КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




CONCEPT OF LIFELONG ARCHITECTURAL EDUCATION

 

В процессе профессиональной деятельности человек постоянно пополняет запас знаний и навыков, повышает квалификацию. В данной концепции в основе профессиональной подготовки заложен принцип непрерывности. Цель непрерывного профессионального образования заключается в развитии самостоятельности, целеустремленности и ответственности у обучающихся, укреплении способности адаптироваться к преобразованиям, происходящим в экономике, культуре общества в целом. В статье рассматривается вопрос внедрения концепции непрерывного профессионального образования применительно к отрасли архитектуры. Участие в системе данного образования будущих архитекторов определяет их дальнейшую судьбу, полезность обществу. Архитектурное образование это не просто институт подготовки кадров, это концептуальная база профессии, её интеллектуальный центр и экспериментальный полигон.

Ключевые слова: архитектурное образование, образовательный центр, непрерывное профессиональное образование, всевозрастные образовательные учреждения.

In the process of professional activity, a person constantly replenishes the stock of knowledge and skills, improves qualifications. In this concept, the principle of continuity is laid at the heart of training. The goal of lifelong professional education is to develop students' independence, determination and responsibility, to strengthen their ability to adapt to the transformations taking place in the economy, and the culture of society as a whole. The article discusses the issue of introducing the concept of lifelong professional education in relation to the architecture industry. The participation of future architects in the system of this education determines their future fate and usefulness to society. Architectural education is not just an institution of training, it is the conceptual basis of the profession, intellectual center and experimental training ground.

Keywords: architectural education, educational center, lifelong professional education, educational institutions of all ages

Образование в XXI в. – один из основополагающих факторов развития человека, государства и общества. Оно прямо влияет на все сферы жизнедеятельности человека. В свою очередь, характер и качество системы образования определяются социально-экономическим уровнем развития страны, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями. [1]

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), удостоверенных соответствующим документом. [2]

Идея непрерывности образования на сегодняшний день стала стратегической целью и необходимостью. В сфере образования можно выделить очную или заочную формы, семейное образование, самообразование, экстернат. Сама образовательная деятельность существует в трех видах: формальное образование (диплом, аттестат), неформальное образование, индивидуальная познавательная деятельность.

Подразумевается, что образование, которое получит человек на этапе обучения в высшем учебном заведении, поможет ему найти свое место в жизни. Однако, профессиональное образование не заканчивается на этом. Технологии развиваются, методики заменяются на более эффективные – отрасли постоянно совершенствуется.

Сегодня нет сомнений, что необходимость образования не прекращается с получением диплома. Если вы бухгалтер, то вам необходимо следить за новыми видами и формами отчётности, it-специалисту нужно быть в курсе новых тенденций и программ, учителю – следует обучаться новым методикам и т.д. В любой сфере невозможно быть компетентным и востребованным, если не продолжать повышать свой профессиональный уровень. Не принципиально, какой дальнейший способ обучения, будь то курсы повышения квалификации или самостоятельное обучение – при помощи специальной литературы или используя дистанционные технологии, участие в конференциях, форумах, главное – результат. (Рис.1)

В отличии от других творческих профессий, архитектура имеет особую значимость как для общества в целом, так и каждого человека в частности, в силу долговечности, эстетических потребностей и практической функциональности. Мало какая сфера деятельности требует применения столь обширных интеллектуальных, и инженерных знаний, в симбиозе с художественно-ремесленными и творческими навыками, какие требуются для архитектора. Профессия архитектора в равной степени предполагает использование интеллектуальных, философских и художественных принципов.

Основой архитектурного образования должно стать воспитание профессионала, наделенного своим видением мира, индивидуальным почерком, способным критически оценить архитектурную реальность, активно совершенствовать нее. Только в этом случае мы получим полноценного специалиста, способного принимать грамотные и обоснованные решения и формировать вокруг нас среду, способную не только создать комфортные условия для проживания, но и творческую, высококультурную среду, способствующую развитию и формированию гармоничной личности.

