Что такое «социализация»?




Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

4.Перечислите факторы социализации. Факторы социализации — это обстоятельства, которые побуждают человека к активному действию. Факторов социализации всего три – это макрофакторы (космос, планета, страна, общество, государство), мезофакторы (этнос, тип поселения, СМИ) и микрофакторы (семья, группы сверстников, организации).

5.Проблема адаптации- это изначально биологическая, психологическая или социальная проблема? Биологическая адаптация человека является элементарным низшим и в то же время фундаментальным уровнем, который оказывает существенное влияние на все вышележащие и более сложные уровни и виды адаптации человека к среде и к себе самому.

6. Как вы можете объяснить выражение Фрейда: «Болезнь- это симптом цивилизации»? В основании цивилизации лежит постоянное обуздание человеческих инстинктов. Свободное удовлетворение инстинктивных потребностей человека несовместимо с цивилизованным обществом. Социализация личности определяется вытеснением влечения и переключением энергии на санкционированные обществом объекты. Культура – это методическое принесение в жертву либидо, его принудительное переключение на социально полезные виды деятельности и самовыражения.,,Репрессия тем выше, чем меньше в ней потребности”. Все это приводит к конфликту человека с собой и вскрывает опасный фундамент цивилизации. Социализация личности определяется вытеснением влечения и переключением энергии на санкционированные обществом объекты.Его особенно волновали «социальные источники страдания», то есть культура как возможная причина наших страданий и мучений. «Кажется несомненным, что в нашей нынешней культуре мы скверно себя чувствуем» Этот тезис, по-видимому, противоречит нашему обычному возвеличиванию прогресса. Ведь научные и технические достижения дали нам власть над силами природы; медицинские исследования продлевают нашу жизнь и облегчают ее и т. д. Все же Фрейд подчеркивает, что такой прогресс не является единственным условием человеческого счастья. Цена, которую мы платим за прогресс, — это скорее всего вытеснение наших инстинктов и возрастание в каждом индивиде чувства вины. Такова, согласно Фрейду, основа нашего недовольства культурой. Согласно Фрейду, свобода индивида была наибольшей до возникновения цивилизации. Первые ограничения свободы появились вместе с культурой. В результате возникло противостояние индивидуальной свободы и культуры- отсюда все болезни.

7. Каковы ресурсы личности и среды в процессе адаптации? Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса.
выделяет два крупных класса ресурсов: личностные (психологические) и средовые (социальные). Личностные ресурсы - это навыки и способности индивида. Средовые ресурсы отражают доступность для личности помощи в социальной среде (инструментальной, моральной, эмоциональной).

8.Какова роль бессознательного в осуществлении процесса адаптации? В большинстве психологических теорий центральной является проблема взаимодействия человека с миром, и в ряде случаев она рассматривается именно как приспособление, адаптация человека к миру. Однако в разных теориях само понятие адаптации получило самые разные трактовки.
В психоанализе понимание функционирования психики человека основывается на представлениях о возможностях удовлетворения его бессознательных влечений. З.Фрейд исходил из того, что психическая деятельность координируется механизмами, приводящимися в движение колебаниями между повышением и снижением напряжения, возникающего в результате ощущения удовольствия-неудовольствия. Когда притязания бессознательных влечений Оно, ориентированных на получение непосредственного удовольствия (принцип удовольствия), не находят своего удовлетворения, возникают невыносимые состояния. Ситуация удовлетворения возникает при помощи внешнего мира. Именно к нему обращено Я (сознание, разум), принимающее на себя управление и считающееся с реальностью (принцип реальности). Бессознательные влечения Оно настаивают на незамедлительном удовлетворении. Я стремится защититься от возможной неудачи и выступает посредником между притязаниями Оно и ограничениями, налагаемыми внешним миром. В этом отношении деятельность Я может осуществляться в двух направлениях: Я наблюдает за внешним миром и пытается поймать благоприятный момент для безопасного удовлетворения влечений; Я оказывает влияние на Оно, стремясь укротить его влечения путем отсрочки их удовлетворения или отказа от них за счет какой-либо компенсаторной деятельности. Так происходит приспособление человека к внешнему миру. Успешная адаптация способствует нормальному развитию человека, поддержанию его душевного здоровья. Тем не менее, как считал Фрейд, если Я оказывается слабым, беспомощным перед бессознательными влечениями Оно, то при столкновении с внешним миром у человека может возникнуть ощущение опасности. Тогда Я начинает воспринимать исходящую от бессознательных влечений опасность как внешнюю и после неудачных усилий, аналогичных ранее предпринимавшимся по отношению к внутренним побуждениям, пытается спастись от этой опасности бегством. В этом случае Я предпринимает вытеснение бессознательных влечений. Но поскольку внутреннее подменяется внешним, подобная защита от опасности хотя и приводит к частичному успеху, тем не менее этот успех оборачивается вредными последствиями для человека. Вытесненное бессознательное оказывается для Я «запретной зоной», в которой образуются психические замещения, дающие эрзац-удовлетворение в форме невротических симптомов. Таким образом, «бегство в болезнь» становится такой формой адаптации человека к окружающему миру, которая осуществляется неадекватным образом и свидетельствуете слабости, незрелости Я. Исходя из подобного понимания адаптации, цель психоаналитической терапии заключается в «реставрации Я», освобождении его от ограничений, вызванных вытеснением и ослаблением его влияния на Оно, с тем чтобы более приемлемым способом, чем «бегство в болезнь», разрешить внутренний конфликт, связанный с приспособлением к требованиям окружающего мира.

 

9. Какова может быть цена адаптации? У каждой адаптации есть «цена». Чтобы адаптироваться к изменяющимся условиям, надо затратить определенные усилия. Поломка старых функциональных систем и их замена на новые, более мощные, является энергозатратным процессом. Организм тратит на адаптацию значительную часть своих энергетических ресурсов – жиров и белков, не говоря об углеводах, которые всегда тратятся в первую очередь. Поэтому часто можно наблюдать, что при стрессах и кризисных ситуациях люди теряют в весе – проявляется необходимость использовать все ресурсы для приспособления. Под «ценой адаптации» понимают те усилия, которые затрачивает организм, чтобы измениться. Для некоторых воздействий «цена адаптации» может быть слишком велика. У адаптации есть предел, т. е. иногда адаптация невозможна. В этом случае третья фаза адаптации оказывается неэффективной, и человек заболевает либо возникают несовместимые с жизнью изменения. Болезни, возникающие вследствие плохой приспособляемости к стрессовым факторам, называются, по предложению Г. Селье, болезнями адаптации. Считается, что все большее распространение основных хронических неинфекционных заболеваний (ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, инсульт, язва желудка, хронические гастриты, невротические состояния, психические расстройства) как раз и является проявлением дезадаптации человека к все ускоряющемуся ритму жизни, новым, все более сложным требованиям окружающей среды.

10. В чем сущность психоаналитического подхода в соц.работе? Сущность этого подхода заключается в том, что он признает важность психологического процесса - между собой и «значимым другим», между прошлым и настоящим опытом, между внутренней и внешней реальностью. Психоаналитическая работа с клиентом - это процесс перевоспитания Эго. Социализация личности определяется вытеснением влечения и переключением энергии на санкционированные обществом объекты (3. Фрейд), а также как результат стремления личности компенсировать и сверхкомпенсировать свою неполноценность (А. Адлер).

 

11.В чем сущность когнитивно-бихевиоральной модели социальной работы? Основная идея - поведение человека - определяется воздействиями окружающей среды, которая контролирует его путем различного рода стимуляций. В теории и практике социальной работы основополагающими являются положения об ответной и оперантной обусловленности поведения индивидов и социального обучения как одного из способов формирования и реализации поведенческих реакций. Социальная работа, используя бихевиористский подход, может быть довольно эффективной в силу своей четкости в постановке целей и их достижений. Идеи бихевиоризма полезны в социальной работе при решении детских проблем, отношений детей и родителей, применения методов поощрения и наказания. Полезна бихевиоральная модель и в работе с группами.В социальной работе, однако, в большей степени используются идеи психологии бихевиоризма, связанные с социальным обучением (моделированием). Но, этот подход не нашел широкого применения в социальной работе по этическим соображениям, поскольку методы бихевиоризма в большей степени позволяют манипулировать поведением клиентов, чем контролировать его. А это не вписывается в стиль социальной работы, противоречит ее гуманистической составляющей. В связи с идеями бихевиоризма, но в то же время и достаточно независимо, сформировалась когнитивная психология. Представители когнитивного направления считают важным то, как человек думает о мире, делает выбор из множества возможностей, принимает решение и как действует в рамках определенной социальной реальности. Общее, что объединяет различные когнитивно-бихевиористские подходы - опора в большей степени на мысли и поступки индивидов.

12.Пример переноса, который может иметь место со стороны клиента на соц.работника. Какие меры профилактики переноса могут быть предприняты соц.работником? Перенос - это заполнение пустоты из прошлого фигурой психоаналитика (бессознательное желание клиента удовлетворить свою неосознанную неудовлетворенную в прошлом потребность за счет оказывающего ему в данный момент помощь). Предположим, у ребенка в детстве был «неприятный» случай общения с медицинским или социальным работником, в результате у него сформировалось представление о том, что все социальные работники ведут себя аналогичным образом.

 

13.Какие ошибки иррационального мышления могут быть типичными для клиентов социальных служб? Ряд типичных ошибок иррационального мышления: Все или ничего. «Если я потерпел неудачу в какой-либо важной задаче, а этого не должно было случиться, то я полный неудачник». Скачок к заключениям и негативная непоследовательность. Меня считают угрюмым неудачником и будут смотреть на меня как на некомпетентного человека. Концентрация на негативных чувствах. Так как я не могу, терпеть, когда что-то не получается, я не могу видеть ничего хорошего в своей жизни.

Исключение положительных чувств. Когда меня хвалят за что-то хорошее, то этим только оказывают мне любезность. Всегда и никогда. Так как условия жизни сейчас столь плохи и неустойчивы, то они всегда останутся такими, и я никогда не буду счастлив. Принижение. Моя успешная попытка в этой игре была удачей и не имеет значения. Но ошибка, которую я допустил, была вообще непростительной. Присвоение ярлыков и чрезмерное обобщение. Так как я не должен терпеть поражение в важных делах, то я никудышный игрок и неудачник. Персонализация. Если я действую гораздо хуже, чем должен действовать, и это вызывает насмешки, то я уверен, что смеются только надо мной, и это ужасно! Ожидание наказания. Когда я делаю что-либо не так, как следует это делать, а меня по-прежнему поощряют и принимают, я чувствую себя настоящим обманщиком. Безупречность. Я понимаю, что я сделал что-то довольно хорошо, но я должен решать задачи, подобные этой, безупречно хорошо, поэтому на самом деле я некомпетентный.

14.Перечислите бихевиоральные методы, адекватные для целей социальной работы: Положительное подкрепление, привязывание, формирование

Таблица 1. «Факторы социализации»

Факторы социализации Психологические механизмы социализации Значение на каждом возрастном этапе
  Биологические Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.   Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. В это время и в последующие примерно два года психика ребёнка чрезвычайно чувствительна к нарушениям гармоничных отношений с матерью или человеком, её заменяющим. Как было выяснено во многих наблюдениях за развитием детей и в специальных опытах на обезьянах, нарушение этой гармонии (хотя бы длительное отсутствие того взрослого человека, к которому произошёл “импринтинг”, попытки резкой замены такого человека другим воспитателем именно в это время и тому подобное) вызывает труднообратимые или даже необратимые нарушения в психическом развитии ребёнка, сказывающиеся и во взрослом состоянии. Это могут быть психологические трудности в общении с другими людьми, “нелюдимость”, повышенная агрессивность.
Психологические Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др.  
  Социальные   Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами. Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта. Идентификация (отождествление) — процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.     Первичная социализация (до 6 лет), происходящая преимущественно в семье, основана на предсознательных программах, которые у талантливого новорожденного более совершенны, чем у обычного человека. Восприятие предметного мира, языка и речи, участие в ролевой деятельности являются сигналами, развивающими механизмы предсознания в сознание, вспособности к музыке, математике, физическому труду и соответствующим моделям ролей. Вторичнаясоциализация (до 23-25 лет), происходящая в системе образования, направлена насовершенствование возникшего сознания, ценностных ориентаций, ролевых моделей в более сложные, профессиональные, взаимосвязанные ориентации действий, а также роли и действия: юноши и девушки, студента и спортсмена, любящего и любимого и т. п. Третичная социализация — это социализация взрослого, образованного, получившего профессию человека. В это время формируется ментальность и ценностные ориентации, статусы и роли, навыки поведения мужчины и женщины, мужа или жены, отца и матери, работника и гражданина, патриота и интернационалиста и т. п.  

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: