941 года выдалась особенно буйной: баржи и буксиры выскакивали на камни, разбивались и тонули. Несмотря на это, за короткую, но очень трудную осеннюю навигацию 1941 года на западный берег Ладожского озера было доставлено около 60 тыс. тн. различных грузов, из них 45 тыс. тн. продовольствия. С наступлением ледостава на Ладожском озере и прекращением водных перевозок Ленинград оказался в особенно трудном положении. Теперь связь со страной могла поддерживаться только самолётами. Однако решить проблему снабжения войск, оборонявших город и сам город, с помощью авиации было невозможно. В этих условиях единственный выход из положения состоял в строительстве зимней дороги по льду Ладожского озера. В этом и только в этом было спасение Ленинграда. Задача была чрезвычайно сложной, с множеством непредвиденных трудностей, ибо ничего подобного по своим масштабам в истории еще не было. Подготовку к строительству ледовой дороги через Ладожское озеро Военный совет Ленинградского фронта решил начать уже в октябре 1941 года, когда через озеро еще продолжались водные перевозки. Организация ледовой дороги через Ладогу требовала тщательной всесторонней подготовки, изучения ледового режима, его особенностей, проведения разведки. Вся работа по подготовке строительства ледовой дороги через Ладожское озеро была сосредоточена в Управлении тыла Ленинградского фронта, в Автодорожном отделе, начальником которого был военный инженер 1-го ранга(полковник) Василий Георгиевич Монахов.

Содержанием подготовительных работ к строительству ледовой дороги сосредоточенных в Автодорожном отделе Управления тыла фронта, являлось исследование информации о ледовом режиме Ладожского озера. Были начаты работы по планированию и обоснованию состава сил и средств, необходимых для организации перевозок по льду озера. На Управление, возглавляемое В.Г. Монаховым, была возложена задача разработки проекта и организации работы ледовой дороги. 6 ноября 1941 года Автодорожный отдел подготовил первый вариант проекта постановления Военного совета Ленинградского фронта “О постройке ледяных дорог через Ладожское озеро”. В нём намечалось соединить порт Осиновец на западном берегу Шлиссельбургской губы и пункты Кобона и Лаврово – на восточном берегу “узкоколейной железной дорогой и автотракторными дорогами, проложенными по льду озера в десятидневный срок с момента установления ледостава”. В проекте постановления предусматривались конкретные исполнители проектирования, строительства и эксплуатации дорог, определялись необходимые для этого средства и материалы и т.д.

13 ноября 1941 года приказ по тылу фронта “Об организации об организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец - маяк Кареджи“ был подписан. “К работе по устройству ледяной дороги – говорилось в приказе, - приступить с 14 ноября с.г., произведя усиление льда путем искусственного намораживания с учетом окончания её постройки одновременно с ледоставом”. Общее руководство постройкой Ледовой дороги было возложено на военного инженера 1-го ранга(полковника)В.Г. Монахова. Этот приказ сыграл большую роль в истории ледовой дороги. В соответствии с ним была проделана огромная подготовительная работа, в конечном счёте, позволившая открыть дорогу сразу после ледостава.

Для строительства ВАД №101 были выделены 88-й отдельный мостостроительный батальон,165-й строительный батальон и 14-й батальон обслуживания станций снабжения.

Организация дорожно-комендантской службы с открытием питательно- обогревательных пунктов через каждые 7 км на трассе осуществлялась силами 64-го дорожного эксплуатационного полка. Были оборудованы перевалочные базы в Осиновце, на ст. Ваганово, ст. Ладожское озеро, Кобона, Лаврово. В районе Осиновца к 22 ноября для организации автотракторных перевозок было сосредоточено 60 тракторов,120 автомашин, 150 саней и к 25 ноября – 30 тракторов,40 автомашин ЗИС-5 и 150 саней.

С целью эксплуатации и охраны дороги и перевалочных баз было создано Управление дороги, подчиненное начальнику тыла фронта. Начальником ледовой “Дороги жизни” был назначен В.Г. Монахов с оставлением в должности начальника Автодорожного отдела. Ему были подчинены перевалочные базы, весь работающий на трассе автотракторный парк, силы и средства дорожно-комендантской службы через командира 64-го ДЭП, ПВО, наземная охрана и оборона.

 

Работа ледовой дороги, являвшейся единственным путем снабжения Ленинграда, была предметом пристального внимания и заботы руководства обороной Ленинграда. 10-го декабря 1941 года Военный совет Ленинградского фронта отдаёт приказ, в котором говорилось:”На работников военной автомобильной дороги, водителей машин, возчиков и других работников возложена задача первостепенной важности – обеспечить войска Ленинградского фронта и трудящихся города Ленинграда продовольствием, горючим и боеприпасами. Задача заключается в том, чтобы весь личный состав дороги понял всю ответственность, которая лежит на нем по снабжению Ленинградского фронта и города Ленинграда. Каждый килограмм продовольствия, горючего и других материалов, подлежащих перевозке по дороге, должен быть доставлен полностью, без потерь и в кратчайший срок”.

В результате усилий военного командования в состав ВАД-101 на 20 января 1942 года входили: четыре дорожно-эксплуатационных полка, два строительных батальона, девять отдельных автотранспортных батальонов, автобатальоны 8-й, 23-й, 42-й, 55-й армий, автоколонна НКВД и отдельная рота автоцистерн. Для технического обеспечения в состав ВАД были включены: два отдельных ремонтно-восстановительных батальона, три отдельные эвакотракторные роты, отдельный гужетранспортный батальон, два отдельных рабочих батальона, перевалочные базы и военно-санитарные учреждения. Всего части и учреждения ВАД-101 насчитывали около 19 тыс. человек, 4053 различные автомашины. До 21 апреля 1942 года силами дорожных частей военно-автомобильной дороги было расчищено от снега 3200 км дорог, из них вручную 1550 км. С помощью дорожной техники было проложено и расчищено 1650 км дорог, проходящих непосредственно по льду Ладожского озера, а именно: 1200 км по главной трассе от Коккорево до Кобоны, 300 км на лавровском направлении и 110 км на направлении Осиновец - Коса, с подъездом от бухты Гольсмана. Если принять расстояние между западным и восточным берегами Шлиссельбургской губы равным порядка 30 км, то фактически дорога строилась 55 раз!

В первую зиму ледовая “Дорога жизни” просуществовала 152 дня и прекратила свое существование 24 апреля 1942 г. По зимней Ладоге в Ленинград было доставлено более 361 тыс. тн. различных грузов, в том числе 271 тыс. тн. (или 73% от всего объёма) продовольствия и фуража, 32 тыс. тн. боеприпасов и вооружения, 35 тыс. тн. горюче-смазочных материалов, 23 тыс. тн. угля. Наряду со снабженческими, по ледовой трассе осуществлялись и оперативные перевозки. За это же время из города было эвакуировано более 500 тыс. человек.

Подвиг на Ладоге был отмечен Военным советом Ленинградского фронта. В приказе войскам Ленинградского фронта от 26-го апреля 1941 года говорилось: “На днях закончила свою работу фронтовая автомобильная дорога (ВАД), образцово выполнив возложенные на нее задания по зимнему подвозу через Ладожское озеро продовольствия, горючего и других грузов для Ленинграда, Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота“.Значение Ладожской ледовой дороги переоценить невозможно. Она выполняла задачи обеспечения боевых действий фронта и жизни Ленинграда. Воины-дорожники являлись мужественными и стойкими защитниками города. Ладожская “Дорога жизни”, по которой осуществлялась связь блокированного фашистами Ленинграда со страной, спасла город. На века останется в памяти людей беспримерная по мужеству и выносливости и по человеческому благородству работа десятков тысяч людей в сорокаградусную стужу, под бомбами и снарядами противника, великая работа по спасению Ленинграда.

Память генерала Василия Георгиевича Монахова – первого начальника ледовой “Дороги жизни” (1941-44гг.–начальника Управления Автотранспортной и Дорожной службы Ленинградского фронта; 1944-1946г.-начальника мостового управления Главного Дорожного управления Красной Армии; с конца 1946г.- начальника кафедры ВАТТ) увековечена в 2003 году установкой мемориальной доски на фасаде дома №4 по Манежной площади, в котором он жил в Ленинграде, со следующим текстом: “В этом доме с 1943 по 1960 год жил один из организаторов Ладожской ледовой трассы “Дорога жизни” Василий Георгиевич Монахов”.

Василий Георгиевич Монахов (1902-1960гг.) награжден орденами: Красная Звезда, Красное Знамя, Отечественная война I-степени, орденом Кутузова II-й степени, медалями.

Похоронен на центральной аллее Богословского кладбища Санкт-Петербурга.

Москвин О.В.

2015г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: