ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(программа составлена из расчета 5ч × 34 недели = 170 часов)
Основная задача курса русского языка в 3 классе (авторы Репкин В. В., Восторгова Е. В., Некрасова Т. Б., Чеботкова Л. Б.) - завершить выделение компонентов орфографического действия, опирающегося на понимание фонематического принципа письма.
Для осознания фонематичности русского письма как его принципа учащимся необходимо проанализировать широкий круг орфограмм в различных морфемах.
Решить эту задачу можно лишь тогда, когда дети овладеют понятием морфемы как наименьшей значимой части слова, научатся осуществлять морфосемантический анализ слова. Поскольку корень является центральным элементом в морфемной структуре слова, предопределяющим его лексическое значение, то формирование понятия о морфеме начинается с формирования понятия о родственных словах и корне слова как общей части родственных слов.
Очень важным моментом является установление тождества корневых морфем, так как это является обязательным условием решения орфографической задачи. Включение в анализ омонимичных и синонимичных корней позволяет сделать вывод: чтобы разграничить один и тот же и разные корни, необходимо ориентироваться на общность в значении и на общность фонемного состава.
Овладение понятием о родственных словах и корне слова приводит учащихся к анализу чередующихся звуков в корнях слов. Причём анализируются не только позиционные, но и непозиционные (фонемные) чередования: снег-снежок, конец-кончик.
Выделение корня в качестве объекта орфографического действия является важной предпосылкой для осознания «закона письма» как общего принципа построения орфографического действия. Решающий шаг в этом направлении связан с применением «закона письма» к орфограммам других частей основы (префиксов и суффиксов). В соответствии с фонематическим принципом письма орфограммы в аффиксах проверяются так же, как и в корнях слов, т. е. по сильной позиции в том же суффиксе или префиксе. С помощью заданных односуффиксальных и однопрефиксальных «проверочных» слов учащиеся должны обосновывать выбор букв для обозначения фонем в важнейших русских приставках и суффиксах. Соответствует фонематическому принципу письма и написание окончаний: орфограммы в падежных окончаниях проверяются по сильной позиции в том же окончании. Отсюда следует простой и универсальный способ проверки этих орфограмм: подстановка вместо слова с орфограммой в окончании «проверочного» слова с сильной позицией фонемы в том же окончании (стол, стена, окно, рожь, крутой).
|
Рассмотрение написаний в падежных окончаниях, противоречащих фонематическому принципу письма, целесообразно начать с окончаний существительных с основой на - ИЙ. При этом особое внимание должно быть обращено на тот факт, что несоответствие закону письма наблюдается только в том случае, если в окончании проверочного слова оказывается фонема <Э>.После рассмотрения сущности данного класса орфограмм следует рассмотреть орфограммы, нарушающие принцип письма, в окончаниях прилагательных. Для того, чтобы указанный способ проверки орфограмм слабых позиций мог быть осознан учениками как всеобщий, необходимо познакомить их с орфограммами корня, нарушающими закон письма (программа предусматривает ознакомление с такими орфограммами в корнях зор/зар, гор/гар).
|
В 3 классе предусматривается дальнейшее расширение и углубление работы по развитию речи учащихся. На уроках будет уделено внимание таким сторонам устной и письменной речи, как её выразительность, образность, точность. Поэтому наряду с такими традиционными упражнениями, как изложение, сочинение, предусматривается обучение сочинению образных миниатюр.
К КОНЦУ 3 КЛАССА ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ
ЗНАТЬ:
-названия падежей;
-типы орфограмм (по отношению к фонеме, по позиции, по положению в составе слова и по отношению к закону русского письма);
-способ проверки орфограмм слабой позиции в падежных окончаниях существительных («названий предметов») и прилагательных («названий признаков»);
-основные правила проверки нефонемных написаний в падежных окончаниях (буквы О, Ё, Ь после шипящих; буква И в окончаниях слов на -ий, -ия, ие; буква Г в окончании – ОГО, (-ЕГО); окончание –ЫЙ, (-ИЙ) в прилагательных мужского рода);
-правила правописания орфограмм сильных позиций (буквы И,Ы, после Ц; разделительные Ь и Ъ);
-способы проверки орфограмм в окончаниях слов, называющих действия (орфограммы в формах прошедшего времени, -ТЬСЯ, (-ТСЯ), буквы Ё и Ь после шипящих, гласные в личных окончаниях);
УМЕТЬ:
-определять с помощью словаря значения многозначного слова и объяснять связь между ними;
-склонять существительные разного типа и определять падеж существительного в словосочетании;
-проверять орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях существительных и прилагательных путём подстановки в высказывание «проверочного » слова с окончанием в сильной позиции;
|
-определять тип спряжения глагола и проверять орфограммы в его окончаниях;
-правильно записывать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными во 2- 3-м классах;
-записывать под диктовку текст (55-60 слов) с изученными орфограммами;
-списывать словосочетаниями несложный по содержанию текст без опоры на орфографическое проговаривание вслух;
-выразительно читать незнакомый художественный текст (темп чтения – не менее 80 слов в минуту);
-составлять простой план повествовательного и описательного текста;
-письменно излагать содержание повествовательного и описательного текста по коллективно составленному плану (с пропуском неизученных орфограмм);
-самостоятельно составлять текст повествовательного или описательного характера с опорой на собственные наблюдения (с пропуском неизученных орфограмм);
-составлять развёрнутый письменный ответ на вопросы по изученному материалу (с пропуском неизученных орфограмм).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Раздел тема | Кол. часов | Изучение нового и закрепление | Развитие речи | Контроль |
Основной закон русского письма (систематизация материала, изученного во 2 классе). | |||||
Окончание как значимая часть слова. | |||||
Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям. | |||||
Нефонемные написания в падежных окончаниях. | |||||
Правописание личных окончаний. | |||||
Система орфограмм и способы их проверки (работа с орфографической тетрадью-справочником). | |||||
Всего: |
(не заполняю, т.к. у каждого учителя будет свое распределение резервных часов)
Учебно – методическое обеспечение
Класс
Репкин В. В., Восторгова Е. В., Некрасова Т. Б., Чеботкова Л. Б. Русский язык. 3 класс (1—4). Части 1 и 2. — М.: «Вита-Пресс» 200_ г.
Репкин В.В.Некрасова Т. Б. Русская орфография. Рабочая тетрадь. 3—4 классы (1—4).- М.: «Вита-Пресс»200_ г.
Некрасова Т. В., Старагина И. П. Тексты для списывания.
3 класс. — М.: «Вита-Пресс», 200_.
Чеботкова Л. В. Краткий методический комментарий к учебнику русского языка. 3 класс. —М.: Вита-Пресс, 2002 г.
Репкин В.В. Учебный словарь русского языка. Пособие для учащихся 2 – 5 классов.
Способ определения фонемного состава слова. Фонемная запись слова | Упр. 23,24 | Упр. 25 | |
Буква как знак фонемы. Основной закон русского письма. Основное орфографическое правило | 3.5 | Упр. 26 | |
Правила графики | Упр. 27 | Упр. 28 | |
Применение общего орфографического правила к разным частям слова | Упр. 29 | Упр. 30 | |
«Неопределяемые» (неприводимые к сильной позиции) фонемы | Упр. 31,33 | Упр. 32 | |
Правописание слов с приставкой с-. Слова с буквой з перед согласной в начале слова {здесь, здание, здоровье, здравствуй, зга) | Упр. 34,35 | Упр. 36, 37 (ф.) | |
Непроизносимые согласные | Упр. 38,39 | Упр. 40 | |
_____ «______ «_____ | Упр. 41,42 | Упр. 43,44(ф) | |
Чередование звуков и фонем в корнях слов | Упр. 45,46 | Упр. 47 | |
РР2: Смысл пословицы. Сочинение продолжения сказки. Знаки препинания при записи диалога | Упр. 48 | Упр. 49 | |
Соотношение между написанием и звучанием слова РР: Развернутый письменный ответ на вопрос по изученному материалу | Упр. 50,51 | Упр. 52, | |
РР: Части текста | Упр. 54 | Упр. 55 | |
Контрольная работа | С. 61 | ||
Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | Упр. 56 | ||
ДЛР | Позиционное чередование согласных перед мягкими согласными звуками | Упр. 57,58 |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Примерное тематическое планирование уроков русского языка