Учебно – методическое обеспечение




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(программа составлена из расчета 5ч × 34 недели = 170 часов)

 

Основная задача курса русского языка в 3 классе (авторы Репкин В. В., Восторгова Е. В., Некрасова Т. Б., Чеботкова Л. Б.) - завершить выделение компонентов орфографического действия, опирающегося на понимание фонематического принципа письма.

Для осознания фонематичности русского письма как его принципа учащимся необходимо проанализировать широкий круг орфограмм в различных морфемах.

Решить эту задачу можно лишь тогда, когда дети овладеют понятием морфемы как наименьшей значимой части слова, научатся осуществлять морфосемантический анализ слова. Поскольку корень является центральным элементом в морфемной структуре слова, предопределяющим его лексическое значение, то формирование понятия о морфеме начинается с формирования понятия о родственных словах и корне слова как общей части родственных слов.

Очень важным моментом является установление тождества корневых морфем, так как это является обязательным условием решения орфографической задачи. Включение в анализ омонимичных и синонимичных корней позволяет сделать вывод: чтобы разграничить один и тот же и разные корни, необходимо ориентироваться на общность в значении и на общность фонемного состава.

Овладение понятием о родственных словах и корне слова приводит учащихся к анализу чередующихся звуков в корнях слов. Причём анализируются не только позиционные, но и непозиционные (фонемные) чередования: снег-снежок, конец-кончик.

Выделение корня в качестве объекта орфографического действия является важной предпосылкой для осознания «закона письма» как общего принципа построения орфографического действия. Решающий шаг в этом направлении связан с применением «закона письма» к орфограммам других частей основы (префиксов и суффиксов). В соответствии с фонематическим принципом письма орфограммы в аффиксах проверяются так же, как и в корнях слов, т. е. по сильной позиции в том же суффиксе или префиксе. С помощью заданных односуффиксальных и однопрефиксальных «проверочных» слов учащиеся должны обосновывать выбор букв для обозначения фонем в важнейших русских приставках и суффиксах. Соответствует фонематическому принципу письма и написание окончаний: орфограммы в падежных окончаниях проверяются по сильной позиции в том же окончании. Отсюда следует простой и универсальный способ проверки этих орфограмм: подстановка вместо слова с орфограммой в окончании «проверочного» слова с сильной позицией фонемы в том же окончании (стол, стена, окно, рожь, крутой).

Рассмотрение написаний в падежных окончаниях, противоречащих фонематическому принципу письма, целесообразно начать с окончаний существительных с основой на - ИЙ. При этом особое внимание должно быть обращено на тот факт, что несоответствие закону письма наблюдается только в том случае, если в окончании проверочного слова оказывается фонема <Э>.После рассмотрения сущности данного класса орфограмм следует рассмотреть орфограммы, нарушающие принцип письма, в окончаниях прилагательных. Для того, чтобы указанный способ проверки орфограмм слабых позиций мог быть осознан учениками как всеобщий, необходимо познакомить их с орфограммами корня, нарушающими закон письма (программа предусматривает ознакомление с такими орфограммами в корнях зор/зар, гор/гар).

 

В 3 классе предусматривается дальнейшее расширение и углубление работы по развитию речи учащихся. На уроках будет уделено внимание таким сторонам устной и письменной речи, как её выразительность, образность, точность. Поэтому наряду с такими традиционными упражнениями, как изложение, сочинение, предусматривается обучение сочинению образных миниатюр.

 

К КОНЦУ 3 КЛАССА ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ

 

ЗНАТЬ:

-названия падежей;

-типы орфограмм (по отношению к фонеме, по позиции, по положению в составе слова и по отношению к закону русского письма);

-способ проверки орфограмм слабой позиции в падежных окончаниях существительных («названий предметов») и прилагательных («названий признаков»);

-основные правила проверки нефонемных написаний в падежных окончаниях (буквы О, Ё, Ь после шипящих; буква И в окончаниях слов на -ий, -ия, ие; буква Г в окончании – ОГО, (-ЕГО); окончание –ЫЙ, (-ИЙ) в прилагательных мужского рода);

-правила правописания орфограмм сильных позиций (буквы И,Ы, после Ц; разделительные Ь и Ъ);

-способы проверки орфограмм в окончаниях слов, называющих действия (орфограммы в формах прошедшего времени, -ТЬСЯ, (-ТСЯ), буквы Ё и Ь после шипящих, гласные в личных окончаниях);

 

УМЕТЬ:

-определять с помощью словаря значения многозначного слова и объяснять связь между ними;

-склонять существительные разного типа и определять падеж существительного в словосочетании;

-проверять орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях существительных и прилагательных путём подстановки в высказывание «проверочного » слова с окончанием в сильной позиции;

-определять тип спряжения глагола и проверять орфограммы в его окончаниях;

-правильно записывать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными во 2- 3-м классах;

-записывать под диктовку текст (55-60 слов) с изученными орфограммами;

-списывать словосочетаниями несложный по содержанию текст без опоры на орфографическое проговаривание вслух;

-выразительно читать незнакомый художественный текст (темп чтения – не менее 80 слов в минуту);

-составлять простой план повествовательного и описательного текста;

-письменно излагать содержание повествовательного и описательного текста по коллективно составленному плану (с пропуском неизученных орфограмм);

-самостоятельно составлять текст повествовательного или описательного характера с опорой на собственные наблюдения (с пропуском неизученных орфограмм);

-составлять развёрнутый письменный ответ на вопросы по изученному материалу (с пропуском неизученных орфограмм).

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Раздел тема Кол. часов Изучение нового и закрепление Развитие речи Контроль
  Основной закон русского письма (систематизация материала, изученного во 2 классе).          
  Окончание как значимая часть слова.          
  Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям.          
  Нефонемные написания в падежных окончаниях.          
  Правописание личных окончаний.          
  Система орфограмм и способы их проверки (работа с орфографической тетрадью-справочником).          
  Всего:        

 

(не заполняю, т.к. у каждого учителя будет свое распределение резервных часов)

 

Учебно – методическое обеспечение

Класс

 

Репкин В. В., Восторгова Е. В., Некрасова Т. Б., Чеботкова Л. Б. Русский язык. 3 класс (1—4). Части 1 и 2. — М.: «Вита-Пресс» 200_ г.

Репкин В.В.Некрасова Т. Б. Русская орфография. Рабочая тет­радь. 3—4 классы (1—4).- М.: «Вита-Пресс»200_ г.

Некрасова Т. В., Старагина И. П. Тексты для списывания.

3 класс. — М.: «Вита-Пресс», 200_.

Чеботкова Л. В. Краткий методический комментарий к учебнику русского языка. 3 класс. —М.: Вита-Пресс, 2002 г.

Репкин В.В. Учебный словарь русского языка. Пособие для учащихся 2 – 5 классов.

 

 


       
  Способ определения фонемного состава слова. Фонемная запись слова Упр. 23,24 Упр. 25
  Буква как знак фонемы. Основной закон русского письма. Основное орфографическое правило 3.5 Упр. 26
  Правила графики Упр. 27 Упр. 28
  Применение общего орфографи­ческого правила к разным частям слова Упр. 29 Упр. 30
  «Неопределяемые» (неприводи­мые к сильной позиции) фонемы Упр. 31,33 Упр. 32
  Правописание слов с приставкой с-. Слова с буквой з перед соглас­ной в начале слова {здесь, здание, здоровье, здравствуй, зга) Упр. 34,35 Упр. 36, 37 (ф.)
  Непроизносимые согласные Упр. 38,39 Упр. 40
  _____ «______ «_____ Упр. 41,42 Упр. 43,44(ф)
  Чередование звуков и фонем в кор­нях слов Упр. 45,46 Упр. 47
  РР2: Смысл пословицы. Сочинение продолжения сказки. Знаки препи­нания при записи диалога Упр. 48 Упр. 49
  Соотношение между написанием и звучанием слова РР: Развернутый письменный от­вет на вопрос по изученному ма­териалу Упр. 50,51 Упр. 52,
  РР: Части текста Упр. 54 Упр. 55
  Контрольная работа С. 61  
  Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Упр. 56  
ДЛР Позиционное чередование со­гласных перед мягкими соглас­ными звуками Упр. 57,58  

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Примерное тематическое планирование уроков русского языка



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: