Причины:
· Наличие такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь общими усилиями этих двух наук.
· Все общественные закономерности (социология) проявляются только через деятельность людей (психология).
· В ситуации совместной деятельности возникают особые типы связи между ними: общение и взаимодействие – анализ их невозможен вне системы психологических знаний.
· Исторически социальная психология развивалась одновременно как в социологических, так и в психологических отраслях.
=> Такое положение СП создает трудности в выявлении как ее предмета, так и круга ее проблем.
3. Репрезентативность показывает, насколько успешно реальный эксперимент представляет эксперимент идеальный, безупречный.
4. Валидность инструмента – его способность измерять именно те характеристики объекта, которые он должен измерять.
5. Устойчивость информации (достоверность) – ее качество быть однозначной, т.е. при получении ее в разных ситуациях, она должна быть идентичной.
Способы проверки на устойчивость информации: - Повторное измерение, измерение одного и того же свойства разными наблюдателями.
6. Точность – степень приближения результатов измерения к истинному значению измеряемой величины. Определяется чувствительностью инструмента.
Мера допустимой точности:
Допустимая мера точности определяется получением качественных результатов.
7. Особенности человека как источника информации:
· Необходимость понять вопрос, инструкцию и все, что требуется от человека;
· Очень большие различия в количестве обладаемой информации;
· Индивидуальные различия в развитии памяти;
· Наличие или отсутствие желания принимать участие в исследовании.
|
8. Самый распространенный и самый критикуемый метод. Основное направление критики: основное направление критических замечаний – сомнения в достоверности получаемой информации.
Выражаются сомнения к доверию к полученной информации, т.к. информация получается по существу из самоотчета, или самоанализа, испытуемых. А результаты самоанализа ни доказать, ни опровергнуть нельзя.
9. экологическая валидность лабораторного эксперимента. Т.е. возможность распространения полученных данных на реальную жизнь.
10. основные характеристики больших групп:
· Специфические регуляторы социального поведения (нравы, традиции, обычаи)
· Образ жизни группы (специфические регуляторы поведения, особенности жизненной позиции)
· Наличие специфического языка (в том числе и профессиональный)
11. количественные пределы малых групп: здесь являются принципиальными. Нижняя граница – 2-3 человека. За верхний предел малой группы принимается реально существующий размер исследуемой группы, продиктованный потребностями совместной групповой деятельности.
12.
*.Формальная группа характеризуется четко заданными позициями всех членов группы, распределением ролей, наличием системы подчинения.
*.Неформальная группа. Характерны стихийность возникновения, отсутствие заданности ролей и системы подчинения. Может возникнуть внутри формальной группы или вне ее.
*.Референтная группа – реальная или воображаемая социальная общность, на нормы, ценности и мнения которой индивид ориентируется в своем поведении. Идеальная для данного индивида группа (т.е. «именно так должно быть»).
|
13. Какая идея лежит в основе социометрического направления исследования малых групп: Связано с именем Джекоба Морена. Он выдвинул идею, что психологическое благополучие личности определяется ее местом в системе межличностных отношений. Для выявления скрытой от внешнего наблюдения структуры межличностных отношений в группе он разработал метод социометрии.
14.социологическое направление исследования малых групп, основные причины повышения эффективности деятельности групп:Связано с именем Элтона Мейо. Проводил Хоторнский эксперимент с 1924 по 1936.Цель эксперимента: решить вопрос о том, как повысить производительность труда сборщиц ролле. Мейо считал, что результаты обусловлены самим фактом участия работниц в эксперименте (осознание важности происходящего, внимание к себе). Появление чувства социабельности. Другая причина – выявление в рабочих бригадах, наряду с формальной, еще и неформальной структуры, оказывая влияние на которую можно повысить производительность.
15. Школа групповой динамикиК.Левина.основная проблематика исследования малых групп в рамках данного направления:
Курт Левин. Выдвинул теоретическую идею, суть которой в том, что законы социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил, детерминирующих его.
Основная проблематика в изучаемом направлении:
1. Определение природы малых групп
2. Условия их формирования
3. Условия эффективного функционирования малых групп
4. Нормы отношений в группах (в том числе групповая сплоченность)
|
5. Проблема лидерства в группах
6. Проблема внутригрупповых конфликтов
7. Способы принятия групповых решений и др.
16. Общение:
· Это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
17. Общественные отношения строятся на основе определенного положения каждого индивида в системе общества. Межличностные отношения складываются на основе определённых чувств людей по отношению друг к другу.
18. Коммуникативная функция общения предусматривает то, что люди в ходе совместной деятельности обмениваются различными представлениями, идеями, чувствами, настроениями и пр. Это и есть информация человеческой коммуникации, в ходе которой она не просто передается, но и формируется, уточняется, развивается.
19. Средства коммуникации. Передача любой информации возможна лишь посредствам знаковых систем, которые классифицируются на:
· вербальную
· невербальную
Невербальные знаковые системы:
1. кинесика (жесты, мимика)
2. паралингвистические и экстралингвистические средства
3. проксемика (использование пространства)
4. визуальный контакт
20. Интерактивная функция общения – это условный термин, характеризующий те компоненты общения, которые связаны с непосредственной организацией совместной деятельности людей.
Виды взаимодействия
1) кооперация (виды взаимодействия, которые способствуют организации совместной деятельности)
2) конкуренция (виды взаимодействия, которые препятствуют организации совместной деятельности)
22. Перцептивная функция общения: процесс восприятия одним человеком другого.(понимание целей, мотивов, установок партнера; установление особых эмоциональных отношений близости – привязанность, дружба, симпатия, любовь)
23. Идентификация – уподобление себя другому человеку.
24. Рефлексия – осознание индивидом того, как его воспринимает партнер по общению.
25. Эмпатия – умение понятие эмоциональное состояние другого человека.