НПАО (Непрерывное профессиональное архитектурное образование) подразумевает процесс непрерывного формирования знаний и умений по ступенчатому принципу от дошкольного уровня к высшему (послевузовскому), через промежуточные ступени (школьный, университетский). На дошкольном уровне учеников стоит погружать в профессию ознакомительно, на уровне кружковых общеразвивающих занятий таких как, лепка, рисунок, моделирование, знакомство с формами и материалами. Уже со ступени младших классов школьников необходимо обучать начальным навыкам в различных областях. творческой направленности.

К стадии окончания начального уровня ученик получает первичные профессиональные компетенции в области архитектуры и ландшафтного дизайна, погружаясь в профессию, участвуя в разработке собственных архитектурных проектов.

Уровень высших учебных заведений, задачи которого заключаются не только в формирование начальных профессиональных знаний у студентов, но и в формировании дополнительных компетенций, через организацию круглых столов, конференций, мастер-классов и творческих конкурсов, практическую занятость в архитектурных мастерских, дополнительных курсов моделирования и визуализации, ориентирование в законодательстве. Участие в проектах, архитектурных конкурсах и образовательных программах ведущих архитекторов и практиков поможет как абитуриентам, так и студентам максимального раскрыть свой творческий потенциал, разобраться в содержании профессиональной деятельности и научиться соотносить требования, предъявляемые профессией с индивидуальными качествами, но и сформировать начальные компетенции и высокую социальную ответственность. [1]

Послевузовское профессиональное образование для градостроителя и архитектора – необходимое условие профессионального роста. На начальном этапе профессиональной деятельности реализация полученных в учебных организациях знаний и приобретение дополнительных компетенций идет в тесном контакте с представителями профессионального сообщества градостроителей и архитекторов, которые выполняют роль наставников. В дальнейшем – самообразование и обучение на различных формах дополнительного профессионального образования.

В 2018 г на платформе Google.Форма в СПбГАСУ был проведен опрос студентов - бакалавров и магистров. Опрос подтвердил, что в высшее учебное заведения поступают молодые люди уже с осознанным выбором 70% или «мечта детства» 9%, а после окончания учебы около 50% пребывают в раздумьях о дальнейшей профессии. Из-за определенных условий и программы обучения более половины задумывалось об отчислении и смене профессии, обосновывая это в основном обобщёнными полученными знаниями в университете (66,7%). Студенты пользовались дополнительными источниками получения компетенций (школы моделирования и т.д, работа «в поле»). Опрос выявил острые нужды студентов в формировании дополнительных компетенций через организацию круглых столов, конференций, практик в бюро, дополнительных курсов и практических знаний, направленных на развитие критического мышления и навыков представления своих проектов широкой аудитории. (Рис.2)

При смене основного направления внутри профессии, специалисты также сталкиваются с нехваткой ресурсов, возможностей переквалификации и быть сразу востребованным на рынке.

Существующая система непрерывного образования может быть представлена в виде сети учреждений общего, профессионального, среднего специального и высшего образования, обеспечивающих основную (базовую) подготовку, и структур, действующих параллельно, дополняющих основную форму подготовки (повышение квалификации, переподготовка, общеразвивающие виды обучения).

В связи с потребностями представителей отрасли возникает потребность в создании параллельной формы подготовки Центра архитектурного непрерывного образования. Проект центра непрерывного архитектурного образования станет масштабным объектом, основной задачей которого будет: формирование полноценной, эстетически значимой среды обитания, упрочение престижа и общественной значимости архитектуры, совершенствование и развитие профессии архитектора, содействия созданию необходимых условий для творческой деятельности, в том числе защите законных прав и интересов архитекторов.

В процессе обучения акцент будет осуществляться на креативном подходе при сборе и анализе данных и, главное, на применимости студенческих проектов к решению настоящих проблем российских городов. Центр станет большой исследовательской лабораторией города, чем будет отличается от других школ архитектуры и дизайна, представит собой синтез «изящных искусств» и технологий современного общества.

Для решения поставленных задач Центр должен состоять из нескольких функциональных блоков:

• образовательного блока;

• общественного блока;

• жилого блока;

• научно-исследовательского центра

• административного-хозяйственного блока

Центр включает в себя 5 уровней образования – дошкольный, школьный, подготовка к вузу, послевузовский и подготовка кадров – расположенный соответственно по блокам.

Общественный центр состоит из разнообразных выставочных, лекционных площадок, мест общественного питания и общедоступных мест для занятости населения т.д;

Наличие жилого блока на территории дает возможность иногородним обучающимся проходить курсы обучения и повышения квалификации с максимальным комфортом, проживая в непосредственной близости от центра;

Научно-исследовательский центр позволит развивать и совершенствовать образовательные практики, предоставит технический ресурс студентам центра для воплощения идей.

Объект размещается в центральной части города Санкт-Петербурга, в Петроградском районе. Расположение обосновано тем, что здание будет формировать центральное ядро образовательной системы для существующих периферийных филиалов, добавит социальной активности в промышленном районе и обогатит потенциал учреждений просвещения Петроградского района Санкт-Петербурга.

Для проектирования центра был проведен поиск нового индивидуального образа с помощью семантического и семиотического языков архитектуры, в новой архитектурной форме и образе получают развитие идея «форма вне стиля» и прежде всего символически значимых образов природных элементов. Строгая и аскетичная форма прямоугольника снаружи, безболезненно внедрится в ткань города, не будет конкурировать с доминантами района. Внутри о раскол, «осколки знаний», фасад каждого блока выполняется в одном из 5 основных материалах – камень, дерево, стекло, бетон, кирпич.

Для визуального объединения разных отделочных материалов двора применяется система фасадов double skin с холодным остеклением с перфорированными панелями и адаптивным управлением освещения. Центральный атриум перекрывается светопрозрачными конструкциями с системой теплого остекления.

Объект состоит из 8 блоков, объединенных атриумом. Каждый из них связан с общественным центром и городом – «расколом».

В процессе исследования был выбран павильонный приём планировки. Предусматривается единое внутреннее пространство, с возможностью его перераспределения и смешения, по принципам устройства современных кампусов – схема «Ромашка». (Рис.3)

При разработке интерьеров и построении экспозиции предусматривается использование методов активного показа архитектурных решений и деталей, таких как входные порталы разных времен, планировочные решения парка и т.д., с применением современных художественно-технических средств. Здание, внедрения в объект исторического объекта и прилегающая территория выступают в качестве наглядного пособия.

Планировка здания будет обеспечивать удобную связь между собой основных групп помещений. При проектировании так же будут учтены требования типологического функционального характера, прежде всего к графику движения, который должен обеспечить комфортное обучение, исключать пересечение потоков входящих и выходящих посетителей, предусмотреть возможность проведения обзорных или тематических маршрутов.

Первый этаж имеет торгово-развлекательную, административную функцию, общедоступен для жителей района. Со второго этажа в блоках запроектированы образовательные классы для образовательных групп 5 уровней. Северные блоки выполняют функцию гостиницы, коливинга и коворкинга с рекреационными зонами и кафе. В композицию основного объема включено здание газгольдера. (Рис.4)

Проектом предусматривается устройство интенсивного озеленения кровли, системы очистки ливневых стоков, использование энергоэффективных материалов.

Образовательный центр как социально-значимый проектируемый объект представит собой синтез «изящных искусств» современного общества. В его создании найдут применение самые прогрессивные и инновационные направления архитектуры, живописи и дизайна, реставрации, результаты исследований фундаментальных и прикладных наук, достижения техники и новейших технологий.

 

Литература

1. Дегтерев В.А. К вопросу о системе непрерывного профессионального образования // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 9-2. – С. 175-180; – Текст: электронный // Успехи современного естествознания ресурсов: научный журнал / ISSN 1681-7494 / ПИ №77-63398 – URL: https://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34381 (дата обращения: 05.02.2020).

2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (с изменениями 2019 года): [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. – Текст: электронный // Информационно-правовое обеспечение. Гарант: [сайт]. — URL: https://ivo.garant.ru/#/document/70291362/(дата обращения: 05.02.2020).


Рисунок 1 - Место образования в жизненном цикле человека

Рисунок 2 – Опрос студентов СПбГАСУ

Рисунок 3- Модель кампуса «Ромашка»

Рисунок 4 – Проект центра непрерывного архитектурного образования



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: